Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мы рассмотрим эти элективные курсы в старшей школе.





Наличие права принятия учащимся ответственного этого решения – мощнейший педагогический кон ресурс. Сама возможность совершения такого выбора ставит ученика перед необходимостью принятия, но ответственного решения.

По замыслу идеологов реформы, и элективные курсы должны помочь в решении следующих, но задач:

a) Создание условий для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения и связанного с определенным видом профессиональной этойи деятельности.

На уроках по профильным и общеобразовательным предметам вынуждены ежечасно, но доводить до сведения ученика «новый материал» и времени на то, чтобы познакомить подростка, но со спецификой деятельности исследователя или организатора производства, историка или физика просто нет. Некогда повторять, но один и тот, же эксперимент, обсуждая - почему собственно он не получился; некогда сходить, и в архив. Одним словом, не было у ученика в учебном плане места для проб, но и ошибок. Этим местом могут и должны стать эти элективные курсы, это определенного, но вида. Этот вид элективных курсов Анатолий Каспржак [17] назвал кон «пробные».

Задачи курсов данного типа:

1. дать ученику возможность, но реализовать свой интерес к выбранному предмету;

2. уточнить готовность и способность ученика, но осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

3. создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам, но будущего профилирования.

Таким образом, подобные курсы являются прогностическими по отношению к профильным курсам повышенного уровня, их присутствие в ученическом учебном плане, повышает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный, но и успешный выбор профиля.

Аналогом пробных элективных курсов можно считать ту часть прежних факультативных курсов, программы которых были ориентированы на знакомство с видами деятельности, но характерными для человека, работающего в той или иной образовательной области. Разница состоит лишь в том, что факультативы изучались не всеми и после уроков, а элективные курсы для всех и являются они составной частью индивидуального, и учебного плана ученика.

Есть одно важное замечание. Ученик в частности не знает, почему ему не нравится тот или иной предмет, в чем причина его неуспехов в физике, но или литературе. Для такого ученика «пробные» курсы тоже, и очень важны. Вероятно, что занятия ученика на подобном курсе изменят его отношение к одноименному, но и базовому предмету.

Следует привести несколько возможных примеров, и таких курсов. В естественных науках это курсы, связанные с практическим экспериментированием; математике - в гуманитарных областях - работа с архивными документами, оригинальными текстами; лингвистике – аспектным, но переводом.

b) Вторая задача – помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области, но для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных.

Например, ученик решил, что он должен осваивать, и программу математического класса. Но кем он будет – учителем, экономистом или ученым в этой области, он пока не решил. Для подобного решения у него нет пока оснований, и конечно реального опыта. В решении этой проблемы также могут помочь элективные курсы, но несколько другие, чем те, о которых мы говорили выше. Элективные курсы данного вида Анатолий Каспржак назвал «ориентационными».

Программы этих курсов должны иметь больше «свободы», учитель должен будет менять программу, реагируя на интерес данной группы, и учеников, каждого в отдельности. Написал ученик удачное эссе, сочинил стихотворение, принес в класс модель вечного двигателя и учитель обязан остановиться, выслушать, обсудить.

Ясно, что такая «ситуативная» образовательная технология не слишком близка российскому, и учителю. Гораздо легче начинать урок, зная, чем его надо закончить. Но осваивать подобный способ работы надо, если учитель хочет помочь старшекласснику, а не только получить аттестат, но и найти свое место в жизни.

Ориентационные курсы могут быть решены как коллективное выполнение проекта, которое интегрирует, во-первых, несколько видов деятельности, а, во-вторых, содержание, но нескольких наук. Преимущество такого подхода очевидно: и результат деятельности учеников «ощутим», и условия при которых каждый школьник может «найти свое место» создаются, и время экономится.

Задачи курсов данного типа:

1. создать базу для ориентации, и учеников в мире современных профессий;

2. познакомить учеников на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее, но распространенным профессиям;

3. поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной, и специализации.

Таким образом, данные курсы имеют характер и направленность, аналогичные элективным курсам в системе профильного обучения 10-11-х классов.

Программы курсов предполагают выход за рамки традиционных, но учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных, но профессиональных сферах.

 

c) Третья задача – удовлетворение естественного любопытства ученика к какой-то области знаний, которая не представлена в традиционном, но учебном плане.

Например, что у школы есть возможность предложить старшеклассникам учебный курс «Шедевры мирового кинематографа», «Основы производственного дизайна» или «История делового костюма». Трудно предположить, что большая часть старшеклассников, прослушав такие курсы, станут кинокритиками, дизайнерами или модельерами. Но, трудно себе представить, что старшеклассники не захотят посещать эти, но общекультурные курсы. Есть же в учебных планах английских школ предмет, который называется «Театр». Более того, известно, что пользуется он, и большим спросом. Такого рода курсы обязательно должны присутствовать в учебных планах старшей, но профильной школы.

d) В школах, которые традиционно реализовывали, но учебные программы, существенно превышающие по объему содержательных единиц стандарт профильного уровня (элитные школы с углубленным изучением иностранного языка, математики и т.д.), элективные курсы, вероятнее всего, будут использоваться на прохождение дополнительных разделов, и учебного предмета. То есть, на элективных курсах данного вида будет решаться задача углубления, расширения. Эти элективные курсы будем называть углубляющими.

На сегодняшний день, проекты стандартов общего (полного) среднего образования, задают только два уровня освоения школьниками учебного материала – базовый, но и профильный. Вместе с тем, структура Единого государственного экзамена состоит из трех, и ступеней. Да и школы, на самом деле, можно разделить на те, которые предлагают несколько увеличить аудиторную нагрузку, но на предметы той или иной образовательной области, и те, которые делают в своей образовательной программе «ставку» на 1-3 предмета, что происходит за счет какого-то элемента (предмета, образовательной области) учебного плана. То есть, фактически предлагается ученику учебный материал, но на четырех уровнях:

1. «Непрофильном»- уровень знаний учащихся должен соответствовать, но минимуму;

2. «Базовому» - знания, умения и навыки учащихся определяются содержанием учебников (программ), предложенный МО РФ для общеобразовательных, и школ;

3. «Профильному»- рассчитанному на то, что ученик, обучаясь на этом уровне, освоит набор “содержательных единиц” какой-то предметной, но области соответствующий требованиям стандарта профильного уровня, набор умений, который выпускник приобретет, позволит ему успешно сдать, и ЕГЭ профильного уровня.

4. «Углубленному» - За счет максимально возможного сокращения учебного времени, но и отведенного на изучение практически всех предметов, ученику предоставляется возможность освоить учебный материал, значительно превышающий, как требования государственного стандарта и базового и профильного уровня.

Подобное разделение «профильных» и дом и «углубленных» курсов дает возможность сделать весьма существенное кони замечание.

Следует обратить внимание, что учителя на то, что обучение в «профильном» классе существенно отличается от имеющейся в отечественной практике опыта работы с мотивированными, отобранными, способными к изучению того или иного учебного предмета старшеклассниками. В рамках профильного обучения, лишь даем ученику возможность, достичь определенных стандартом практических и интеллектуальных умений на том учебном материале, который ему «ближе». В классах же «углубленного» уровня, весь ресурс учебного времени (в том числе и время, отведенное на элективные курсы) тратит на подготовку выпускника школы к продолжению учебы в уже избранной образовательной области. Именно этот факт и предъявляет определенный набор требований к содержанию «углубляющих» элективных курсов.

Подчеркнем такое замечание, когда ученики выбирают подобный курс, руководству школы, учителю следует оценить реально свои силы, и конечно уровень их подготовки. Завышение «планки» может привести к прямо другому эффекту относительно запланированного.

В заключение хотелось обратить внимание на то, что выше приведенное деление элективных курсов на виды весьма условно. Вероятно, в какой-то школе могут появиться коррекционные курсы (для учеников, изменивших профиль в ходе обучения) или, например, ориентированные на подготовку к обучению в вузе с которым школа связана договором, да и задачи, решаемые элективными курсами, на практике будут пересекаться. Но, при составлении школой учебного плана, определении необходимого набора курсов (создания «поля выбора»), без понимания того – кому, какой и зачем элективный курс может быть нужен, без этого условного деления обойтись не удастся.

Date: 2016-07-22; view: 554; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию