Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инфраструктура журналистики





Работа СМИ обеспечивается инфраструктурой журналистики:

1) технической — полиграфическими предприятиями, техническими центрами радиовещания и телевидения, предприятиями связи, ведущими подписку и распространение прессы, передачу радио и телесигнала;

2) информационной — системой телеграфных агентств, агентств пе­чати, аудио- и визуальной информации, пресс-центрами, службами по свя­зям с общественностью, рекламными организациями;

3) организационно-управленческой — государственными органами, занятыми подготовкой нормативных актов, регулирующих деятельность средств массовой информации, их регистрацией и лицензированием, На­конец, к инфраструктуре относятся учебные и научные центры.

 

Многие годы Телеграфное агентство Советского Союза и Агентство печати «Новости» были единственными монополистами, распространяю­щими информацию, комментарии, обзоры во все страны мира и, конечно, для советских СМИ. С распадом СССР ТАСС преобразовался в Информа­ционное телеграфное агентство России, сохранив свой «товарный знак» — ИТАР-ТАСС, а АПН стало РИАНом — Российским информационным аген­тством «Новости».

Возрастание значения нового вида информации, связанного с по­требностями бизнеса, частного сектора экономики, стало одной из причин, приведших к созданию альтернативных ИТАР-ТАСС и РИАН негосудар­ственных информационных агентств. Первым — в 1989 г. — возник «По­стфактум». Вначале это была информационная служба «Факт», созданная для информирования первых частных предприятий и кооперативов. В мае того же года агентство было зарегистрировано в качестве независимой службы «Постфактум». Месяцем позже начал работу «Интерфакс», первы­ми клиентами которого стали иностранные журналисты, посольства и за­падные фирмы, размещенные в Москве. Хотя для многих западных журна­листов экономическая информация уже давно стала важнейшим «товаром», российской экономике он тогда еще практически никем не предлагался. «Интерфакс» стал первым, кто осознал важность, перспективность и, на­конец, прибыльность деловой информации для СМИ. Сегодня агентство поддерживает с частным бизнесом тесные отношения, имея более двух тысяч подписчиков в России (в основном это частные фирмы и банки) и свыше тысячи иностранных.

В настоящее время действует немало средних и мелких информаци­онных агентств (Сибинформ, Урал-акцент и т.д.). Только в Санкт-Петер­бурге в 1996 г. работало 13 агентств: «Северо-Запад». «Дело-Информ», «ИТАП-ПРЕСС», «РИАЛ» (рекламно-информационное агентство «Ленинг­рад»). ИМА-ПРЕСС, «ИНМИР» (информация-мобилизация интеллектуаль­ных ресурсов), «Эксклюзив», «СФИНКС-ПОСТИНФОРМ» (учредитель — Студенческая федерация информационных контактов «СФИНКС-пост») и др. Кроме того, в городе распространяется 18 различных информационных бюллетеней: «За безопасность движения», «Закон», «Жизнь», «Информа­ция для предпринимателей», «Налоги и бизнес», «Страдания предпринима­теля», «Наш район», «Приморские новости» и т.д.

Многие провинциальные агентства начинают действовать обычно на «домашней основе»: несколько журналистов готовят свои материалы, ис­пользуя одну пишущую машинку и домашний телефон. Часто им инфор­мацию поставляют их знакомые или случайные люди. Лишь с течением времени, когда агентство, для того, чтобы выжить, сталкивается с необхо­димостью обеспечивать клиентов постоянным потоком новостей, начина­ются поиски финансовых вложений на приобретение, в частности, факса, компьютера, принтера, возникают проблемы обеспечения высокого каче­ства ежедневных новостей и создания собственной корреспондентской сети. И без значительных вложений либо со стороны государства (дотации), либо со стороны крупных частных финансовых структур ни одно независимое агентство не может конкурировать с ИТАР-ТАСС и РИАНом. Конкуренция возможна лишь в отдельных сферах, например, в финансовой информа­ции, новостях о национальной политике, жизни региона. Это вполне по­нятно, если учесть, что в целях повышения оперативности агентство долж­но пользоваться всеми видами связи, в том числе и космической, иметь мощные компьютерные центры, служащие для подготовки, обработки и хранения информации, которая непрерывно поступает потребителям по телетайпу, либо в виде оперативных бюллетеней новостей, пресс-релизов, выходящих часто несколько раз в день. Все это требует немалых средств, значительно больших, чем доходы, получаемые агентствами от СМИ за передачу им информации. Существенные затраты ИТАР-ТАСС связаны с содержанием корреспондентских пунктов в различных странах мира и с выпуском еженедельного журнала «Эхо планеты».

Особое положение ИТАР-ТАСС и РИАН подчеркивается тем фактом, что только эти два агентства получают субсидии из Федерального бюдже­та: причем на двоих они в 1,7 раза превышают объем финансирования самого крупного университета России — Московского.

Практику создания крупных негосударственных агентств можно про­следить на примере «Интерфакса». Он был организован как совместное предприятие с привлечением иностранного капитала российско-франко-итальянской компании «Интерквадро». Последняя помогла «Интерфаксу» приобрести факсы. Другим партнером стало Московское радио, которое предоставило молодому агентству помещение. Однако в 1990 г. произошел конфликт, принесший «Интерфаксу» широкую известность благодаря ос­вещению в прессе. Руководство Гостелерадио, в помещениях которого ра­ботали журналисты агентства, «выселило» «Интерфакс» из здания. Благо­даря содействию Б. Н. Ельцина, который был тогда Председателем Вер­ховного Совета России, «Интерфакс» смог временно разместиться в российском Белом доме. Чуть позже, получив официальное разрешение Моссовета на аренду постоянного помещения, «Интерфакс» переехал в старинный особняк на Тверской.

Учредителями средних и малых информационных агентств могут быть юридические или физические лица. Так, агентство «Дело-Информ» в Пе­тербурге было учреждено инновационным коммерческим обществом «Дело», а у агентства «ИНМИР» — четыре учредителя: предприниматели Г. В. Гу­сев, Е. В. Гусева, журналисты А. Б. Молоков и В. О. Ярыгин. «ИТАП-ПРЕСС» учредили, с одной стороны, физическое лицо — В. К. Мелихов, с другой — юридические лица (соучредители — радиопрограмма «Весь Пе­тербург» и газета «Санкт-Петербург»).

Итак, информационные агентства передают СМИ социальную, поли­тическую, экономическую информацию, а рекламные сообщения — забота уже рекламных агентств. Деятельность последних разносторонняя. Для сво­его заказчика (фирмы, банка, предприятия, частного лица) агентство гото­вит рекламные материалы и размещает их в газете, на телевидении и радио; проводит рекламные мероприятия на ярмарках и выставках; организует рек-ламно-технические семинары и пресс-конференции; разрабатывает, гото­вит, монтирует и обслуживает средства наружной рекламы; разрабатывает товарный знак и элементы фирменного стиля; организует комплексные рек­ламные кампании и т.д. Агентство взаимодействует с производственными базами, типографиями, студиями, заводами по изготовлению элементов рек­ламы, осуществляет связь со средствами распространения рекламной про­дукции, размещает в них заказы, поступающие от рекламодателя; контроли­рует их исполнение, проводит расчеты с рекламодателями и средствами рас­пространения рекламы.

В начале 1999 г. в Санкт-Петербурге рекламные услуги предлагали, не считая рекламных отделов редакций СМИ, 313 организаций. Многие из них специализированы. Так, производством и размещением видеорекламы заня­ты 12 организаций, наружной рекламой и оформлением интерьеров — 89, рекламой на транспорте и в метро — 20, сувенирной рекламой, созданием фирменного стиля, фотоуслугами — 98, почтовой рекламой — 12 организа­ций... На рынке рекламных услуг выделяются рекламные отделы, рекламные агентства и рекламные центры. Так, рекламное агентство «Дизайн студия Гради» снабжает своей продукцией петербургские газеты «Вести», «Соб­ственность», «Петербургское Эхо», а рекламное агентство концерна «Рус­ское видео» ежегодно изготовляет до 100 телевизионных роликов и помога­ет заказчикам разместить их на ведущих каналах российского телевидения. Еще в 1994 г. при Ассоциации производителей рекламы был создан реклам­ный центр, в который вошли рекламные агентства и отделы «Русского ви­део», «Санкт-Петербургских ведомостей», «ИМА-пресс», телекампании «Пе­тербург», представители выставочного комплекса объединения «Ленэкспо», и ряд других организаций. Центр разрабатывает комплексные рекламные кампании и выполняет выставочные, экспозиционные, наружно-световые и иные специализированные рекламные услуги. А рекламный центр петер­бургского концерна «Шанс», в котором занято 40 человек (агенты, реклами­сты, менеджеры и т.д.), выполняет заказы рекламодателей и размещает рек­ламу во всех изданиях концерна: газетах «Реклама-Шанс», «Недвижимость Петербурга», «Пятое колесо» (для автолюбителей) и др.

О растущей роли рекламных агентств как важной ветви инфраструк­туры современной журналистики свидетельствует тот факт, что в после­днее время туда пришло немало выпускников факультетов журналистики университетов России. Молодые журналисты или возглавляют агентства, или становятся составителями рекламных обращений — текстовиками.

В советское время о визите на предприятие журналист должен был договариваться с расположенным на его территории парткомом КПСС. С ликвидацией последних стали создаваться пресс-службы. В Санкт-Петер­бурге к марту 1999 г. их насчитывалось свыше двухсот. Появилась армия пресс-секретарей и ответственных за связи с общественностью или со СМИ. Неведомые раньше должности возникли везде: во властных структурах, политических партиях, коммерческих фирмах, банках, творческих союзах, конфессиях, государственных предприятиях. Разговор о них — более под­робный — пойдет в другой главе. А сейчас хотелось бы высказать некото­рые замечания.

Пресс-службы, казалось бы, должны облегчить журналисту поиск информации. На деле же часто происходит наоборот. Если раньше попасть к директору вагоностроительного завода было нетрудно — достаточно было звонка секретарю парткома, то сейчас, когда завод стал акционерным об­ществом, а директор — управляющим, переговоры надо вести уже с «ме­неджером управляющего», а они могут быть бесплодными. Мода на орга­низацию пресс-служб привела к неожиданным издержкам. Порой вместо установления деловой связи со СМИ многие пресс-службы стремятся воз­вести барьер между журналистами и своими шефами — руководителями организаций, предприятий.

Эту негативную тенденцию подметили представители Судебной па­латы по информационным спорам при Президенте России и Союза журна­листов Российской Федерации. Анализируя итоги слушаний дел в Палате, они пишут: «Повсеместно созданы пресс-центры, пресс-службы, пресс-сек­ретари и иже с ними. По идее они призваны облегчить доступ журналис­тов к информации. На деле они превратились в непреодолимые барьеры и выдают лишь ту информацию, в которой заинтересована данная структу­ра. И, естественно, журналисты всякими способами преодолевают эти ба­рьеры вплоть до подкупа должностных лиц и откровенной покупки инфор­мации. А те, кому это недоступно, прибегают к вымыслу и домыслу» [3].

Между тем, в Уголовном кодексе России появилась статья 144, предус­матривающая наказание за «воспрепятствование законной профессиональ­ной деятельности журналистов», а в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» (ст. 12) подчеркивается равенство прав граждан, органов власти, органов местного самоуправления, организа­ций и общественных объединений на доступ к «государственным информа­ционным ресурсам», причем никто не обязан обосновывать перед владель­цем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации [4]. Видимо, следует с этими законами жестче увязать работу пресс-служб, директивно установить единый порядок предоставления ими полной инфор­мации. Без этого пресс-службы и дальше могут мотивировать отказ стандар­тными причинами: «коммерческая тайна», «информация неполная», «надо согласовать с директором, а он в командировке» и т.п.

Что же касается технической инфраструктуры, то и здесь много не­решенных проблем. На территории России действуют 6 тысяч полиграфи­ческих предприятий, подразделений и участков, располагающих хотя бы одной печатной машиной, но основную продукцию выпускает лишь каж­дая третья типография государственного сектора.Причины преобладания госсектора следующие. Во-первых, высокая капиталоемкость производства (оборудование сложное, высокоточное и потому дорогое) требует больших инвестиций, которыми не всегда располагает частный сектор; во-вторых, из-за низкой рентабельности печатного дела этот сектор не заинтересован в приватизации государственных предприятий полиграфии; в-третьих, при­ватизация мелких, выпускающих местные газеты, типографий в силу низ­кой рентабельности производства может побудить коммерсантов перепро­филировать эти типографии под торговые, банковские или иные «точки».

Процесс приватизации затрагивает лишь крупные полиграфические производства. Так, издательства «Пресса» и «Известия» акционированы Уп­равлением делами администрации Президента РФ, а остававшийся в веде­нии Госкомпечати крупнейший издательско-полиграфический комплекс «Московская правда» (до 1991 г., подчинялся управлению делами ЦК КПСС) в августе 1998 г. передан правительству Москвы. Здесь печатаются 128 га­зет и 40 журналов («Вечерняя Москва», «Сегодня», «Новая газета», «ВЕК» и т.д.). Но и этот комплекс нуждается в техническом перевооружении, кото­рое требует не менее 20 млн. долларов. Издательство не могло взять кредит на такую сумму. Теперь проблема будет решаться московским правитель­ством. Обновленная «Московская правда» сможет выпускать и те издания, которые делаются в цвете, а потому пока печатаются в Финляндии, Герма­нии, Чехии, оставляя там немалые деньги (1,5 млн. долларов в год). Под кон­тролем московского мэра Ю. М. Лужкова находится созданный его прави­тельством медиа-холдинг «Метрополис», куда входят ТВ-центр, газета «Рос­сия», «Литературная газета», «Вечерняя Москва», «Куранты», «Тверская, 13», «Метро», «Центр плюс». Таким образом, он стал контролировать и «чужие СМИ» — накануне президентских выборов 2000 г. [5].

Снижение доходов полиграфических предприятий — следствие их технического и технологического отставания от мирового уровня. В район­ных и городских типографиях более половины печатных машин давно уста­рело и изношено. Российские полиграфисты по-прежнему применяют тех­нологию высокой печати, низкопроизводительную и экологически опасную: мировой уровень такой технологии не превышает 10%, а в местных типогра­фиях России высокая печать составляет 64,4% [6]. Основная техника закупа­ется за рубежом, но нехватка собственных средств предприятий и отсут­ствие централизованных валютных запасов привели к спаду технического перевооружения полиграфии. Так, заявки министерств и регионов на 1995 г. предусматривали капитальные вложения в размере 125 млрд. руб., но из федерального бюджета было выделено лишь 7 млрд., или 5,5 % [7].

Правда, в последнее время укреплены мощности таких издательско-полиграфических комплексов, как «Пресса», «Московская правда», «Улья­новский Дом книги», в регионах создано и оснащено офсетной техникой почти 200 пунктов централизованной печати городских газет, в которых сейчас выпускают более половины местной прессы. Сооружаются новые объекты: первая образцовая типография в Москве, полиграфические ком­бинаты в Твери и Саратове, газетно-журнальный комплекс в Орле, завод офсетных пластин в Щекине Тульской области. Тем не менее, масштабное техническое перевооружение затронуло лишь часть отрасли. При суще­ствующих объемах финансирования ее производственных потенциал мож­но обновить только к 2025 г. В 1993— 1994 г.г. было принято несколько Указов Президента и поста­новлений правительства о развитии материальной базы полиграфической промышленности в регионах, в частности, в Самарской области, Усть-Ор­дынском Бурятском автономном округе, республиках Тува, Адыгея, Север­ная Осетия, Ингушетия. А в 1995 г. правительство утвердило Федеральную целевую программу «Поддержка государственной полиграфии и книгоизда­ния России в 1996 — 2000 годах». Реализация программы потребует инвести­ций в размере свыше трех триллионов неденоминированных рублей и по­зволит укрепить и развить материально-техническую базу российской поли­графии, обеспечить потребности России в газетах и конкретных видах социально значимой литературы.

Несмотря на проведенные в последние годы строительство и рекон­струкцию объектов государственного телевидения и радиовещания, еще значительное количество радиотелецентров размещено или в неприспо­собленных помещениях, или зданиях, построенных по устаревшим проек­там. Большинство центров оснащены морально устаревшим оборудовани­ем, физически изношенным и экономически невыгодным из-за высокой стоимости обслуживания, большой энергоемкости и чрезмерного расхода ленты. В 31 из 90 государственных региональных телекомпаний России студийное оборудование прослужило свыше 15 лет. Раньше его поставля­ли бывшие социалистические страны (Венгрия, ГДР, Чехословакия) и со­юзные республики (Украина, Литва, Белоруссия, Латвия). С переходом в 1991 г. на расчеты в валюте поставки прекратились.

Федеральная комплексная программа создания технических средств связи, телевидения и радиовещания в 1995 — 2000 годах (принята в 1994 г.) предусматривает производство современной отечественной аппаратуры для оснащения реконструируемых и строящихся объектов (в 1995 г. уже сооружались телецентры в Новгороде, Черкасске, Дудинке, радиотеле­центры в Белгороде, Горно-Алтайске, радиодом в Архангельске и др.) [8]. Объединение с июня 1998 г. региональных государственных телецентров в единый холдинг во главе с Российским ТВ придало реконструкции теле­видения дополнительный импульс.

Что касается услуг Министерства связи, в частности, за распростра­нение прессы, то в структуре подписной цены на газету затраты, связан­ные с оплатой почтовых тарифов, составляют почти 40%. Но вот парадокс: хотя в целом почтовая отрасль и имеет прибыль, из 79 региональных уп­равлений Федеральной почтовой связи убыточны 30. А финансовые пока­затели Управления падают из-за доставки газет: так, в 1995 г. редакции перечислили ему за распространение изданий 500 миллиардов неденоми­нированных рублей, а почта затратила на эти цели 818,1 млрд., или на 318,1 млрд. руб. больше.

В последние годы законодательная база журналистики заметно усили­лась: в 1993 г. начали действовать федеральные законы «Об авторском пра­ве и смежных правах» (от 9 июля 1993 г.), «О государственной тайне» (от 21 июля 1993 г.); в 1995-ом — «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информа­ции» (от 13 января 1995 г.), «О связи» (от 16 февраля 1995 г.) «Об инфор­мации, информатизации и защите информации» (от 20 февраля 1995 г.), «О рекламе» (от 18 июля 1995 г.), «Об экономической поддержке район­ных (городских) газет» (от 24 ноября 1995 г.), «О государственной поддер­жке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федера­ции» (от 1 декабря 1995 г.): внесены поправки в кодексы — Гражданский, Уголовный, Об административных нарушениях. Однако, главный доку­мент — Закон «О средствах массовой информации» вступил в силу 27 де­кабря 1991 г., и хотя в 1995 г. в текст были внесены некоторые изменения и дополнения, он явно устарел и нуждается в существенной корректиров­ке в соответствии с реалиями российской действительности. Следует опре­делить финансовые условия самостоятельности и экономический статус СМИ, права редакций на приватизацию зданий, земельных участков, иму­щества; дифференцировать налоговые льготы; дать твердые гарантии на доступ журналистов к информации и в то же время усилить ответствен­ность СМИ за недостоверность информации, вызывающей негативные по­следствия; предоставить журналисту статус неприкосновенности (подобно депутатскому), чтобы защитить его от шантажа и насилья. Надо также вы­работать механизм реализации закона «О средствах массовой информа­ции» и устранить нестыковку его отдельных статей с другими законами, особенно с Уголовно-процессуальным и Гражданско-процессуальным ко­дексами Российской Федерации.

Социально-экономические перемены в России затронули и такую ветвь инфраструктуры журналистики, как научные и учебные центры. Больше внимание стали здесь уделять социологии, психологии и типологии СМИ, проблемам их эффективности в рыночных условиях, открылась новая спе­циализация — «общественные связи», началась подготовка специалистов по ПР и рекламе. Причем готовит их, помимо факультетов журналистики, множество иных государственных и коммерческих учебных заведений, что может привести к нежелательному результату, когда предложение станет заметно опережать спрос.

Date: 2016-07-22; view: 247; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию