Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вспомогательный блок





 

Каждая компания обязана соблюдать законодательные акты страны пребывания и свои собственные правовые нормы, зафиксированные в уставе и учредительном договоре. Кроме того, в любой компании проявляются действия и других, официально не зафиксированных зависимостей, законов и закономерностей. Все они и составляют этот фарватер, в котором должна двигаться компания. Если какие-то законы, зависимости или закономерности намеренно не соблюдаются или не понимаются, то это может привести компанию к банкротству или ликвидации.

Зависимость– это характер связи между входными и выходными элементами входа и выхода, поддающийся осмыслению. В социальных процессах зависимости чаще всего улавливаются опытным путем за счет наблюдений и статистики. Зависимости, законы и закономерности пронизывают весь ход любого процесса, происходящего в компании. Зависимости являются основой для формулирования нового закона.

К основным законам организации относят:

Закон синергии. Для любой системы (технической, биологической или социальной) есть такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее ресурсов (технологий, персонала, компьютеров и т.д.), либо значительно меньше. Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор, при котором ресурсы оптимально взаимодействовали бы между собой, создавая эффект положительной синергии.

Закон самосохранения. Каждая система (биологическая или социальная) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).

Закон развития. Каждая система (биологическая или социальная) стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон информированности-упорядоченности. Каждая система (биологическая или социальная) стремится получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения).

Закон единства синтеза и анализа. Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на более экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций.

Закон пропорциональности-композиции (гармонии). Каждая система (биологическая или социальная) стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции).

Рассмотрим более подробно действие законов синергии и самосохранения.

Каждый ресурс компании имеет свои качественные и количественные характеристики: объем, вес, производительность, цену, технический или профессиональный уровень. Совокупность ключевых характеристик определяет потенциал конкретного ресурса. Для организации как социальной системы справедлив закон синергии, который гласит: для любой системы существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал будет в два или более раз больше или меньше суммы потенциалов входящих в нее ресурсов. На практике эффект положительной и отрицательной синергии проявляется достаточно редко. Чаще можно наблюдать ситуации, когда хорошо подобранные ресурсы повышают общий потенциал системы на 50-60 %, или плохо подобранные ресурсы снижают общий потенциал системы в том же объеме. Приведем набор типовых ситуаций, в какой-то мере характеризующих приближение деятельности компании к положительному синергетическому эффекту:

 

· Длительная качественная работа оборудования без поломок;

· Доверительные отношения между сотрудниками;

· Снижение простудных и сердечно-сосудистых заболеваний;

· Поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда;

· Соотношение разработанных и внедренных рационализаторских предложений и изобретений;

· Уменьшение объема услуг сторонних организаций;

· Рост числа предложений по совершенствованию производства и управления;

· Стимулирование интереса работников к повышению профессионального образования;

· Активное приобретение работниками акций вашей компании;

· Выработка и поддержка традиции организации;

· Усиление технологической и организационной дисциплины;

· Усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству;

· Сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества стратегических;

· Благотворительная деятельность;

· Постоянный спрос на продукцию;

· Хорошее настроение в коллективе;

· Улыбчивость работников.

 

Каждая система стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал. Особое значение закон самосохранения имеет для социальных систем. Данный закон может быть представлен в виде соотношения:

 

(R1i + R2i) > (V1i + V2i), (4.1)

 

где R1i – внутренний потенциал (ресурс); R2i – внешний потенциал организации в i-ой области (экономика, политика, финансы и т.д.), способствующий ее развитию (возможности организации). V1i – внутренний потенциал организации; V2i – потенциал внешней среды в i-ой области, стремящийся ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред (угрозы для организации).

 

Левая часть формулы носит название «потенциал созидания» (С), а правая – «потенциал разрушения» (Р). Таким образом, сумма созидательных ресурсов организации всегда стремится быть больше суммы разрушительных ресурсов. Формулу можно представить в виде: С>Р. Если это соотношение длительное время не может быть выполнено, то организация прекращает свое существование либо добровольно, либо принудительно.

 

6. Структура управления организации

 

Методический блок

Цель выполнения задания: отработка навыков анализа организационной структуры и порядка ее формирования, основных документов, характеризующих организационную структуру.

Формируемые компетенции: способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3); элемент компетенции «Использует и разрабатывает базовые документы, регламентирующие структуру и деятельность организации».

Максимальное количество баллов: 15 баллов.

Результат выполнения задания: 1. Письменные ответы на представленные ниже вопросы и задачи. 2. Иллюстрирующие таблицы, рисунки и схемы к текстовым пояснениям. 3. Обобщающие схемы и таблицы по итоговому кейсу

Разбалловка задания представлена ниже в таблице:

 

 

Пункт выполнения задания Максимальное кол-во баллов
Изобразите схему структуры выбранной Вами организации.  
Каким принципам не соответствует данная структура?  
Какие трудности в работе организации вызывает существующая структура?  
Решение задачи 6.1  
Решение задачи 6.2  
Решение задачи 6.3  
Решение задачи 6.4  
Кейс «Новые организационные структуры» (на английском языке)  
ИТОГО  

 

Описательный блок

 

На практическом занятии, посвященном данной теме, студентам, объединившимся небольшие группы по 4-5 человек, предлагается дать ответы на вопросы, представленные ниже. Для качественных ответов студентам необходимо использовать текст лекций, рекомендуемую к изучению литературу и методические материалы, представленные после формулировки вопросов. Студенты могут использовать для рассмотрения знакомую им организацию или рассматривать вопросы на примере университета.

Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии:

1. Изобразить схему организационной структуры выбранной Вами организации.

2. Каким принципам не соответствует данная структура?

3. Какие трудности в работе организации вызывает существующая структура?

 

Для ответа на вопрос 1-3 возможно использовать материал из вспомогательного блока. Изучение организационной структуры на конкретном примере позволит боле целостно воспринять задачи 6.1-6.4, связанные с ее формированием или трансформацией.

Конструирование организационной структуры и, как итог всей работы, формирование штатного расписания совершается в несколько этапов, связанных с решением сходных задач.

 

Задача № 6.1

1. Исходя из приведенного перечня функций управления и наименований структурных подразделений предприятия составить организационную структуру управления предприятием.

2. Заполнить табл. 6.1, распределив функции управления по подразделениям:

Таблица 6.1

Состав функций управления Наименование соответствующих подразделений (исполнителей)
   

3. Выбрать тип организационной структуры управления и сделать схему управления предприятием, пользуясь табл. 6.2 и 6.3.

Таблица 6.2

Функции управления

№ п/п Состав функций управления № п/п Состав функций управления
  Общее линейное руководство   Контроль качества продукции
  Подбор, расстановка и воспитание кадров   Организация и оплата труда
  Планирование и регулирование производством   Сбыт (реализация) готовой продукции
  Техническая подготовка производства   Финансовая деятельность
  Техническое обслуживание производства   Бухгалтерский учет
  Капитальное строительство   Делопроизводство и хозяйственное обслуживание
  Материально-техническое снабжение   Социальное развитие коллектива

 

Таблица 6.3

Перечень структурных подразделений предприятия (сокращенный)

№ п/п Структурные подразделения предприятия № п/п Структурные подразделения предприятия
  Отдел кадров   Диспетчерский отдел
  Мастера, начальники участков   Отдел сбыта
  Отдел главного механика   Административно-хозяйственный отдел
  Отдел труда и заработной платы   Отдел главного технолога
  Отдел технического обучения   Транспортный отдел
  Начальники цехов и их заместители   Отдел механизации и автоматизации
  Отдел главного конструктора   Главная бухгалтерия
  Отдел технического контроля   Планово-экономический отдел (ПЭО)
  Финансовый отдел   Отдел капитального строительства
  Директор, его заместители   Отдел материально-технического снабжения
  Отдел главного энергетика   Отдел социальной психологии и организации управления

 

Задача № 6.2

1. Исходя из приведенного перечня структурных подразделений и должностей, построить схему управления производственным предприятием.

2. Распределить структурные подразделения на производственные и функциональные органы, составить табл. 6.4.

Таблица 6.4

Распределение структурных подразделений

Наименование органов Перечень подраздела
Производственная  
Функциональная  

3. Построить схему управления (табл. 6.5).

Таблица 6.5

Перечень структурных подразделений и должностей

№ п/п Структурные подразделения и должности (сокращенно) № п/п Структурные подразделения и должности (сокращенно)
  Конструкторский отдел   Начальник производства № 2
  Планово-экономический отдел (ПЭО)   Зам. ген. директора по экономике
  Отдел главного механика   Цех № 1, производства № 1
  Главный инженер   Цех № 2, производства № 1
  Генеральный директор   Цех № 1, производства № 2
  Совет директоров   Цех Jfe 2, производства № 2
  Главный бухгалтер   Цех № 3, производства № 2
  Отдел главного технолога   Зам. ген. директора по производству
  Отдел техники безопасности   Финансовый отдел
  Начальник производства № 1   Отдел технического контроля (ОТК)
  Зам. ген. директора по снабжению и сбыту   Отдел сбыта
  Отдел труда и заработной платы (ОТи3)   Отдел снабжения

Задача № 6.3

1. Определить нормативную численность ИТР и служащих, построить схему управления предприятием, соответствующую этой численности, составить штатное расписание.

Таблица 6.6

Исходные данные для определения численности ИТР и служащих

№ задания п/п (вариант) Фактическая численность
ППП (промышленно- производственный персонал) (РППП) Рабочих (РППР) ИТР и служащих (РН) Прочие
  4 000 3 000    
  5 000 3 800 1 100  
  6 000 4 500 1 380  
  7 000 5 300 1 560  
  8 000 6 000 1 840  

 

2. На основании этих данных (табл. 6.6) переходят к решению ситуации по излагаемой ниже методике.

Методика расчета нормативной численности ИТР и служащих

Нормативная численность (Н) ИТР и служащих (РН) определяется по формуле

где 25,86 и 0,00021 – коэффициенты, выведенные в результате исследований предприятий.

Нормативная численность ИТР и служащих (РН) определяется по формуле

Полученная общая нормативная численность ИТР и служащих распределяется по функциям хозяйствования (табл. 6.7).

Общая по предприятию численность по каждой функции корректируется на коэффициент централизации (КЦ), который показывает удельный вес работников, занятых в аппарате управления (например: если КЦ = 0,90, то в аппарате управления работает 90 % всей нормативной численности ИТР и служащих по данной функции).

 

Таблица 6.7

Расчет численности ИТР и служащих

№ п/п Функции Уд. вес в общей нормативной численности ИТР и служащих (РП), % Общая нормативная численность ИТР и служащих по функциям КЦ Нормативная численность ИТР и служащих по функциям в аппарате управления, чел.
  Общее линейное руководство основным производством 13,6   (директор)
  Прогнозирование и планирование 3,3   0,5  
  Оперативное управление основным производством 3,5   0,4-0,9  
  Контроль качества продукции 3,5   0,3  
  Конструкторская подготовка производства 5,1   0,9  
  Технологическая подготовка 19,6   0,5-0,9  
  Стандартизация элементов производства 0,6   1,0  
  Подбор и расстановка кадров 1,1   0,9  
  Подготовка кадров 0,3   1,0  
  Социальное развитие коллектива 0,2   1,0  
  Организация труда и заработной платы 6,5   0,5-0,8  
  Охрана труда и техника безопасности 0,5   0,8  
1*3 Снабжение материалами и комплектующими изделиями 4,5   0,8  
  Сбыт продукции 0,9   0,8  
  Бухгалтерский учет 4,3   0,5-0,8  
  Финансовое обеспечение предприятия 0,7   0,8  
  Правовая деятельность 0,2   1,0  
  Обеспечение инструментом 5,2   0,5-0,8  
  Ремонтно-механическое обслуживание 8,0   0,5-0,8  
  Энергоремонтное обслуживание 7,0   0,8  
  Транспортное обслуживание 2,5   0,2  
  Хозяйственное обслуживание 0,8   0,1  
  Общее делопроизводство 3,6   0,4  
  Совершенствование систем и процессов управления 3,0   1,0  
  Капитальное строительство 1,5   0,8  

 

Определение структуры аппарата управления. Состав подразделений аппарата управления определяется исходя из численности ИТР и служащих по каждой функции управления по нормативам (табл. 6.8).

 

Таблица 6.8

Нормативы организации подразделений аппарата управления

Наименование подразделения Число ИТР и служащих
в технических подразделениях в прочих
Отдел    
Бюро 11-20 5-10
Группа 5-10

При полученной незначительной численности работников в подразделении несколько функций можно объединить в одном отделе. Результаты расчетов свести в табл. 6.9.

Таблица 6.9

Результаты расчетов

№ п/п Функции Наименование подразделений (отдел, бюро, группа, отдельные исполнители)
     

 

Заместители и помощники директора предприятия определяются исходя из типовых схем управления, состава и величины подразделений. Строится схема аппарата управления предприятия с учетом требований линейно-функциональной формы управления.

Задача № 6.4

1. Разработать штатное расписание с учетом группы предприятия или цеха (по оплате) и схемы управления.

2. Произвести необходимые расчеты и разработать штатное расписание, основываясь на задаче №6.3 по численности работников и по функциям.

Методика разработки штатного расписания

Штатное расписание строится, исходя из перечня должностей, численности работников по каждой функции и должностных окладов ИТР и служащих.

Оклад выбирается по каждой должности в соответствии с группой предприятия (цеха) по табл. 6.11.

Расчеты оформляются в виде табл. 6.10.

Таблица 6.10

Штатное расписание аппарата управления

Наименование должностей Количество единиц Оклад Итого
       
Всего      

 

Таблица 6.11

Должностные оклады руководящих и инженерно-технических работников

№ п/п Наименование должностей Месячные оклады, условных денежных единиц.
  Начальник цеха 1600-1700
  Начальник участка //
  Механик-энергетик цеха //
  Старший мастер участка 1500-1650
  Мастер участка 1400-1550
  Начальник цехового бюро //
  Зав. цеховыми бухгалтериями //
  Инженер-конструктор Инженер-технолог I кат. II кат. III кат. 1650-1750 1550-1650 1450-1600
  Старшие инженеры всех специальностей, экономист, нормировщик, диспетчер 1400-1650
  Инженер-технолог III кат., инженеры всех специальностей, экономист, диспетчер, нормировщик 1300-1550
  Старшие техники всех специальностей 1000-1250
  Техники всех специальностей 900-1050
  Старший бухгалтер (высшее образование) 1200-1450
  Старший бухгалтер (высшее образование), инспектор 1000-1300
  Бухгалтер, инспектор, зав. архивом, зав. канцелярией, копировально-множительное бюро, стенографистки I кат. 900-1100
  Старшие: кассиры, секретарь- стенографистки II кат., зав. бюро пропусков, диспетчер по перевозке грузов 850-950
  Кассир, машинистка кат., секретарь машинистка, счетовод, чертежник, делопроизводитель, старший табельщик, оператор диспетчерской службы, кладовщик, калькулятор 800-850
  Нарядчик, учетчик, табельщик, копировщик, экспедитор 750-800
  Младший обслуживающий персонал (МОП)  

 

Оклады заместителей директора, начальника цеха, руководителей функциональных подразделений устанавливаются на 10-15 % ниже, чем их начальникам.

Как заключительный этап выполнения заданий для модуля 6, предлагается разработка кейса «Новые организационные структуры» на английском языке. Для у спешного выполнения кейса необходимо визуально представить каждую из характеризуемых четырех новых организационных структур, а также охарактеризовать (в виде таблицы или текста) слабые и сильные стороны новых организационных структур.

 

Date: 2016-07-22; view: 749; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию