Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вспомогательный блок
Каждая компания обязана соблюдать законодательные акты страны пребывания и свои собственные правовые нормы, зафиксированные в уставе и учредительном договоре. Кроме того, в любой компании проявляются действия и других, официально не зафиксированных зависимостей, законов и закономерностей. Все они и составляют этот фарватер, в котором должна двигаться компания. Если какие-то законы, зависимости или закономерности намеренно не соблюдаются или не понимаются, то это может привести компанию к банкротству или ликвидации. Зависимость– это характер связи между входными и выходными элементами входа и выхода, поддающийся осмыслению. В социальных процессах зависимости чаще всего улавливаются опытным путем за счет наблюдений и статистики. Зависимости, законы и закономерности пронизывают весь ход любого процесса, происходящего в компании. Зависимости являются основой для формулирования нового закона. К основным законам организации относят: Закон синергии. Для любой системы (технической, биологической или социальной) есть такой набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее ресурсов (технологий, персонала, компьютеров и т.д.), либо значительно меньше. Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор, при котором ресурсы оптимально взаимодействовали бы между собой, создавая эффект положительной синергии. Закон самосохранения. Каждая система (биологическая или социальная) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). Закон развития. Каждая система (биологическая или социальная) стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. Закон информированности-упорядоченности. Каждая система (биологическая или социальная) стремится получить как можно больше достоверной, ценной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения). Закон единства синтеза и анализа. Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на более экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций. Закон пропорциональности-композиции (гармонии). Каждая система (биологическая или социальная) стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции). Рассмотрим более подробно действие законов синергии и самосохранения. Каждый ресурс компании имеет свои качественные и количественные характеристики: объем, вес, производительность, цену, технический или профессиональный уровень. Совокупность ключевых характеристик определяет потенциал конкретного ресурса. Для организации как социальной системы справедлив закон синергии, который гласит: для любой системы существует такой набор ресурсов, при котором ее потенциал будет в два или более раз больше или меньше суммы потенциалов входящих в нее ресурсов. На практике эффект положительной и отрицательной синергии проявляется достаточно редко. Чаще можно наблюдать ситуации, когда хорошо подобранные ресурсы повышают общий потенциал системы на 50-60 %, или плохо подобранные ресурсы снижают общий потенциал системы в том же объеме. Приведем набор типовых ситуаций, в какой-то мере характеризующих приближение деятельности компании к положительному синергетическому эффекту:
· Длительная качественная работа оборудования без поломок; · Доверительные отношения между сотрудниками; · Снижение простудных и сердечно-сосудистых заболеваний; · Поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда; · Соотношение разработанных и внедренных рационализаторских предложений и изобретений; · Уменьшение объема услуг сторонних организаций; · Рост числа предложений по совершенствованию производства и управления; · Стимулирование интереса работников к повышению профессионального образования; · Активное приобретение работниками акций вашей компании; · Выработка и поддержка традиции организации; · Усиление технологической и организационной дисциплины; · Усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству; · Сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества стратегических; · Благотворительная деятельность; · Постоянный спрос на продукцию; · Хорошее настроение в коллективе; · Улыбчивость работников.
Каждая система стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал. Особое значение закон самосохранения имеет для социальных систем. Данный закон может быть представлен в виде соотношения:
(R1i + R2i) > (V1i + V2i), (4.1)
где R1i – внутренний потенциал (ресурс); R2i – внешний потенциал организации в i-ой области (экономика, политика, финансы и т.д.), способствующий ее развитию (возможности организации). V1i – внутренний потенциал организации; V2i – потенциал внешней среды в i-ой области, стремящийся ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред (угрозы для организации).
Левая часть формулы носит название «потенциал созидания» (С), а правая – «потенциал разрушения» (Р). Таким образом, сумма созидательных ресурсов организации всегда стремится быть больше суммы разрушительных ресурсов. Формулу можно представить в виде: С>Р. Если это соотношение длительное время не может быть выполнено, то организация прекращает свое существование либо добровольно, либо принудительно.
6. Структура управления организации
Методический блок Цель выполнения задания: отработка навыков анализа организационной структуры и порядка ее формирования, основных документов, характеризующих организационную структуру. Формируемые компетенции: способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3); элемент компетенции «Использует и разрабатывает базовые документы, регламентирующие структуру и деятельность организации». Максимальное количество баллов: 15 баллов. Результат выполнения задания: 1. Письменные ответы на представленные ниже вопросы и задачи. 2. Иллюстрирующие таблицы, рисунки и схемы к текстовым пояснениям. 3. Обобщающие схемы и таблицы по итоговому кейсу Разбалловка задания представлена ниже в таблице:
Описательный блок
На практическом занятии, посвященном данной теме, студентам, объединившимся небольшие группы по 4-5 человек, предлагается дать ответы на вопросы, представленные ниже. Для качественных ответов студентам необходимо использовать текст лекций, рекомендуемую к изучению литературу и методические материалы, представленные после формулировки вопросов. Студенты могут использовать для рассмотрения знакомую им организацию или рассматривать вопросы на примере университета. Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии: 1. Изобразить схему организационной структуры выбранной Вами организации. 2. Каким принципам не соответствует данная структура? 3. Какие трудности в работе организации вызывает существующая структура?
Для ответа на вопрос 1-3 возможно использовать материал из вспомогательного блока. Изучение организационной структуры на конкретном примере позволит боле целостно воспринять задачи 6.1-6.4, связанные с ее формированием или трансформацией. Конструирование организационной структуры и, как итог всей работы, формирование штатного расписания совершается в несколько этапов, связанных с решением сходных задач.
Задача № 6.1 1. Исходя из приведенного перечня функций управления и наименований структурных подразделений предприятия составить организационную структуру управления предприятием. 2. Заполнить табл. 6.1, распределив функции управления по подразделениям: Таблица 6.1
3. Выбрать тип организационной структуры управления и сделать схему управления предприятием, пользуясь табл. 6.2 и 6.3. Таблица 6.2 Функции управления
Таблица 6.3 Перечень структурных подразделений предприятия (сокращенный)
Задача № 6.2 1. Исходя из приведенного перечня структурных подразделений и должностей, построить схему управления производственным предприятием. 2. Распределить структурные подразделения на производственные и функциональные органы, составить табл. 6.4. Таблица 6.4 Распределение структурных подразделений
3. Построить схему управления (табл. 6.5). Таблица 6.5 Перечень структурных подразделений и должностей
Задача № 6.3 1. Определить нормативную численность ИТР и служащих, построить схему управления предприятием, соответствующую этой численности, составить штатное расписание. Таблица 6.6 Исходные данные для определения численности ИТР и служащих
2. На основании этих данных (табл. 6.6) переходят к решению ситуации по излагаемой ниже методике. Методика расчета нормативной численности ИТР и служащих Нормативная численность (Н) ИТР и служащих (РН) определяется по формуле где 25,86 и 0,00021 – коэффициенты, выведенные в результате исследований предприятий. Нормативная численность ИТР и служащих (РН) определяется по формуле Полученная общая нормативная численность ИТР и служащих распределяется по функциям хозяйствования (табл. 6.7). Общая по предприятию численность по каждой функции корректируется на коэффициент централизации (КЦ), который показывает удельный вес работников, занятых в аппарате управления (например: если КЦ = 0,90, то в аппарате управления работает 90 % всей нормативной численности ИТР и служащих по данной функции).
Таблица 6.7 Расчет численности ИТР и служащих
Определение структуры аппарата управления. Состав подразделений аппарата управления определяется исходя из численности ИТР и служащих по каждой функции управления по нормативам (табл. 6.8).
Таблица 6.8 Нормативы организации подразделений аппарата управления
При полученной незначительной численности работников в подразделении несколько функций можно объединить в одном отделе. Результаты расчетов свести в табл. 6.9. Таблица 6.9 Результаты расчетов
Заместители и помощники директора предприятия определяются исходя из типовых схем управления, состава и величины подразделений. Строится схема аппарата управления предприятия с учетом требований линейно-функциональной формы управления. Задача № 6.4 1. Разработать штатное расписание с учетом группы предприятия или цеха (по оплате) и схемы управления. 2. Произвести необходимые расчеты и разработать штатное расписание, основываясь на задаче №6.3 по численности работников и по функциям. Методика разработки штатного расписания Штатное расписание строится, исходя из перечня должностей, численности работников по каждой функции и должностных окладов ИТР и служащих. Оклад выбирается по каждой должности в соответствии с группой предприятия (цеха) по табл. 6.11. Расчеты оформляются в виде табл. 6.10. Таблица 6.10 Штатное расписание аппарата управления
Таблица 6.11 Должностные оклады руководящих и инженерно-технических работников
Оклады заместителей директора, начальника цеха, руководителей функциональных подразделений устанавливаются на 10-15 % ниже, чем их начальникам. Как заключительный этап выполнения заданий для модуля 6, предлагается разработка кейса «Новые организационные структуры» на английском языке. Для у спешного выполнения кейса необходимо визуально представить каждую из характеризуемых четырех новых организационных структур, а также охарактеризовать (в виде таблицы или текста) слабые и сильные стороны новых организационных структур.
|