Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы информационного права.





ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

К общеправовым принципам относят:

1. Принцип законности;

2. Приоритетности прав личности;

3. Принцип единства прав и обязанностей;

4. Принцип неотвратимости и ответственности.

 

Специальные принципы информационного права ФЗ ст.3

1. Принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом:

Право человека на информацию это одно из субъективных прав, закрепленных в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22.11.91 года и в Конституции РФ (ч. 4 ст. 29), а так же в ином законодательстве: ФЗ «О СМИ» и др.

В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указывается, что права и свободы могут быть ограничены Федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, свобода поиска, получения, распространения, производства информации не абсолютна, и может быть ограничена в целях защиты личности, общества, государства.

Свобода поиска информации – возможность обращения к кому-либо с просьбой о предоставлении определенной информации законным способом.

Свобода получения информации – возможность стать ее обладателем на законных основаниях.

Свобода передачи и распространения информации – возможность доведения информации до неограниченного круга лиц.

Свобода производства информации связана со свободой творчества и означает возможность создания в результате творческих усилий нового информационного ресурса, нового информационного продукта. Примером является ст. 1270 ГК. В ней представлении целый ряд действий. Незаконными способами производства, поиска, распространения, передачи, получения информации являются те, которые нарушают авторские права.

2. Принцип установления ограничений доступа к информации только Федеральными законами:

Данный принцип основан на ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе принимать свои нормативные акты, ограничивающие право на доступ к информации. Данный принцип является гарантией соблюдения прав и свобод различных субъектов. Таким образом, случаи возможного ограничения доступа к информации должны быть оговорены в ФЗ и этот перечень не подлежит расширительному толкованию.

3. Принцип открытости информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, предусмотренных ФЗ:

Это принцип направлен на обеспечение прозрачности работы государственных органов и открытого доступа общественности, кроме случаев, установленных законом. Данный принцип детализирован, например, в ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».

4. Принцип равноправия языков народов РФ при создании информационных систем и их эксплуатации:

Закреплен данный принцип в ст. 19 Конституции РФ. В ст. 68 Конституции РФ определен государственный язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. Таким образом, РФ гарантирует каждому право на использование родного языка, свободный выбор общения, обращения, обучения и творчества.

5. Принцип обеспечения безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации:

Доктрина информационной безопасности РФ (09.09.2000 года), Концепция национальной безопасности РФ (17.12.1997 года).

Национальная безопасность РФ зависит от информационной безопасности, и с развитием информационной сферы уровень опасности так же будет возрастать.

6. Принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления:

Качественная информация характеризуется своевременностью, достоверностью, полнотой и доступностью. Принцип достоверности и своевременности информации направлен на обеспечение физических лиц и организаций качественной информацией.

7. Принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия:

Закрепляется данный принцип в ст.ст. 23, 24 Конституции РФ. Этот принцип противостоит принципу свободы поиска, получения, передачи, производства, распространения информации. Неприкосновенность, конфиденциальность частной жизни защищены нормами уголовного, административного, дисциплинарного, гражданского законодательства.

Нарушение данного принципа может быть обжаловано в судебном порядке. Но запрет сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия не имеет абсолютного характера и может быть ограничен в силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Распространение информации допускается в связи с проведением расследования и проведением судебного разбирательства. При этом иным лицам информация без согласия лица не может быть предоставлена.

8. Принцип недопустимости установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлены ФЗ

Принцип основан на ст. 8 Конституции РФ, гарантирующая единство экономического пространства и т.д., а так же на ч. 1 ст. 44 Конституции РФ. Как пример, ст. 1 ФЗ «О СМИ».

 

11. Юридическая ответственность за информационные правонарушения.
ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

ст 17. 1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере, предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (включая материальную), административная ответственность, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Но их практическое применение довольно слабое, отсутствуют конкретные механизмы применения и соблюдения законодательства на практике, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация действий правоохранительных органов по осуществлению своих обязанностей и прав в информационной сфере.

Юридическая ответственность за нарушения законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере, имеет ряд специфических особенностей:

- Правонарушения, подпадающие под применение тех либо иных мер воздействия на совершившего их субъекта, всегда связа­ны с информацией;

- Правонарушения можно рассматривать в качестве информа­ционно-правовых, если их связь с информацией является не только непосредственной, но и опосредованной наличием ее материального носителя.

Государственное принуждение осуществляется путем применения к нарушителю различных мер воздействия. От характера этих мер и характера последствий их применения зависит отраслевая принадлежность юридической ответственности в информационной сфере. Среди них можно выделить следующие:

1. Гражданско-правовая ответственность отличается имущественным характером принудительных мер воздействия на правонарушителя. Это меры, связанные с возмещением убытков, взысканием неустойки и компенсацией морального вреда. Имущественные издержки нарушителя, являющиеся следствием применения данных мер, должны компенсировать или, говоря другими словами, эквивалентно восполнить имущественную сферу потерпевшего. Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в общем плане в информационном законодательстве и в Гражданском кодексе РФ.

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения в информационной сфере подразделяется на договорную и внедоговорную.

Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, которым предусмотрены санкции, прямо не обеспеченные нормами действующего законодательства.

Внедоговорная (деликтная) ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с неисполнением нарушителем договорных обязательств, Примером деликтной ответственности будут являться меры по возмещению вреда, причиненного, вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), предусмотренные ст. 1095 ГК РФ.

2. Административной ответственности подлежит лицо, совершившее административное правонарушение. В информационной сфере действующим законодательством предусмотрен значительный перечень мер административного характера, применяемых к правонарушителям.

Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией, определены Кодексом об административный правонарушениях РФ в отношении нарушения установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11), нарушения правил защиты информации (ст. 13.12), незаконной деятельности в области защиты информации (ст. 13.13), разглашения информации с ограниченным доступом (ст. 13.14), злоупотребления свободной массовой информации (ст. 13.15) и иные.

3. Уголовная ответственность относится к одному из видов юридической ответственности и является по своему содержанию наиболее строгим из них. Уголовная ответственность возлагается только за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством.

Уголовно-правовые санкции, связанные с информацией прямо или опосредованно, установлены в Уголовном кодексе РФ в отношении таких деяний, как клевета (ст. 129), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140), заведомо ложная реклама (ст. 182), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273), и другие.

Date: 2016-07-22; view: 839; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию