Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные композиционные рисунки, используемые в хороводах





Отличаясь друг от друга, русские хороводы удивительно схожи в главном: в их поэтической форме переданы черты, художественная образность разных уголков России, ее людей, природы, истории. Наряду с песней, музыкой и костюмом, выразительными средствами, являются движения исполняемые ногами и руками. И все это мы называем танцевальной лексикой. В хороводе выразительным средством будет являться рисунок танца.

Рисунок танца – это расположение и перемещение исполнителей по сценической площадке в определенной последовательности и композиционной завершенности. Рисунок танца организует движение танцующих, систематизируя их различные построения и перестроения, оказывает на зрителя определенное психическое воздействие. Он должен развиваться логично, от простого к сложному и предусматривать не только связь предыдущего рисунка с последующим, но и то, что каждый последующий рисунок должен быть развитием предыдущего. Рисунок, составленный из различных расположений фигур исполнителей, переплетения рук, различных ракурсов, называется (основным) композиционным рисунком [1; с.168].

Рисунки, используемые в хороводах, за счет положений рук: подняты вверх, опущенные вниз, раскрыты в стороны, соединены, не соединены, держатся за концы платков и т.д., имеют бесчисленное количество вариантов.

Поскольку хоровод – это массовый танец, то здесь различные положения рук создают множество композиционных рисунков, несмотря на то, что в их основе лежат три основных рисунка: круг, колонна, шеренга. По этим трем основным рисункам, их композиционному построению, хороводы называются «круговые», «линейные», «смешанные».

Круг – есть скрытая прямая. Он успокаивает и в мизансцене подчеркивает идею законченности. Круг прекрасен еще и тем, что таит в себе все ракурсы человеческого тела в музыкальном их чередовании. Прямая и круг имеют ряд преимуществ перед колонной. Круг – рисунок неустойчивый, отражает, изображает образ солнца. По настроению круг выражает радость, вечность, что бесконечное.

В хороводах чаще используется круговое построение. Круг – основа славянских, грузинских, армянских и других народных танцев, которые исполнялись издавна «посолонь» [1; с.168].

«Корзиночка» - состоит из фигур круг в круге. В кругах должно быть ровное количество участников. Стоя лицом к центру, исполнители берутся за руки, образуя каждый свой круг. Затем, подняв соединенные руки вверх, внешний круг, сделав шаг вперед к внутреннему кругу и, через их головы опускают свои руки на руки стоящих во внутреннем кругу, образуется явный переплетенный круг – «корзиночка». Число пар, при исполнении может быть не ограничено, но не менее четырех. Движения и положения корпуса при исполнении данной фигуры могут быть самые различные.

«Восьмера» - состоит из двух кругов стоящих рядом, двигающихся в разные стороны, но в определенный момент участники переходят через одного в противоположный круг.

«Улитки» - образуются от продолжения движения, постепенно уменьшая диаметр круга и образуя, таким образом, несколько кругов заведенных по спирали. развивание может идти в обратном направлении. таким образом, хореографическое начало в плясовых хороводах складывается их двух компонентов: пространственной композиции – рисунков, переходов, движений, «pas». Такие хороводы обычно движутся вдоль улиц, значительно реже по кругу. Участники его могли ходить друг за другом в затылок по кругу с опущенными руками, держась за руки, за платки. Круг двигался в ту или иную строну на месте, или двигался при этом по улице, иногда «выворачиваясь». Во многих хороводах ходили «колонной», «стенка на стенку», «ручейком» и т.д.

Кроме круга, как основного композиционного рисунка в хороводах, и особенно в орнаментальных хороводах, встречаются такие фигуры, как:

«Круг в круге» - когда внутри большого круга, расположен поменьше. При этом оба круга могут двигаться в одну сторону, а могут в разном направлении, а могут быть и другие варианты.

«Змейка» («уж») – может начинаться из линии, а может быть развитием круга. Двигаться может как в медленном, так и быстром темпе. Корпус и положение рук могут быть различными.

Хороводы, имеющие линейное построение, возникли как отклик на военные действа. Первобытный человек, готовясь к бою, к охоте, как бы «проигрывал» их возможный ход. По древним рисункам, фрескам, исследованиям историков мы узнали, что военные, охотничьи танцы имели, как правило, линейное построение. Линейные рисунки несут в себе ощущение тревожности, ломкости, хрупкости мира. Это находит отражение в народных хореографических композициях. Широкое распространение линейные рисунки получили в хореографии XIX века. К этому времени они уже утратили былое магическое значение, но, пожалуй, могли быть соотнесены со строгостью архитектурных ансамблей, планировкой городских улиц. Линейное построение в рисунке составляет сочетание шеренги и колонны. Шеренга – расположение стоящих боком друг к другу исполнителей. Колонна – расположение исполнителей, стоящих в затылок друг к другу. Различные перестроения и переходы, сочетания шеренги и колонны создают бесконечное число рисунков, многи из которых имеют ассоциативные названия. «Крест», «прочес», «гребенка», «клин», крест в продвижении, «книжечка», «дощечка», «ручеек», «челнок», «воротца» [1; с.170].

«Колонна» – это построение рядами. Каждый рад может состоять из нескольких человек, но не менее двух. В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Ряды могут состоять как из парней и девушек, так и из одних девушек. Несколько рядов, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга, и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, в котором ширина рядов всегда меньше длинны «колонны». Чаше всего в этом построении за руки не держатся. Самая маленькая «колонна», где каждый ряд состоит из двух человек. Такое построение «колонной» в две линии в Архангельской области называется «застенок». «Колонна» движется чаще всего простым шагом. Это построение рядами. Каждый ряд состоит из нескольких человек (не менее двух). В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Несколько таких рядов образуют «колонну». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» – представляет собой вытянутый прямоугольник, у которого длина больше ширины.

«Улица» («проулочек», «стенка») – образуется из двух параллельных линий, стоящих на небольшом расстоянии, лицом друг к другу и двигающихся или одновременно друг к другу, или по очереди. в Московской области она называется «стенка», в Пермской – «проулочек», в Архангельской – «улица». Движения, положения рук и корпуса при этом могут быть самые различные.

«Воротца» («воротики») – образуется из двух линий исполнителей стоящих одна против другой «улицей». Пары одной линии взявшись за руки, поднимают их вверх, образуя «воротца», а пары другой линии с опущенными руками проходят в эти «воротики» и наоборот. Эта фигура может сочетаться с другими фигурами, при этом обязательно у одних руки подняты, а у других опущены.

«Гребень» («прочес») – основой этой фигуры является расположение исполнителей в две линии друг против друга. Движутся «стенкой» навстречу друг другу. Встретившись, продолжая двигаться вперед, проходят сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами. Положение рук, корпуса и движения могут быть самые разные. «Прочес» - может исполняться как по одному, так и парами и тройками.

Date: 2016-07-22; view: 3675; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию