№ и название разделов и тем
| Цель и содержание лабораторной работы
| Результаты лабораторной работы
|
Лабораторная работа №1: Кризисы профессионального становления.
|
| Цель:Профилактика нарушений в процессе профессионального становления.
Содержание: Профессиональное самосознание. Проблемные точки в развитии профессионального самосознания педагога-психолога. Причины и пути преодоления кризисов профессионального становления.
| Схематическое представление пути профессионального становления.
|
Лабораторная работа №2: Методы психологической диагностики профессиональной мотивации.
|
| Цель:Изучение профессиональной мотивации.
Содержание: Профессиональная мотивация. Адекватная – неадекватная мотивация. Методики диагностики профессиональной мотивации. Способы обработки и интерпретации данных.
| Психологический диагноз по результатам изучения профессиональной мотивации.
|
Лабораторная работа №3: Кризисы профессиональной мотивации.
|
| Цель:Профилактика снижения профессиональной мотивации в процессе становления профессионала.
Содержание: Кризисы профессиональной мотивации: причины, следствия. Способы профилактики снижения профессиональной мотивации. Формы работы по коррекции неадекватных профессиональных мотивов.
| Обобщенная схема работы с кризисами профессиональной мотивации.
|
Лабораторная работа №4: Методики наблюдения и их анализ.
|
| Цель: Проведение анализа разных методик наблюдения с целью конкретизировать рассмотренные виды наблюдений.
Содержание: Способы фиксации наблюдаемых признаков и виды решаемых исследовательских и практических задач. Анализ методик наблюдения.
| Дневник наблюдения.
|
Лабораторная работа №5: Приемы обработки результатов наблюдения.
|
| Цель: Освоение приемов обработки результатов наблюдения.
Содержание: Приемы обработки. Условия для обобщения наблюдаемых фактов (сопоставимость, достаточность наблюдений, учет пространственно-временных характеристик). Влияние схемы регистрации на приемы обработки.
| Дневник наблюдения, результаты наблюдения.
|
Лабораторная работа №6: Интерпретация результатов наблюдения.
|
| Цель: Формирование навыков интерпретации результатов наблюдения.
Содержание: Выводы и заключения на основе наблюдений. Психологический портрет личности (профиль личности). Психологическое описание ситуации. Составление отчета по результатам наблюдения. Конфиденциальность. Этические принципы предоставления информации по результатам психологического исследования. Конфиденциальность.
| Отчет по результатам наблюдения, психологический портрет личности наблюдаемого.
|
Лабораторная работа №7: Стратегия анализа психологического феномена методом наблюдения.
|
| Цель:Изучение стратегий анализа психологических феноменов при использовании метода наблюдения.
Содержание: Описание ситуаций наблюдения и их контекста (продолжительность наблюдения, количество наблюдений, временной интервал между наблюдениями и репрезентативность ситуаций наблюдения, дополнительные условия наблюдения). Анализ взаимосвязи наблюдающего и наблюдаемого. Состояние наблюдателя и его идентификация. Оценка согласованности наблюдений с помощью статистических методов. Частотный анализ. Интерпретация результатов: анализ частот, сравнение результатов стандартизированного и свободного наблюдения, формулировка выводов.
| Сравнительная таблица результатов стандартизированного и свободного наблюдения.
|
Лабораторная работа №8: Основы психосемантического исследования.
|
| Цель:Изучение основ психосемантического исследования.
Содержание: Общая логика психосемантического исследования. Основные методы психосемантики. Набор тезауруса: проблемы и основные способы (интервью, контент-анализ, фокус-группы). Частотный анализ. Создание инструмента сбора эмпирических данных.
| Инструмента сбора эмпирических данных (для психосемантического исследования).
|
Лабораторная работа №9: Методы психосемантического исследования.
|
| Цель:Изучение методов психосемантического исследования.
Содержание: Ассоциативный эксперимент. Семантический радикал. Метод классификации. Метод репертуарных решеток. Семантический дифференциал. Прикладные возможности экспериментальной психосемантики.
| Протоколы психосемантических исследований.
|
Лабораторная работа №10: Математическая обработка данных.
|
| Цель:Изучение способов математической обработки.
Содержание: Средства математической обработки. Математические модели как операциональные аналоги субъективных семантических пространств. Основные способы анализа и интерпретации полученных результатов.
| Математическая модель субъективных семантических пространств
|
Лабораторная работа №11: Феномен проекции в психологии.
|
| Цель:Формирование представления о феномене проекции и его использовании в психологической практике.
Содержание: Понятие «проекция». Психологическая проекция в познании. Психотерапевтический смысл проекции. Проекция как психологическая защита. Использование феномена проекции в стандартизированном психологическом исследовании. Проективные психологические методики. Использование феномена проекции в психологическом консультировании и психотерапии.
| Картотека проективных психологических методик.
|
Лабораторная работа №12: Особенности применения рисуночного проективного метода в психолого-педагогической деятельности.
|
| Цель:Изучение рисуночных проективных методов и возможности их применения в психолого-педагогической деятельности.
Содержание: Рисуночные методы. Специфика применения рисуночных методов. Область применения и особенности организации процесса. Специфика обработки результатов.
| Картотека рисуночных проективных методик.
|
Лабораторная работа №13: Метод свободных ассоциаций.
|
| Цель:Изучение метода свободных ассоциаций и возможностей его применения в психолого-педагогической деятельности.
Содержание: Принципы свободного ассоциирования. Терапевтический эффект: инсайт и катарсис. Общий алгоритм работы. Свободное ассоциирование в классическом психоанализе.
| Алгоритм работы методом свободных ассоциаций.
|
Лабораторная работа №14: Педагог-психолог в образовательном учреждении
|
| Цель:Формирование представления о функциональных обязанностях и месте педагога-психолога в образовательном процессе.
Содержание: Границы компетенций педагога-психолога: функции, роль и место педагога-психолога в образовательном процессе. Нормативные документы, регулирующие психолого-педагогическую деятельность в образовательном учреждении.
| Схематическое отображение структуры образовательного учреждения и места педагога-психолога в ней.
|
Лабораторная работа №15: Активные методы социально-психологического обучения
|
| Цель:Изучение активных методов социально-психологического обучения.
Содержание: Активные методы социально-психологического обучения: актуальность, цель, область применения в психолого-педагогической практике.
| Описание ситуаций, требующих использования активных методов социально-психологического обучения.
|
Лабораторная работа №16: Профессиональный стресс.
|
| Цель:Формирование представления о профессиональном стрессе.
Содержание: Стресс как мобилизационная реакция организма. Стадии стресса. Специфика профессионального стресса: симптомы, причины, последствия.
| Решение психолого-педагогических ситуаций.
|
Лабораторная работа №17: Ресурс стрессовой ситуации.
|
| Цель:Изучение техник преодоления профессионального стресса.
Содержание: Стресс и стрессоустойчивость. Выполнение методики «Раскрытие ресурса стрессовой ситуации».
| Описание ресурсов стрессовых ситуаций.
|
Лабораторная работа №18: Методы релаксации.
|
| Цель:Изучение техник преодоления профессионального стресса.
Содержание: Методы релаксации как техники преодоления профессионального стресса. Ароматерапия, прогрессивная мышечная релаксация, абдоминальное дыхание, аутотренинг, медитация.
| Список релаксационных техник с рефлексивным описанием процесса.
|
Лабораторная работа №19: Супервизия как элемент профессионального роста
|
| Цель:Формирование представления о супервизии.
Содержание: Определение понятия «супервизия»: цели, задачи, роль в процессе психотерапии. Супервизия в различных психотерапевтических методологиях. Виды супервизии. Супервизорская помощь психологам и педагогам в рамках воспитательного и образовательного процесса.
| Супервизорский анализ психолого-педагогических ситуаций.
|
Лабораторная работа №20: Планирование в профессиональной деятельности педагога-психолога
|
| Цель:Формирование навыков эффективной организации профессиональной деятельности.
Содержание: Планирование: этапы, правила, способы самоорганизации деятельности. Тайм-менеджмент: понятие, принципы эффективной организации деятельности.
| План на год, план сетка (на месяц), план на неделю.
|