Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды русского хоровода





 

Самобытность русского хоровода заключается в многообразии его видов, в неразрывной связи его содержания с действительностью, бытованием, характером исполнения и преемственностью его с первобытными обрядами.

Хоровод – Это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. [7; с. 38].

Хоровод, являясь всегда массовым танцем, способным воспринимать различные песенные ритмы и формы построения, украшать любые праздники, те или иные события в жизни русского человека, можно разделить на две основные группы.

В основе одной группы лежит игра, которая раскрывает содержание песни. Здесь средствами пластики, движениями, жестами изображают то, о чем поется в песне. Называются эти хороводы – игровыми. В основе другой группы хороводов, когда сюжетная сторона не берется во внимание, а средствами пластики выражается ее общее эмоциональное настроение и называются они – орнаментальными.

В зависимости от места и времени исполнения хоровода менялось его назначение. Из игрового хоровода он переходил в орнаментальный и, наоборот, при этом не менялось ни количество участников, ни структура, ни хореография, ни стиль исполнения. Участники могли передавать различные настроения. Например, круг – это олицетворение образа солнца, поклонение божеству Ярило. В то же время в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой или в круге все могут исполнять задорную пляску и т.д.

Игровому хороводу, на наш взгляд, соответствует более точное определение Игоря Моисеева, которое он дал в своем этюде об опере «Майская ночь». «Хоровод является драматическим действием, в котором разыгрывается под песню, соответственно ее текст, сцены, выявляющие наиболее яркие черты из бытового уклада». Форма игровых хороводов до нас дошли почти в неизменном виде. Это небольшие законченные музыкально-драматические сценки, в которых солисты, чаще всего внутри круга, разыгрывают содержание песни, исполняемой остальными участниками стоящих или двигающихся по кругу. Здесь существенно содержание песни, ибо все, о чем поется, изображается действующими лицами в виде маленькой пьесы. Здесь песня и игра заканчиваются одновременно.

Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводными – игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.

Драматическое воспроизведение в хороводе всех многообразных жизненных тем требовало не только талантливого актёрского исполнения, умения перевоплощаться, Но и дополнительных предметов - аксессуаров, которые можно было бы обыгрывать и которые помогали бы раскрывать исполняемые образы и усиливали их выразительность. Так, в игровой хоровод, в его действие органично входят платочек, плетка, лента, венок, палка, табуретка и многие другие предметы быта. Эти предметы кроме своего прямого назначения иногда служат и символами. Так, «плеточка шелковая» - символ силы и покорности, венок символизирует брачный союз, платком изображают перину, подушку, целую постель и т.д.

Игровой хоровод имеет тесную связь с обрядами, обнаруженную в характере действия. Как обряд, так и хоровод, представляют из себя действо, игру. Во всех русских обрядах мы находим признаки игры. Не случайно их называют «игрищами». Так, во время масленицы спор между зимой и весной, в похоронах Костромы наличествуют свои персонажи и роли – Весна и Кострома.

Связь хоровода с обрядами заключается в отношении в них любовной, семейно-бытовой, трудовой деятельности и т.д. Наиболее древними из них следует считать те хороводы, которые знаменовали времена года и делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние.

Хороводы «Бояре», «А кто с нами пашенку пахать», «Просо» - построены в форме диалога. Под пение своих реплик группы танцующих, то наступают одна на другую, то отступают назад.

Игровому хороводу присуща и театрализация. Например, в хороводах «Ленок», «Конопелька», «Мак», изображался процесс выращивания и обработки этих культур. В игровых хороводах участники показывали, как надо: пахать землю, сеять, полоть, вязать и складывать снопы, молотить, веять и т.д. В то же время один и тот же игровой хоровод может менять свою тематику, в зависимости по какому поводу он исполняется.

Хороводы весеннего цикла делились на: «мартовские», «радуницкие», «георгиевские», «никольские», и «троицкие», в то же время не имели особых различий. Любой из них мог встретиться на протяжении всех трех месяцев. (Кроме свадебных хороводов, заканчивающихся в апреле).

«Мартовские» хороводы в своей основе отражали земледельческие темы, относившиеся к севу яровых, водились, главным образом, на юге России, так как на северо-востоке яровые редко сеют раньше апреля. Что же касается северо-восточных русских областей, там весенние хороводы связаны больше с посадкой капусты, севом гороха, оборудованием ульев, появлением первой травы и цветов, набуханием почек, белением холстов, прилетом птиц и т.д. к этому периоду относятся хороводы «Просо», «Плетень», «Мак» и другие.

«Радунецкие» хороводы родились из многолюдных игрищ, - тризн, посвящавшихся в Древней Руси памяти героев и одновременно помолвки, умыканиям, сговорам, обручению молодых. «Радунецкие» хороводы начинались в полночь и продолжались до рассвета. В «радуницкие» ликования вливался обряд «окликания родителей» на могилах с причитаниями и катание с родительских могил крашеных яиц. Сопровождавшихся возлиянием на могилы вина, что придавало этим хороводам некоторое своеобразие.

На характер исполнения хороводов этого периода большое влияние оказывала погода: в теплые дни участники одевались легко и хороводы были более подвижными.

«Георгиевские» или «Юрьевские» хороводы включали в себя весенние игры, с добавлением игр приуроченных к первому выгону скота и отмечены в народе отдельной календарной датой (церковный праздник Георгия) – «с Георгия хороводы – с Дмитрия посиделки». С этого времени ночное веселье принимало более бурный характер, так как оно было связано с отправкой лошадей в «ночное» и ночным мирским угощением пастухов. В светлые утра этих дней народ купался в росе: «Юрьева роса от семи недугов».

«Никольские» и «Троицкие» (майские) хороводы, включали в себя весь хороводный цикл двух предыдущих месяцев, за исключением «окличек» по покойникам и любовных тем. Они сменились новыми хороводами – земледельческими. Здесь изображается посев льна, гречки, овса, гороха, моркови и т.д. Рассказывают майские хороводы и о семейных взаимоотношениях.

Весенние хороводы в основном отличались сдержанностью, своеобразной лирикой. Фантастичностью, медлительными темпами. Водили их главным образом девушки и молодые женщины; мужчины в подавляющем большинстве выступали лишь в качестве зрителей, их активное участие в хороводном действии приходилось на конец весны. Заканчивался весенний хороводный цикл «троицкими» ликованиями.

Выделившись из древних обрядов, хоровод унаследовал от них характер действия, некоторые особенности выражения. Исполнители здесь изображают предметами жизнь пластикой, используя для этого детали одежды, платочек, ленты и т.д. Н. Бочинская пишет, что в игровых хороводах «белый носовой платок в руках разыгрывающих песню солистов заменяет собой почти все требуемые действием предметы: «постелюшку», валек, палку, березу, плетку и т.д.» [2, с. 73]. В хороводах, как и в обрядах, наряду с изображаемыми предметами, наличествуют настоящие вещи – березки, венки, куклы.

К летнему периоду относятся «Ивановские» или «купальские», «петровские», «пятницкие», «ильинские», и «успенские» хороводы.

Все летние хороводы отличались богатством и разнообразием тем, сюжетов и форм, отражающих думы о будущем урожае. Любой хоровод мог встретиться в июне, августе, в Петровки, на Ивана, в успенье и т.д. Наименование летних хороводных периодов возникло не столько из характера игр или явлений природы, сколько в зависимости от свободного времени рабочего люда и официальных календарных дат, совпадающих с моментом отдыха. Ни один из летних хороводных циклов не праздновался более трех дней, что объяснялось занятостью народа на полевой страде. Участниками хороводов этого периода были как девушки, женщины, так и мужчины и носили они веселый, иронический, а порой саркастический характер, сюжеты их были более реальными, затрагивали насущные житейские темы.

«Ивановские» или «Купальские» хороводы продолжались два дня. Игрища этих бурных празднований не обходились без кругового действия, им обычно и начинался этот праздник. «Ивановские» хороводы имели прямое отношение к свадьбам, а так же предвещали начало летней страды, надвигающейся вместе с теплом и солнцем.

«Петровские» хороводы следовали за «Ивановскими» и совпадали они с самым горячим рабочим временем и нередко с палящей жарой. И поэтому они водились вечером и ночью.

Общие ночные купания с песнями, когда молодежь, разделившись на две большие группы парней и девушек, перебрасывались венками из кувшинок, будя притихшую реку смехом и криками, не прекращались до зари.

«Петровские» хороводы совпадали с «толоками», помощью во время сенокоса и прочими полевыми работами. Согласно русской поговорке «петровками кончалось женское лето», так как с этого времени начинались женские работы в избе и поле.

«Пятницкие» хороводы водили почти в одно время с «петровскими». Летние хороводы, совпадали с днем пятницы Параскевы, и получили название «пятницких». На эти хороводы молодежь и старики выходили разряженными. К «пятницким» хороводам, или, как их еще называли, «пятницким гулянием», позже стали приурочивать всякого рода торги и ярмарки, получившие название «торговых пятниц». Здесь же производились суды и расправы с неплательщиками. Но простой люд, по-прежнему связывая «пятницкие» хороводы с молодежью, оплодотворением земли и свадьбами.

«Ильинские» хороводы не были ни пышными торжествами, и народными ликованиями, ни праздничными гуляниями. Это были короткие передышки в пору тяжелой июльской страды. Чем тяжелее труд, тем чаще требуется перерыв на отдых. Чем короче эти перерывы, тем меньше внимание уделялось их внешней стороне.

«Ильинские» хороводы именовались по характеру работы: «зажинками», «обжинками», «дожинками», «колосяницами», «гречишницами», «овсянницами», «ячменницами», «заревницами» и т.д. Они отличались сюжетами на бытовые темы, сопровождались пиршествами. Во многих местностях на Ильин день устраивались складчины, на которых закалывали быков, баранов и телят. «На пророка Илью баранью голову на стол» - говорил народ.

«Успенские» хороводы во многом совпадали с «ильинскими», те же темы и сюжеты. И по форме представляли обычное хождение по кругу без особых фигур, и специфичность их заключалась, главным образом, в текстах песен.

Завершали это время года игрища с продолжительным и сложным действием. По мере приближения к осенним дням темпы и ритмы хороводного действия учащались, принимали бурный и, даже вакхический характер.

Большинство игрищ и гуляний приходились на конец лета, в которых хороводы играли не последнюю роль, сопровождались примитивными, но обильными мирскими пирушками, закалыванием барашка и обязательными брагой и яичницей, кулачными состязаниями и т.д.

С середины августа месяца, по свидетельству народных календарей и месяцесловов, начинались осенние хороводы.

К этой категории хороводов относятся те, которые связаны с трудовым процессом на огороде, трепаньем льна, сбором осенних ягод и прочее. Они чередовались с обычно спокойными, а чаще игривыми хороводами, которые по сюжетам своим, казалось бы, не имели никакого отношения к полевым работам. Большинство из них, рассказывая о семейной жизни, не только развлекало игрой, но одновременно как бы поучало молодежь, готовится к осенним свадьбам.

В осенних хороводах так же можно было встретить темы и сюжеты летних хороводов, ибо ни одно время года не исключало возможности использовать в хороводах темы семейных отношений.

Хороводы осеннего периода водились в основном в закрытых помещениях, только некоторые водились на природе, среди них был один из обязательных хороводов. Это «Семеновский» хоровод, который водился по берегам рек, озер, прудов и около колодцев, назывался «встречей, осенины». Это был обычный хоровод, который начинали рано утром. Двигался по кругу, в центре которого стояла пожилая женщина с овсяным караваем на полотенце.

«Семеновские» хороводы продолжались до восьмого октября. Этот период у всех славянских народов именовался «бабьим летом». Дни становились все короче, и вечерние работы исполнялись при лучине или свече, на сборищах в определенной избе, где женщины пряли, ткали узкий (красный) холст, вышивали и т.д. Здесь же женщины совмещали работу с вождением хороводов, которые имели интимный характер. В них рассказывали о своей жизни, показывали трудовые процессы – трепанье льна, навивание основы и т.д.

Кроме «семеновских» хороводов к этому периоду относятся также «капустинские», «покровские» и «Катерининские».

«Капустинские» хороводы являются последним сентябрьскими хороводами. Они начинались с середины сентября по старому стилю и продолжались две недели. За это время нарубался весь запас собранной капусты. Рубила каждая семья в отдельности, а также и миром.

В некоторых местностях девушки для этого случая одевались в лучшие наряды, переходили из дома в дом для рубки капусты, после чего следовали угощения и хороводы.

«Капустки» иногда служили поводом к веселым вечеринкам. Молодежь ходила к соседям поздравлять с «Капусткой» и попутно занимались рубкой. К таким дням хозяева запасались пивом и закуской, которой, как правило, был «пирог хлебный».

«Покровские хороводы – посиделки (вечеринки) начинались в первых числах октября. Здесь среди присутствовавших, половину составляли робевшие «невестившиеся» девушки и «женихавшиеся» парни. Для руководства посиделок назначалась хороводница («кума»), которой, как правило, была разбитая, разумная пожилая женщина. Она была главным действующим лицом и командовала всеми забавами. Рассаживала молодежь по кругу, да не просто, а «в прослойку» так, чтобы девки не сбивались «гнездом», и попутно пересказывала, как будто причитала, слова песни, которую потом сама запевала, вовлекая участников в общую хороводную игру.

«Катерининские» хороводы имели отношение исключительно к осенним свадьбам. Почти во всех хороводных песнях этого периода встречалось имя Катерины. Кати, Катюши.

С декабря зима вступала в свои права. Начинались зимние затеи, почти такие же бурные как летние в период Купалы, но более разгульные.

Если тяжелая пора летней страды не останавливала творческой энергии деревенской молодежи, то можно ли допустить мысль, чтобы эта молодежь сидела в безмолвии и неподвижности зимой, когда было много свободного времени, а крепкий мороз и холод заставляли двигаться.

Хороводы и хороводные игры этого периода, в основном, также как и осенние водились в закрытых помещениях, и поэтому внимание играющих останавливалось на мелочах, терявшихся в обстановке больших пространств лугов, полей и леса. Назывались такие хороводы посиделочными или вечерочными, носили темы более интимного характера.

Зимние хороводы, включавшие хороводные игры, делятся на два периода: Коляда и Масленица.

Коляда во всех ее превращениях занимает большое место в ряду народных «ликований». Хороводы этого периода, не насыщены драматическими элементами. Это, за редким исключением, обычные по форме сомкнутые круги, состоявшие из цепи участников, двигавшихся шагом или бегом, с притопываниями и приплясываниями обязательно в том же направлении, как движется солнце – «посолонь». Все «колядские» хороводы водились под специфические песни.

Святки и масленица не имели прямого отношения к хороводу, но они сплетались с ним одной неразрывной нитью. Подавляющее большинство святочных и масленичных обрядов, игр, плясок, гаданий связанных с круговой и элипсообразной формой во всех ее разновидностях. Праздничный поезд на санях, если он не был дальним, обязательно совершался «около села». Бытовые и семейные песни, исполняемые на посиделках, имели обычно название «круговых». Большинство народных масленичных плясок исполнялось в хороводах, т.е. посреди хороводного круга, а сами участники назывались «окрутниками», «колобродниками» и т.д. В свадебных обрядах этого периода очень часто упоминалось о вращении. Даже духовенство, жестоко боровшееся с народными хороводами, само ходило на крещение. Пасху, рождество, так называемым крестным ходом вокруг церквей, обводило по кругу брачующихся во время венчания под пение соответствующих молитв, называя и саму эту процедуру обручением (обруч, круг, коло).

Как святки, так и масленицу можно назвать многоликим дивертисментом, в основе которого разнохарактерные игровые интермедии и продолжительные и своеобразные хороводы.

С появлением хороводов как самостоятельного вида, где с одной стороны продолжают жить игровые хороводы, а с другой стороны, появляются и такие, основная функция которых – развлечение. Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласовывая свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы, как мы их назвали выше, есть орнаментальные. Таким хороводом В.И. Даль в своем «Толковом словаре» дал определение как «собрание сельских девок и молодежи обоего пола на вольном воздухе для пляски с песнями» [5; с. 561]. Они обычно исполняются под песни, в поэтических сюжетах которых большое место занимают светлые лирические темы дружбы и любви, брака и семьи. Наряду с этим бичуются отрицательные стороны быта, уродливые формы семейных отношений. В их тексте нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц и отличаются большей изобразительностью, через различные «заплетания плетня», «завивания капустки», «хмеля», отчего и получили в народе свое второе название как фигурные, узорчатые, рисунчатые, кружевные. Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков – фигур орнаментальных хороводов. Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

По характеру исполнения хороводы делятся на «наборные», «разборные», «плясовые» и т.д.

Наборный хоровод – набор исполнителей, приглашение в хоровод. Наборными хороводами начинались гуляния. Хоровод начинал один из участников, выбирая себе пару. К ним присоединялись другие, вновь выстроенные участники. В каждой местности были свои варианты песен и местные виды наборных хороводов. Иногда их называли «женильными». Молодые люди в них как бы «женились» на предстоящий вечер, выбрав партнера, которому симпатизировал. Вот здесь-то впервые появляются элементы парных отношений (отношение к партнеру), но не являются главными, а лишь наличествуют. Думается, что интерес к любовной тематике не случаен и объяснение в этом находится в том, что молодые люди в действительной жизни, как правило, были лишены выбора самому себе пары, по душе, т.к. приходилось подчиняться родительской воле. А в играх и хороводах могли себе это позволить.

Разборный хоровод – разбор исполнителей, выход из хоровода. Разборные хороводы были распространены меньше обычного, ими заканчивались гуляния.

Плясовой хоровод – отражение общего настроения песни без изображения того, о чем говорится в ней.

В плясовых хороводах на первый план выдвигается хореографическое начало. Песни, сопровождающие их, в разных регионах и областях назывались по-разному: «круговые», «ходовые», «гулевые», «уличные», «таночные» и т.д. Плясовые хороводы представляют собой большую группу танцующих людей, которые поют песни и в такт ее выполняют различные композиционные перестроения с одновременным исполнением традиционных движений. Они точно и отчетливо выбивают ногами ритм танцевальных «pas», установленных местными традициями. Содержание песен плясовых хороводов самое разнообразное: лирическое, эстетическое, драматическое, а порой и шуточное. Наиболее характерен для них мотив величания. Особо стоят песни, отражающие трудовые процессы: сеяние роса, уборку и обработку льна, плетение плетня, изготовление полотна.

Таким образом, можно сделать вывод, что отличаясь друг от друга, русские хороводы удивительно схожи в главном: в их поэтической форме переданы черты, художественная образность разных уголков России, ее людей, природы, истории.

Русские хороводы распределялись по временам года, свободным дням жизни. Классифицируя русский народный танец, определяя его виды, мы берем за основу не исполнение танца по определенным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, их устойчивые признаки. Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. В жанре хоровода различают два вида – орнаментальные и игровые хороводы.

 


 

Date: 2016-07-22; view: 4828; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию