Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 5 Музыкальные занятия в воспитании и обучении детей дошкольного возраста с нарушениями слуха⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Вопросы для размышления Считаете ли вы, что музыку и пение надо использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения слуха, с первых месяцев жизни? Объясните свою точку зрения. Какие виды деятельности, связанные с музыкой, целесообразно использовать в работе с глухими и слабослышащими детьми дошкольного возраста? В чем особенности формирования различных видов деятельности, связанных с музыкой, у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста по сравнению со школьниками? Прочитайте главу и сопоставьте свою точку зрения с мнением специалистов. 5.1. Задачи и организация коррекционно-развивающей работы с использованием музыки В настоящее время разработаны методики раннего (с первых месяцев жизни) выявления нарушений слуха у детей, проведения комплексной медико-психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с ребенком с момента обнаружения нарушения слуха (Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, 1995). Музыка и пение должны сопровождать жизнь малыша, имеющего нарушения слуха, как и слышащего ребенка. При восприятии веселой музыки (с помощью индивидуаль- 16* ных слуховых аппаратов) у детей в ответ на эмоциональную реакцию взрослых возникает радостное оживление. Родители побуждают малыша к «приплясыванию» и хлопкам при слушании плясовой музыки, к спокойному, плавному покачиванию туловищем при слушании спокойной, напевной музыки (например, колыбельной). Желательно, чтобы при пении взрослые держали ребенка на руках, двигались с ним в ритме музыки. В коррекционной работе с детьми младенческого и раннего возраста широко используются музыкальные игрушки и элементарные музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудка, гармошка, металлофон, шарманка). Малыши учатся дифференцировать звучание музыкальных игрушек (например, барабана и гармошки), определять расположение источника звука (справа, слева, сзади, спереди) при постоянно увеличивающемся расстоянии, различать темп (быстрый и медленный), низкие и высокие звуки, плясовую музыку и колыбельную песню. На втором году жизни у ребенка благодаря целенаправленной работе формируется условная двигательная реакция на музыкальное звучание или пение: музыка звучит — ребенок выполняет определенные движения или «поет», т.е. имеются определенные голосовые реакции; музыки нет — не выполняет движения,, молчит; развивается эмоциональная отзывчивость на музыку (Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, 1995). В процессе воспитания и обучения детей с нарушениями слуха преддошкольного и дошкольного возраста (с 1,5—2 до 7 лет) важное значение придается коррекционно-развивающей работе с использованием музыкальных средств. В действующих программах для специальных детских садов выделен раздел «Музыкальное воспитание» (Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста, 1991; Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста, 1991). Использование музыки в воспитании и обучении глухих и слабослышащих детей содействует их более полноценному развитию. Основные задачи музыкальных занятий включают коррекцию и компенсацию недостатков развития детей с нару- шениями слуха. Проводится целенаправленная работа по развитию слухового восприятия детей, формированию правильных, ритмичных и координированных движений, осуществляется вокально-интонационное развитие голоса и ритмико-интонационной структуры речи. Важное значение придается эстетическому воспитанию детей, развитию их речи, памяти, воли, воображения, активизации познавательной активности. Музыкальные занятия в специальных детских садах для глухих и слабослышащих детей проводятся дифференцированно в зависимости от возможностей восприятия детьми музыки. В первоначальный период выявляют детей, воспринимающих полный диапазон октав, и детей, воспринимающих ограниченный диапазон октав фортепиано. На музыкальных занятиях глухие дети воспринимают музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов в режиме, рекомендованном для постоянного ношения. Слуховые аппараты применяются в электромагнитном поле, получаемом с помощью индукционной установки (при этом режим усиления на аппаратах уточняется), а также вне поля. Отметим, что занятия могут проводиться в условиях различной беспроводной аппаратуры, имеющейся в детском саду (например, использующей радиопринцип). Слабослышащие дети с I и II степенью тугоухости по классификации JI.B. Неймана воспринимают, как правило, полный диапазон звуков фортепиано. Поэтому им в известной мере доступно целостное восприятие музыки без помощи звукоусиливающей аппаратуры. Однако использование индивидуальных слуховых аппаратов в процессе формирования восприятия музыки помогает в развитии слуховых и особенно вокально-речевых реакций детей (Г.В. Коротко- ва, 1991). Организация работы музыкального работника предполагает использование фронтальных и индивидуальных форм обучения. Фронтальные занятия служат основной формой обучения и проводятся с учетом индивидуального подхода к развитию детей. На индивидуальных занятиях закрепляются и совершенствуются умения, полученные детьми на фронтальных занятиях. График работы составляется из расчета 6 учебных часов в неделю на каждую возрастную группу. Учебное время распределяется на занятиях следующим образом: проведение фронтальных музыкальных занятий два раза в неделю продолжительностью по 25—30 мин для преддошкольной, младшей и средней групп, по 30—35 мин для старшей и подготовительной групп; проведение индивидуальных музыкальных занятий продолжительностью по 10—12 мин один раз в неделю на каждого ребенка; проведение «часа отдыха» (досугов, утренников) один раз в месяц продолжительностью по 20—35 мин в каждой возрастной группе (объединяются младшая группа со средней, а старшая с подготовительной для совместных занятий); участие в физкультурных занятиях (проводятся и планируются воспитателем) два раза в неделю в каждой возрастной группе. Музыкальные фронтальные занятия, досуги, утренники планирует и проводит музыкальный работник. Фронтальные занятия по группам (в дневные часы) и подгруппам (в утренние часы) проводятся с участием воспитателя, который помогает в организации и коррекции движений под музыку, дает речевой образец для сопряженного проговаривания в упражнениях для развития голоса и ритмодекламациях, осуществляет показ табличек во время звучания музыки. Участие музыкального работника в физкультурных занятиях предполагает прежде всего исполнение музыкального сопровождения при выполнении детьми двигательных упражнений, а также оказание помощи при коррекции движений, выполняемых малышами индивидуально. Основные разделы работы на музыкальных занятиях включают развитие эмоционального восприятия музыки, формирование слухового восприятия, обучение движениям под музыку и ориентировке в пространстве, развитие голоса, ритмическую стимуляцию и хоровую декламацию. В младшем дошкольном возрасте все виды деятельности, связанные с музыкой, выступают в тесной взаимосвязи, и их трудно разграничить между собой. Например, слушание может сопровождаться движениями, движения — вокализациями. Постепенно происходит более четкое вычленение видов музыкальной деятельности. В первоначальный период обучения выявляется музыкально-слуховой диапазон каждого ребенка с учетом состояния его слуховой функции, особенностей слухопротезирования, уровня развития слухового восприятия речи и неречевых звучаний на начало обучения в специальном детском саду, акустических возможностей помещения. Проверка восприятия звуков фортепиано проводится с помощью выработки у ребенка условной двигательной реакции на звучание фортепиано сначала в условиях, когда он видит исполнение музыки педагогом и слушает музыку, а затем в условиях, исключающих зрительное восприятие клавиатуры и пианиста. Ребенок учится выполнять элементарные движения (хлопки, притопы, качание куклы) под музыку. Педагог учит малыша ждать начала музыкального звучания, начинать и заканчивать движение в соответствии со звучанием музыки. Для этого перерыв в звучании музыки, а также продолжительность музыкального фрагмента постоянно меняются. Обследование глухих детей осуществляется при использовании индивидуальных слуховых аппаратов в режиме, определенном для постоянного ношения. Возможности восприятия музыки слабослышащими детьми проверяются как при использовании индивидуальных слуховых аппаратов, так и без них. По возможности исключается восприятие музыкального звучания через вибрацию пола (под ноги ребенку можно подложить коврик). В процессе обследования уточняется расстояние, на котором ребенок четко реагирует на музыкальное звучание при восприятии его на слух; проверяется восприятие музыки различных регистров фортепиано (средний, высокий, низкий) и отдельных звуков во всем диапазоне регистров. Подчеркнем, что выявленное в первоначальный период обучения расстояние не является постоянным. В ходе специальной работы оно может быть увеличено. Проверяется также, слышит ли ребенок тихую музыку и не возникает ли у него неприятных ощущений при звучании громкой музыки. В соответствии с полученными данными режим работы слуховых аппаратов может быть уточнен совместно врачом- сурдологом и сурдопедагогом. Коррекционная работа с использованием музыкальных средств базируется на развитии восприятия музыки. На музыкальных занятиях формирование восприятия музыки осуществляется на полисенсорной основе с использованием специальных упражнений по развитию восприятия музыки только на слух. Сначала дети слушают музыку, наблюдая за движениями рук играющего на фортепиано педагога, его эмоциями. При восприятии детьми музыки на слух необходимо исключить зрительную опору на движения рук (головы, корпуса) исполнителя с помощью экрана-ширмы. При ошибочных реакциях ширма должна легко отодвигаться, чтобы возвратить детей к прослушиванию музыки в условиях, когда они видят ее исполнение педагогом. В дошкольном возрасте особенно важно формирование у детей с нарушениями слуха эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие сенсорной основы ее восприятия. Основу обучения составляет целенаправленное вслушивание в музыку, различение, узнавание и распознавание контрастных музыкальных звучаний (поэтапное формирование восприятия элементов музыки, ее характера проводится аналогично обучению младших школьников). Один из основных методических приемов развития восприятия музыки у дошкольников с нарушениями слуха — двигательное моделирование музыкальных структур, передача в выразительных движениях характера музыки. Для контрастных музыкальных звучаний выбираются разные движения. По показу воспитателя, а затем самостоятельно дети выполняют под музыку двигательные упражнения. При выборе движений учитывается, что правильное их выполнение не должно затруднять детей, отвлекать их от целенаправленного вслушивания в музыку. В процессе обучения используется также прием соотнесения музыкальных звуков с определенным образом: например, низкие звуки — идет медведь, высокие — летит птичка. Кроме того, элементы музыки моделируются с помощью условных знаков, например: дети машут красным платочком, слушая громкую музыку, синим — тихую. Важное значение имеет выразительное исполнение музыки педагогом. Недопустимы искажения музыки произвольными задержками, замедлениями, преувеличенными динамическими контрастами, паузами. Фрагменты из музыкальных произведений должны быть законченными по форме. Работа по развитию движений во всех возрастных группах проходит с учетом требований по физическому воспитанию. У детей целенаправленно формируются правильные и выразительные движения, соответствующие характеру музыки. Знакомство детей с двигательным упражнением всегда соединено с музыкой: музыкальный руководитель исполняет музыку, а воспитатель демонстрирует движения, выполняя их правильно, выразительно, эмоционально и ритмично. Словесные пояснения, сопровождающие показ, краткие, четкие, соответствуют уровню речевого развития детей. Дошкольники овладевают правильным и выразительным исполнением движений в процессе неоднократных повторений. Следует добиваться осмысленной работы детьми над движениями с помощью четких заданий, показа правильного выполнения, создания у воспитанников положительного эмоционального настроя. Выученные движения используются в различных плясках, музыкально-двига- тельных играх. Детей старшего возраста побуждают самостоятельно составлять танцевальные композиции из известных им движений. В процессе обучения используются основные движения, гимнастические упражнения (с предметами и без предметов), элементарные танцевальные движения, несложные пляски и танцы, хороводы, музыкально-двигательные игры, имитационные движения из области сюжетной драматизации. Приведем примеры плясок, музыкально-двигательных игр, элементов подражательных движений. Пляски для детей младшей группы 1. Музыкальное сопровождение — русская народная песня. Дети, встав с воспитателем в круг, под музыку выполняют простейшие плясовые движения: повороты кистями, топание одной ногой, притопывание ногами поочередно, пружинные полуприседания, кружение, выставление ноги на пятку, прыжки на двух ногах. Каждое плясовое движение воспитатель исполняет на один куплет песни. Можно исполнять танец с платочками. В этом случае воспитатель также использует их в пляске. 2. Музыкальное сопровождение — русская народная песня. Дети встают в пары. Первая часть музыки звучит громко — дети, держась за руки, спокойно идут друг за другом по кругу. Вторая часть музыки звучит тихо — дети опускают руки, поворачиваются друг к другу лицом и на месте весело топают поочередно двумя ногами (руки на поясе, дети смотрят друг на друга). С началом первой части движения повторяются. Пляска для детей средней группы Музыкальное сопровождение — русская народная мелодия двухчастной формы: первая часть медленная, вторая — быстрая. На первую часть мальчики встают со стульчиков, ходят «важным» шагом (руки держат за спиной), меняя направление. На вторую часть девочки встают со стульчиков и легко, быстро, на носочках бегут к мальчикам, помахивая платочками, мальчики хлопают. Первая часть (вариация) — дети медленно кружатся в парах, взявшись за руки, вторая часть (вариация) — девочки выполняют притопы на месте, помахивая платочком, мальчики хлопают, первая часть (вариация) — дети медленно кружатся в парах, взявшись за руки, вторая часть (вариация) — мальчики выполняют полуприсядку, девочки хлопают. Первая часть (вариация) — дети перестраиваются в круг и идут хороводным шагом, с окончанием музыки останавливаются, пляска завершается поклоном, лицом в центр круга. Танцы для старшей и подготовительной групп Танец «Летка-енка». Дети встают друг за другом, держа друг друга за пояс. Сначала делают прыжок на правой ноге с одновременным выбрасыванием левой Ноги вперед, затем прыжок на двух ногах. Движения повторяют два раза. Затем выполняют те же движения, но с левой ноги и делают прыжок на двух ногах вперед, затем прыжок назад. Делают три прыжка с продвижением вперед. Далее все движения повторяются. Танец снежинок. Музыкальное сопровождение — «Танец снежинок» М. Красева. Дети держат в каждой руке по снежинке — пушистому шарику из ваты на ниточке. Все стоят по кругу левым плечом к центру, рассчитавшись на первые и вторые номера. При звучании первой части пьесы дети легко, на носках, бегут по кругу, то держа снежинки перед собой, то отводя их в стороны, то приподнимая вверх, следя глазами за их полетом (такты 1—2). На такты 3—4 они медленно поворачиваются через правое плечо, делая на месте маленькие шаги на носках и поднимая высоко снежинки. Затем снова бегут вперед и кружатся на месте. Во второй части пьесы дети останавливаются и широким взмахом раскачивают снежинки: первые номера вправо, вторые — влево, затем в противоположном направлении (такты 1—2), кружатся, подняв снежинки вверх (такты 3—4). Все движения повторяются еще раз. Вновь проигрывается первая часть пьесы — повторяются те же движения, что вначале. На заключительную часть учащиеся плавно кружатся на носках, постепенно расширяя круг. На такты 1—2 несколько снежинок сбегаются к центру. Они мягко опускаются на колено и остаются неподвижными до конца музыки. На такты 3—4 к ним присоединяются еще несколько снежинок. Остальные продолжают медленно кружиться, постепенно приближаясь к центру и опускаясь на колено. Примеры подражательных движений Образы птиц. Дети бегают легким (летящим) бегом, руки-крылья разведены в стороны. Следует обращать внимание учеников на то, что крылья у птиц мягкие: надо мягко выпрямлять локти, не напрягая плечей. Изображая маленьких птиц, дети прыгают вперед, вбок и кружась на слегка расставленных ногах. Следует обращать внимание детей на то, что птицы прыгают на прямых ногах. Руки-крылья можно сложить за спиной ладонями вместе. Изображая больших птиц, воспитанники плавно машут руками, стоя на месте или во время бега. Чтобы показать, как клюют птицы, дети присаживаются на корточки или стоят, сложив руки за спиной. Затем наклоняют корпус вперед и имитируют клевание движениями головы. Исполняя роли петухов, малыши расхаживают важным шагом, поднимая вперед прямую ногу или согнутую в колене. Энергичный характер «высокого» шага должен меняться: петух, поднимая ногу, плавно ее поджимает и затем выпрямляет вперед для шага. Это создает важность его походки. Руки можно держать за спиной. Дети, исполняющие роли цыплят, подражают суетливому, мелкому бегу цыплят. Они отводят согнутые в локтях руки назад или, прижав локти к корпусу и отведя руки в стороны, трясут кистями, чтобы передать трепет крылышек. Образ зайца. Заяц мягко прыгает на слегка расставленных ногах. Его прыжки отличаются от прыжков птиц тем, что на приземлении колени больше сгибаются, сами прыжки несколько выше. Передние лапки-руки согнуты в локтях, кисти мягко свисают перед грудью. Пляшет заяц подбоченившись: он двигается как бы в полуприсядку, но ноги поочередно выбрасывает в стороны; он может исполнять разные доступные детям плясовые движения, но с особенной легкостью. Заяц бегает торопливо, откидывая назад лапки; корпус при этом несколько наклоняется вперед. Веселый заяц держит голову высоко, самодовольно и задорно (как будто у него торчат уши и усы). Образ медведя. Медведь ходит вперевалку на задних лапах, тяжело подтягивая ноги; колени слегка согнуты, стопы носками внутрь. Корпус несколько откинут назад, голова поднята. Передние лапы-руки, согнутые в локтях, немного разведены в стороны; кисти свисают мягко, пас- сивно. При ходьбе медведь поворачивает голову, как бы принюхиваясь и прислушиваясь к окружающему. В пляске медведь сохраняет характер движений. Он может чуть-чуть с трудом подпрыгивать на одной или двух ногах. Примеры музыкально-двигательных игр «Пляска» — для развития способности дошкольников импровизировать плясовые движения в характере музыки, начинать и заканчивать движение в соответствии с музыкой, выполнять перестроение из свободного размещения в колонну. Дети пляшут под музыку, используя знакомые плясовые движения. С окончанием музыки они бегут на свои места и строятся в две колонны. Выигрывает колонна, которая построилась быстрее. Кроме того, следует учитывать правильность, выразительность, вариативность и ритмичность исполняемых движений. При повторении игры продолжительность музыкального фрагмента обязательно меняется. «Найди игрушку» — для закрепления умений различать громкую и тихую музыку. Учащиеся свободно располагаются в помещении. Один из них прячет игрушку (в руках за спиной). Водящий, ориентируясь на смену динамики звучания музыки, пытается найти игрушку: тихая музыка — водящий идет не в том направлении, громкая — идет к игрушке правильно, музыки нет — игрушка спрятана у данного ученики. Работа по развитию голоса, ритмическая стимуляция и хоровая декламация проводятся в тесной связи с работой сурдопедагога с учетом состояния слуховой функции и произносительной стороны речи детей, программных требований по развитию слухового восприятия и формированию произношения. При отборе речевого материала учитывается также уровень развития речи воспитанников. На музыкальных занятиях детей побуждают к максимальной реализации их произносительных возможностей. Особое внимание уделяется работе над голосом и ритмико- интонационной структурой речи. Работа по развитию речи строится аналогично с другими занятиями в специальном детском саду, с учетом особенностей речевого развития глухих и слабослышащих. На первых годах обучения речевой материал, используемый на музыкальных занятиях, достаточно ограничен: музыка, музыки нет, идите, бегите, прыгайте, стойте, слушайте, пойте, поет, говорит, постройтесь, руки так, ноги так, красиво, верно, неверно, барабан, труба, погремушка, бубен, елка, Дед Мороз, подарок, праздник, слушайте марш, слушайте музыку, играй на барабане (трубе), идите в зал, станьте в круг. В дальнейшем в процессы целенаправленного обучения словарь детей становится более обширным, включает лексику, соответствующую разнообразной музыкально-ритмической деятельности воспитанников. Приведем примерный речевой материал, используемый в работе со старшими дошкольниками: Какую музыку вы слушали? Сначала мы слушали быструю музыку, а потом медленную (тихую, громкую). Что вы слушали? В песенке музыка плавная (ласковая, грустная). В марше музыка громкая, четкая. В пляске музыка веселая (быстрая, ритмичная). Каким голосом поет птичка? Каким голосом мы будем петь? Ты поешь средним (низким, высоким) голосом. Играл на барабане (шагал, плясал, стучал) ритмично (неритмично). Покажи, где ударение. Говори с ударением и стучи погремушкой. Маршировал красиво. Постройтесь в колонну (шеренгу, круг). Выполняйте поскоки (галоп). Пляшите польку. Пляска моряков (петрушек). Смотрите концерт. Полька — веселый танец. Музыка отрывистая, можно танцевать поскоками, галопом. Танцует плавно, движения легкие. Марш громкий, торжественный, дети шагают на праздник. Песня ласковая, нежная, музыка тихая, плавная. Поет песню красиво. Говори весело. Выступает оркестр, хор, солисты. Содержание музыкальных занятий в специальных детских садах для глухих детей Коррекционно-развивающая работа на музыкальных занятиях базируется на формировании у глухих детей эмоционального восприятия музыки. На первом году обучения внимание детей привлекают к звукам музыки. У них вызывают желание действовать, реагируя на музыкальное' звучание. Дети пытаются извлекать звуки из му- зыкально-шумовых инструментов. На втором году обучения у воспитанников развивают эмоциональную готовность к движениям под музыку, желание вслушиваться в ее звучание и активно реагировать на звуки музыки. В дальнейшем, на третьем и четвертом годах обучения расширяются музыкальные впечатления детей. Их внимание привлекают к красоте музыки, ее ритмичности, выразительности, изобразительности, показывают связь с образами окружающего мира. У детей целенаправленно развивают интерес к музыке, умение живо реагировать на изменения в ее звучании. Поощряются элементарные творческие проявления детей при выборе движений под музыку, попытки передавать движениями некоторые средства музыкальной выразительности. На пятом году обучения у детей закрепляют умения эмоционально выполнять музыкально-ритмические движения, развивают желание самостоятельно действовать под музыку. Их внимание привлекают к разнообразным музыкальным и шумовым инструментам. Одним из важных направлений работы на музыкальных занятиях является развитие слухового восприятия воспитанников. На первом году обучения у детей формируют слу- хо-зрительно-вибрационное, слухо-зрительное и слуховое восприятие музыки. В процессе специальных упражнений детей побуждают реагировать на звуки во всех октавах фортепиано, выявляют музыкально-слуховой диапазон каждого ребенка. В работе используют также детские музыкальные инструменты (барабаны, бубны, металлофоны, гармошки и др.) и игрушки со звуками нефиксированной высоты. У детей вырабатывают'умения вслушиваться в различные шумы и неречевые звучания, формируют условную двигательную реакцию на данные звучания. Важное значение в этот период придают формированию слухового восприятия музыкального звучания в разных регистрах, начиная с низкого. У детей вырабатывают двигательную реакцию на начало звучания фрагмента из музыкальной пьесы или песни, а также на «фортепианный сигнал» (созвучие малой и большой октав повышенной и умеренной громкости). На втором году обучения уточняют возможности слухового восприятия воспитанников. Продолжается целенаправленная работа по развитию слухового восприятия музыки во всем диапазоне регистров при активном использовании элементарных движений и более сложных видов музыкально-ритмической деятельности. У детей вырабаты- вают, по возможности, дистантные реакции на звуки каждой из октав. Воспитанники учатся реагировать на начало и окончание музыки (около фортепиано — на слух, на расстоянии — слухо-зрительно), различать на слух умеренный (марш) и быстрый темпы музыки, слухо-зрительно различать регистры (низкий, средний, высокий), используя при двигательном воспроизведении характерные образы (медведь, зайка, птичка). В дальнейшем у детей накапливаются музыкально-слу- ховые впечатления, развивается эмоциональный отклик на характер музыки, который выражается прежде всего с помощью разнообразных двигательных образов. У воспитанников целенаправленно развивают стремление согласовывать свои действия со звучанием музыки. Они обучаются слушать музыку не отвлекаясь, дослушивать до конца. Дети различают на слух музыкальные темпы (спокойный, быстрый и медленный), громкое и тихое звучание соотносят со сказочным образом (медведь, зайка, птичка), узнают на слух марш, соотносят при слухо-зрительном восприятии звучание музыкально-шумовых инструментов с соответствующим регистром фортепиано. У них развиваются умения различать на слух пьесы разного характера — веселые, бодрые и спокойные, напевные. Воспитанники, прошедшие полный курс дошкольного коррекционного обучения, должны уметь внимательно слушать музыку, различать и словесно определять силу звучания (громко, тихо), темп (быстрый, медленный), регистры (низкий, средний, высокий). Они соотносят высоту звучания инструментов детского оркестра с регистрами фортепиано, называя низкие, средние, высокие звуки, а также очень низкие и очень высокие звуки, различают исполнение одной и той же пьесы в высоком и низком регистрах, выполняя при этом соответствующие движения, узнают неоднократно прослушанные пьесы разного характера. На музыкальных занятиях предусматривается развитие движений под музыку и ориентировки в пространстве. Это обусловлено прежде всего необходимостью развития у дошкольников правильных, ритмичных, координированных движений, формирования правильной осанки, значимостью использования двигательного моде- лирования как важного методического приема развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи. В первоначальный период обучения у малышей вызывается двигательная активность, развивается координация движений. В младшем дошкольном возрасте дети учатся ходить поднимая колени, бегать не шаркая ногами, подпрыгивать на двух ногах, пружинить ногами, слегка приседая, притопывать попеременно двумя ногами или одной, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, кружиться по одному и в парах, выполнять движения с предметами (флажком, погремушкой, платочком), выполнять образные движения (кошка умывается, самолет летит). Двигательные упражнения побуждают малышей использовать все пространство помещения: ходить и бегать группой к противоположной стене, ходить и бегать стайкой за взрослым; строиться и ходить друг за другом, расширять круг (отходить назад, не поворачиваясь) и сужать его, стоять в кругу, ходить по кругу, взявшись за руки. Они учатся запоминать последовательность из двух-трех движений и самостоятельно выполнять их. В дальнейшем, на третьем году обучения, у детей развиваются умения занимать правильное исходное положение, выполнять движения в общем для всех темпе, ходить и бегать в колонне и по кругу, равняться в колонне, шеренге, круге; двигаться парами друг за другом, кружиться, меняя направление. Они овладевают равномерными ритмичными движениями в марше, беге, прыжках, учатся выполнять танцевальные движения (легко пружинить ногами, слегка приседая), двигаться галопом, выполнять движения с предметами, а также разнотипные движения в упражнениях с участием солиста. Старшие дошкольники координируют свои движения, соотнося их с движениями других детей в коллективных действиях. У них совершенствуются умения ходить в колонне по одному и по два, прямым и расходящимся направлениями; бегать врассыпную и перестраиваться в колонну (шеренгу, круг); подравниваться в колоннах, шеренгах, кругах; ходить бодро, ритмично; бегать легко, на носках; выполнять подскоки, выбрасывать ноги вперед при прыжке. Дети учатся выполнять движения по-разному: хо- дить торжественно, празднично или плавно, мягко; бегать стремительно, широко или легко, мягко; выполнять подскоки энергично, высоко или мягко, легко; перестраиваться. Они выразительно передают различные игровые образы (хитрая лиса, веселый колобок), овладевают элементарными танцевальными движениями — шагом польки, боковым галопом, шагом с притопом, приставным шагом с приседанием, поворотами в три притопа. В свободных плясках дети самостоятельно используют элементы знакомых движений. У них развиваются умения двигаться выразительно и непринужденно, оценивать эстетичность исполнения музы- кально-двигательных упражнений и танцев. На музыкальных занятиях в специальном детском саду большое внимание уделяется развитию голоса, ритмической стимуляции и хоровой декламации. При проведении этой работы важное значение имеют преемственность в работе над устной речью с сурдопедагогом, внимательное вслушивание в голоса детей, знание особенностей формирования, развития и коррекции голоса у детей с нарушениями слуха. В начале обучения на музыкальных занятиях проводятся специальные упражнения с целью вызвать у детей голосовые реакции на звучание музыки в сочетании с игровыми движениями. Этому способствует соответствующий эмоциональный настрой малышей в связи со слушанием музыки, выполнением ими игровых музыкально-ритмических действий, откликом на соответствующие эмоциональные реакции педагога и воспитателя. Взрослые поддерживают у детей голосовые реакции, хвалят за любые попытки к артикулированию. На занятиях дети побуждаются протяясно говорить гласные звуки (а, о, у, и) и слоги, а также звукоподражания, сочетая произношение с движениями фонетической ритмики и подкрепляя соответствующую высоту голоса и протяжное произношение гласных и слогов соответствующим звучанием фортепиано (можно использовать игру ребенка на инструменте с помощью взрослого, что особенно нравится детям). При обучении детей воспроизведению звукоподражаний используются различные образы (игрушки) и имитационные движения. Например, при произношении звукоподра- 17 3506 257 жания мяу дети имитируют движения умывающейся кошки, топ-топ — медведь идет, пи-пи-пи-пи — птичка летает, клюет, ам-ам-ам — собака лает, прр — лошадка скачет, ввв — самолет летит, ууу — паровоз гудит, та-та-та — барабан бьет, ля-ля-ля-ля — кукла пляшет, а-а-а — укачивание куклы, ау — позвать куклу, ааа — кукла появилась, оп- оп-оп-оп — зайчик прыгает. В процессе обучения малыши соотносят различную высоту голоса при воспроизведении звукоподражания с регистрами фортепиано. Совместно с сурдопедагогом определяется основной диапазон речевого голоса каждого ребенка. Дети учатся тянуть гласные в слогах, словах (без стечения согласных), например: тетя Оля, Вова упал, мама там. В упражнениях по ритмической стимуляции и хоровой декламации у детей развивается элементарная ритмичность на основе слухо-зрительного восприятия музыки, формируется ритмичность повторяющихся движений (например, удары в барабан, бубен, хлопки, взмахи, притопы). У них вызывается желание действовать, сохраняя ритмичность повторяющихся движений. В хоровых ритморечевых упражнениях используются доступные произношению детей слова и слоги. Малыши овладевают умением выделять ударный слог в словах при использовании соответствующих акцентных движений. Хоровые ритморечевые упражнения (ритмодекламация) строятся на ритмизированных сочетаниях слогов и слов, например: Та-та-ТО, Та-та-ТО, Тут ав- То, Тут ав-То. Начиная с третьего года обучения дети овладевают элементарными приемами игры на инструментах музыкально-шумового оркестра (барабан, бубен, погремушки, тарелочки, дудка, гармонь, металлофон), используют их в ритмических упражнениях. Применяя сочетания различных движений (например, шагов, прыжков, хлопков, взмахов, покачиваний) и инструментов шумового оркестра, дети воспроизводят долгие и короткие по длительности звучания, двух- и трехсложные ритмы, как, например: ma-TA, TA-ma, ТА-та-та, та-та-ТА, ma-TA-ma. Они побуждаются к осознанному выполнению ритмических упражнений с опорой на звучание ритмов и их графическое отображение. От ритмизованных слоговых упраж- нений дети переходят к хоровой декламации считалок, потешек, стихов. Важное значение придается закреплению умений детей говорить голосом нормальной высоты, изменять высоту своего голоса в естественном диапазоне, использовать данные умения для имитации голосов персонажей сказок; например: «Три медведя» (голоса — низкий, средний, высокий и очень высокий), «Волк и козлята» (голоса — низкий и высокий). Старшие дошкольники, выполняя упражнения по ритмической стимуляции и хоровой декламации, овладевают осознанным выполнением ритмических упражнений, опираясь на звучание музыкальных ритмов и их графическое отображение. Они учатся отмечать сильную долю такта хлопком, притопом, овладевают подражательным элементарным дирижированием, игрой на шумовых инструментах. У детей закрепляются умения воспроизводить ритмы основных словосочетаний. В ритмические упражнения включаются паузы. В хоровых декламациях используют считалки, потешки, различные по настроению стихи. Поощряются попытки воспитанников изменять высоту голоса в естественном диапазоне, подражая интонациям взрослого. При этом обращается внимание на то, что ребенок, изменяя высоту голоса, должен сохранять его нормальный тембр и силу. Ведется работа над изменением детьми силы голоса (громко, тихо), сохраняя естественную высоту и тембр. Широко используется декламация детских песен под музыку. Дети говорят под музыку эмоционально и выразительно, передавая в речи ритмический рисунок мелодии, реализуя возможности воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи. Выразительность речи глухих детей развивается при инсценировании сказок. Дети передают сказочные образы выразительными движениями, имитируют голоса персонажей сказок, говорят эмоционально, реализуя свои произносительные умения и навыки. 17* Содержание музыкальных занятий в специальных детских садах для слабослышащих детей Содержание работы по развитию восприятия музыки на первом году обучения включает формирование эмоционального отклика и соответствующей двигательной активности на музыку веселого и спокойного характера (восприятие слухо-зрительное); развитие умений реагировать на сигнал, звучащий в каждой октаве фортепиано, постепенно увеличивая расстояние от инструмента; формирование условной двигательной реакции на начало и окончание фрагментов из музыкальной пьесы (или песни) (при восприятии на слух); обучение различению на слух непрерывного звучания музыки и отдельных, прерываемых паузами сигналов, соотнесению со сказочными персонажами (медведь, зайчик, птичка). На втором году обучения продолжается работа по воспитанию у детей желания слушать музыку; их внимание привлекается к эмоциональному содержанию музыки, к изменению ее характера (маршевого и плясового, спокойного и веселого), к звучанию музыки в грамзаписи. Воспитанники обучаются эмоционально реагировать на изменения музыкального звучания на основе знакомого образца, у них развиваются умения изменять заданные движения в ответ на изменения в музыкальном звучании. Происходит также дальнейшее развитие у детей сенсорной основы восприятия музыки: умения реагировать на начало и окончание музыки в низком и среднем регистрах, формируется восприятие звуков высокого регистра (восприятие слуховое). Дети изменяют заданные движения при восприятии на слух темпа (быстро и медленно) и динамики (громко и тихо) музыкального звучания, различают на слух регистры (низкий, средний, высокий) и соотносят их со сказочными персонажами (медведем, зайчиком, птичкой). На третьем году обученияу воспитанников расширяются музыкальные впечатления при прослушивании музыки в исполнении педагога и в записи; воспитывается эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера; появляется стремление к элементарному творче- ству при передаче характера музыки, доступных средств музыкальной выразительности, развиваются умения двигаться в соответствии с характером музыки (маршевым, плясовым, спокойным, веселым). Дети учатся узнавать марш, знакомую пляску, реагируя соответствующими движениями; изменяют заданные движения в соответствии с изменениями темпа (быстрого и медленного) и силы звука (громко и тихо) в пьесах двухчастной формы; соотносят высоту звучания инструментов детского оркестра с клавиатурой регистров фортепиано, различают высокий и низкий регистры при прослушивании одной и той же пьесы в разных регистрах, реагируют на изменения регистров музыкального звучания сменой движений. На четвертом году обучения продолжается воспитание у слабослышащих детей эстетического отношения к музыке, развивается интерес и любовь к музыке, эмоциональная отзывчивость на музыку. Формируются элементарные представления о связи содержания музыки со звуками и образами окружающего мира. На музыкальных занятиях детей привлекают к элементарному творчеству в поиске выразительных движений под музыку. У них развивают умения запоминать и узнавать музыкальные пьесы, мелодии разученных танцев, игр, хороводов, определять жанр пьесы — марш, танец (полька, вальс), песня. Воспитанники различают на слух и словесно определяют динамику музыкального звучания (громко и тихо), темп (быстрый, медленный, умеренный), регистры (низкий, средний, высокий), соотносят высоту звучания инструментов детского оркестра с регистрами фортепиано, используя названия основных регистров (низкие, средние, высокие звуки). На пятом году обучения у слабослышащих детей расширяются музыкальные представления при прослушивании музыки в исполнении учителя и в записи. Их внимание привлекают к звучанию оркестра, хора, голосов (мужской, женский, детский). На музыкальных занятиях и в праздничных выступлениях детей (в инсценировках, перестроениях, выступлениях солистов) используется грамзапись. У детей развиваются умения определять характер знакомой музыки (песен, пьес); элементарно высказываться о настроении в музыке, его связи с образным содержанием и средствами выразительности (динамика, темп, ритм, регистры), называть любимые пьесы. Их внимание привлекается к изобразительности музыки («Поезд», «Клоуны», «Марш деревянных солдатиков»). Детей упражняют в узнавании на слух пьес, песен, определении жанра музыки (марш, танец, песня). Продолжается работа по развитию у воспитанников сенсорной основы восприятия музыки: развиваются динамический, ритмический, тембровый слух, умения различать на слух ускорение и замедление темпа, затихание и возрастание громкости, смену регистров при прослушивании одинарных звуков в каждом регистре (низком, среднем, высоком). Важное значение на музыкальных занятиях придается развитию двигательной сферы детей, формированию правильных, координированных, ритмических движений, хорошей осанки. У самых маленьких развивают двигательную активность. Они учатся ходить, поднимая колени, бегать не шаркая, подпрыгивать на двух ногах, пружинить ногами, слегка приседая, притопывать попеременно ногами (и одной ногой), хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, кружиться по одному и в парах, выполнять движения с предметами (флажком, погремушкой, платочком), движения-имитации (кошка умывается, самолет летит). У детей формируются умения построения и перестроения, ориентирования в пространстве помещения: ходить и бегать группой к противоположной стене, ходить и бегать стайкой за взрослым, строиться и ходить друг за другом; расширять круг (отходить не поворачиваясь) и сужать, стоять в кругу, ходить по кругу, взявшись за руки. Они запоминают и самостоятельно выполняют последовательно 2—3 движения в играх, плясках, упражнениях. На втором году обучения дети учатся согласовывать свои движения в коллективных действиях. Уже в младшей группе дети танцуют парами, кружатся по одному и парами, подпрыгивают с небольшим продвижением вперед, приседают, легко пружиня ногами, ставят ногу на пятку, двигаются прямым галопом, выполняют движения с предметами и образные движения. На третьем г од у обучения происходит прежде всего развитие координации и ритмичности движе- •ний, формируется умение переключаться на разнообразные движения не останавливаясь. В дальнейшем у детей целенаправленно развивается стремление выразительно и непринужденно двигаться, радоваться общему успеху; воспитывается эстетическая оценка совместно выполненных действий. Они учатся самостоятельно занимать правильное исходное положение. На музыкальных занятиях воспитанники ходят в колонне по одному и парами, в прямом и расходящемся направлениях, бегают врассыпную, перестраиваются и подравниваются в колонне, шеренге, круге. Дети учатся выполнять подскоки, приставной шаг с приседанием, выбрасывание ног вперед на прыжке, выразительно передавать игровые образы различного характера (хитрая лиса, веселый колобок), выполнять движения с предметами. Они овладевают элементарными танцевальными движениями: шаг польки, боковой галоп, шаг с притопом, повороты в три притопа. В свободных плясках побуждаются творчески использовать элементы знакомых движений. У слабослышащих детей, прошедших полный курс дошкольного обучения, в большинстве случаев развивается желание танцевать, самостоятельно подбирать выразительные движения, соответствующие настроению музыки, выступать солистами, ведущими. Дети выполняют движения выразительно и ритмично, согласуют движения в парах (колоннах, кругах), выразительно передают игровые образы в инсценировках, хороводах, удерживая образно- ролевое действие на протяжении всей композиции. Они знакомы с элементами национальных танцев народов мира, с особенностями характерных танцевальных движений, их ритмичностью, выразительностью. Один из основных разделов коррекционно-развивающего обучения на музыкальных занятиях — развитие детского голоса. Повторим, что в процессе этой работы особенно важен контакт с сурдопедагогом. Развитие у слабослышащих детей голоса связано с формированием музыкально- слуховых впечатлений от восприятия звучания разных регистров фортепиано. Основным методическим приемом формирования у воспитанников умения изменять высоту голоса является соотнесение своих голосовых проявлений, вызванных музыкально-игровым образом, с регистрами клавиатуры фортепиано. На первом году обучения слабослышащих детей необходимо вызвать голосовые реакции на звучание музыки. Развитию интонированного воспроизведения звукоподражаний способствуют игровые имитационные движения. Подражая звукам на протяжении звучания всего музыкального периода (8—16 тактов), дети выполняют следующие движения: мяу — имитация движений умывающейся кошки, топ-топ — медведь идет, оп-оп — зайчик прыгает, пи-пи — птичка летает, клюет, ам-ам — собака лает, прр — лошадка скачет, в-в-в — самолет летит, у-у-у — паровоз гудит, та-та — барабан бьет, а-а-а — кукла спит, ля-ля — кукла пляшет. Важное значение придается определению основного диапазона речевого голоса у каждого ребенка. Детей учат протяжным произнесением гласного выделять ударение в слогах, словах и фразах (тетя тут, мишка упал, лапа болит, Вова идет), приучают прислушиваться к мелодии и словам песен, побуждают подпевать взрослому, воспроизводя отдельные слова, слоги. На втором году обучения укрепление и расширение голосового диапазона на музыкальных занятиях связано с побуждением детей к активному участию в пении, ритмодекламациях, подпевании отдельных фраз и слов песен, к подражанию интонациям взрослого. Дети овладевают умением выделять громким голосом отдельные возгласы и восклицания при использовании эмоциональной игровой ситуации и акцентного движения (Лови! Лови! Вон! Уходи, лиса!), учатся владеть низким и высоким голосом. При этом используется методический прием соотнесения высоты голоса с игровыми образами и регистрами фортепиано в звукоподражательных упражнениях (топ-топ — медведь и пи-пи — птичка, та-та — барабан и у-у — труба, мяу — кошка, ква ква — лягушка и пи-пи — мышонок, бом-бом — колокол и динь-динь — колокольчик). У детей развивается также умение повышать голос на последнем слоге в таких словах-звукоподражаниях, как ау, баю-бай, ку-ка-ре-ку. На третьем году обучения у воспитанников укрепляется голос нормальной высоты, силы и тембра, продолжается работа по развитию умений изменять высоту голоса (низкий, средний и высокий) в таких звукоподражательных упражнениях, как: дон — большой колокол, дан — колокол поменьше, динъ — колокольчик; мяу — кот, мяу — кошка, мяу — котенок. У детей развиваются также умения плавного и протяжного звуковедения в звукоподражательных упражнениях для высокого и низкого тембров голоса, например: баю — кукла спит и баю — мишка спит, топ-топ — кукла идет и топ-топ — мишка идет, ля-ля — кукла поет и ля-ля — мишка поет. Дети разучивают простейшие песенки (например, «Кошечка», музыка В. Витлина; «Зайка», русская народная мелодия; «Баю- бай», музыка М. Красева). Исполняют их протяжно и плавно, пытаются повышать и понижать голос в некоторых фразах, подражая интонациям взрослого. В процессе обучения широко используются ритмодекламации, способствующие закреплению произносительных умений, нормальному звучанию голоса. Дети выполняют задания типа: «Пой песенку», «Говори в ритме музыки». На четвертом году обучения у детей развиваются умения свободно изменять высоту своего голоса в звукоподражательных упражнениях для низкого, среднего и высокого голосов. Дошкольники учатся пользоваться очень высоким голосом, отличая его от зоны высокого регистра голоса. С этой целью используются такие упражнения, как пи-пи — комар, фъю — свисток, медвежонок в сказке завизжал: Ай! JIo-ви-и! На занятиях широко используется драматизация, в ходе которой у детей закрепляются умения имитировать голоса различных персонажей в инсценировках сказок (типа «Три медведя»). У воспитанников выявляются и расширяются возможности в интонировании мелодий песен. Внимание детей привлекается к поступенному движению мелодии, интервальным ходам. Слабослышащие малыши учатся петь, подражая интонациям взрослого. В процессе ритмо- декламаций продолжается работа над укреплением у детей голоса нормальных высоты, силы и тембра, над закреплением умений выразительно владеть громким или тихим голосом, передавая веселую, торжественную, требовательную, ласковую и жалобную интонации. При инсценировании сказок, работе над стихами (потешками, счи- талками) закрепляются умения детей говорить выразительно, ритмично. На пятом году обучения у детей закрепляют умения изменять высоту регистра своего голоса (низкий, средний, высокий, очень высокий). В подготовительной группе дети учатся передавать голосом свои слуховые представления о разнообразии звуков окружающего мира — звучащих предметах и явлениях (например: звенит, скрипит, грохочет, гудит, рычит) и соотносить данные звучания с регистрами фортепиано. У ребят выявляются и закрепляются возможности интонирования мелодий песен: умения повышать и понижать голос при воспроизведении песенных фраз с поступенным и скачкообразным строением мелодического рисунка; удерживать высоту повторяющегося тона, пропевая его длительно, протяжно. В ритмодекламациях развиваются выразительность речи, умение говорить весело, задорно, легко, энергично, ласково — в соответствии с эмоциональным содержанием текста и характером музыкального сопровождения. Основное содержание работы по разделу «Ритмическая стимуляция и хоровая декламация» разнообразно. На первом году обучения у детей формируют навыки элементарной ритмичности движений. У них вызывается отклик на ритм марша, пляски в условиях, когда они слышат музыку и видят ее исполнение педагогом на фортепиано. Важное значение придается развитию элементарной ритмичности повторяющихся движений (хлопки, шлепки, удары в барабан, покачивания, переступания). В хороводных ритморечевых упражнениях используются доступные произношению слоги и слова в сочетании с движениями (хлопками, притопываниями, покачиваниями), с игрой на детских ударных инструментах. На втором году дети учатся ритмичным движениям в марше и в пляске, играя на шумовых инструментах. Продолжается работа по целенаправленному развитию ритмичности повторяющихся движений. При этом движения становятся более разнообразными (например, притопы, переступания, пробежки, взмахи, шлепки, покачивания туловищем, руками, кистями), используется игра на элементарных музыкальных инструментах. Дети учатся также выполнять акцентное движение, согласуя его с выделением ударного слога в речи, сочетать движения с ритморечевыми звучаниями, составленными из отрабатываемых в речи слов, слогов. На третьем году обучения дети учатся определять на слух умеренный, быстрый, медленный темпы, ритмично двигаться в этих темпах. Ведется работа по развитию умений выделять ударный слог в слогосочетаниях и словах (с использованием фонетической ритмики). В процессе упражнений используется декламация стихов, считалок, потешек, например: Вам! Вам! Вам! Вам! Вот бьет барабан! Самолет высоко! Пароход далеко! Вот кот, вот кот Моет лапы, моет рот. Проговаривая определенный речевой материал, дети одновременно выполняют в соответствующем ритме хлопки, притопы, шлепки, плавные движения и качания рук, их взмахи; играют на шумовых инструментах. Правильное воспроизведение ритма движениями побуждает их к точной передаче ритмического рисунка слогосочетаний, словесного и фразового ударения. На четвертом году обучения продолжается развитие ритмичности движений детей, совершенствуется восприятие ими метрической пульсации в танцах, играх, упражнениях, при выполнении подражательных движений. Дети обучаются элементарному дирижированию, игре на шумовых инструментах. При выполнении различных сочетаний движений (шаги, прыжки, хлопки, взмахи, покачивания), при игре на инструментах шумового оркестра дети учатся точно передавать различные сочетания долгих и коротких длительностей, например: ТА-та, та-ТА, ТА-та- та, та-ТА-та, та-та-ТА, включенных в ритмодекЛа- мацию. Они побуждаются к осознанному выполнению ритмических упражнений, опираясь на звучание ритмов, их графическое отображение и движение. На пятом году обучения у детей закрепляются умения ритмично выполнять двигательные упражнения, ориентируясь на изменение характера музыки, темпа, вос-
производить небольшой ритмический рисунок в танцах, играх, упражнениях, согласовывать движения (хлопки, притопы, танцевальные шаги) с ритмической структурой отрабатываемых в произношении слов и фраз. Дети учатся осознанно выполнять ритмические упражнения. У них закрепляются умения передавать метроритмы и акценты в самостоятельной игре на инструментах детского шумового оркестра (при сольном исполнении), а также при ансамблевом аккомпанементе на элементарных музыкальных инструментах. Важное значение придается разучиванию ритмодеклама- ций (считалок, потешек, скороговорок, стихов разного характера — торжественных или веселых), в процессе которого у детей закрепляются умения точно передавать простейшие ритмы (включая паузу как элемент ритмического рисунка), укрепляется голос, развивается умение воспроизводить звуковую и ритмико-интонационную структуру речи. 5.4. Организация детских праздников в специальных Детских садах Детский праздник — важное, радостное событие в жизни ребенка! Праздник в детском саду для детей с нарушенным слухом — это не только развлекательное мероприятие, но и средство подведения итогов обучения, повторения пройденного материала. Детский праздник является синтезом практически всех видов искусств — литературы, музыки, живописи, театра, пантомимы. Праздник позволяет расширить кругозор детей, содействует их эстетическому воспитанию, формированию художественного вкуса, развивает творческие способности, культуру поведения, способствует речевому развитию. В детских садах для детей с нарушенным слухом традиционно организуют праздник осени, Новый год, Восьмое марта, «До свиданья, детский сад». В последние годы появляются и новые праздники, например народный праздник Масленица. Основой любого праздника является музыкальная деятельность, которая оживляет его, делает эмоциональным. В праздник включаются танцы, гимнастические упражнения под музыку, музыкально-ритмические игры, инсценировки, игра на элементарных инструментах в ансамбле, ме-
лодекламация (пение). При постановке танцев, исполнении песен, игре на музыкальных инструментах проводится работа по развитию слухового восприятия музыки, основных средств музыкальной выразительности. На праздничных выступлениях при проведении утренников дети воспринимают музыку на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) и видят исполнение педагога. При этом некоторые элементы и целые музыкальные ритмические композиции (танцы, упражнения, игры) исполняются детьми при восприятии музыки на слух, исключая зрительное восприятие клавиатуры и пианиста. Важное значение в празднике имеет активная речевая деятельность детей, к которой их побуждают взрослые. Перед разучиванием стихотворений и инсценировок педагог тщательно отбирает речевой материал в соответствии с уровнем речевого развития, состоянием произносительной стороны речи каждого ребенка. У дошкольников с нарушениями слуха деятельность на празднике разнообразна. Она связана с музыкой, игрой, инсценировками, чтением стихов. Деятельность малышей носит в большинстве случаев репродуктивный характер (направлена на получение уже известного результата известными средствами). Старшие дошкольники действуют более самостоятельно. Важное значение придается развитию у них предпосылок к творческой деятельности. Подготовка и проведение праздника — долгая и кропотливая работа, требующая совместной деятельности сурдопедагога, воспитателей, музыкального руководителя и детей. Правильная организация праздников предполагает их предварительное планирование, работу над сценарием, репетиции, оформление зала, изготовление костюмов, проведение праздника, подведение его итогов. В ходе подготовки к празднику развиваются умения детей в области изобразительной деятельности. Готовясь к празднику, они делают подарки (например, рисунки) родителям, приглашения на праздник, участвуют в оформлении зала, групповой комнаты, изготовлении несложных элементов праздничных костюмов. Зал надо украшать заранее, чтобы дети могли его посмотреть (многообразие ярких впечатлений может разволновать детей, вызвать у некоторых из них слушком большую
активность или, наоборот, заторможенность). В зале рекомендуется провести несколько репетиций. При этом сценарий праздника не должен быть раскрыт детям полностью (оставить сюрпризы). Праздник обычно длится не более 35—45 мин в старшей и подготовительной группах и 25—30 мин в младших группах. В выступлениях должны участвовать все дети. На празднике постоянно используются какие-нибудь сюрпризные моменты, так как внимание малышей неустойчиво. Использование разнообразных видов деятельности и обязательное включение игр содействуют поддержанию интереса детей на празднике, снижению их утомляемости. На праздник обычно приглашают родителей и других гостей. Их можно привлекать к активному участию в подготовке праздника, а также к его проведению. Желательно, чтобы родители и приглашенные на праздник дети не были пассивными зрителями, а принимали участие в играх, эмоционально проявляли свое положительное отношение к выступлениям малышей. Контрольные вопросы и задания Сравните на основе анализа программ по музыкальному воспитанию специальных детских садов для глухих и слабослышащих детей, а также нормально слышащих детей: задачи и основное содержание музыкальных занятий; содержание работы по развитию основных видов деятельности, связанных с музыкой. Какие методические приемы используются при развитии у дошкольников с нарушениями слуха восприятия музыки, различных видов музыкально-исполнительской деятельности? Составьте конспект музыкального занятия в детском саду для глухих или для слабослышащих детей. Составьте сценарий праздника. Отметьте особенности его подготовки и проведения в детском саду для детей с нарушением слуха. Рекомендуемая литература Абдуллин Э.В. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М., 1983. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М., 2000. Апраксина OA. Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1983. Апраксина OA. Методика развития музыкального восприятия. — М., 1985. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, JI.H. Комиссарова, Т.А. Добровольская. — М., 2001. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. — М., 1990. Бенина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движения. — М., 1981, 1983, 1984. Велик И.С. Музыка против глухоты: Опыт индивидуальных занятий музыкой с неслышащими детьми по программе детской музыкальной школы. — М., 2001. Ветлугина НА. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., 1981. Ветлугина НА., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. — М., 1989. Волкова ГА. Логопедическая ритмика. — М., 1985. Волкова К А. Методика обучения глухих произношению. — М., 1980. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т./ Гл. ред. А.В. Запорожец. — M., 1982—1984. Головчиц Л А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. — М., 2001. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. — М., 1985. Запорожец А.В. Избр. психолог, труды: В 2 т. — М., 1986. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. — М., 2000. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. — 2-е изд. — М., 1984. Кабалевский Д£. Как рассказывать детям о музыке? — 2-е изд. — М., 1982. Кагарлицкая А.С., Тугова НА., Шелгунова Н.И. Музыкально-ритмиче- ские занятия в школе для слабослышащих детей (1—2 годы обучения). — М., 1992. Книга для учителя школы слабослышащих / Под ред. К.Г. Коровина. — М„ 1995. Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих / Под ред. Т.А. Власовой. — М., 1983. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. — М., 1991. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. — М., 1991. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х ч. — М., 1996. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей / Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова. — M., 1991. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. — М., 2001. Носкова Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. — М„ 1987. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. — М., 2000. Программа по музыке: Для общеобразовательной школы. — М., 1982. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. — М., 1997. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. — M., 1997. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. — M., 1991. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — M., 1991. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили МЛ. Музыкальное воспитание дошкольников. — M., 1994. Развитие устной речи у глухих школьников /Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, O.B. Шевцова. — M., 2001. Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих. — M., 1981. Pay Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. — M., 1981. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. — M., 1987. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Герасимова. — M., 1983. Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. — М., 1989. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. / Ред. H.C. Лейтес, И.В. Равич- Щерба. — M., 1985. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. — М., 1995. Яхнина Е.З. Содержание и организация музыкально-ритмических занятий в подготовительном классе школы для глухих детей. — М., 1991. Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов. — М., 1997.
|