Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культ героя и правителя.





 

Чтобы понять, какой образ видела в Александре его соотечественники, необходимо обратиться к изучениям Фадея Францевича Зелинского. В своей исторической работе «История античной культуры» он разбирает три религиозных направления греко-македонского этноса – религию Деметры, религию Диониса, религию Аполлона. Последняя из них, по мнению Зелинского, повлияла на образование древнегреческого культа героя.

В религиозной структуре Древней Греции особенное место занимал дельфийский оракул Аполлона. Для каждого эллина дельфийский храм бога солнца и света являлся значимым сакральным местом. Начиная с VII-VI вв. в традицию греков было введено правило, по всем гражданским и личным вопросам, обращаться именно к оракулу Аполлона. Когда происходили катастрофы, оракул призывал народ выбрать среди героев прошлого особенного человека, который мог быть или основателем города, страдающего от ненастья, или военным полководцем, или важным политическим деятелем. Всё сводилось к его почитанию, героизации определённой личности, которая спасала людей от катастрофы. Душа этого героя считалась более могущественной, храброй и сильной по сравнению со всеми остальными умершими. Ему учреждался культ и особые почести[4].

Именно на такой культ героя были согласны военачальники армии Александра Великого, видя его как освободителя Греции и Македонии от персидского владычества. Но сам Александр выбрал совсем иной вариант культа. Он видел культ правителя – культ себя, как бога на земле, перед которым все должны были падать ниц и склонять свои колени, что для самих эллинов было унижением. Но если первоначально македонские генералы такой культ не приветствовали, то в будущим они сами начали его вводить в своих царствах.

В 323 году до Р.Х., после смерти Александра Великого в возрасте 32 лет, его могущественная держава была объята пламенем раздоров его бывших военачальников. В историю этот смутный период 321-301 гг. до Р.Х., вошёл как время войн диадохов. В итоге, после Смуты, царство Александра Великого было поделено на несколько малых государств, главными из которых являлись эллинизированный Египет (север Африки) и греко-персидская держава Селевкидов (весь Ближний Восток от Сирии в Малой Азии до границы с Индией на реке Инд).

Обе эти державы горделиво называли себя истинными приемниками Александра Великого. Чтобы доказать свою преемственность повсеместно вводился культа правителя. Это же, в своё время, сделал и Александр. Так, - согласно свидетельствам древнегреческого историка Страбона, и на чьих записях основывается Зелинский - Птолемей I Сотер, взявший себе территории эллинистического Египта, учредил в Александрии культ Александру, как его основателю. После же кончины Птолемея I его сын – Птолемей II также приобщил своего отца к культу Великого Александра, притом учредив его, как спасителя Александрии и Египта от бедствий во время войн диадохов. После смерти своей жены Арсинои II, Птолемей II также позволил себе учредить ей культ. Со временем и его самого, народ возвеличил в царей-героев. Начиная же с правления Птолемея III и его жены Береники II, которые были удостоены звания «богов-эвергетов» («благодетелей»), почитание культа царей и цариц как избранных окончательно вошло в традицию эллинистического мира Египта, а также державы Селевкидов[5].

Однако, в отличие от держав Птолемеев и Селевкидов, в остальных малых царствах «наследников Александра Великого» - Македонии и Пергаме, - где правили династии Антигонидов и Атталидов, культ правителя так и не смог прижиться. Причиной этого можно считать тот факт, что эллинистические государства Востока находились на территории бывших восточных царств, где почитание царя было вековой традицией.

Таким образом, подводя итог о культе правителя в эллинистическом мире, можно сказать, что важным здесь является тот факт, что культура эллинов и их культ правителя, введённый Александром Великим, повлияли в будущем на культуру и формирование уже римского культа Императора. Римская Империя распространила свои территории почти по всем землям государства Александра Великого впитывая в себя греческую культуру и научные достижения. Она стала истинной преемницей эллинистического мира. Однако теперь столицей и центром этой глобальной державы являлась не Александрия или Антиохия, а славный город Рим – град на семи холмах, чья культурная история также имела свои индивидуальные истоки, повлиявшие на установление культа Императора.

 

Date: 2016-07-22; view: 210; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию