Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хоровод как форма русского танца





Хоровод – один из видов русского народного танцевального творчества, имеющий свою древнюю родословную, которая идет от зарождения хороводных песен у славянских народов. Анализ песенных текстов и памятников материальной культуры позволяет предположить их существование в период разложения родового строя [2; с. 7].

Славянский хоровод – явление самобытное, которое заключается в характере исполнения, в содержании и форме танца-действия, в степени его взаимосвязи с жизнью и бытом народа. И каков бы ни был генезис славянского хоровода, сомкнулся ли его круг в подражании солнечному диску или сбору племени, - земля и люди становились предметом и содержанием его действия.

Славянский хоровод был свободен от религиозного исступления и мистицизма. Чистота народного хороводного действия сохранились даже в период зрелости славян, обратившись в символ единения, коллективного единомыслия, но не ритуального хождения вокруг определенного места. В хороводах человек выступает как социальный тип, отображается в свете взаимоотношений с обществом. Хороводные действия отражали события общественной жизни, воспитывали народный вкус, развивали чувство меры и взаимодействия. В ритмах, перестроениях, темпах хорошо сосредоточились понятия о коллективном творчестве и дисциплине.

Первоначальная классическая форма русского хоровода представляет собой совокупность пластики, темпа и ритма. Хоровод был и есть массовым фигурным танцем, способным принимать любые песенные ритмы и становится русским бытовым танцем, в котором существуют свои формы и правила исполнения, определенные отношения между участниками, подчиненные известному и выработанному ритуалу. Хороводы своими корнями уходят в обряды древности и средневековья. С конца XVIII века хороводы становятся излюбленным видом народных развлечений, особенно среди молодежи. Они отражают изменяющиеся духовные и эстетические запросы народа, появляются жизнеутверждающие песни, а движения участников становятся более сдержанными, мягкими и красивыми, в них ощущается хореографичность – неотъемлемый элемент хороводного действия.

Хороводы, отделившись от обрядов, во многом сохранили тематику, поэтические образы, форму старинной игры. Ему предшествовали ранние, начальные виды древнего танцевального творчества, в частности, обрядовые пляски, которые вместе с человечеством явились из глубины веков и со временем прошли путь эволюции. Такие хороводы объединяли и собирали большое число народа и обставлялись с особой торжественностью. На них съезжались жители ближних и дальних поселений. Местом проведения хороводов могли быть берега рек, озер, луга, рощи, дворы, а зимой – избы.

В подтверждение тому, что хороводы являются массовым действом, можно привести описание одного из хороводов, очевидцем П. И. Богатыревым: «Это было за заставой, недалеко от Калитинского моста… Один хоровод состоял, смело скажу, не менее как из двухсот человек, если не больше. Пестрые, яркие платья и сарафаны женщин, рубахи и поддевки парней представляли веселую картину. Кругом на пригорках, кучках и кочках – масса народа. Все оживлены в ожидании предстоящего удовольствия. Долго, помню, сговаривались в хороводе, наконец, сговорились. На середину в круг вышел молодой парень,… всем поклонился, потом обошел весь круг и стал на свое место.

Полоса ль, моя полосонька, - зазвенел его раскатистый тенор:

Полоса ль моя непаханая, - подхватил хор и пошел по кругу в одну сторону.

На середине песни хоровод остановился и, немного постояв, пошел в другую сторону. Пение было стройное, голоса молодые, звонкие. Потом пели «Во лузях», «На горе-то калина», «Уж как пал туман» и, смотря по ходу песни, воспроизводилось и действие, выходила девица к парню, кланялась ему и стлала «постелюшку» в виде платка и т.д.» [3; с. 397].

А вот как описывает хоровод на одном из праздников в «Князе Серебряном» А. Толстой: «Еще не доезжая деревни, князь и люди его услышали веселые песни, а когда подъехали к околице, что в деревне праздник. На обоих концах улицы парни и девки составляли по хороводу и, оба хоровода несли по березке, украшенной пестрыми лоскутьями. На головах у парней и девок были зеленые венки. Хороводы пели то оба вместе, то, чередуясь, разговаривали один с другим и перекидывались шуточной бранью. Звонко раздавался между песнями девичий хохот, и весело пестрели в толпе цветные рубахи парней. Стаи голубей перелетели с крыши на крышу. Все двигалось и кипело: веселился православный народ» [12; с. 11].

У Кохановской мы находим строки, которые дают описание хоровода. «Вечерняя заря гремит и отдает на целые версты хороводным гулом, и сам хоровод во всей красе сложного, разрывчатого танка, вьется и свивается и задает нам совершенную задачу: как он разовьется? Вам показывается, что все это смешалось и спуталось и едва ли не ударятся лбами; но в том-то и молодецкая сила кривого танка, гордость и умение молодца, который ведет вперед, чтобы во всей этой путанице не запутаться» [8; с. 50].

«…Вождение хоровода, пишет П. Шейн, считалось делом серьезным и значительным. Хоровод необходимая принадлежность каждого деревенского праздника. В хороводе все девушки стараются показать свою игривость и ловкость: резвятся, крутятся попарно и венцом, кружатся и раскланиваются. При хороводах поют круговые песни. Хоровод то строится в ряды, то свивается в кружок, - по содержанию песни…» [9; с. 156].

Главным участником хороводов были девушки. Мужчины молодые, неженатые присутствовали как гости и вступали в хоровод лишь по приглашению хороводника или хороводницы, (роль которых была очень велика), наиболее активные и инициативные, имеющие непреклонный авторитет и пользовались особым вниманием и почетом со стороны окружающих. Это музыкально и творчески одаренные люди, обладающие определенной фантазией, от которых зависит оригинальность, необычность, сложность переплетения рисунка хоровода. В их задачу входило не только заведение хоровода, но и зачастую быть организатором и руководителем гуляний, чередую по своему усмотрению и вкусу игры, песни, пляски и хороводы.

 

Date: 2016-07-22; view: 1466; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию