Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Авторское право в рекламной деятельности
Закон «Об авторском праве и смежных нравах» (№ 5351 - 1) был принят в 1993 году и действует с 19 июля 1995 года в повой редакции (№ 110-ФЗ). В этом законе реклама не упоминается, однако рекламистам при производстве и размещении рекламы следует руководствоваться его положениями и соблюдать права авторов и исполнителей. Авторское право на произведение наступает в силу факта его создания, для его возникновения не требуется регистрация произведения или иное специальное оформление. Обладатель исключительных авторских нрав может использовать для оповещения о своих нравах знак охраны © (ст. 9). Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, которые находятся в какой-либо объективной форме, независимо от гражданства авторов и их правопреемников (ст. 5). Объективные формы произведения: письменная, устная, звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т. п.), изображение (рисунок, картина, план, кино-, теле-, видео-, фотокадр и т. п.), объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т. п.) и др. (ст. 6). Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения и способа его выражения. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (ст. 6). Объектами авторского нрава (ст. 7) являются: • литературные произведения (включая программы для ЭВМ); • музыкально-драматические, драматические, сценарные произведения; • музыкальные произведения с текстом или без текста; • хореографические произведения; • произведения живописи, скульптуры, архитектуры; • фотографические произведения и т. д. Объектами авторского права (ст. 8) не являются: • официальные документы (законы, судебные решения и т. д.); • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и т. д.); • произведения народного творчества; • сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом нескольких лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (ст. 10). Если часть произведения может быть использована независимо от других частей этого произведения, то она признается имеющей самостоятельное значение. Соавтор, создавший имеющую самостоятельное значение часть произведения, имеет право ее использовать по своему усмотрению, если иное не предусмотрено в соглашении между соавторами. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные права (ст.15): • право признаваться автором произведения (право авторства); • право использовать пли разрешать использовать произведение под именем автора, под псевдонимом или анонимно (право на имя); • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение, включая право на отзыв (право на обнародование); • право на защиту произведения от искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации). Автору принадлежат также имущественные права, т. е. исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (ст. 16). Автор имеет право осуществлять или разрешать следующие действия: • воспроизводить произведение (право на воспроизведение); • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д. (право на распространение); • публично показывать произведение (право на показ); • публично исполнять произведение (право на исполнение); • сообщать произведение (право на передачу в эфир и но кабелю); • переводить произведение (право на перевод); • переделывать, аранжировать... произведение (право на переработку). Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю, если иное не предусмотрено в договоре между ним и автором. Размер и порядок оплаты авторского вознаграждения за использование служебного произведения устанавливаются договором между автором и работодателем (ст. 14). Автор служебного произведения не имеет права отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв). Авторский договор должен предусматривать (ст. 31): • способы использования произведения; • срок и территории, на которые передается право; • размер (порядок его определения) вознаграждения, порядок и сроки его выплаты; • другие условия, которые стороны сочтут существенными. Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, за исключением случаев, предусмотренных ст. 27. Если произведение впервые выпущено в свет после смерти автора, то право автора действует в течение 50 лет после его выпуска. По истечении указанных сроков произведение переходит в общественное достояние и может свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должны соблюдаться нрава авторства, права на имя и защиту репутации (ст. 28). Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания (ст. 36). Производители фонограмм и организации вещания осуществляют свои Ирана в пределах нрав по договору с исполнителем и автором. Исполнителю в отношении его исполнения или постановки принадлежат исключительные права: право на имя, право па защиту исполнителя от всякого искажения, право на использование исполнения в любой форме (ст. 37). Смежные права действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки (ст. 43). За нарушение авторских прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. При этом контрафактными признаются экземпляры произведения, изготовление или распространение которых нарушает авторские и смежные права (ст. 48). Обладатели исключительных авторских и смежных прав могут требовать от нарушителя (ст. 49); • признания прав; • восстановления существовавшего до нарушения нрава положения; • возмещения убытков, включая упущенную выгоду; • взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения прав, вместо возмещения убытков; • выплаты компенсации от 10 до 50 тыс. МРОТ вместо возмещения убытков или взыскания дохода; • принятия иных предусмотренных законодательством мер. Закон «Об авторском праве» необходимо строго соблюдать при изготовлении рекламной продукции: при использовании музыкальных произведений, отрывков из кинофильмов, образов киногероев, мультипликационных героев, литературных и художественных образов и т. д. необходимо получить разрешение у владельцев авторских прав на эти произведения и образы, а также выплатить им авторское вознаграждение. Помимо прочего, очень важный элемент при изготовлении рекламы — договоры с исполнителями — артистами, моделями, с теми, кто становится «лицом» товара в рекламных роликах и печатной рекламе. В этих договорах важно четко оговаривать следующее: территорию, на которой может экспонироваться рекламное произведение, сроки его экспонирования, в каких видах рекламы может быть использован образ этого человека (например, только в печатной или в разных видах рекламы) и т. д. В зависимости от того, как широко это обозначено в договоре, может существенно варьироваться сумма, выплаченная исполнителю. Плохо составленный договор или несоблюдение этих условий в практике рекламной деятельности часто приводит к спорам сторон. Другой момент — в контракте должно быть оговорено, имеет ли право исполнитель роли в одной рекламе участвовать в другой. Как правило, рекламодатель требует от исполнителя эксклюзивности его образа для рекламы своей продукции. Потому что в России ввиду неопытности производителей рекламы часто случается. что один и тот же человек может оказаться лицом прямых конкурентов. Понятно, что это совершенно недопустимо. Например, серьезный конфликт разгорелся в 1999 году между The Coca-Cola Company и PepsiCo из-за известного российского футболиста Сергея Семака. В 1998 году The Coca-Cola Company стала спонсором футбольной сборной России. А PepsiCo в свою очередь в 1999 году — спонсором московского клуба ЦСКА. 1 июня того же года на улицах Москвы появилась наружная реклама, а на центральных телеканалах — ролики, в которых один из лучших футболистов ЦСКА Сергей Семак в полосатой майке «Команды Pepsi» рассказывал о достоинствах пепси-колы. Проблема заключалась в том, что одновременно Сергей Семак был и членом сборной России по футболу, а контракт между The Coca-Cola Company и Российским футбольным союзом — общественной организацией, которой «принадлежит» сборная России, — запрещал игрокам сборной рекламировать «другие прохладительные напитки», т. е. и Pepsi. The Coca-Cola Company выразила недовольство действиями как Сергея Сема-ка, так и своего прямого конкурента, но, несмотря на протесты, рекламная кампания с участием Семака была проведена до конца. В договоре между производителем рекламной продукции и ее заказчиком также важно оговорить (и от этого существенно зависит общая стоимость договора), кто будет владеть правами на данное произведение рекламною творчества. Иногда даже оговаривается владение архивом съемок, ведь для производства ролика снимается значительно больше материала, чем используется потом при монтаже. Если архив рекламодатель покупает, то это должно быть оговорено в контракте, или по умолчанию архивом владеет рскламопроизводитель. К сожалению, в мировой практике рекламной деятельности существуют недобросовестные заказчики. Они делают заказ агентству на создание какого-либо вида рекламы (сценария ролика, идеи плаката), в ходе работы над ним отказываются от заказа, а через какое-то время оказывается, что они либо сами использовали эту идею, либо поручили реализовать ее другому агентству (обычно за меньшие деньги). То же относится и к презентациям концепций, которые агентство делает для клиента во время тендера. Эта проблема актуальна во всем мире, но создатели рекламы пока не придумали универсального способа борьбы с такого рода «пиратством». Во многом это связано с тем, что сроки подачи рекламного предложения ограничены, а процесс получения патента (копирайта) на идею растягивается на более длительный срок, т. е. рекламопроизводитель просто не успевает зарегистрировать авторские нрава на свое произведение. В России АКАР предложила идею депозитария: любой творец одновременно с презентацией своей идеи заказчику может положить свои разработки в конверт, запечатать его и послать заказным письмом в АКАР. Этот конверт хранится в сейфе для членов АКАР бесплатно, для остальных — за небольшую плату. И если возникает конфликт между РА и клиентом, то для Арбитражного суда дата отправки конверта является подтверждением приоритета создателя рекламы.
|