Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важен ли наш язык для возникновения стигматизации?





Термины, которые описывают отношение людей к потреблению психоактивных веществ (ПАВ), уже достаточно давно стали ярлыками и используются для стигматизации. Эти ярлыки - "алкоголизм", "наркомания", «алкоголик», "алкаш", "наркоман", "наркот" и т.д., их перечень можно продолжить. Каждый их этих терминов интенсивно эмоционально заражен и при употреблении характеризует, прежде всего, отношение применяющего к описываемому человеку, а не его характеристики. Считается, что употребление "политически корректного языка" (без ярлыков) позволяет уменьшить дискриминацию людей со стигмой. Поэтому переход к применению более корректных терминов по отношению к людям, потребляющим ПАВ, также является одной из целей статьи. Какие же ярлыки часто используются стигматизаторами?

Самые первые признаки стигматизации обнаруживаются в терминах, описывающих сферу потребления наркотиков. Первой и самой главной стигмой является само понятие «наркоман». Это понятие я беру в кавычки, поскольку современный классификационный аппарат (МКБ-10) и организации специалистов (ВОЗ) не используют этот термин, также как и термин «наркомания». Термин «наркоман» имеет только юридический (лицо, страдающее наркоманией) смысл в нормативных документах МВД и Минздрава, причем последний заимствует юридический смысл этого ярлыка, зачастую игнорируя медицинский. С позиции юриспруденции наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Незаконность наркотических средств и психотропных веществ делает незаконной и саму наркоманию. По мнению большинства обывателей и даже некоторых врачей любой человек, пробовавший наркотики, является "наркоманом". Некоторые авторитеты идут еще дальше: так, например, профессор Бабаян считает, что "любой человек, задержанный с наркотиками милицией, является наркоманом". Даже специалистами здравоохранения, несмотря на все рекомендации ВОЗ и ООН не е проводится различий между единичным, систематическим и зависимым потреблением веществ. Термины «наркоман, больной наркоманией» явно стигматизирующие, подразумевают безнадежность. Они выдвигают зависимость от вещества на первый план, подкрепляя представление о том, что этот аспект занимает центральное место среди всех характеристик данного человека. «Наркоман» уже не «гражданин», не «человек», он никто [5].

Вторая стигма – слово «наркотик». Юридически корректнее использовать термин «наркотическое средство», т.е. вещество из перечня наркотических средств и психотропных веществ. Наркоман и наркотик – это своеобразный юридический сленг, и то, что его употребление распространилось в медицинской и социальной сферах, говорит о преимущественном рассмотрении проблемы потребления наркотиков с позиции криминальности. Интересно то, что в английском языке наркотик и лекарство обозначаются одним словом – «Drug». Это даже на языковом уровне поддерживает гипотезу «самолечения»: психоактивные вещества (наркотики, алкоголь, табак) принимаются для лечения «душевный ран» и последствий ран телесных. Нелегальные наркотики (опиаты, амфетамины, конопля) не обладают какими-то особыми свойствами, которые отличают их от «наркотиков» легальных (алкоголя, табака, кофеина). Большинство психоактивных веществ наносят вред здоровью и вызывают привыкание. Различия между ними в том, что наркотики сделали незаконными и, поэтому, опасными (а не наоборот) сами люди, а легальные вещества, приносящие человечеству огромный ущерб, являются частью культуры, общества и повседневной жизни. При этом одно психоактивное вещество может быть и лекарством и наркотиком (морфин), а другие – только наркотиками (героин), а третье – продуктом (мак) [2].

И наконец, термин «(у)потребление». С юридической позиции любое потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача незаконно, а значит, является злоупотреблением. В то же время медицина не использует больше термин «злоупотребление», а дефиниция «употребление с вредными последствиями» касается не социальных, а медицинских последствий (физических и психических). МКБ -10 в разделе F1 четко определяет, что «употребление вещества часто критикуется окружающими и связано с различными негативными социальными последствиями. Тот факт, что употребление определенного вещества вызывает неодобрение со стороны другого лица или общества в целом или может привести к социально негативным последствиям, таким как арест или расторжение брака, еще не является доказательством употребления с вредными последствиями». В действующем уголовном кодексе наказание за употребление отсутствует, но потребляющий будут задержан (и, скорее всего, осужден) за приобретение, хранение, перевозку и т.д., т.е. появятся последствия, и он станет злоупотребляющим. Тем не менее, можно предположить, что у большинства лиц, получивших этот диагноз, основаниями для его постановки стали именно социальные последствия (чаще всего задержание милицией). И в этом термине снова наблюдается примат юридического над медицинским значением, и не являющийся сотрудником правоохранительных органов врач говорит на их языке [5].

Мы используем в статье другие определения. Во-первых, это термины «наркотическая зависимость» и зависимый от наркотиков (наркозависимый), соответствующие МКБ-10. Во-вторых, вместо термина "наркотик" применяем "психоактивное вещество" (ПАВ), поскольку первый является в большей степени юридическим и, соответственно, криминализирующим его потребителя. И, наконец, человека, употребляющего ПАВ, но не имеющего зависимости от них, корректнее называть потребителем наркотиков (наркопотребителем). Именно широкое применение термина "потребитель инъекционных наркотиков" (ПИН), позволило организациям, занимающимся помощью ВИЧ-инфицированным с применением стратегий «снижения вреда», изменить отношение общества к проблеме потребления ПАВ людьми, живущими с ВИЧ/СПИД.

Таким образом, отказ от термина "наркомания" позволяет перевести помощь человеку из юридической (преступление и наказание) в медицинскую сферу (болезнь и лечение). Отказ от термина "наркоман" и дифференцированное применение дефиниций "наркопотребитель" и "наркозависимый" решает сразу две задачи: декриминализация потребления и дестигматизация зависимости. И, наконец, принятие специалистами этих «политически корректных» терминов, а не сохранение ярлыков, позволит уменьшить дискриминацию этой группы людей в целом.

Date: 2016-07-22; view: 240; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию