Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы и инструменты государственного регулирования экономических процессов
Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики. Государство выполняет свои функции, применяя различные методы, к которым рыночная система предъявляет определенные требования. Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. п.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим, за уровни и динамику цен[14]. Во-вторых, влиять на рынок как самонастраивающуюся систему можно в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо. В-третьих, экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять по принципу «не мешай рынку». Если государство игнорирует это требование, не обращает внимания на то, как действие экономических регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Создание в России современной эффективной рыночной экономики не стоит начинать с подавления рынка даже экономическими методами. В-четвертых, государство, применяя экономические регуляторы, должно постоянно контролировать приносимые ими положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений[15]. В-пятых, необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности. Своевременный учет российских особенностей, бережное отношение к историческим традициям хозяйствования, точные оценки вариантов экономического поведения не абстрактных производителей и потребителей, а современных граждан России образуют сумму требований, без выполнения которых государство едва ли сможет наладить эффективное регулирование экономики. Система государственного регулирования рыночной экономики и товарных рынков, напротив, базируется на использовании экономических методов. В России в процессе трансформации экономической системы можно выделить следующие формы государственного регулирования. • Директивное планирование. Данная форма длительное время существовала в СССР, при которой был достигнут максимальный уровень вмешательства государства в экономику. Суть данной формы заключается в том, что план экономического и социального развития страны имеет силу закона и становится обязательным для всех звеньев народного хозяйства. Функция государства сводилась к планированию материальных ресурсов, административному управлению производством и потреблением. Основными формами планирования являлись пятилетние планы с распределением заданий по годам, контрольные цифры и директивы к разработке пятилетних планов[16]. • Государственные заказы представляют собой результат перехода в начале рыночных преобразований от глобального директивного планирования к ограниченному планированию. Анализ отечественного и зарубежного опыта хозяйствования в рыночных условиях позволяет сформулировать основные принципы формирования и реализации госзаказов: - заказчиком продукции (работ, услуг) является государство, располагающее для этого экономическими ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам, утверждающим конкретные, детально разработанные сметы, программы мероприятий и соответствующие им бюджетные ассигнования; - состав заказов связан со структурой общегосударственных потребностей, с функциями государства в различных областях общественно-политической, научной и экономической жизни страны, которые по объективным причинам не могут осуществляться с помощью механизма рыночного саморегулирования; - объем заказов ограничивается величиной средств бюджетного фонда страны; - заказы размещаются и выполняются на договорной основе. Государственный заказ является не только заказом федерального правительства, но и формирует систему региональных заказов на наукоемкую продукцию, конкурентоспособную не только на региональном, но и на национальном и международном уровнях. • Индикативное (рекомендательное) планирование, под которым понимается механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее государственное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов. Особенностью индикативного планирования является то, что оно воздействует на частный сектор через стимулирующий или ограничивающий спрос. В России данная форма в масштабах национальной экономики не применяется. • Стратегическое планирование. Суть данной формы состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно взять на себя государство[17]. • Программирование — это разработка программы социально-экономического развития, т. е. комплекса целевых ориентиров социально-экономического развития и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Правительство России разработало и одобрило «Основные стратегические направления государственной экономической политики на среднесрочный период (2014-2016)», которые были сформулированы президентом В. Путиным в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014–2016 годах. В современных условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, проведение социально-экономических преобразований, направленных на повышение эффективности деятельности всех участников экономических отношений, достижение измеримых, общественно значимых результатов, наиболее важные из которых установлены указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. • Государственное прогнозирование, как форма государственного регулирования, представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления[18]. Государственное прогнозирование, на наш взгляд, не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и представляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие. Государство всегда влияло на экономику своей страны, а в связи с ростом масштабов и связей в современной рыночной экономике значительно усиливает эту роль. Многие ученые, признавая данное явление в рыночной экономике, по-разному объясняют его причины. Одни утверждают, что макроэкономическая политика является благом для экономики, что рыночная конкуренция мешает принимать эффективные решения. Другие считают, что усиление роли государства связано с потребностью реализации корыстных интересов бюрократии и не обусловлено интересами экономического развития. В связи с этим отстаивается позиция снижения роли государства. Применительно к современным российским условиям разнообразие подходов к оценке роли государства и государственного регулирования в переходный период можно свести к двум направлениям, которые отличаются по методам регулирования. Первое направление — государственное вмешательство ограничено методами финансово-кредитного регулирования (использование учетной ставки процента, изменение обязательного минимального резерва, объема денежной массы в обращении, применение налоговых ставок и др.)[19]. Идея этой концепции — меньшее участие государства, больше «индекса экономической свободы». Второе направление заключается в активном государственном регулировании экономики с помощью проведения целенаправленной структурной, инвестиционной, социальной политики, государственное регулирование цен на топливно-энергетические ресурсы и т. д. Данная концепция направлена на усиление регулирующей функции государства в переходной экономике. Экономистами предпринимались попытки систематизировать методы государственного регулирования. Так, В.И. Кушлин, Н.А. Волгин приводят следующие методы регулирования экономики.[20] Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. К их числу относят: • определение стратегических целей развития экономики и их выражение в планах, целевых программах; • государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; • государственная поддержка программ, заказов и контрактов; • нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; • правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т. п.; • лицензирование операций по экспорту и импорту товаров. Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. Они состоят из[21]: • налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот; • регулирование цен, их уровней и соотношений; • платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы; • таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют. Все многообразие методов, используемых государством при регулировании бизнеса, Ю.П. Анисимова условно объединяет в три относительно крупные группы: правовые, политические и экономические методы. Каждая группа методов имеет в своем составе определенный набор инструментов и механизмов воздействия на бизнес, позволяющих государству достигать определенные цели в реализации своей экономической политики. Правовые методы регулирования бизнеса, реализуемые обычно путем коллективного голосования, включают в себя совокупность федеральных и местных законов, направленных на правовое обеспечение функционирования горного бизнеса, создание обязательных и равных для всех предпринимателей правил игры, гарантий свобод и защиты прав и интересов всех участников рынка, таких как право на жизнь и здоровье, на собственность и получение прибыли. Создавая новую систему государственного регулирования в переходный период, следует иметь в виду, что чрезмерно интенсивное использование экономических методов управления ослабляет эффективность рыночных механизмов и способно нанести экономике не меньший вред, чем увлечение административными методами. Так, например, стремление сократить дефицит государственного бюджета за счет увеличения налогов окажет дестимулирующее воздействие на предприятия и отдельных работников, что может затруднить преодоления спада в переходной экономике. Существенное расширение системы налоговых льгот и преференций искажает систему народнохозяйственных пропорций, адекватных закономерностям рынка, и может вызвать серьезные структурные диспропорции. Чрезмерная активизация кредитно-денежной политики с целью стимулирования деловой активности чревата резким увеличением темпов инфляции[22]. Сфера распространения и интенсивность использования любых, в том числе и экономических, методов государственного регулирования в переходной экономике должна быть строго ограничена. Их применение допустимо лишь там и лишь в той мере, в какой рыночные регуляторы не справляются с решением жизненно важных социально-экономических проблем. Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование: государственного экономического прогнозирования; государственного экономического программирования; бюджетно-налоговой системы: денежно-кредитной политики: валютной политики; таможенной политики. В экономических средствах переплетается использование прямых и косвенных методов. Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность (рисунок 1), существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования[23]. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период. Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием. Надо иметь в виду, что среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. Механизм государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется, независимо от того, ориентируются правительства на монетаристские принципы экономической политики или склонны использовать более жесткие бюджетные инструменты регулирования. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально опасных масштабов безработицы. Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. При рассмотрении государственного регулирования товарных рынков отмечаем, что здесь применяются административные и экономические методы, которые обеспечивают исправление негативных последствий и провалов рынка.
|