Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение восприятию музыки 5 page





В современной системе коррекционно-образовательной работы с глухими и слабослышащими детьми дошкольно­го и школьного возрастов придается важное значение раз­витию их двигательной сферы. В процессе комплексной целенаправленной работы в специальных учреждениях для детей с нарушениями слуха обеспечивается компенса­торное развитие их двигательной сферы. У глухих детей развивают крупную и мелкую моторику, формируют точ­ность, координированность, плавность, ритмичность, дифференцированность, экономность движений, их скоро- стно-силовые качества. Совершенствуют быстроту, лов­кость, выносливость, ориентировку в пространстве. Закре­пляют умения выполнять основные движения, сохранять равновесие.

Работа по развитию движений у детей проводится преж­де всего на уроках физкультуры, музыкально-ритмических занятиях, а также во внеурочное время (в процессе бытовой деятельности, при проведении подвижных игр, в спортив­ных кружках и секциях, в танцевальных кружках). На об-


щеобразовательных уроках в соответствии с единым двига­тельным режимом в специальных школах обязательно про­ведение физкультминутки, а по утрам зарядки. В специаль­ных школах организуют музыкальные перемены.

Обучение музыкально-ритмическим движениям

Движения под музыку — важный раздел работы на музы­кально-ритмических занятиях. Выполнение движений под музыку — это не только один из основных видов деятельно­сти на занятии, но и ведущий методический прием развития восприятия музыки у детей с нарушениями слуха. Широкое использование двигательных упражнений под музыку обу­словлено главным образом естественной связью музыки и движений: музыка всегда вызывает у человека определен­ную моторную реакцию. Взаимодействие музыки и дви­жений выражается прежде всего в согласованности их ха­рактеров. Например, музыка марша придает ритмичность движениям, подтянутость, делает осанку красивой; музыка вальса побуждает к свободным, плавным движениям.

В процессе обучения музыкально-ритмическим движе­ниям у школьников совершенствуются двигательные спо­собности, формируется правильная осанка, а также совер­шенствуется восприятие характера музыки и доступных средств музыкальной выразительности. Эти задачи реша­ются в единстве: с одной стороны, движения помогают учащийся полнее чувствовать музыку; с другой стороны — музыка придает движениям особую выразительность. Для того чтобы дети смогли передать характер музыки в движе­ниях, необходимо сформировать их координацию, развить мышечное чувство: ощущение своей позы, направление движений, умение различать напряженное и расслабленное состояние мышц.

Обучение музыкально-ритмическим движениям способ­ствует расширению кругозора детей (они знакомятся с тан­цами, играми и т.д.), развитию чувства красоты, воспита­нию выдержки, доброжелательности, умения согласовы­вать свои действия с действиями товарищей. Танцы прино­сят детям радость и удовлетворение от ощущения свободы, легкости, красоты выполняемых движений, умения вла­деть своим телом. Необходимо развивать у школьников спо­собность импровизации движений под музыку.


Основное содержание работы — обучение правильно­му, выразительному и ритмичному исполнению под музы­ку танцевальных и гимнастических движений. На заняти­ях дети осваивают различные виды ходьбы, бега, прыж­ков, основные позиции рук и ног, некоторые виды постро­ений и перестроений (в шеренгу, колонну, круг, парами, цепочкой, свободное размещение), разучивают элементы народных, классических, современных и характерных танцев.

В начальный период обучения проводятся специальные упражнения для развития мышечного чувства. Дети учатся напрягать и расслаблять мышцы, изменять степень их на­пряженности, ощущать размах движений в суставах, осоз­навать тяжесть тела и конечностей, переносить ее вперед (или назад) перед началом ходьбы или бега.

Кроме того, дети обязательно выполняют упражнения, направленные на развитие способности импровизации. При этом творческая активность проявляется у школьников по- разному: в самостоятельном выражении движениями эмо­ционального содержания музыки, в подборе известных им движений при прослушивании нового музыкального сопро­вождения, в выразительном выполнении под музыку разу­ченных движений. Важно, чтобы в процессе импровизации ученики не придумывали движений, не связанных с харак­тером музыки. Поэтому необходимо постоянно привлекать внимание учащихся к характеру музыкального сопровож­дения.

Приведем примеры основных и танцевальных движе­ний, которыми овладевают ученики на музыкально-ритми­ческих занятиях.

Основные движения

Ходьба:

бодрый шаг — обычный шаг, но более устремленный и решительный, чему способствуют движения рук с сильными махами (одной вперед, другой назад). Следует обращать внимание учащихся на осанку, положе­ние головы (взгляд направлен чуть выше затылка впереди идущего); на занятиях они выполняют ходьбу в колонне на расстоянии вытянутых рук, ходьбу по кругу, не сужая его;

высокий шаг — свободная нога, согнутая в колене, резко поднимает­ся вперед; бедро принимает горизонтальное положение, а голень обра­зует с бедром прямой угол. Корпус прямой, голова поднята; руки сжаты


в кулак, кистями помогают движению энергичными махами одной впе­ред, другой назад (когда поднимается правая нога, вперед выносится левая рука и наоборот); шаг небольшой, но решительный;

тихий шаг — ноги ступают мягко на всю стопу, корпус немного накло­няется вперед; размах рук меньше, чем при высоком шаге, кулаки разжи­маются.

Бег легкий, свободный; ноги активно отталкиваются от пола, мягко приземляются.

Пружинное подпрыгивание на двух ногах: выполняется при активной работе стоп; во время отскока ноги в подъеме быстро выпрямляются (пятки вместе), приземляются мягко на носки, затем на всю стопу (тя­жесть тела на пятки не переходит); колени слегка пружинят, осанка пря­мая, движение вверх подчеркнуто вертикальное.

Поскоки: движение легкое, без напряжения, с одной ноги на другую, с оттянутым вниз носком, остановка прыжком на обе ноги.

Упражнения с мячом:

броски мяча двумя руками под музыку вальса (на счет «раз» — бросок, на «три» — поймать мяч), под музыку польки (на счет «раз» — бросок, на «два» — поймать мяч);

броски и ловля мяча одной рукой под музыку вальса или польки: и.п. — руки в стороны, мяч на правой ладони; полуприсед, рука с мячом внизу; выпрямляясь, бросок мяча вверх; мяч поймать на левую ладонь с полуприседом, рука опускается вниз;

выпрямляя ноги, левую руку с мячом отвести в сторону;

удары мяча об пол под музыку польки (на счет «раз» — удар, на ' «два» — поймать), под музыку вальса (на счет «раз» — удар, на «три» — поймать);

переброска мяча друг другу по кругу, через одного или через круг любому партнеру под музыку вальса или польки;

переброска мяча стоящему в центре круга под музыку вальса (на счет «раз» ученик, стоящий в кругу, делает бросок, на «три» стоящий в центре ловит мяч, на «раз» он бросает, на «три» ловит следующий ученик, стоящий в кругу);

плавные движения с наклоном корпуса вправо и влево с поднятым вверх мячом под плавную, медленную музыку;

кружение на месте, подняв мяч над головой (музыка спокойная, плавная).

Композиции с мячом:

музыкальное сопровождение «Медленный вальс» Т. Островской; дети стоят по кругу, у одного из них в руках мяч; на счет «раз, два, три» ученик бросает мяч вверх, на счет «раз, два, три» ловит, на следующие два такта делает плавное движение поднятыми вверх руками, ведя мяч слева напра­во с наклоном корпуса, после чего передает мяч стоящему справа; следу­ющие три такта второй ученик кружится, поднимает мяч над головой на


сильную долю и, постепенно опуская его вниз, передает мяч соседу справа; упражнение повторяется;

• музыкальное сопровождение «Вальс» Ф. Шуберта; дети стоят по кругу, первая часть — плавным и мягким движением мяч перебрасывается вправо по кругу правому соседу (на счет «раз» — бросок, на счет «три» — ловить); на первый и второй такты второй части мяч перебрасывается соседу с ударом об пол, на третий и четвертый такты держащий мяч и его сосед справа меняются местами, пробегая четырьмя мягкими шагами справа друг от друга; вторая часть повторяется.

Основные позиции рук и ног:

позиция рук — руки впереди на высоте диафрагмы, ладони обраще­ны к туловищу, локти округлены и разведены в стороны, плечи опущены, пальцы одной руки на расстоянии 5—10 см от пальцев другой;

позиция рук — округленные руки разведены в стороны, находятся немного ниже плеч и впереди туловища, локти по сравнению с первой позицией слегка выпрямлены и обращены назад, ладони обращены друг к другу;

позиция рук — руки вверху (в поле зрения), кисти и локти обраще­ны в стороны, ладони вверх;

(во всех позициях учащиеся держат кисти рук без напряжения; сред­ний палец приближен к первому);

позиция ног — пятки соединены, носки развернуты в стороны;

позиция ног — ноги врозь на расстоянии длины стопы, носки раз­вернуты в стороны;

позиция ног — пятка одной стопы прижата к середине другой, нос­ки развернуты в стороны.

Танцевальные движения

Приставные шаги в сторону— на счет «раз» каждого такта сделать не­большой шаг в сторону одной ногой, на счет «два» приставить к ней дру­гую ногу с легким пружинистым полуприседанием. При этом одна пятка четко ставится к другой, сохраняя правильный разворот стоп (стопы не поворачивать носком внутрь). Шаг мягкий, слегка пружинящий. Корпус в сторону шага не поворачивать.

Шаг бокового галопа — на счет «раз» каждого такта сделать правой ногой шаг вправо, на «и» левую ногу приставить* ней, пяткой к пятке, как бы выталкивая ее снова вправо для следующего шага (на «два»). Движе­ние влево начинать левой ногой. Носки обеих ног слегка разведены. Тя­жесть тела переносится легким прыжком с правой ноги на левую. Все движения пружинистые, легкие, полетные (корпус не поворачивать и не наклонять в сторону движения). Голова чуть приподнята.

Шаг галопа рекомендуется осваивать только по прямой линии: это помогает почувствовать и сохранить правильное положение корпуса.

Переменный шаг — подготовительное движение к исполнению шага польки. Состоит из двух шагов: приставного шага и шага с ноги, стоящей


впереди. Следующий переменный шаг выполнить с другой ноги. И.п. — III позиция ног, правая впереди. На счет «раз, два» — приставной шаг пра­вой ногой впереди, на «три» — шаг правой вперед, левая сзади на носке, на «четыре» — левую ногу разогнуть вперед—книзу скользящим движе­нием по полу (слегка сгибая). То же с другой ноги.

Шаги выполнять с носка. Ногу приставлять в указанную позицию, дви­жение ног сопровождать движением туловища и головы (с какой ноги вы­полнен шаг, в ту же сторону поворачивать голову и плечи).

Шаг польки — переменный шаг, выполненный легкими поскоками. Различают шаги польки вперед, назад, с поворотом кругом.

Шаг польки вперед: и.п. — III позиция ног, правая впереди, руки на по­ясе. Выполнить подскок на затакт в музыке. И.п. — небольшой подскок на левой ноге, правая вперед — книзу; на счет «раз» — приставной шаг впе­ред с правой ноги, выполненный чуть заметным прыжком, на «два» — не­большой шаг вперед правой ногой, на «и» — небольшой прыжок на пра­вой ноге, левую вперед и книзу. То же с другой ноги.

Шаг польки назад делать так же, как и вперед. Шаг польки с поворо­том кругом — как переменный шаг в сторону, но с двумя легкими прыж­ками: на приставном шаге в сторону и при повороте кругом.

Польку исполнять легко, изящно. Ногу, выносимую вперед на подско­ке, хорошо оттянуть в колене и носке. Приставной шаг осуществлять лег­ким, чуть заметным прыжком. В одном шаге польки два прыжка. Шаг польки делать поочередно то с правой, то с левой ноги.

Шаг вальса выполнять вперед, назад, в сторону и с поворотом кругом. |

Вальсовый шаг вперед и назад исполнять тремя небольшими шагами. Первый шаг — перекатом с носка на всю стопу, слегка сгибая колено, де­лают на сильную долю такта. Два последующих шага — на носках.

Вальсовый шаг в сторону: на счет «раз» — шаг правой ногой в сторо­ну с носка перекатом на всю стопу, слегка сгибая колено (носок обращен вправо), на «два» — шаг левой ногой за правую на носок (носок обращен влево), на «три» — приставить правую ногу к левой в стойку на носках. То же с левой ноги влево. Тело покачивается вправо и влево.

Вальсовый поворот представляет собой поворот на 360 градусов вправо (правый поворот) или влево (левый поворот) на два музыкальных такта. Движение состоит из шести шагов и делится на две части, каждая: из которых заканчивается III позицией ног.

Первая часть (один такт). И.п. — стоя лицом к центру, ноги в III пози-! ции, правая впереди, руки на поясе. На счет «раз» — шаг правой ногой вперед вправо, на «два» — поворот направо в стойку, ноги врозь, спи­ной к центру, на «три» — приставить правую ногу впереди левой в III по­зицию.

Вторая часть (один такт). На счет «раз» — шаг левой ногой влево, на «два» — поворот направо кругом в основную стойку, ноги врозь, лицом к центру, на «три» — приставить левую ногу сзади правой в III позицию. При выполнении вальсового шага с поворотом налево движение начинать с левой ноги.


Шаги и повороты выполнять мягко, плавно, в медленном темпе. В на­чале обучения руки держать на поясе, сохраняя хорошую осанку.

Последовательность разучивания вальсового шага: на счет «раз, два, три», «раз, два, три» — шаги на носках по кругу;

на счет «раз» — шаг вперед с полуприседом, затем два шага на нос­ках; вальсовый шаг вперед;

и.п. — стойка на носках лицом к опоре; «раз, два» — шаг правой ногой в сторону с перекатом с носка на всю стопу в небольшой полуприсед, на «три» приставить левую в стойке на носках; то же с другой ноги;

на счет «раз» — шаг правой ногой вправо, на «два» — шаг левой ногой скрестно за правой, на «три» правую ногу приставить к левой;

вальсовый шаг в сторону;

вальсовый шаг с поворотом кругом.

Положение и движения рук, принятые в русской пляске:

руки отведены в стороны, ладонями вперед, кисти открыты (чем яр­че пляска, тем шире раскрываются руки и тем больше плечи отводятся назад);

положение подбоченившись: стоя с опущенными вдоль корпуса ру­ками, сжать кисти в кулаки, поднять руки в стороны, сгибая в локтях, по­ставить на пояс (локти в стороны);

руки скрещены на груди, пальцы одной руки спрятаны (это положе­ние для девочек);

одна рука подбоченившись, другая — поднята с платочком в сторо­ну и вверх, слегка согнута в локте (выполняют девочки);

взмахи платочком: держать платочек в правой руке, слегка поднятой впереди, левая рука на поясе; глядя на платочек, взмахнуть им вправо и вверх, затем опустить руку влево и вниз перед собой, движение легкое, свободное, маховое, корпус и голова могут слегка поворачиваться, сле­дуя за движением руки (выполняют девочки);

хлопки в ладоши: поднять руки вперед до уровня пояса, локти при- согнуть; ударять ладонью одной руки сверху по ладони другой;

хлопушки: ударять ладонью по ноге выше колена, по голени или по­дошве, согнув ногу в колене и держа ее поперек опорной ноги (выполня­ют мальчики).

Хороводный шаг: отличается от обычной ходьбы большей плавностью и устремленностью. Девочки идут спокойно, сдержанно, опустив руки вдоль тела и не раскачивая ими; мальчики идут более размашистым ша­гом, раскачивая руками. Этим шагом дети водят хороводы, также он ис­пользуется в начале многих плясок для выхода.

Топающий шаг на всей стопе: исполнять с небольшим продвижением вперед. Ноги ставить на всю стопу с легким акцентом, почти не отделя­ясь от пола (но не шаркая), колени присогнуты, корпус прямой, голова приподнята. Руки кулачками на поясе или отведены слегка в стороны, ла­донями вперед (у девочек могут быть скрещены на груди).

Шаг на всей стопе исполнять и при кружении на месте, при этом ноги постоянно держать вместе.


Выставление ноги на пятку и носок: и.п. — подбоченившись кулачка­ми. На счет «раз» выставить правую ногу вперед на пятку, носок поднят; вверх (пальцы остаются свободными, вверх не загибаются). Тяжесть те­ла на опорной левой ноге (колено не сгибать). На «два» выпрямить подъ­ем ноги и коснуться пола пальцами. На «три, четыре» вернуть ногу в и.п. и с притопом поставить рядом с левой ногой. Корпус прямой, голова приподнята. Те же движения исполняются левой ногой.

Выставление ноги на пятку с полуприседанием: и.п. — подбоченив­шись кулачками. На счет «раз» — пружинное полуприседание и выпрям­ление колена. На «два» выставить правую ногу вперед на пятку, согнув в подъеме (так держать до конца такта). Затем на «раз» приставить правую ногу к левой, одновременно исполнить полуприседание; на «два» выста­вить на пятку левую ногу.

Девочки выполняют движение легко, с задором. Мальчики приседают глубже, двигаются энергичнее. Они постоянно держат хорошую осанку.

Шаг с притопом на месте: и.п. — подбоченившись.

Первый вариант: на счет «раз» нечетных тактов сделать небольшой шаг правой ногой вправо. На «два» топнуть левой ногой рядом с правой, не перенося на нее тяжесть тела. На четных тактах те же движения по­строить с левой ноги влево.

Второй вариант: на первом такте на счет «раз» сделать маленький шаг правой ногой вправо. На «два» топнуть левой ногой рядом с правой. На втором такте те же движения повторить с левой ноги влево.

Третий вариант: на счет «раз» топнуть правой ногой на месте. На «два» топнуть левой ногой впереди правой, не перенося на нее тяжесть тела. Носок левой ноги повернут влево. На «раз» следующего такта поставить левую ногу рядом с правой. На «два» топнуть правой ногой впереди ле­вой.

Каблучный шаг: и.п. — основная стойка. На счет «раз» — шаг правой ногой вперед с пятки перекатом на всю стопу, руки вправо, на «два» — шаг левой ногой вперед с пятки перекатом на всю стопу, руки влево. На «три», «четыре» — то же, что на счет «раз», «два». Выполнять легко, за- I дорно: голову поворачивать в сторону «шагающей» ноги; перекат с пятки на стопу осуществлять четко, резко, с последующим небольшим полу­приседанием на опорной ноге.

Тройной притоп: и.п. — руки на поясе. На счет «раз» — притоп правой ногой, на «два» — притоп левой ногой, на «три» — то же, что на счет «раз»,; на «четыре» —■ пауза. Тройной притоп попеременно начинать то с правой, то с левой ноги. Обращать внимание на своевременный перенос тяжести тела с ноги на ногу. Удар по полу выполнять легко, всей стопой.

Дробный шаг: и.п. — руки на поясе. На счет «раз» — небольшой шаг правой ногой вперед в полуприседании, с ударом всей стопой о пол, на «два» — приставить согнутую левую ногу с ударом стопой о пол к середи­не стопы правой, поворот туловища влево. На «три», «четыре» — то же, что на счет «раз», «два», но с другой ноги. Дробный шаг выполнять на по­лусогнутых ногах поочередно то с правой, то с левой ноги. Во время уда-


pa стопой о пол тяжесть тела переносить на опорную ногу. Туловище дер­жать прямо, плечи не поднимать. Движения выполнять весело.

Русский переменный шаг: и.п. — руки на поясе. На счет «раз» — шаг правой ногой вперед, на «два» — шаг левой ногой вперед, на «три» — шаг правой ногой вперед в полуприсед, на «четыре» — встать на правую но­гу, левую скользящим движением вперед-книзу, поворот туловища и го­ловы влево. Повторить движение с другой ноги.

Шаги выполнять с носка, плавно, без остановок. По мере овладения ими включать движения руками: на счет «разь, «два» — руки вперед ладо­нями вверх, на «три», «четыре» — поворачивая кисти ладонями вниз, ру­ки на пояс.

Припадание: и.п. — стоя на правой ноге, левую в сторону—книзу, ру­ки на поясе. На счет «раз» — шаг левой ногой в сторону с носка перека­том на всю стопу в полуприсед, на «два» — встать на правый носок скрестно за левой ногой, левую в сторону—книзу, на «три», «четыре» — то же, что на счет «раз», «два». При выполнении припадания носки раз­вернуть наружу. Сгибать и разгибать ноги мягко, эластично. Небольшой наклон туловища и головы в сторону, одноименную направлению дви­жения. Припадание выполнять плавно, передавая лирический характер медленных танцев.

На музыкально-ритмических занятиях в первоначаль­ный период обучения используются музыкальные игры. Они имеют определенный сюжет, правила и обучающие за­дачи — закрепление умений восприятия музыки, развитие двигательных способностей, воображения и творчества. Те­матика игр обычно связана с народными персонажами (Пе­трушка) или сказочными (чаще всего животными), а также с подвижными играми, используемыми на уроках физиче­ского воспитания. В связи с проведением сюжетных игр, в которых требуется передать музыкально-игровой образ пер­сонажа, на музыкально-ритмических занятиях школьники разучивают элементы подражательных движений птицам и зверям.

Приведем примеры музыкально-двигательных игр

«Колобок* — для закрепления правильного и ритмичного исполнения шага польки, хороводного шага, легкого бега под музыку; различения темпов музыки: умеренного (шаг польки), медленного (хороводный шаг) и быстрого (легкий бег).

Водящий — Колобок, остальные дети — герои сказки. Водящий сидит на корточках в центре, остальные исполняют под музыку соответствую­щие движения. С окончанием музыки один из учеников обращается к Ко­лобку, передавая интонации своего персонажа: «Колобок, Колобок, я те-


бя съем!», и пытается догнать его (бегают по внешнему кругу). Если он не догнал Колобка, говорит грустно: «Не догнал!» или радостно: «Ой, пой­мал!» Пойманный Колобок становится в круг и исполняет роль того, кото­рый его догнал. Звучит другая музыкальная пьеса, и игра продолжается. Музыкальный материал предъявляется в последовательности, исключа­ющей догадку.

«Один лишний» —- для закрепления переменного и топающего шага, различения медленного и быстрого темпов музыки.

Школьники становятся парами в круг (их должно быть нечетное чис­ло), один ученик — в центре его. Под медленную музыку русского лири­ческого танца они движутся парами, исполняя переменный шаг. С изме­нением музыкального сопровождения (на быструю музыку) дети, стоя­щие ближе к центру, образуют круг и, взявшись за руки, двигаются впра­во по кругу мелкими, быстрыми шагами, задевая пятками пол; остальные тем же ходом двигаются в противоположном направлении, поставив ру­ки на пояс. Один лишний танцует в центре, произвольно подбирая дви­жения. С прекращением музыки внутренний круг разрывается, все дети, в том числе и лишний, быстро выбирают себе новую пару. Один играю­щий становится лишним. Игра повторяется.

«Замри» — для закрепления умения слышать (определять) окончание музыки, исполнения плясовых движений.

Дети танцуют под веселую плясовую музыку, выбирая движения про­извольно или по заданию учителя. С прекращением музыки они замира­ют в разных позах, а водящий пытается их рассмешить. Тот, кто пошеве­лится, уходит с водящим. Игра продолжается до тех пор, пока останется один ученик, который и становится водящим.

Рассмотрим содержание обучения музыкально-ритми­ческим движениям глухих школьников (1997).

В подготовительном классе ученики вы­полняют несложные гимнастические и танцевальные дви­жения под музыкальное сопровождение учителя (например, легкий бег, спортивную ходьбу, поскоки, прямой и боковой шаг, шаг с притопом на месте) разучивают пляски и хорово­ды. Особое значение придается выразительности и эмоцио­нальности исполнения. Дети овладевают также простейши­ми построениями (например, в колонну, шеренгу, круг, сво­бодное размещение в классе). На занятиях используются подвижные игры под музыку (например, «Не опоздай», «Кот и мыши»). Школьники учатся также передавать выра­зительными движениями под музыку повадки животных, их характер. Начиная с подготовительного класса и на про­тяжении всего обучения учащиеся побуждаются к импро­визации движений под музыку.


У глухих первоклассников развиваются умения исполнять гимнастические и танцевальные движе­ния под музыку. Они овладевают элементарными гимнасти­ческими движениями (например, наклоны, повороты голо­вы, различные положения рук, круговые движения руками, плечами, полуприседание), простейшими построениями (в одну, две, три линии, в колонну, в шеренгу, в круг, свободное размещение в классе), элементами танца и пляски (пружин­ное полуприседание и вставание на носки, выставление ноги на пятку и носок, положения и движения рук, принятые в русском танце, плавные движения рук, шаг галопа, хоро­водный шаг, поскоки). Учащиеся разучивают несложные пляски (например, парная, русская), хороводы; участвуют в подвижных играх под музыку.

Во втором классе глухие школьники овладева­ют ритмичным исполнением танцевальных и гимнастиче­ских движений под музыку. При этом продолжается работа над выразительностью движений, их правильным выполне­нием. У детей совершенствуются основные движения и элементы танцев и плясок (например, ритмичная ходьба, ходьба на носках, легкий бег, кружение поскоками, шаг с притопом, повторные три притопа, выставление ноги на пятку с подпрыгиванием, шаг польки). Учащиеся осваива­ют перестроение группы (например, построение двух кон­центрических кругов, сужение и расширение круга, раз­личные положения в парах), разучивают танцевальные композиции (например, полька, полька парами, русская пляска, хоровод).

В третьем классе ведется работа над вырази­тельным правильным и ритмичным выполнением танце­вальных и гимнастических упражнений под музыку. Дети совершенствуют основные движения, элементы тан­ца и пляски (например, вальсовая дорожка, припляс, веревочка, присядка, упражнения с предметами). Они осваивают перестроения групп (например, фигурная мар­шировка, змейка, построение цепочками), танцевальные композиции.

Основное содержание работы в средних классах школы для глухих детей составляет разучивание различ­ных танцевальных композиций. Систематические занятия приобретают для подростков особое значение, так как спо-


собствуют пропорциональному развитию фигуры, выраба­тывают правильную и красивую осанку, формируют уме­ния свободно владеть своим телом, придают собранность и изящество. Танец служит для детей источником глубоко­го эстетического удовлетворения.

В средних классах у учеников закрепляются умения ритмичного, правильного и выразительного исполнения. Основное внимание уделяется композициям народного, классического, современных бальных танцев, состоящих из несложных движений. Важное значение придается им­провизации танцевальных движений под музыку разного характера.

При выборе музыкального сопровождения к упражнени­ям и танцевальным композициям следует учитывать воз­можности восприятия музыки глухими учащимися. Жела­тельно, чтобы в начале обучения (подготовительный, 1—2 классы) музыка звучала в исполнении учителя на фортепи­ано: зрительное восприятие исполнителя и клавиатуры фортепиано помогает детям согласовывать движения с му­зыкой. В дальнейшем рекомендуем использовать музыку в записи.

В подготовительном классе ученики изме­няют движения, ориентируясь на начало и конец звучания музыки, ца музыкальный акцент, на смену динамики (громкая, тихая музыка), разный темп (быстрый, медлен­ный, умеренный), регистры (высокий, низкий, средний).

Первоклассники учатся исполнять движения ритмично под музыку двух-, трех-, четырехдольного метров в умеренном темпе. Во втором классе дети овладе­вают ритмичным выполнением упражнений под музыку дву-, трех-, четырехдольного метра в умеренном, медлен­ном и быстром темпах. Школьники выполняют знакомые им движения под музыку, воспринимаемую на слух. Перед третьеклассниками ставится более трудная зада­ча: научиться выполнять движения под музыку в записи. Рекомендуем сначала отработать ритмичные движения под фортепианную музыку, исполняемую учителем, а затем при звучании грамзаписи (музыка та же).

В средних классах музыкальное сопровожде­ние к танцам звучит, в основном, в записи. Ученики меня­ют движения, ориентируясь, прежде всего, на динамику


звучания, изменение темпа, на разные части музыкальной пьесы (запев, припев, вступление, проигрыш, пьесы двух-, трехчастной формы), чередование сольного и коллективно­го, а также вокального, вокально-инструментального и ин­струментального исполнения.

На занятиях учитель использует музыку разного харак­тера (например, веселую, лирическую, грустную, торжест­венную). Предпочтение следует отдавать простым по форме музыкальным пьесам, с четко выраженным метрическим акцентом. Желательно, чтобы музыка начиналась с силь­ной доли (русские народные мелодии «Полянка», «Пойду ль я, выйду ль я», «Полька» М.И. Глинки).

Подбирая музыкальное сопровождение, следует предусмо­треть возможности глухих учащихся изменять движения в соответствии с чередованием музыкальных выразитель­ных средств. Так, в подготовительном классе и первом полу­годии первого класса ученики могут изменять движения, ориентируясь прежде всего на смену темпа и динамики му­зыки. Не следует сразу добиваться ритмичного исполнения движений, хотя определенная согласованность может воз­никнуть спонтанно в силу естественной ритмичности движе­ний детей. Ритмичное исполнение двигательных упражне­ний под музыку отрабатывается во втором полугодии первого класса, когда школьники научатся воспринимать сильную и каждую долю такта в музыке двух- и трехдольного метров.

Таким образом, при выборе музыкального сопровожде­ния учитываются принципы не только художественности репертуара, но и доступности его глухим учащимся, что предполагает учет их знаний и умений, сформированных благодаря упражнениям по развитию сенсорной основы вос­приятия музыки.

Date: 2016-07-05; view: 376; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию