Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ стихотворения





Философское осмысление главных вопросов человеческого существования в лирике А. С. Пушкина

Цели: углублять знания учащихся об основных мотивах лирики; продолжить формировать умение раскрывать и анализировать лирическое содержание стихотворений; совершенствовать навыки их комментирования и выразительного чтения; побудить задуматься над вопросами смысла и цели человеческого бытия, жизни и смерти, преемственности поколений; воспитывать потребность в чтении и понимании поэзии.

Читая Пушкина, можно великолепным

Образом воспитать в себе человека.

В. Г. Белинский

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Обращение к эпиграфу урока

♦ Как вы понимаете смысл высказывания В. Г. Белинского?

♦ Читая какие произведения Пушкина, «можно …воспитать в себе человека»?

III. Работа над темой урока

Слово учителя

Чтение стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных»

Анализ стихотворения

Есть ли у стихотворения название?

- Нет, его принято называть по первой строке.,

В первой строке уже присутствует лирическое "я", и это свидетельствует о том, что лирический герой с его внутренним миром будет в центре произведения. Внимательно прочитаем первую строфу. В каком художественном пространстве находится лирический герой?

- Это "Улицы шумные", "многолюдный храм", некое необозначенное местонахождение "юношей безумных".

Есть ли здесь приметы какого-то реального города и важны ли они?

Приметы реального города отсутствуют.

Давайте определим, в чем различие этих объектов пространства и что их объединяет?

- Многолюдный храм - центральная строка, посещение храма предполагает молитву и сосредоточенность на мыслях о Боге, о жизни и смерти. Первая и третья строки составляют контраст со второй На "улицах шумных" просто множество людей. Объединяющей чертой здесь становится многолюдье.

Почему юноши названы безумными?

- Им чужда мудрость, они пока живут страстями, иллюзиями, не задумываясь о смысле жизни.

Как построены первые три строки?

" Первые три строки имеют одинаковое синтаксическое построение: Брожу ли я, вхожу ль... Сижу ль...

Что мы можем сказать о лирическом герое?

Его присутствие обозначено глаголами в каждой из строк, он находится среди людей.

Ощущает ли лирический герой единство с людьми или его что-то от них отделяет?

- Он погружен в свой внутренний мир: "Я предаюсь моим мечтам"

В каком значении употребляется здесь слово "мечта"? В привычном для нас или в каком-то ином?

Обратимся к Словарю Ожегова.

Мечта - это воображаемая картина чего-то прекрасного и очень желанного.

А о чем размышляет упорно лирический герой?

- О смерти.

Комментарий учителя

Во времена Пушкина слово "мечта" могло иметь значение любой картины, созданной воображением, в том числе и страшной, и грустной. В других произведениях поэта встречаем: "Я видел страшные мечты..." (поэма "Цыганы"), "И мщенье, бурная мечта ожесточенного страданья"...("Все в жертву памяти твоей...") Поэтому в контексте стихотворения первые три строки объединяет не только значение многолюдности, но еще и бурного кипения жизни, что является антитезой состоянию лирического героя. Его одиночество среди множества людей вызвано тем, что он, в отличие от них, сосредоточенно размышляет о неизбежности смерти. Таким образом, первая строфа задает тему.

Какая мысль утверждается во второй строфе?

Вторая строфа утверждает мысль о конечности любого бытия, и смерть предстает здесь как универсальный закон: "Мы все сойдем под вечны своды."..

Комментарий учителя

В. М. Жирмунский отмечал, что это перифраза, условная формула означает «мы все умрем», и было бы неправильным представлять себе «образ»: длинное шествие, спускающееся под «вечные» каменные своды». Однако, на наш взгляд, при всей условности, здесь все равно сохраняется элемент зрительного образа. "Вечные своды" в читательском восприятии ассоциативно связываются с античными представлениями о вратах в подземное царство Аида, куда попадают человеческие души. Теряя память, они все же обретают посмертное существование. Таким образом, само обозначение смерти является оксюморонным, включает семантический элемент "жизнь".: В метафорических обозначениях: "уход", "вечный сон" - смерть не предстает как полное уничтожение, может быть, еще и потому, что для человеческого сознания трудно, практически невозможно представить абсолютное небытие.

Теория литературы

Оксюморон – [греч. — «острая глупость»] — термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий.

Перифраза - [греч. perífrasis] — синтактико-семантическая фигура, состоящая в замене однословного наименования предмета или действия описательным многословным выражением.

Продолжение беседы

Как связаны с душевным состоянием лирического "я" образы дуба и младенца?

- Он соотносит с ними срок своего бытия и особенно остро осознает кратковременность не только человеческой жизни вообще, но и своей собственной.

Дуб "переживет... век забвенный", младенец, только начинающий жить, напоминает герою о том, что ему "время тлеть". И слово "прости", обращенное к нему, обозначает прощание, последний привет.

Но в основе бытия лежат вечные законы не только умирания, но и обновления.

Что обозначает само слово "патриарх?"

Патриарх – (здесь) это один из библейских праотцев, наделенных по воле Бога невероятным долголетием, родоначальник, обладающий многочисленным потомством.

Почему именно о дубе автор говорит как о патриархе леса?

Комментарий учителя

Дуб – могучее дерево. Символическое его значение в мифологии народов мира чрезвычайно широко: долголетие, великолепие и мощь, плодородие, жизненная сила, твердость духа, покровительство и прибежище, происхождение великого из малого, священное место, слава и жертва, сакральная ось мира, процветание, духовная энергия, небесные врата, прообраз отца и проводника оберегающего, ведущего за собой и возводящего на новый уровень космического совершенства.

По верованиям славян, в дубах обитают души умерших предков, от которых можно получить помощь, а в легендах и сказках это дерево связано с судьбой человека. Вот почему герои проявляют свою доблесть возле него. Вспомните былинного героя Илью Муромца. Где произошла его встреча с Соловьем Разбойником?

Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу,

Сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын.

Какой поворот лирической темы происходит в пятой строфе?

Неотвязная дума о неизбежности смерти, целиком захватившая человека

(„День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать”)

порождает стремление разгадать тайну своей предстоящей кончины:

И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?

Так в стихотворение входит тема судьбы. Может ли человек противостоять этой грозной силе?

- Смерть неотвратима.

Верно. Но какие образы подразумевают деятельную позицию автора?

Бой, и странствие, и волны подразумевают деятельную позицию человека.

Человек не в состоянии предугадать волю судьбы, но он волен в своих желаниях. Гибель в бою или в волнах — это смерть вдали от дома, смерть в одиночестве, насильственная смерть. Предлагает ли автор иной путь?

Последнее успокоение, кончина на родине, когда „соседняя долина” „примет охладелый прах”.

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

Что обозначает здесь слово "предел"?

- Слово "предел" имеет разные значения. Это и участь, судьба, и страна, местность. "Милый предел" - это близкие сердцу родные места, где смерть предстает в облике мирного сна.

Проследите, как развивается в стихотворении тема смерти.

Мысль о смерти нагнетается постепенно.

Назовите прилагательные, которые автор употребляет, характеризуя образ жизни героя.

От шума и многолюдности поэт приводит нас к мысли о вечности: "шумных", "многолюдный", "безумных" =>"уединенный", "забвенный" =>"охладелый", "бесчувственному", "гробового" =>"равнодушная", "вечною".

Вывод. Жизненный путь человека лежит через безумство (юность), уединение (зрелость), забвение (старость) - к гробу.

Вызывает ли это стихотворение чувство подавленности и уныния? - Нет, потому что дума о неизбежности конца, которая является стержнем всего произведения, постоянно сопровождается картинами и образами, связанными с представлениями о жизни.

Какова связь между двумя первыми и последней строфами? - Последняя строфа соединяет образы "младой жизни" и "равнодушной природы".

 

2.Работа с репродукцией картины Шишкина "Среди долины ровныя..."

Слово учителя

Сегодня на уроке я бы хотела вас познакомить с картиной И.И.Шишкина «Среди равнины ровныя…» Мне кажется, она поможет нам еще больше вжиться, вчувствоваться в прославленное пушкинское стихотворение.

Десятки, а может сотни художников многих времен и народов писали дубы. Эти деревьев привлекали их своей мощью, седой стариной, характерным стилем, уникальной эстетикой древнего колдовства и мистики. Они восхищали мастеров, будили в них чувство прекрасного и сверхъестественного. Какая же тайна объединяет эти два шедевра? Давайте познакомимся с самой картиной и историей ее написания.

История написания картины. Выступление учащегося.

Картина "Среди долины ровныя..." написана в 1883 г и находится в Киевском государственном музее русского искусства.

В один из дней Иван Иванович Шишкин шел по долине, раскинувшейся от края и до края. Справа петляла, сверкая серебром, быстрая речка. Парило. От зноя поникли травы. Горизонт уже начинал синеть, слышались глухие раскаты грома: приближалась гроза. Собиравшиеся в тучи облака прочертили по земле резкие тени. А прямо перед художником, ярко освещенный солнцем, возвышался дуб-исполин. Казалось, в полнеба раскинул он свои сильные ветви и стоял неподвижно, не шевелил листвой, замер в ожидании грозы.

Среди долины ровныя,

На гладкой высоте,

Цветет, растет высокий дуб

В могучей красоте —

вдруг вспомнились Ивану Ивановичу слова старинной песни. Сколько веков рос здесь этот исполин, сколько гроз видел, сколько ясных, тихих дней. И все один… один…

Date: 2016-07-22; view: 386; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию