Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение восприятию музыки 2 page





Обучение восприятию метрических соотношений

Дети сначала моделируют движениями сильную и каж­дую доли такта в музыке двухдольного метра, затем — в му­зыке трехдольного и четырехдольного метров. После этого они учатся различать метрические отношения: в первом классе при выборе из двух (двух- и трехдольный метры, на­пример польку и вальс), во втором классе при выборе из трех (двух-, трех- и четырехдольный метры, например польку, вальс и марш).

Наибольшую трудность представляет начальный период обучения, во время которого дети учатся воспринимать от­ношения акцентных звуков (более громких) и неакцентных (более тихих).

Приведем примеры занятий, в ходе которых у учеников формируются эти умения при слушании музыки двухдоль­ного метра в умеренном темпе. На занятиях 1—13 дети ви­дят исполнение музыки учителем, с 14-го занятия зритель­ное восприятие клавиатуры и пианиста исключается, уче­ники воспринимают музыку на слух.


Занятие 1

Знакомство с метрической пульсацией в музыке двухдольного метра. Используется материал с четким и простым ритмическим рисунком, пье-

ы обязательно начинаются с сильной доли, например русские народные песни «Полянка», «На горе-то калина», «Заинька».

Учитель предлагает школьникам: «Будем хлопать громко и тихо». Он 1ромко хлопает, широко разводя руки, и говорит: «Я хлопаю громко». Пое­но этого хлопает тихо, почти не разводя руки, и сообщает: «Я хлопаю тихо».

Затем учитель дает школьникам задание: «Будем хлопать вместе 1ромко и тихо». Они выполняют хлопки, подражая учителю, и говорят:

Громко, тихо, громко, тихо...»

Далее учитель предлагает: «А теперь послушайте музыку. В музыке авуки неодинаковые. Вы тоже услышите звуки громкие и тихие». Он ис­полняет музыкальный фрагмент в двухдольном метре, немного подчер­кивая сильную долю. При повторном исполнении можно пояснить: •Громко—тихо, громко—тихо, раз—два, раз—два...» Потом учитель ком­ментирует: «Я считаю: раз-два. В музыке раз — громко, два — тихо...» — И дает задание: «Будем исполнять вместе. Я буду играть веселый танец, п вы хлопать: раз-два, раз-два. Раз — громко, два — тихо». Следует об­ратить внимание учеников на то, что на счет «раз» руки широко разводить не надо (они должны успевать хлопать под музыку ритмично). Дети слу­шают музыку, видят исполнение учителя и хлопают, подчеркивая более интенсивным хлопком сильную долю такта.

При проведении первых упражнений учителю целесообразно под­строить темп своего исполнения под темп движений учеников. Это помо­жет им осознать совмещение хлопков с метрическим акцентом в музыке. II дальнейшем музыкальный материал исполняется в точном соответст­вии с нотным обозначением.

Занятие 2

Моделирование хлопками каждой доли такта в музыке двухдольного метра плясового характера.

Ученики слушают музыку и отвечают на вопросы учителя о ее характе­ре, темпе, метрической структуре. Они говорят, что музыка веселая, в умеренном темпе, считать надо на «раз-два».

При выполнении хлопков под музыку учитель постоянно напоминает детям, что звучит веселый танец. Ученики отрабатывают не только рит­мичность движений под музыку, но и выразительность их выполнения. Этому способствуют показ движений учителем и его соответствующие пояснения.

Занятия 3—4

Моделирование хлопками сильной доли такта в музыке двухдольного метра.

Учитель сообщает школьникам: «Будем хлопать только на «раз» (громко), на «два» (тихо) опустите руки». Они упражняются три-четыре


раза под счет учителя без музыки. Хлопки выполняют в умеренном! темпе. Затем учатся фиксировать хлопком сильную долю такта под: музыку двухдольного метра (например, русскую народную мелодию «Полянка»).

Занятие 5

Моделирование сильной и каждой долей такта в музыке двухдольно­го метра танцевальными движениями.

Сначала дети моделируют каждую долю такта движениями ног под музыку двухдольного метра. На «раз» — выставить правую ногу на носок, | на «два» — приставить к левой, на «раз» — левую ногу на носок, ни «два» — приставить к правой. Затем ученики моделируют движениями ног только сильную долю такта. На «раз» — выставить правую ногу на но­сок, на «два» — держать. Повторить то же левой ногой.

Занятие 6

Разучивание топающего шага в сторону (элемент русской пляски).

На «раз» и на «два» каждого такта сделать небольшой шаг вправо. Не! «и» левую ногу приставить к правой с легким акцентом. Корпус не пово-! рачивать в сторону движения. Затем повторить топающий шаг в левую сторону.

Ученики выполняют задание учителя: «Будете слушать музыку, стоя II две шеренги, лицом друг к другу». При выполнении движений пары рас­ходятся, но продолжают смотреть друг на друга.

Занятие 8

Ритмичное выполнение легких поскоков на месте с одной ноги на дру ­гую под музыку польки. Свободная нога слегка согнута в колене, невыссн ко поднимается вперед. По окончании музыки учащиеся останавливают ­ся прыжком на обе ноги. Девочки держатся рукой за юбочку, у мальчиков руки на поясе. При повторении упражнения руки свободными махами двигаются одна вперед, другая назад.

Занятие 9

Выполнение тех же движений, но с продвижением по кругу. Отрабв! тываются ритмичность и выразительность исполнения.

Занятие 10

Исполнение учащимися ритмического аккомпанемента на деревян­ных ложках к русской народной мелодии «Полянка». Сначала все учениц ки исполняют на ложках только сильную долю такта, затем каждую долю такта. После этого дети разделяются на две группы: одновременно од­на группа исполняет каждую долю такта на ложках, а другая — только сильную.


Занятия 11—13

Обучение дирижированию по двухдольной схеме. Учитель сообщает школьникам: «Будете учиться дирижировать. Сначала будем дирижиро­вать без музыки». Дети отрабатывают технику дирижирования, подражая учителю, под счет «раз, два». После этого они учатся дирижировать под музыку.

Занятие 14

Дирижирование по двухдольной схеме при восприятии музыки на слух (дети стоят спиной к фортепиано).

Сначала дети дирижируют под музыку двухдольного метра, видя кла­виатуру и пианиста. После этого они учатся дирижировать, воспринимая музыку на слух. Не следует прекращать исполнение музыки, если дети на­чали выполнять движение рукой неритмично. Некоторые школьники, осо­бенно в самом начале работы, постепенно входят в ритм и, вслушиваясь, начинают правильно воспроизводить метрическую пульсацию. Если уча­щиеся все-таки затрудняются в выполнении упражнения на слух, надо еще раз повторить его (повернувшись лицом к фортепиано). Затем вновь дети учатся дирижировать не видя учителя (встав спиной к фортепиано).

Занятия 15—18

Школьники учатся ритмично исполнять танцевальные движения, ра­зученные на предыдущих занятиях, при восприятии музыки на слух.

Обучение восприятию ритмических соотношений

В начале обучения школьники овладевают восприятием на слух простых ритмов, исполняемых учителем на фортепиано.

Занятие 1

Школьники учатся моделировать движениями простейшие ритмы, от­хлопывая их.

Сначала учитель показывает детям таблички с записью ритмов и ис­полняет их на фортепиано (на одной клавише в первой октаве). Школьни­ки учатся воспроизводить хлопками ритмы, ориентируясь на их графиче­ское изображение на табличках и подражая учителю. После этого они уп­ражняются в самостоятельном воспроизведении хлопками простых рит­мов, ориентируясь на табличку и восприятие музыкальных звуков, испол­няемых учителем на фортепиано. Затем дети воспроизводят ритм хлоп­ками и речью (например, произнося слогосочетание лапала...).

Занятие 2

Дети учатся узнавать ритмы музыкальных звуков, исполняемых учите­лем на фортепиано. Данные ритмы они слушали на занятии 1. В помощь ученикам используется графическое изображение ритмов на табличках.

11 -3506


Каждый ритм предъявляется не менее трех раз в случайной последо»; вательности. Ученики смотрят на клавиатуру фортепиано, слушают рит­мы и показывают табличку с записью соответствующего ритмического рисунка. Затем под музыку они снова отхлопывают ритм и воспроизво-;

дят его речью (например, произнося слогосочетание папапа...).

'

Занятие 3

Школьники сразу самостоятельно узнают ритмы, предъявляемые в случайной последовательности. При этом они видят клавиатуру форте­пиано, слушают музыкальные звуки и, указав на табличку с изображени­ем ритма, воспроизводят его речью и хлопками.

Занятие 4

Дети учатся воспринимать данные ритмы на слух (стоя спиной к фортепиано). Учитель показывает табличку с записью первого ритма и предлагает им послушать ее. Ученики воспринимают ритм на слух. Затем они слушают второй ритм. После этого ученики самостоятельно узнают на

слух данные ритмы и каждый раз воспроизводят их речью и хлопками.

.

Занятие 5

Ученики сразу узнают на слух данные ритмы и воспроизводят их ре-! чью и хлопками.

Аналогично ученики овладевают восприятием на слух других ритмов: | сначала при выборе из двух, а затем из трех-четырех.

После этого дети учатся узнавать на слух фрагменты детских и народ­ных песен, народных прибауток с разным ритмическим рисунком при вы­боре из двух-трех.

Приведем примеры занятий, на которых дети обучаются узнавать фрагменты из прибауток «Зайчик, мой зайчик» и | «Петушок, петушок».

Занятие 1

Учитель исполняет на фортепиано фрагменты мелодий прибауток и поет: «Зайчик, мой зайчик», затем «Петушок, петушок». Дети смотрят на учителя и слушают. После этого они учатся соотносить услышанный ритм каждой мелодии с его графическим изображением на табличке:

Зай-чик, мой зай-чик. Пе-ту-шок, пе-ту-шок.

Дети воспроизводят ритмический рисунок под музыку сначала хлоп­ками, а затем хлопками и речью (говорят слогосочетаниями папапа...).

Занятие 2

Ученики воспроизводят под музыку ритмический рисунок каждого фрагмента сначала хлопками и речью (на слог па), а затем говорят под


музыку слова прибауток, точно передавая в речи ритм данного фрагмен­та мелодии.

После этого ученики упражняются в узнавании музыкальных фраг­ментов, исполняемых учителем на фортепиано. Они видят клавиатуру фортепиано, таблички с записью ритмического рисунка мелодии и назы­вают фрагмент. При проверке ответов дети говорят слова под музыку, точно соблюдая ритмический рисунок мелодии.

Занятие 3

Ученики самостоятельно узнают фрагменты из прибауток. Учитель исполняет мелодии на фортепиано. Дети видят клавиатуру, таблички с записью ритмов мелодий и называют фрагменты.

Занятие 4

Дети воспринимают предлагаемые фрагменты только на слух (зри­тельное восприятие клавиатуры исключается) и называют их.

При проверке ответов они говорят слова под музыку, воспроизводя ритмический рисунок мелодий.

В содержание работы включается также обучение детей узнаванию фрагментов выученных песен с разным ритми­ческим рисунком (при выборе из 3—5). В приведенном при­мере школьники слушают фрагменты из детских песен: «Елочка» М. Красева («Маленькой елочке холодно зимой, из лесу елочку взяли мы домой. Бусы повесили, встали в хоро­вод. Весело, весело встретим Новый год»); «Раз, два, три, че­тыре, пять» Н. Потовского («Раз, два, три, четыре, пять, вы­шел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, прямо в зай­чика стреляет. Пиф! Паф! Не попал! Быстро зайка ускакал»); «Осенняя песенка» Д. Васильева-Буглая («Миновало лето, осень наступила. На полях и в рощах пусто и уныло...»).

Занятие 1

Школьники слушают каждую песню в исполнении учителя. Затем они декламируют под музыку слова этих песен, четко воспроизводя ритми­ческий рисунок мелодий.

Занятие 2

Школьники воспроизводят под музыку ритм каждой песни хлопками и речью (говорят слог па). Они ориентируются на восприятие музыкально­го сопровождения и запись ритмического рисунка мелодий (со словами) на табличках.

Затем учитель предлагает школьникам узнать, какая песня звучит. Он исполняет указанные фрагменты мелодий на фортепиано по два-три

11*


раза в случайной последовательности. Дети смотрят на клавиатуру фортепиано, слушают музыку, соотносят воспринятое с графическим изображением ритмического рисунка мелодий на табличках и называют песню. При проверке ответов ученики декламируют песню под музыку.

Занятие 3

Ученики слушают мелодии песен в исполнении учителя на фортепиа­но, видят клавиатуру, таблички с записью ритмического рисунка и само­стоятельно называют песни. Как и на предыдущем занятии, при провер­ке ответов они декламируют слова песен под музыку.

Занятие 4

Учитель говорит: «Послушайте песню «Елочка». Отвернитесь». Испол­няет мелодию на фортепиано. После слушания дети называют песню. Затем они слушают мелодии «Осенней песенки» и «Раз, два, три, четыре, пять». Зрительное восприятие клавиатуры исключается. После этого де­ти упражняются в самостоятельном узнавании на слух песенных мело­дий. При проверке ответов, слушая мелодии, ученики видят клавиатуру фортепиано.

Занятие 5

Школьники сразу самостоятельно Называют песни, воспринимая каждую из мелодий не менее двух-трех раз только на слух.

Обучение восприятию высотных соотношений двух звуков в среднем регистре

Занятие 1

Учитель предлагает задание: «Смотрите и слушайте. Вы слышите два одинаковых звука» (табличка «Одинаковые звуки» вывешивается на дос­ку). Он исполняет дважды звук СОЛЬ1 в первой октаве. После этого дети слушают звуки СОЛЬ1, ФА2, исполненные последовательно. Учитель по­ясняет: «Вы слышите два разных звука» (табличка «Разные звуки» выве­шивается на доску). Затем дети слушают пары звуков, исполненные пос­ледовательно, и определяют, одинаковые звуки или разные (видя клави­атуру фортепиано).

Занятие 2

Учитель объясняет школьникам: «Будете слушать звуки, разные по высоте». Он показывает кружки двух цветов и поясняет: «Синий кружок — первый звук, розовый кружок — второй звук». Школьники слушают звуки СОЛЬ', РЕ2, исполняемые последовательно. Учитель выкладывает на до-

1 Здесь и далее цифра над названием ноты обозначает октаву.


ске кружки в прослушанной последовательности и поясняет: «Второй звук выше».

Учащиеся слушают последовательно исполненные звуки СОЛЬ', ДО1. Учитель говорит: «Второй звук ниже», — и располагает второй кружок ни­же первого. Таблички «Второй звук выше», «Второй звук ниже» также прикрепляются к доске.

Затем учитель раздает школьникам по два кружка из цветной бумаги. Они видят клавиатуру фортепиано, слушают исполненные последова­тельно звуки СОЛЬ1, РЕ2. Один из учеников выкладывает из кружков дан­ную последовательность звуков на доске и словесно определяет высот­ное положение второго звука: «Второй звук выше».

Аналогично дети слушают другую последовательность звуков СОЛЬ', ДО', второй звук ниже.

Затем ученики упражняются в определении высотного положения второго звука в восходящей и нисходящей последовательностях в интер­валах септимы, сексты, квинты (видят исполнение учителя на фортепиано). Учащиеся выкладывают кружками на доске каждую после­довательность звуков. При этом они отвечают на вопрос: «Второй звук выше или ниже?»

Занятие 3

Учитель предлагает детям: «Будем слушать разные по высоте звуки и рукой показывать первый и второй звуки. Первый звук будет один и тот же». Он исполняет на фортепиано первый звук СОЛЬ' и одновременно второй рукой моделирует его высотное положение (на уровне пояса). Затем учи­тель исполняет второй звук РЕ2 и переводит руку из срединного в более вы­сокое положение, поясняя: «Второй звук выше». Дети повторяют движение по подражанию учителю. Учитель снова исполняет первый звук СОЛЬ' и по­казывает его срединное положение, после чего исполняет второй звук ДО' и переводит руку в более низкое положение, поясняя: «Второй звук ниже». Школьники каждый раз повторяют движение рукой и пояснение учителя.

Затем учитель исполняет последовательно два звука, предлагая уче­никам самостоятельно показать рукой высотное положение второго зву­ка относительно первого. Они выполняют упражнение коллективно. Пос­ле этого учащиеся упражняются в определении высотных соотношений при прослушивании нескольких пар звуков (видя клавиатуру фортепиа­но). Учитель каждый раз спрашивает: «Второй звук выше или ниже?»

Занятие 4

Учитель сообщает: «Будете играть на пианино и слушать звуки, раз­ные по высоте». Каждый ученик играет на инструменте последователь­ность из двух звуков, самостоятельно определяет высотное положение второго звука и комментирует свои действия: «Второй звук выше (или ниже)». Помощь учителя может заключаться в том, что он исполняет первый звук всегда в первой октаве, второй звук выбирает сам ученик. В упражнении заняты все учащиеся: один играет, остальные слушают,


моделируют высотные соотношения звуков рукой, проверяют ответы това­рища. Дети сопоставляют звуки в пределах малой, первой и второй октав.

Занятие 5

Учитель предлагает задание: «Будете слушать звуки, разные по высо­те. Смотрите и слушайте. Ответьте: второй звук выше или ниже?»

После правильного выполнения задания большинством учащихся учитель предлагает новое задание: «Слушайте: второй звук выше. Пока­жите звуки рукой. Отвернитесь». Дети слушают последовательность СОЛЬ1, РЕ2, моделируют рукой высотное положение каждого звука, пово­рачиваются и говорят: «Второй звук выше».

Затем в аналогичных условиях они слушают последовательность СОЛЬ1, ДО1, показывают рукой высотное положение звуков, поворачива­ются и говорят: «Второй звук ниже».

Далее учитель говорит: «Слушайте. Сначала я буду играть второй звук выше, а потом второй звук ниже. Отвернитесь». Дети слушают последо­вательность СОЛЬ1, РЕ2, СОЛЬ1, ДО1 и моделируют рукой высотное поло­жение звуков.

Занятия 6—7

Учитель дает задание: «Послушайте и скажите: второй звук выше или ниже? Покажите рукой. Отвернитесь».

Дети слушают последовательности из двух звуков (например, СОЛЬ1, ДО1 или СОЛЬ1, РЕ2), моделируют рукой их высотное соотношение. По­вернувшись к учителю, они отвечают на вопрос. При проверке ответов! дети смотрят на клавиатуру фортепиано и снова слушают данную после­довательность звуков.

Занятия 8—10

Дети воспринимают на слух восходящие и нисходящие последова-1 тельности двух звуков (например, ФА1, ДО2; РЕ2, МИ1; МИ1, ЛЯ1; МИ2, Лиг и т.п.) и отвечают на вопрос: «Второй звук выше или ниже?»

После этих занятий школьники учатся соотносить звуки || в интервалах, например кварты, терции, а при возможно": сти и секунды. Обучение проводится аналогично.

Обучение восприятию направления звукоряда в среднем регистре

Занятие 1

Учитель исполняет восходящий мажорный звукоряд ДО1—СИ1, догИ| видят исполнителя и клавиатуру. Он предлагает послушать звуки первЫЩ и последний. После прослушивания учитель спрашивает у детей: «Какой звук ниже: первый или последний? Какой звук выше: первый или П0|й ледний?» Затем он снова исполняет на фортепиано звукоряд ДО1—СИ',


Одновременно с каждым звуком переставляет матрешку по ступенькам лесенки и поясняет: «Звуки идут вверх».

После этого учитель исполняет нисходящий мажорный звукоряд СИ1—ДО1 и спрашивает: «Какой звук выше: первый или последний?» Уче­ники отвечают: «Первый звук выше». Учитель снова исполняет нисходя­щий звукоряд, одновременно переставляя матрешку по ступенькам ле­сенки вниз, и задает вопрос: «Куда идут звуки?» Учащиеся отвечают: «Звуки идут вниз».

Затем учитель предлагает: «Послушайте еще раз: звуки идут вверх». После слушания дети отвечают на вопрос: «Куда идут звуки?» Далее они аналогично учатся слушать нисходящий звукоряд. После этого ученики слушают звукоряды, предъявляемые не по порядку. Самостоятельно на­зывают их.

Занятие 2

Учитель предлагает: «Смотрите и слушайте. Я буду играть на пианино, а матрешка будет подниматься по ступенькам вверх». После слушания дети отвечают на вопрос: «Куда идут звуки?» Далее они аналогично слу­шают нисходящий звукоряд. Учитель одной рукой исполняет восходящий звукоряд до ноты ДО в первой октаве, а другой моделирует на лесенке его направление. Затем он предлагает: «Я буду играть на пианино, а вы покажите рукой, как движутся звуки».

После выполнения задания ученики по очереди самостоятельно мо­делируют на лесенке направление звукорядов, слушая их. В это время остальные дети моделируют высотные соотношения звуков рукой, ори­ентируясь на высоту ступенек лесенки.

Учитель исполняет звукоряды медленно.

Аналогичная работа осуществляется при восприятии школьниками нисходящего звукоряда. После каждого упражнения дети словесно оп­ределяют услышанное.

Занятие 3

Учитель предлагает школьникам (если они справляются с заданиями занятия 2) моделировать высотные соотношения на нотном стане (на де­монстрационной доске натягивается фланелеграф с изображением нот­ного стана). Один из учеников смотрит на клавиатуру фортепиано, слу­шает звуки и прикрепляет ноты — кружки на линейках и между ними. Ему может помочь другой ученик или учитель.

Дети выполняют задание при восприятии восходящего и нисходяще­го звукорядов.

Занятие 4

Ученики два-три раза слушают восходящий и нисходящий звукоряды при пояснении учителя: «Звуки идут вверх (вниз)». Затем они самостоя- н'иьно определяют направление звукорядов, которые предъявляются и последовательности, исключающей догадку. При этом ученики видят киавиатуру фортепиано и учителя, исполняющего звукоряды.


Занятие 5

Ученики, слушая звукоряды, сразу самостоятельно определяют их на­правление. При этом они видят клавиатуру фортепиано. Последователь­ность предъявления восходящих и нисходящих звукорядов случайная.

Занятие 6

Различение звукорядов на слух. Ученики слушают восходящий звуко­ряд, следят за движением рук учителя по клавишам. Учитель спрашивает: «Куда идут звуки?» Они отвечают: «Звуки идут вверх». Учитель дает задание: «Слушайте: звуки идут вверх. Отвернитесь». После прослушивания учитель спрашивает: «Куда идут звуки?» Школьники отвечают: «Звуки идут вверх».

Аналогично дети слушают нисходящий звукоряд. Затем учитель пред­лагает: «Слушайте, сначала звуки идут вверх, потом вниз, покажите ру­кой. Отвернитесь». Он исполняет восходящий и нисходящий звукоряды с небольшой паузой. Затем учитель спрашивает: «Как движутся звуки?» Школьники отвечают: «Сначала звуки идут вверх, а потом вниз». Учитель задает вопрос: «Куда идут звуки: вверх или вниз? Не забудьте сравнить первый и последний звуки. Отвернитесь». Ученики слушают звукоряды и отвечают на вопрос учителя.

Занятие 7

Учитель предлагает задание: «Слушайте, куда идут звуки: вверх или вниз? Не забудьте сравнить первый и последний звуки. Отвернитесь». Школьники слушают звукоряд ДО'—СИ1, отвечают на вопрос. '

Затем ученики слушают нисходящий мажорный звукоряд от СИ1 и от­вечают на вопрос.

После этого учитель предъявляет звукоряды в любой последователь­ности. Ученики воспринимают на слух и отвечают: «Звуки идут вверх (вниз)».

Занятие 8

Учитель исполняет восходящие и нисходящие звукоряды от разных нот (ЛЯ', РЕ2, МИ2, СОЛЬ' и т.п.). Дети воспринимают их на слух и отвеча» ют на вопрос: «Куда идут звуки: вверх или вниз?»

Занятия по обучению восприятию поступенного (например, ДО—РЕ- МИ—ФА—СОЛЬ) и скачкообразного (СОЛЬ—ДО) звукорядов в перво1 октаве проводятся аналогично.

Содержание и методика обучения слушанию музыки как самостоятельному виду деятельности

На музыкально-ритмических занятиях придается боль шое значение формированию у учащихся слушательской деятельности. В процессе слушания музыки школьники по лучают возможность познакомиться с инструментальными


и вокальными произведениями. Это расширяет их круго­зор, прививает слушательскую культуру. Целенаправлен­ное слушание музыки позволяет ученикам почувствовать и осознать ее характер, узнать, о чем и как рассказывает му­зыка, познакомиться с выдающимися композиторами и ис­полнителями. Слушание музыки имеет особое значение для развития слухового восприятия детей: они вслушиваются, анализируют и сопоставляют свои слуховые впечатления, различают и узнают знакомые пьесы.

Поступая в школу, дети уже имеют некоторый опыт вос­приятия основных жанров музыки — марша, танца, песни. В детском саду на музыкальных занятиях малыши под му­зыку маршировали, танцевали, декламировали (пели) не­сложные песенки.

Первоклассники продолжают накапливать слуховые впечатления о маршевой, танцевальной и песенной музыке. При обучении определению начала и окончания музыкаль­ного звучания, различению темповых и динамических отношений, при разучивании танцевальных и гимнастиче­ских упражнений под музыку, а также при мелодеклама­ции учитель обращает внимание детей на характер (груст­ный, веселый, спокойный) и жанр (марш, танец, песня) музыкального сопровождения. Вот примерные задания: «Слушайте веселый танец: громкая музыка — хлопайте, тихая — кружитесь на месте, танцуйте весело»; «Слушайте марш и танец: марш — музыка бодрая, в умеренном темпе, идите на месте; танец полька — музыка веселая, в быстром темпе, выполняйте поскоки»; «Слушайте спокойный, плав­ный, медленный вальс, придумайте сами, как будете танце­вать».

Систематическая работа по обучению слушанию музыки как самостоятельному виду деятельности предполагает опо­ру на жизненные и слуховые представления учеников, а также доступность музыкального материала и предлагае­мых заданий. Так, глухие и е рвоклассники сна­чала слушают только три пьесы, представляющие танец, марш и песню, учатся различать их и узнавать (например, фрагменты из «Марша» С. Прокофьева, «Вальса» из балета ♦ Спящая красавица» П. Чайковского, «Песни о школе» Д. Кабалевского). В первоначальный период обучения для них марш — это музыка, под которую удобно идти; танец — это музыка, под которую танцуют; песня — это музыка, кото-


рую поют. Дети учатся определять в этих пьесах средства музыкальной выразительности (динамику, темп, метр).

Затем ученики знакомятся с пьесами разного характера внутри каждого жанра, учатся узнавать их при восприятии на слух («Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Марш» С. Прокофьева и «Встречный марш» С. Чернецко- го; «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского и «Польку» М. Глинки; народную песню «Перепелочка» и песню «Веселый музыкант» А. Филиппенко). После этого первоклассники знакомятся со слиянием музыкальных жанров (марш-танец, песня-танец, песня-марш), учатся оп­ределять жанр во впервые услышанной небольшой музы­кальное пьесе.

В соответствии с программой музыкально-ритмических занятий (1997) в о втором к л а с с е у учеников накап­ливаются знания о выразительности в музыке и совершенст­вуется слуховой опыт восприятия ее характера. Глухие дети учатся различать и узнавать фрагменты из музыкальных пьес по их характеру (например, части пьесы «Веселая. Гру­стная» JI. Бетховена, «Три подружки» Д. Кабалевского), а также небольшие пьесы, например из «Детского альбома» П. Чайковского: «Вальс», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнькуклы», «Новаякукла», «Стариннаяфранцузская песенка», «Итальянскаяпесенка», «Песняжаворонка».

Учащиеся второго класса знакомятся с изобразительно­стью в музыке. Они узнают, что в музыке можно передавать различные звуки и шумы — пение птиц, журчание ручья, колокольный звон, стук дождя, изменение темпа движения и др. При этом дети обязательно слушают соответствующую музыку, например «Птичку» Э. Грига, «Море» Н. Римско- го-Корсакова (вступление к опере «Садко»), фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» — «Белка», «Полет шме­ля», «Царевна Лебедь», «Утро в лесу» В. Салманова, «Дож­дик» И. Кореневской.

В третьем классе дети знакомятся с маршевой, танцевальной и песенной музыкой в произведениях круп­ной формы: это симфоническая сказка С. Прокофьева «Пе­тя и волк», балет и опера на сказочный сюжет (например, балет «Щелкунчик» П. Чайковского, опера «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова). Они узнают краткое со­держание этих произведений, учатся узнавать музыкаль­ные фрагменты из них.


Ученики слушают музыку в исполнении учителя и в грамзаписи. При исполнении музыки учителем дети по­лучают возможность, слушая ее, одновременно видеть пиа­ниста и клавиатуру фортепиано, почувствовать звучание с помощью тактильно-вибрационных ощущений. Выразитель­ное исполнение учителя помогает глухим детям проникнуть­ся ее настроением, сопереживая чувствам исполнителя. Не менее важно обучение восприятию музыки в грамзаписи, что позволяет знакомить учащихся со звучанием хоров, певче­ских голосов, различных музыкальных инструментов, орке­стров. Это значительно расширяет представление школьни­ков о музыке, развивает их тембровый слух.

В первом и втором классах целесообразно обучение уча­щихся восприятию музыкальных произведений сначала в исполнении учителя, затем в грамзаписи. В третьем классе дети слушают музыку, в основном, в грамзаписи.

В таблице представлена примерная последовательность работы по слушанию музыки в соответствии с программой музыкально-ритмических занятий в 1—3 классах специ­альных школ для глухих детей (Е.З. Яхнина, 1997).

Таблица

Содержание работы по слушанию музыки глухими учащимися младших классов

Класс Чет­верть Содержание работы
Первый     Определение: марша и танца (выбор из двух), марша и песни (выбор из двух), танца и песни (выбор из двух), марша и песни (выбор из двух). Определение характера музыки (веселый, бодрый, спокойный) и доступных средств выразительности (динамики, темпа, метра) Знакомство с маршами. Слушание спортивного, военного и других маршей. Узнавание маршей раз­ного характера (выбор из трех). Знакомство с танцами. Слушание народных танцев, вальса, мазурки, современных танцев и т.д. Узнава­ние танцев различного характера (выбор из двух). Узнавание песен (выбор из двух).

Date: 2016-07-05; view: 444; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию