Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9. Социальная структура современного Российского





Федеральное агентство по образованию

Читинский институт (филиал)

Байкальского государственного университета экономики и права

Кафедра Экономики и психологии труда

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

С О Ц И О Л О Г И Я

 

Для студентов 1 курса бакалавров и 2 курса специалитета

Очной формы обучения.

 

Чита 2010

 

Печатается по решению Учебно-методической комиссии

Читинского института БГУЭП

Протокол №________ от _________2010г.

 

 

Составитель: к.ф.н., доцент Янков А.Г.

 

Рецензенты: к. соц. наук, доц. Г.И. Зимирев

к. пс. наук, доц. В.И.Екинцев

 

 

Рекомендовано к печати на заседании

кафедры «Экономика и психология труда»

Протокол № ______ от_____________2010 г.


Программа по курсу «Социология»

 

Программа по учебному курсу «Социология» составлена для экономических, управленческих и юридических специальностей в соответствии с государственным стандартом образования.

Цель программы - ознакомить и ввести будущих специалистов в проблематику социологии как науки, изучающей закономерности развития и функционирования общественных систем, социальных институтов, социальных процессов. Социологические знания, накопленные человечеством, как в области теории, так и методологии ее практического применения в различных сферах общественной жизни, являются важным аспектом общей системы высшего образования и входят составной частью в профессиональную подготовку экономистов, юристов, менеджеров.

Программа курса «Социология» состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. В первом блоке - «Социология как наука, история возникновения, становления и развитие социологии», рассматриваются проблемы, связанные с пониманием предмета социологии, ее функции в системе наук. Излагаются вопросы становления социологии как науки в историческом плане. Исторический экскурс позволит создать более объемную картину общей проблематики социологии, показать преемственность в изучении актуальных вопросов современного общественного развития.

 

Тема 1. Предмет, структура, функции социологии.

Объектом социологического познания является - вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими. Поэтому, социология - это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных общностей, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личности, социальных групп, народов. Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процесс совместной деятельности. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) касается отношения людей друг к другу и к обществу. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или их группы независимо от того, присутствуют ли физически этот индивид или группа. Социология подразделяется на прикладную и теоретическую, макросоциологию и микросоциологию.

 

 

Тема 2. История социологии.

Понимание социологии невозможно без обращения к прошлой социальной мысли. Человечество с древнейших времен интересовалось местом человека среди других, возможностью создания бесконфликтного общества. В древнее время, Платон, Аристотель, Лао-Цзы, Конфуций оставили интересные размышления об обществе, человеке. Основная черта социальной мыли данной эпохи - ее обращенность к практике. Восточная мысль более направлена на изменения человека, затем общества, западная наоборот.

Основатель социологии - О. Конт (1798 - 1857). Социология Конта позитивна. Социология должна отвечать не только на вопрос, что существует, но и на вопрос, как происходят явления, уметь предвидеть и решить возникающие проблемы. Одной из центральных мыслей социологии О. Конта является деление этой науки на две части: социальную статику и социальную динамику, которые являются главными понятиями его социологии.

Одним из наиболее важных направлений социологии второй половины 19 века является биолого-эволюционная школа, а ее главным представителем является социолог Г. Спенсер. Основное различие социальных структур, по Спенсеру, состоит в том, является ли сотрудничество людей добровольным или принудительным. По этому принципу выводятся два типа общества: «военное» и «промышленное». Социальные законы такие же, как и естественные, не подвластные воле и желанию людей.

Признанным классиком социологии является Э. Дюркгейм (1858- 1917). Социальная реальность, по Дюркгейму, включена в общий универсальный природный порядок, поэтому она развивается в соответствии с определенными законами. Центральная идея творчества Э. Дюркгейма - идея общественной солидарности. Её решение, прежде всего, связано с ответом на вопрос: «Каковы те связи, которые объединяют людей?». Существуют два типа общественной солидарности: механическая и органическая. Каждая имеет свои особенные черты. Фактором развития общества, т.е. переход от механической солидарности к органической, является общественное разделение труда.

Российская социология имеет большие традиции. В отличие от других стран социология в России была не просто научным явлением. Социология с первых шагов играла роль идейного оружия либерально-демократических кругов. Отличительная особенность социологической мысли (в отличие от философского идеализма, славянофильства) в том, что она была в большей степени ориентирована на западную социологическую мысль. Выделяют три этапа в истории русской социологии: позитивизм, антипозитивизм, неопозитивизм.

Ярким представителем русской социологии является П.А. Сорокин (1889 - 1968). Сорокин создает позитивистскую модель социологии основанную на бихевиоризме. Особая заслуга Сорокина в формулировании идей о социальной мобильности, стратификации, социо-культурной мобильности.

Другим крупнейшим русским социологом был М. Ковалевский (1851 - 1916). Заслугой Ковалевского является то, что во многих исследованиях он пытался объяснить многие социальные явления и процессы путем анализа их происхождения. Он был основателем сравнительно-исторического метода. Значительное место в социологии Ковалевского заняла проблема государства, в том числе его происхождение.

Современная зарубежная социология представлена рядом социальных теорий. Структурный функционализм - рассматривает и объясняет общество через детальный анализ иерархий структур и их функций. Основатель данного направления Т. Парсонс считал, что реальность имеет системный характер, из чего следует, что выделенные абстрактные положения должны быть логически организованы в единое тело отвлеченных концепций. Символический интеракционизм рассматривает общество как продукт социального взаимодействия между людьми. В процессе взаимодействия происходит поиск смыслов, понимание. Феноменология и этнометодология занимаются проблемами личного и социального «создания мира», поисков смысла в мире, создания ценностей.

 

Во втором блоке - «Предмет социологии» дается категориальный аппарат социологии. Раскрываются понятия: социальная роль и социальный статус, социальная мобильность, социальное воспроизводство и др. Определяются различные аспекты современного общественного устройства жизни людей, и в частности такие: «Социальная система», «Общество и личность», «Социальные институты» и другие.

 

Тема 3. Социальные группы, статусы, роли. Понятие социальной стратификации, социальной структуры и социального воспроизводства.

Социальная группа является одним из важных понятий в социологии. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Для существования группы необходимы два условия: наличие взаимодействия между членами и появление разделяемых ожиданий. Существует несколько видов социальных групп, отличающихся количественно и качественно. Именно в социальных группах происходит первичное становление человека, формирование его мировоззрения и будущих социальных действий. Группам присуща групповая динамика - взаимодействие членов социальных групп между собой. К групповой динамике относятся следующие процессы: лидерство, групповое давление, конфликты, формирование группового мнения. В группах происходит межличностное общение, влияющее на восприятие и позицию человека. Позицию человека в группе определяют два понятия «социальная роль» и «социальный статус». Социальная стратификация описывает неравенство в обществе. Основное понятие соц. стратификации – классы. Соц. структура рассматривает общество как самоуправляющуюся систему, совокупность общественных элементов и связей между ними.

 

 

Тема 4. Личность, общество и культура.

Изучение общества невозможно без обращения к культуре. Культура понятие многогранное. Понятие культуры употребляется для характеристики исторических эпох, народностей, специфических сфер жизни или деятельности. В обществе рассматриваются культурные ценности, влияющие на групповое и индивидуальное поведение. Одна из главных функций культуры - регуляция поведения членов общества, через социализацию. Тесно с понятием культура связано понятие личности. Личность интегрирует социально значимые черты. Формирование личности происходит путем взаимодействия данного лица с другими людьми. Другими словами личность - совокупность социальных связей и отношений. Существуют несколько факторов развития личности.

 

Тема 5. Социальные отклонения.

Существуют разные уровни отклоняющегося поведения: культурные и психические отклонения, индивидуальные и групповые, первичные и вторичные. Существуют так же культурно одобряемые отклонения. Социальные отклонения (девиантное поведение) тесно связано с процессом взаимодействия членов общества, наличием эталона поведения. Девиантное поведение относительно – в одних группах поведение не осуждается, в других определяется как преступное. Существует целый ряд концепций описывающих и объясняющих социальные отклонения: теория физических типов, психоаналитические теории, социологические теории, теория «клейма» и др.

Девиантное поведение, прежде всего, связано с процессом взаимодействия между людьми, социализацией, формированием девиантных ценностей.

 

Тема 6. Социальные взаимосвязи, процессы и изменения.

Социальные явления, структуры, их элементы находятся в постоянном движении. Меняется характер взаимосвязей и отношений между ними, т.е. происходят изменения. Они проявляются в возникновении (исчезновении) определенных элементов, трансформации внешних (внутренних) связей. Факторами, определяющими социальные изменения, являются их объективные предпосылки и условия (экономические, географические, этнические и др.); особые жизненные обстоятельства; активность личности. В понятие взаимосвязи и отношения входят: контакты, социальные действия, социальные воздействия. Социальные отношения лежащие в основе взаимосвязи определяются разделяемыми ценностями. Общество постоянно изменяется в силу внутренних противоречий и новых условий среды. Существуют революционные и реформаторские изменения.

 

Тема 7. Социальный конфликт.

Социальные конфликты необходимый атрибут социальной жизни. Конфликты подразделяются на межличностные и межгрупповые. Конфликт как социальный процесс имеет свои закономерности. Конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий. Каждый конфликт проходит стадии конфликта, характеризующиеся определенными стратегиями поведения участников. По внутреннему содержанию социальные конфликты различаются на рациональные и эмоциональные. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта, последствия конфликта.

 

Тема 8. Социальные институты.

Понятие «институт» одно из центральных в социологии. Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Существуют несколько основных социальных институтов: институт семьи, экономики, политики, религии, молодежи, образования.

 

Третий блок: «Социальная структура современного Российского общества». В этом блоке дается информация о социально-демографических характеристиках российского общества, раскрываются социальные процессы происходящие в нашем обществе.

 

Тема 9. Социальная структура современного Российского

общества.

Современное Российское общество характеризуется переходностью от одного качества к другому. При этом происходят структурные изменения позитивно или негативно влияющие на общественное мнение, установки. Образуются новые социальные группы: профессиональные, имущественные. Изменяется механизм социализации подрастающего поведения, изменяются взаимоотношения общества и государства. Каждая группа имеет типические социальные установки, вместе образующие общественное настроение общества. На этом фоне происходят глубинные демографические процессы, дополнительно влияющие на трансформацию общества.

 

Четвертый блок: «Теория, методология и методика социологического исследования» посвящена изложению методологии и научению навыкам ведения конкретных социологических исследований. Показываются на примерах, правила и основные этапы сбора социальной информации. Данный блок является важным моментом практического применения социологических знаний в профессиональной сфере.

 

Тема 10. Конкретные социологические исследования.

Социологические исследования дополняют статистическую информацию об интересах, мнениях, установках, о состоянии морально-психологического климата в коллективе. Достоверность социологической информации зависит от методов и корректности проведения исследований.

В социологическом исследовании существуют: этапы и соответственно правила социологических исследований; программа и предмет; цель и задачи исследования. Один из главных моментов исследования - определение обследуемой совокупности. Иначе определение типа и формирование выборки исследования. От правильности осуществления выборки во многом зависит качество и достоверность социологической информации. Следует подробно остановится на методах сбора первичной социологической информации. Успех проведения исследования зависит от формулировки и валидности вопросов и вариантов ответов. Важный раздел социологического исследования - изучение форм измерения социологических характеристик - шкалирование. Существуют разные типы шкал, сферы их применения. Заключительный, не менее важный этап в социологическом исследовании - обработки и анализа социологической информации.

 

Литература.

 

1. Фролов С.С. Общая социология. М., 2010.

2. Волоков Ю.Г. Социология. Ростов на Дону, 2005.

3. Добреньков В.И. Социология. М., 2005.

4. Кравченко А.И. Социология. М., 2004.

5. Павленок П.Д. Социология. М., 2004.

6. Колодкин Л.М. Социология М., 2003.

7. Волков Ю.Г. Социология. М., 2004.

8. Современная западная социология. Словарь. М., Наука, 1990.

9. Бергер П.Л. Общество в человеке // Социологический журнал 1995, №2

10. Тексты по истории социологии 19- 20 в.в. Хрестоматия. М.1994.

11. Сорокин П.А. Общедоступный учебник по социологии. М. 1994.

12. Кукушкина Е.В. Русская социология 19 - начала 20 века. М. 1993.

13. Радугин А.А. Социология. М., 2003.

14. Монсон П. Современная западная социология. М. 1992.

15. Голосенко И.А. История Русской социологии 19-20 вв. М. 1995.

16. Капитонов Э.А. Социология 20 века. М. 1996.

17. Касьянов В.В. Социология для экономистов. М., 2004.

18. Попов В.А. Наркотизация в России - шаг до национальной катастрофы. // Социологические исследования №8, 1998.

19. Ковалева Т.В. «Подростки смутного времени» // Социологические исследования №8, 1998.

20. Вятр Е. Социология политических отношений. М. 1979.

21. Масионис Дж. Спб., 2004.

22. Мацковский М.С. Социология семьи. М. 1989.

23. Митоян А.А. Потребительское поведение семьи. М. 1990.

24. Дорин А.В. Экономическая социология. М. 1997.

25. Дикарева А.А. Социология труда. М.1989.

26. Маркович Д. Социология труда. М. 1988.

27. Экономическая социология и перестройка. М. 1989.

28. Лепехин В.А. Стратификация в современной России и новый средний класс // Общественные науки и современность №4, 1998.

29. Дмитриев И.Э. Социальные реформы в России итоги и ближайшие перспективы // Общественные науки и современность №5, 1998.

30. Овсянов В.Г. Методология и методика в прикладных социологических исследований. Л. 1989.

31. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М. 1988.

32. Основы прикладной социологии. М. 1996.

33. Как провести социологическое исследование. М. 1990.

 

Дополнительная литература.

 

1. Вебер. М. Избранные произведения. М. 1990.

2. Жуков А.В., Янков А.Г.Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье. Чита 2003 г.

3. Социология. Хрестоматия сост. Ю.Г. Волков.

4. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М. 1997.

5. Дюркгейм Э. Самоубийство. М. 1997.

6. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. М. 1996.

7. Бауман З. Мыслить социологически. М. 1996.

8. Смелзер Н. Социология. М., Феникс 1994.

9. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992.

10. Тернер Дж. Структура социологической теории. М. 1985.

11. Методы сбора информации в социологическом исследовании, в 2 томах. М. 1990.

12. Социальная философия. Хрестоматия. М. 1994.

13. Макарова Л.С. Практическая социология. М., 2003.

14. Арутюнян Ю. В. Этносоциология. М., 1999.

15. Безгодов А. В. Очерки социологии предпринимательства. С-Пб., 1999.

16. Журнал «Социологические исследования».

 

Date: 2016-07-22; view: 155; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию