Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 1. Физическое мышление, его структура.





Литература.

1. Вернер Гейзенберг «Физика и философия» ( Перевод с немецкого И. А. Акчурина и Э. П. Андреева)

2. Вернер Гейзенберг «Шаги за горизонт» (Общ. ред. и вступ. ст. Н. Ф. Овчинникова.)

3. А. Эйнштейн, Л. Инфельд «Эволюция физики» (Перевод с английского и послесловие С. Г. Суворова)

4. Г. Вейль «Математическое мышление» (Перевод Данилова Ю.А.)

5. И. Ньютон «Математические начала натуральной философии»

6. В. А. Лекторский «Научное и вненаучное мышление: скользящие границы» (статья)

7. П. С. Кудрявцев «История физики» (в трех томах)

Аннотация.

Данный проект посвящен роли мышления в физике, также истории и структуре физического мышления. В работе будет уделено внимание также взаимоотношению веры и физики и роли математики в физическом мышлении.

Введение.

Человек добывал знания об окружающем его мире в суровой борьбе за существование. В этой борьбе обособились от животного мира его далекие предки, развились его руки и интеллект. От случайных и неосознанных применений палок и камней для защиты и добывания пищи он перешел к изготовлению орудий, сначала в виде грубо и примитивно обработанных кусков камня, затем к все более совершенным каменным орудиям, к луку и стрелам, рыболовным снастям, охотничьим ловушкам — этим первым программирующим устройствам. В этой занявшей тысячи и тысячи лет эволюции формировалось сознание человека, развивалась речь, накапливались знания и представления о мире, возникли первые антропоморфные объяснения окружающих явлений, остатки которых сохранились и в нашем языке.

Важнейший и, пожалуй, главный инструмент этой эволюции это мышление.

Мышление — это познавательная деятельность человека. Продуктом или результатом мышления является мысль(понятие, смысл, идея). Мышление противопоставляют "низшим" способам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны в т.ч. и животным. Мышление изучается почти всеми существующими научными дисциплинами, являясь в то же время объектом исследования ряда философских дисциплин — логики, гносеологии, диалектики. Учеными выделяются несколько типов мышления, классификация типов мышления они проводят по разным признакам. Поэтому мы, вполне по праву, можем классифицировать мышление по тем направлениям человеческой деятельности, которое используют мышление, как эффективный инструмент. Одна из таких областей деятельности человека это наука.

В известной нам учебной литературе принято считать, что наука, в современном понимании, началась формироваться в Греции. В Древней Греции человеческий разум впервые осознал свою силу и люди стали заниматься наукой не только потому, что это нужно, но и потому, что это интересно, ощутили «радость познания», по выражению Аристотеля Первые ученые стали называться философами, т. е. «любителями мудрости», и в греческом обществе возникла потребность в учителях мудрости, для удовлетворения которой появилась профессия ученого и учителя.

С развитием науки стало формироваться специфичное научное мышление.

А в дальнейшем, с накоплением научных знаний, можно дальше уточнить мышление в границах отдельных наук. Мы рассмотрим мышление в границах такой науки, как физика.

Наша задача состоит в том, чтобы охарактеризовать такое мышление, выделить его среди прочих, показать его структуру, рассказать о его историческом развитии.

 

Часть 1. Физическое мышление, его структура.

Научное мышление.

Что такое научное мышление? На это вопрос, можно отвечать, по меньшей мере, двояко. Принято делить науки на естественные и гуманитарные, и приемы мышления в них отличаются. Мы остановимся на мышлении в естественных науках.

Научное мышление – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе.

Научное мышление принято считать творческим и наделять соответствующими атрибутами. У научного мышления есть и еще одна особенность, придающая ему творческий характер. Оно, как правило, направлено на объяснение изучаемых учеными явлений, которое является одной из основных целей и главных функций научного познания. А объяснения представляют собой обобщения, выработанные объяснительные схемы.

Мышление — это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Пытливость — существенный признак мыслящего человека. Переход от ощущения к мысли имеет свое объективное основание в раздвоении объекта познания на внутреннее и внешнее, сущность и ее проявление, на отдельное и общее. Ведь построить здание научного знания из одних чувственных ощущений и представлений и их комбинации, как это пытается сделать сенсуализм, нет никакой возможности: все чувственные восприятия, несмотря на их красочность и жизненную сочность, крайне бедны содержанием: они не проникают в суть дела.

Главный результат научного мышления — это прежде всего закон, существенные свойства и отношения, а они не существуют внешним образом как отдельный предмет, они не воспринимаемы непосредственно. Внешние стороны вещей, явления отражаются, прежде всего и главным образом с помощью живого созерцания, эмпирического познания, а сущность, общее в вещах — с помощью понятий, логического мышления. В мышлении, в понятиях уже отсутствует непосредственная связь с вещами. Мы можем понимать и то, что не в состоянии воспринимать.

 

Научное мышление – это также мышление логическое т.е. подчиненное правилам, принципам и законам, по которым мысль движется к истине, от одной истины к другой, более глубокой. Правила, законы мышления составляют содержание логики как науки. Эти правила и законы не есть нечто имманентно присущее самому мышлению. Логические законы — это обобщенное отражение объективных отношений вещей на основе практики. Степень совершенства человеческого мышления определяется мерой соответствия его содержания содержанию объективной реальности. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практических действий и всей системой духовной культуры. Реальный процесс мышления разворачивается не только в голове отдельной личности, но и в лоне всей истории культуры. Логичность мысли, при достоверности исходных положений является в известной мере гарантией не только ее правильности, но и истинности. В этом заключена познавательная сила научного мышления.

Как выше уже было отмечено, мы можем уточнить мышление, вплоть до границ определенной науки, например, физики. Итак, что же такое физическое мышление?

Date: 2016-07-22; view: 639; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию