Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 4. Техника наблюдений.Основные (ключевые) понятия: Техники наблюдения, протоколирование, схемы наблюдения. Содержание темы: Техника наблюдения как метода исследования: цели наблюдения, программа, учет в наблюдении зависимых и независимых факторов. Протоколирование наблюдений. Способы фиксации фактов и виды записей. Временные и пространственные характеристики схем наблюдения. Наблюдаемые признаки и способы их регистрации. Влияние цели на способ и выбор фиксации наблюдаемого. Роль наблюдателя при наблюдении.
Тема 5. Наблюдение в деятельности специалистов в системе «человек - человек». Основные (ключевые) понятия: Наблюдение и самонаблюдение, методики наблюдения. Содержание темы: Наблюдение как целенаправленное восприятие в деятельности преподавателя, педагога-психолога. Круг профессиональных задач и наблюдение. Из истории развития наблюдения как способа познания человека. Самонаблюдение и объективное наблюдение. Наблюдение в диагностических и клинических обследованиях. Наблюдение при взаимодействии с различными группами людей (родители, учителя, ребенок и т.д.). Виды наблюдения. Практический анализ различных методик наблюдения, определение видов методик по различным основаниям, их критическая оценка. Тема 6. Методики наблюдения и их анализ. Основные (ключевые) понятия: Методики наблюдения, психические свойства и состояния. Содержание темы: Проведение анализа разных методик наблюдения с целью конкретизировать рассмотренные виды наблюдений, способы фиксации наблюдаемых признаков и виды решаемых исследовательских и практических задач. Знакомство со средствами проявления и выражения психических свойств и состояний человека: позы, жесты, мимика, внешний вид, мода.
Тема 7. Обработка результатов наблюдений. Основные (ключевые) понятия: Приемы обработки, психологическое заключение. Содержание темы: Условия для обобщения наблюдаемых фактов (сопоставимость, достаточность наблюдений, учет пространственно-временных характеристик). Влияние схемы регистрации на приемы обработки. Выводы и заключения на основе наблюдений.
Тема 8. Наблюдательность как свойство человека. Основные (ключевые) понятия: Наблюдательность, свойства восприятия. Содержание темы: Понятие о наблюдательности. Зрительная чувствительность, избирательность и осмысленность восприятия, прошлый опыт, особенности мышления, интересы и установки как факторы, влияющие на наблюдательность. Профессиональная наблюдательность: связь объекта труда и особенностей наблюдательности. Специфика наблюдательности в профессиях типа «человек - человек», «человек - техника», «человек -художественный образ», «человек - природа». Тема 9. Стратегия анализа психологического феномена методом наблюдения. Основные (ключевые) понятия: Стандартизированное и свободное наблюдение, статистические методы. Содержание темы: Формулировка целей, задач и гипотезы наблюдения. Построение плана наблюдения: ретроспективный отчет, последовательность задач наблюдения. Написание ретроспективного отчета. Описание ситуаций наблюдения и их контекста (продолжительность наблюдения, количество наблюдений, временной интервал между наблюдениями и репрезентативность ситуаций наблюдения, дополнительные условия наблюдения). Анализ взаимосвязи наблюдающего и наблюдаемого. Состояние наблюдателя и его идентификация. Оценка согласованности наблюдений с помощью статистических методов. Частотный анализ. Интерпретация результатов: анализ частот, сравнение результатов стандартизированного и свободного наблюдения, формулировка выводов.
Тема 10. Развитие навыков опосредованного наблюдения. Основные (ключевые) понятия: Контент-анализ и психосемантика. Содержание темы: Общая логика психосемантического исследования. Основные методы психосемантики. Набор тезауруса: проблемы и основные способы (интервью, контент-анализ, фокус-группы). Частотный анализ. Создание инструмента сбора эмпирических данных. Средства математической обработки. Математические модели как операциональные аналоги субъективных семантических пространств. Основные способы анализа и интерпретации полученных результатов. Ассоциативный эксперимент. Семантический радикал. Метод классификации. Метод репертуарных решеток. Семантический дифференциал. Прикладные возможности экспериментальной психосемантики. Исследования обыденного сознания. Исследования категориальной структуры сознания в когнитивной психологии. Исследования личностных черт. Исследования стереотипов в этнопсихологии, в политической психологии. Обыденное сознание, его характеристики, результаты исследований. Психологический анализ текста как опосредованное наблюдение. Психологический анализ видеосюжета как опосредованное наблюдение.
Тема 11. Развитие навыков непосредственного наблюдения. Основные (ключевые) понятия: Стандартизированное наблюдение, невербальные проявления, психологический портрет. Содержание темы: Развитие навыков описания пантомимики. Наблюдение динамики творческого процесса. Составление поведенческого портрета на основе имеющегося опыта общения и анализа данных пролонгированного наблюдения. Стандартизированное наблюдение процесса учителя и учащихся на уроке (методика Н. Фландерса). Стандартизированное наблюдение процесса принятия решения в группе (методика Р. Бейлза).
РАЗДЕЛ 3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ: ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
Тема 12. Феномен проекции в психологии. Основные (ключевые) понятия: Проекция, психологические защиты. Содержание темы: Определение понятия «проекция». Психологическая проекция в познании. Психотерапевтический смысл проекции. Проекция как психологическая защита. Использование феномена проекции в стандартизированном психологическом исследовании. Проективные психологические методики. Использование феномена проекции в психологическом консультировании и психотерапии.
Тема 13. Общий алгоритм проведения психологической работы с проективным материалом. Основные (ключевые) понятия: Проективный материал: проекция, метафора, миф. Содержание темы: Проекция, метафора и миф в психологической беседе. Этапы психологической работы с проективным материалом: 1) подготовка (материальная, готовность психолога, готовность группы и доверие клиента), 2) инструкция, 3) выполнение методики, 4) беседа об отношении клиента к материалу (о рисунке или тексте, танце, драматизации), 5) раскрытие психологического смысла методики, 6) возвращение проективного материала, 7) истолкование, 8) осуществление действия в пространстве группы.
Тема 14. Рисуночные проективные методы. Основные (ключевые) понятия: Рисуночные методики. Содержание темы: Спонтанный рисунок. Ассоциативный рисуночный тест (субтесты: «слон в прямоугольнике», «точка», «крокодил», «солнце и луна», «берег, водоем, дерево», «подпись», «дуги», «елочка»). Методика «Рисунок жизни».
Тема 15. Текстовые проективные методы. Основные (ключевые) понятия: текстовые методики, анализ продуктов творчества. Содержание темы: Особенности построения психологической работы со спонтанным текстом. Особенности построения психологической работы с продуктами индивидуального литературного творчества. Текстовые проективные методики: Методика определения собственного положения в группе «Колесница», Методика определения смысложизненных ориентиров «Мечта», Методика преодоления страхов «Семь шагов к страху».
Тема 16. Метод свободных ассоциаций. Основные (ключевые) понятия: Свободное ассоциирование, психотерапия, классический психоанализ. Содержание темы: Принципы свободного ассоциирования. Терапевтический эффект: инсайт и катарсис. Общий алгоритм работы. Свободное ассоциирование в классическом психоанализе.
|