Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Можно предложить следующую периодизацию истории туризма и управления им.





1. Предыстория туризма (от древности до нач. XIX в.) – время не управляемого специально перемещения людей, имеющих определенные цели путешествий.

2. Индустриальный период (от нач. XIX в. до сер. XX в.) – время начала массовых путешествий с целью получения удовольствия, и появления специальных органов управления туризмом.

3. Современный период – превращение туризма в одну из самых развивающихся и значительных экономических отраслей.

1.2. Предыстория туризма. Включает следующие этапы развития туризма:

♦ древний (античный) ту­ризм, когда основными мотивами путешествий были: торговля, об­разование, паломничество, лечение, спортивные соревнования;

♦ туризм средних веков, когда основными мотивами путешествий были: рели­гиозный туризм, образование, аристократические отношения;

♦ туризм нового времени, когда основные тенденции отдыха определила про­мышленная революция, увеличившая массив рабочего времени и впер­вые поставившая вопросы о необходимости рекреации рабочих и слу­жащих.

1.2.1. В развитии менеджмента этот древний период был самым длительным – начиная с IX–VII тысячелетия до н.э. и примерно до XVIII в. Преж­де чем управление выделилось в самостоятельную область зна­ний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт в этой сфере.

Первые (самые простые, зачаточные) формы упорядочения и организации совместного труда существовали уже на стадии перво­бытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли руководящее начало всех ви­дов деятельности того периода.

Примерно около IX–VII тысячелетия до н.э. в ряде мест Ближне­го Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения про­дуктов – их производству (производящей экономике). Этот период и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накопле­нии людьми определенных знаний в области управления.

К III–II тысячелетию до н.э. относится первая управленческая революция: превращение касты священников в касту религиоз­ных функционеров, т.е. менеджеров.

Вторая революция в области менеджмента связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Ее суть заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении формальной системы организации и регулирова­ния отношений людей, наконец, в зарождении основ лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения.

Достижения Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.) – строи­тельство, разработка технически сложных проектов, эффективные методы управления и контроля качества продукции – характери­зуют третью управленческую революцию. Если первая была ре­лигиозно-коммерческой, вторая – светско-административной, то третья – производственно-строительной.

Применительно к туризму самым древним путешествием следу­ет считать морскую экспедицию (1501 – 1484 гг. до н.э.) в знамени­тую страну благовоний – Пунт. Его организовала царица древнего Египта Хатшепсут[5].

За 2000 лет до н.э. египтянин Синухит предпринял путеше­ствие в страну Эдем, т.е. на Восток, описав его на папирусе под названием «Приключения Синухита».

В VI в. до н.э. египетский фараон Нехао организовал знамени­тое трехлетнее путешествие вокруг Африки.

Древние греки путешествовали еще в VIII в. до н.э. Они при­нимали участие в античных олимпиадах в качестве зрителей или участников. Но даже в те времена данный мотив путешествий являлся не единственным. Географ и историк Геродот путеше­ствовал в V в. до н.э. Он изучал обычаи и нравы своих современ­ников.

В период расцвета греческих городов-государств, в ходе разви­тия политических, экономических и культурных связей начинали складываться определенные традиции, способствовавшие возник­новению некоего подобия центров туризма. Так, древние греки, съезжавшиеся в Олимпию со всей Эллады в качестве зрителей или участников олимпийских игр, пользовались неприкосновен­ностью во время путешествия по территории соседних государств.

Римляне построили широкую сеть дорог, которые служили пер­воначально в военных целях и облегчали передвижение людей, менявших место проживания или пребывания. Древние римляне, особенно те, кто мог себе это позволить, предпочитали проводить горячие летние месяцы не в перенаселенном Риме, а за пределами города, в загородных домах. Это явление популярно и в настоя­щее время: многие люди имеют и пользуются загородными дома­ми, расположенными в живописной местности. Известно также, что для оздоровления римляне любили посещать курорты и теп­лые источники. Курорт Ст. Моритц в Швейцарии пользовался у них особой популярностью.

1.2.2. Туризм средних веков. Падение Римской империи привело к сокращению поездок и путешествий. В средние века путешествия были не только затруд­нительны, но и опасны. Кроме государственных служащих, купцов и студентов, совершающих свои поездки в рабочих целях, в средневековье мало кто решался пускаться в далекий путь, так как велика была опасность физической расправы или ограбления.

Когда сформировались определенные религиозные течения, появилась еще одна многочисленная категория путешественни­ков – пилигримы. Постепенно складывался закон гостеприимства для путешественников при поездках в чужеземные страны. При перемещении богатых путешественников за определенную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства передви­жения, охрана в пути, жилье и питание.

1.2.3. В период туризма нового времени в конце XVIII в. все больше стал проявляться феномен, кото­рый сейчас мы называем промышленной революцией.С ней прак­тически совпала четвертая революция в менеджменте. Этот про­цесс не только повлиял на экономику многих стран, но и лег в основу современного туризма.

Основной характеристикой этого периода стало увеличение численности населения Земли почти вдвое, что могло произойти только с индустриализацией экономики. Рост населения повлек за собой миграцию. Люди стали покидать свои места и уезжать в но­вые индустриальные города по очень простой причине: только в этих городах была возможность найти работу. Началось массо­вое строительство, и вместе с ним появился спрос на рабочих-строителей, а также на рабочую силу в совершенно новых облас­тях, на которые никогда не было спроса в сельской местности. Эффект от этих процессов прежде всего проявился в увеличении доли городского населения. Дети бывших мигрантов выросли в городе, и их уровень жизни стал более высоким, чем он мог бы быть в деревнях, откуда были родом их родители.

Молодые люди, получив образование, отправлялись в «вели­кий тур» (впервые документально зафиксирован в XVII в.), что­бы до вступления в профессиональную жизнь познакомиться с чужими культурами. «Великий тур» длился два-три года. Для англичан он начинался в Лондоне и заканчивался в Риме с обя­зательными остановками в городах Испании, Франции, Греции и Италии.

Индустриализация создала два новых сектора в обществе: а) городское население, ставшее основой рынка железнодорожных пассажиров и вместе с этим рынка популярных экскурсий; б) но­вые классы фондодержателей и финансистов – богатых людей, сфор­мировавших рынок путешествий и туризма.

1.3. Индустриальный период. Эпоха монополистического капитализма создала первые шко­лы бизнеса и систему профессионального обучения руководите­лей. С появлением класса профессиональных менеджеров и отде­лением его от класса капиталистов стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно счи­тать пятой революцией в управлении.

Одно из первых организованных туристских путешествий от­носят к 1841 г., когда английский предприниматель Томас Кук осуществил перевозку около 600 человек с целью прогулки по железной дороге. В 1845 г. им же было организовано путешествие в г. Ливерпуль с проведением там экскурсии. В 1847 г. Т. Кук организовал туристское общество, которое занималось тем, что продавало путевки для путешествий не только по Англии, но и за ее пределы. Считается, что Т. Кук был первым менеджером в об­ласти туризма. Лишь немногим молодым представителям дворян­ского сословия XVII и XVIII столетий присваивается статус тури­стов, так как наряду с мотивом получения образования начинает, наконец, играть важную роль и такой элемент, как удовольствие (знакомство с иноземными культурами).

Путешествия и туризм в XIX в. совершались в основном по железной дороге и на пароходах. Но не только эта, чисто техноло­гическая, причина способствовала росту количества путешествий. Более важным условием этого стали крупные проекты экономи­ческого развития в торговле и индустрии новых услуг. Сами же эти проекты становились реально осуществимыми как раз в связи с развитием транспорта.

Поступательное развитие железнодорожного транспорта спо­собствовало дальнейшей урбанизации населения. Большие горо­да разрастались, превращаясь в индустриальные мегаполисы.

В большинстве крупных городов сформировавшийся средний класс был занят в обслуживающих отраслях промышленности. Доходы этой многочисленной части населения все возрастали, и они уже могли себе позволить отдохнуть. Это было характерно для всего работающего населения. Возрастающие потребности и возмож­ности проведения досуга (спрос) рождали предложение – нача­лось формирование индустрии отдыха и развлечений.

Пока путешествия не стали очень распространенными и со­ставляющие их части еще не были объединены, туристских поез­док было мало и путешественники сами являлись организаторами своего отдыха (например, за переезд платили непосредственно в офис железнодорожной или мореплавательной компании). Но по­степенно оформилась потребность в некой организации, которая взяла бы на себя заботу о создании «туристского комплекса». Пона­чалу такие компании представлялись как агенты транспортных компаний. В то же время эволюция путешествий и развитие инду­стрии и коммерции подтолкнули туристских организаторов к осоз­нанию необходимости обеспечить размещение уже перевезенных путешественников в отелях.

Итак, именно все возрастающие человеческие потребности и воз­можности обусловили появление агентов-менеджеров по путеше­ствиям.Это же предопределило и возникновение туристских орга­низаторов. Большая часть населения, предъявляющая спрос на путешествия, теперь предпочитала доверить составление програм­мы своего путешествия туристскому организатору, т.е. менеджеру.

Эта новая практика позволяла расширять свою долю рынка и транспортным компаниям. Появились менеджеры транспортных компаний. С высоты сегодняшнего дня такой вид деятельности уже можно назвать туроперейтингом,а компании, занимающиеся этой деятельностью, – туроператорами.Так, туроператоры поку­пают большую часть услуг транспортных предприятий по низким ценам (оптом) и продают в розницу потребителям по ценам ниже тех, которые им могут предложить в каком-либо другом месте. Томас Кук начинал как туроператор и только позже стал рознич­ным турагентом. Значение опыта Т. Кука состоит в том, что его деятельность положила начало происхождению экскурсийкак формы цивилизованного отдыха или даже праздника и оформлению это­го отдыха в первый «турпакет». Этот подход к туризму идеально способствовал как развитию железнодорожного транспорта, так процветанию пассажирского пароходства. Самое же главное в том, что деятельность первого туроператора-менеджера позволяла са­мой многочисленной и небогатой части общества на Западе в про­шлом веке предъявить спрос на путешествия. Таким образом, ос­новными факторами, повлиявшими на развитие туризма в XIX в., были рост благосостояния, увеличение свободного времени, появ­ление транспортных средств.

1.4. Современный период. Темпы международного туристского обмена неуклонно про­должают расти даже в условиях возникавших время от времени политических, экономических, экологических, энергетических и других кризисов.

Почти все регионы мира в 2000 г. продемонстрировали суще­ственный рост объемов туризма, но особенно значительных ре­зультатов добился Азиатско-Тихоокеанский регион (Малайзия, Таиланд, Китай с административными терри­ториями Гонконг и Макао), где число путешественников стало на 15% больше, чем в 1999 г. Этот успех объясняется активными рекламными кампаниями госу­дарств региона, а также поддержанием цен на «кризисном» уров­не. Большой интерес к поездкам в страны Азиатско-Тихо­океанского региона проявляют жители Европы и Америки.

Повышается интерес к региону Ближнего Востока. Наи­более популярен паломнический туризм в Израиле, Иордании и Египте. Лидерство в данном регионе продолжает удерживать популярный у россиян Египет, а также ОАЭ.

Значительных резуль­татов в развитии туризма достигли государства Восточной и Центральной Европы, в первую очередь Хорватия, Словения, Венгрия. Политическая стабильность и активное продвижение своего турпродукта на европейских рынках позволили Турции (после проблемного 1999 г.) превзойти даже докризисные показатели. Лидерами Европы остались Франция, Испания и Италия.

Долгосрочные перспективы развития индустрии туризма представляются специалистам оптимистическими. Ожидается, что к 2010 г. в мире будет путешествовать 1 млрд. чел., а к 2020 г. -1.5 млрд. чел. и доходы от гостинично-туристских услуг составят примерно 2 трлн. долл.

В настоящее время для 83% стран мира туризм является од­ним из пяти основных источников дохода, в то время как для 38% стран туризм – это главный источник дохода. Туризм занимает первое место в мире среди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест. Если в 1998 г. в сфере туризма было занято 115 млн чел., то по прогнозу в 2020 г. будет создано 550 млн рабочих мест.

Все специалисты в области туризма сходятся во мнении, что в основе развития туризма лежит экономический и социальный прогресс. Среди многочисленных факторов, воздействующих на развитие туризма, целесообразно выделить следующие.

Политические факторы. Стабильная политическая обстанов­ка в стране – необходимое условие функционирования турист­ского бизнеса. Кроме того, для развития туризма в той или иной стране важен тип международных отношений, сложившийся с другими государствами; состояние торгового и платежного ба­ланса данной страны и ее партнеров; международная обстановка в мире или в отдельно взятом регионе.

Экономические факторы. Рост доходов населения в экономи­чески развитых странах позволяет населению этих стран тратить больше денег на путешествия. Анализ доходов туристов из ряда европейских стран позволил выявить, что в туристском потоке почти всех стран по материальному положению преобладают представители среднего класса, а также широко представлена категория лиц с высоки­ми доходами, предъяв­ляющие спрос на высоко комфортабельные условия размещения и обслуживания.

Для населения стран с высоким уровнем жизни характерны большие расходы на туризм.

На развитие туризма значительное влияние оказывают внеш­неэкономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации, происходящие во всех отраслях мировой эконо­мики. Это способствует росту деловой активности населения пла­неты и появлению различных новых видов делового туризма.

Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможен­ных формальностей, финансовая нестабильность (инфляция, стаг­нация), экономические забастовки, могут значительно сдержи­вать деятельность организаций индустрии туризма.

Социально-демографические факторы. На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно городского. Город­ской стиль жизни, по мнению психологов, отличают стресс, ано­нимность жизни, отсутствие контактов с людьми, отрыв от при­роды. В этой связи туризм для жителей городов представляет поиск душевного равновесия.

Для многих стран мира характерна тенденция изменения соотношения рабочего и свободного времени. Сокращение рабочего времени одновременно сопровождается повышением ин­тенсивности труда и вероятности возникновения стрессовой си­туации. Одним из средств восстановления и поддержания трудоспо­собности является туризм.

Кроме того, на развитие туризма оказывают влияние такие факторы, как старение общества, более позднее вступление в брак, увеличение доли одиноких людей и количества работающих жен­щин, откладывание рождения ребенка, рост числа бездетных семейных пар.

Увеличение средней продолжительности жизни и снижение рождаемости привели к росту доли пожилых людей (в 1999 г. в мире насчитывалось 595 млн чел. пожилого возраста). Этот сег­мент рынка является очень привлекательным для организаций туристской индустрии, так как пенсионеры обладают практиче­ски неограниченным свободным временем и относительно высо­кой покупательной способностью.

Среди других изменений, имеющих отношение к туризму, сле­дует выделить широкое вовлечение женщин в сферу обществен­ного труда. Многие из них стремятся сделать карьеру. Соответ­ственно это приводит к тому, что женщины позднее стали вступать в брак и рожать детей. Из-за стремления получить материаль­ную независимость количество женщин, путешествующих с де­ловыми целями, возрастает большими темпами.

В крупных городах увеличивается количество одиноких лю­дей, которые отличаются высоким уровнем образования, стрем­лением к профессиональному росту, мобильностью, высокими требованиями к комфорту и качеству жизни. В настоящее время ряд крупных европейских туристских компаний рассматривает данных туристов как одну из перспективных растущих целевых групп туристского рынка, создавая для них специализированный туристский продукт.

Культурные факторы. К ним относится удовлетворение куль­турных, образовательных и эстетических потребностей, что спо­собствует развитию стремления у людей к познанию, исследова­нию жизни, традиций, культуры и истории других стран и наро­дов. Приверженность к тем или иным типам организации отдыха и соответственно удовлетворение своих культурных потребнос­тей весьма существенно различаются по странам. Например, мно­гие жители Великобритании (46%), Бельгии (35%) и Германии (32%) предпочитают отдых у теплого моря; отдых в городах при­влекает японцев (51%), испанцев (33%) и французов (25%); путе­шествуя по стране, проводят свой отдых жители Италии – 41% и Франции – 32%.

Научно-технический прогресс. В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу уменьшается время пребывания в пути при путешествиях на дальние расстояния; совершенству­ются стандарты сервисного обслуживания на транспорте, кото­рый становится более комфортабельным для пассажиров; появ­ляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали (авто­мобильные, железнодорожные) и т.д.

При обслуживании туристов используются современные ком­пьютерные технологии управления, возможности глобальных компьютерных сетей, позволяющие сформировать туристский продукт для клиента в короткий промежуток времени с учетом различных тарифов и систем поощрения постоянных клиентов. Дальнейшее развитие туризма невозможно без строительства новых и реконструкции существующих объектов туризма с учетом последних достижений науки и техники; повышения культуры и качества обслуживания на основе индустриализации, технологизации и компьютеризации туристской индустрии; рационального использования имеющихся материальных ре­сурсов; применения современных технологий обслуживания туристов.

Развитие туризма существенно зависит от информированно­сти туристов о возможных местах отдыха и путешествий. Разви­тие средств массовой информации и их возможностей позволило туристским организациям пропагандировать как туризм в целом, так и отдельные туристские продукты или услуги.

Таким образом, весь комплекс факторов, влияющих на раз­витие туристской отрасли в современных условиях, можно разделить на две группы:

1) факторы, действующие вне зависимости от деятельности организаций индустрии туризма (политические, экономические, социально-демографические и культурные);

2) факторы, способствующие развитию туризма, активно ис­пользуемые туристскими организациями в своей деятельности. Например, дальнейшая сегментация туристского рынка ведет к появлению нового турпродукта, учитывающего интересы груп­пы потребителей, которая ранее не была вовлечена в туризм, а, следовательно, и к расширению туристского пространства.

Date: 2016-07-22; view: 262; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию