Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вспомогательный блок





Методический блок

Цель выполнения задания: рефлексия устойчивых взаимосвязей исторического взгляда на теорию организации.

Формируемые компетенции: задание является когнитивной базой для формирования компетенций, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

Максимальное количество баллов: баллы за выполнение задания не выставляются; является основополагающим заданием для формирования основных компетенций, отнесенных к «Теории организации» – без выполнения задания студентам не разрешается выполнять следующие задания.

Результат выполнения задания: 1. Заполнение таблицы согласно представленному образцу; текстовый анализ общего и частного после заполненной таблицы. 2. Текстовая характеристика деятельность и идей ряда ученых в соответствии с направлением развития организаторской и организационно-управленческой мысли.

Описательный блок

Для рефлексии устойчивых взаимосвязей исторического взгляда на теорию организации, студентам предлагается выполнить два следующих заданий. В рамках первого задания необходимо провести ретроспективный анализ различных категорий, используемых в курсе изучаемой дисциплины. Необходимо раскрыть содержание категорий (согласно варианту) на основе изучения имеющихся отечественных и зарубежных литературных источников. Анализируются сходства и различия между выявленными трактовками исследуемых научных категорий.

Вариант набора анализируемых категорий определяется в соответствии с данными табл. 1.1

Таблица 1.1

Варианты набора основных категорий курса дисциплины

«Теория организации»

Первая буква фамилии студента Перечень основных категорий
А, Е, Л, Р, Х, Э организация; система управления; коммуникация
Б, Ж, М, С, Ц, Ю система; организационная структура; реструктуризация
В, З, Н, Т, Ч, Я самоорганизация; организационная бюрократия; реинжиниринг
Г, И, О, У, Ш синергия; структура управления; организационное поведение
Д, К, П, Ф, Щ стратегия; организационное развитие; дифференциация

 

Трактовки анализируемых категорий (числом не менее 6, т.е., по две трактовки на каждое определение) приводятся в таблице по форме, представленной ниже (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Представление трактовок основных категорий

Трактовка характеризуемой категории Автор данной трактовки Выходные данные литературного источника, содержащего данную трактовку
     
  Организация - …..   Иванов И.И. Иванов И.И. Теория организации: Учебное пособие. – М., 2014. – с. 23.
Организация - …..   Петров П.П. Петров П.П. Теория организации: Структуры и дизайн. – М., 2014. – с.
     

 

По окончании таблицы подробно излагаются сделанные наблюдения, приводится обзор и критический анализ различных точек зрения на содержание и трактовку исследуемых категорий.

При выполнении второго задания данной темы «Эволюция организаторской и организационно-управленческой мысли» надлежит охарактеризовать деятельность ряда ученых и каждому из них привести в соответствие одно из направлений развития организаторской и организационно-управленческой мысли. Характеристика конкретного направления должна содержать следующие основные элементы: основные положения данного подхода; нововведения в воззрениях выбранного ученого на организацию и организационную деятельность.

Задание выполняется на основе изучения имеющихся отечественных и зарубежных литературных источников. Приводится обзор и критический анализ различных точек зрения на дискуссионные вопросы по исследуемой теме.

Выбор варианта задания производится по последней цифре зачетной книжки студента в соответствии с данными табл. 3. Из предложенных ученых студенту необходимо выбрать не менее 3, т.е., характеристика воззрений студентом составляется как минимум на трех ученых.

Таблица 3

Выбор характеризуемого направления развития организаторской и организационно-управленческой мысли

Последняя цифра зачетной книжки Ученые – представители различных направлений
  Авенир Уёмов; Александр Богданова (Малиновский); Алексей Гастев; Аллен Рейли; Альфред Чандлер; Анри Файоль
  Аркадий Пригожин; Брайан Роуан; Вильфредо Паретто; Генри Минцберг; Генри Форд; Герберт Саймон
  Герберт Спенсер; Герман Хакен; Глэн Кэрролл; Говард Элдрич; Джей Лорш; Джеймс Марч
  Джеймс Муни; Джеймс Томпсон; Джеральд Сэлансик;Джермен Гвишиани; Джеффри Пфеффер; Джоан Вудворт
  Джон Мейер; Джон Фриман; Джордж Клир; Джордж Сталкер; Дуглас Мак-Грегор; Дуглас Норт
  Игорь Ансофф; Линдалл Урвик; Людовиг фон Берталанфи; Лютер Гуллик; Майкл Ханнан; Макс Вебер
  Мэри Паркер Фоллет; Никита Моисеев; Николай Лапин; Норберт Винер; Питер Блау; Питирим Сорокин
  Платон Керженцев; Пол ДиМаджио; Пол Лоуренс; Ричард Сайерт; Роберт Кинг Мертон; Роберт Уотерман
  Толкотт Парсонс; Том Барнс; Томас Питерс; Уолтер Пауэлл; Фредерик Уинслоу Тейлор; Харрингтон Эмерсон
  Честер Барнард; Элтон Мэйо; Эмиль Дюркгейм; Юнир Урманцев; Юрий Волков

 

Вспомогательный блок

История организационной науки как способа и метода координации множества индивидуумов при реализации целенаправленной деятельности насчитывает несколько веков; некоторые авторы выделяют даже несколько тысячелетий. Однако, с уверенностью выделить теоретические воззрения на сущность организации и основные способы организационной деятельности возможно, начиная с античной демократии

В античных рабовладельческих демократиях (афинская, римская – V-IV вв. до н.э.) сложилась весьма стройная организационная и управленческая структура. Первичной социально экономической ячейкой были демы, т.е. самоуправляемые сельские и городские общины, имеющие собственные собрания, финансы, суд, полицию (демы объединяли 100 семей и более). Во главе демов находились ежегодно избираемые демархи (своего рода античные мэры), которые представляли демы в органах местного и центрального управления.

В фундаментальных трудах древних мыслителей и философов можно найти много интересных идей, положений, методологических принципов об организации и управлении, которые не утратили своего значения и по сей день Так, Платон (428-348 до н.э.) в трактате «Государство» называет пять форм организации правление аристократия (Правление лучших), тимократия (правление худших и корыстных), олигархия (правление сильных и имущих), тирания и демократия, которую он счи­тает результатом мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих противников и делящих с оставшимися власть. Демократию Платон называет «правлением числа» или «правлением многих». Различая хорошие и плохие формы организации правления, Платон считает, что демократия хуже хороших форм правления, но лучше плохих.

В Древней Греции получил развитие авторитаризм – форма управления, при которой власть принадлежит привилегированному знатному меньшинству. Наибольшего расцвета эта форма управления достигла в древнегреческой Спарте.

Итак, на ранних этапах развития человечества социальная практика отбирала и развивала наиболее устойчивые и эффективные формы экономической, социальной и государственной организации. Античная мысль не только отслеживает, обобщает все лучшее, что выработало народное творчество в области организации жизни, но часто разрабатывает такие концепции и доктрины, которые становятся фундаментальной базой, программой социально экономического обустройства народов и государств во многих регионах мира на целые исторические эпохи.

Характерной особенностью экономической жизни средневековья в Европе была цеховая организация. Цеха – это объединения ремесленников определенной профессии в пределах данного города, которые появились почти одновременно с возникновением городов в Италии – с X в., во Франции, Англии, Германии и Чехии – с XI-XII вв., хотя, окончательное оформление цехов (получение социальных хартий от королей, запись церковных уставов и т.п.) происходило, как правило, позже. Ремесленные корпорации (цехи) существовали и в русских городах, например в Новгороде. Цеховая организация охватывала все стороны жизни ремесленника. Цех являлся военной организацией, участвующей в охране города (сторожевая служба) и выступавшей как отдельная боевая единица городского ополчения в случае войны. Цех имел своего «святого», день которого он праздновал, свои церкви или часовни, т.е. был своеобразной «религиозной» организацией. Цех был организацией взаимопомощи ремесленников, обеспечивавшей за счет вступительного взноса в цех, штрафов и других платежей помощь нуждающимся членам цеха и их семьям.

С развитием промышленности цеховая организация ремесленников начала распадаться. На смену ей приходил другой тип организации – мануфактура. Уже с середины XV в. Англии появились децентрализованные, или рассеянные, суконные мануфактуры. Но немало было и – крупных централизованных суконных мануфактур

Усложнение организации производственного процесса и вызванная этим необходимость весьма значительных капиталовложений решающим образом способствовали концентрации производства и капитала

Мануфактурное фабрично-заводское производство периода свободной конкуренции в ряде отраслей постепенно сменяется монополией Формы монополистических объединений были различными – картели, синдикаты, тресты, концерны и др.

К концу XIX в -экономической жизни промышленно развитых стран л отчетливо появилась тенденция к сращиванию банковского и промышленного капиталов, тек образованию финансового капитала. Интересы банков и промышленных предприятий начали переплетаться все теснее, в связи с чем стала образовываться личная уния руководителей банковских и промышленных монополий.

Становление и разработка современной концепции организации в странах Западной Европы и в США в значительной степени связаны с индустриализацией процесса производства, которая вначале носила преимущественно прикладной, производственный характер. Многие предприниматели рассматривали ее как фактор повышения эффективности достижения успеха в конкретной борьбе за счет повышения эффективности организации управления.

Большую роль в формировании концепции организации сыграли экономический кризис конца 20 х - начала 30-х годов и послевоенное, экономическое развитие в различных регионах мира.

Центром внимания современных исследователей являются последствия, которые научно техническая революция (НТР) вызвала в теории о организации, а также обратное влияние последней на НТР.

Можно выделить два принципиально противоположных подхода к описанию развития теории организации. Первый характеризует организацию как систему и отражает развитие управленческой мысли от механистического представления об организации (закрытое) к целостному (открытое). Второй подход характеризует природу организации в направлении от рационального к социальному.

Развитие взглядов на организацию как систему. Примерно до 1960-х годов проблемы организации решались только с точки зрения закрытых систем. Вопросы деловой среды, конкуренции, сбыта и др., выходящие за рамки внутренней организации и определяющие внешнюю для предприятия среду, не рассматривались. С развитием рынка сложившиеся представления об организации изменялись. Стало очевидным, что внутренняя динамика организаций формируется под влиянием внешних событий. Теория организации начинает рассматривать предприятие как открытую систему в единстве всех составных частей и элементов, воспринимающих изменения во внешней среде и реагирующих на них. В 70-е годы XX в. формируется методологический аппарат для изучения воздействия внешней среды на предприятие с использованием теории систем. Непосредственное включение в анализ влияния факторов внешней среды на внутренние процессы организации послужило началом эры «открытых систем».

Развитие взглядов на природу организации в направлении от рационального к социальному. «Рациональное мышление» означает, что существует ясная перспектива организации, а ее цели четко и однозначно определены.

Допустим, машиностроительное предприятие имеет целью получение максимальной прибыли от повышения эффективности производства и качества продукции. Если мы принимаем эту цель как заданную, то высшему руководству остается только выбрать средства, которые приведут к ее достижению. Такая позиция позволяет принимать рациональные решения. Действия организации становятся, таким образом, запрограммированными.

«Социальное мышление» означает неоднозначность в определении и выборе целей и принятии конкретных решений по повышению эффективности производства в цехах, на участках машиностроительного предприятия и т.д.

С позиций отмеченных подходов в развитии теории организации выделяется четыре этапа. Каждый этап определяется единственной комбинацией установленных признаков (закрытая — открытая система, рациональное — социальное мышление) на двумерной сетке.

В западной теории организации сложилось множество моделей организаций, вокруг которых сгруппировались иные школы исследователей. Одна из подобных классификаций представлена ниже. Далее, будут представлены и другие представления группировки организационных теорий.

1. Организация как трудовой процесс. Эта модель известна под названием «тейлоризм». Ее особенность – запрограммированное поведение работника по рациональной схеме, а также восприятие работающего индивида как механизма, пригодного производственному ритму.

2. Организация как отлаженный механизм, основанный на формализованных связях, статусах, многоуровневой административной иерархии, единстве командования и жестком контроле. Человек в этой модели организации является абстрактной личностью.

3. «Бюрократическая» модель организации, которая аналогична предыдущей Ее характерная черта – рационализация поведения человека в коллективе. М. Вебер разработал эту модель с целью преодоления свойственной людям иррациональности в поступках и отношениях. Рационализация достигается за счет стандартов, однозначности, точности установок, четкой субординации.

4. Организация – самоуправляющаяся община, сущность отношений и связей в которой – «человек – человек», «человек – группа», причем отношения эти строятся на межличностной основе, взаимных симпатиях, общих интересах, принятых в группе нормах и принципах поведения.

5. Социотехническая модель, которая основывается на зависимости внутригрупповых связей от технологии производства и обратном влиянии социально-психологических отношений в группе на производительность труда в той степени, в какой это позволяют особенности технологического процесса, в организации следует допускать неформальное регулирование на отдельных участках.

6. Интернационитская модель. Ч. Бернард, а затем Г. Саймон, Дж. Марч и другие рассматривают организацию как систему длительных взаимодействий между работниками. Члены организации привносят в ее отношения собственные ожидания и ценности, обычаи и традиции. Поскольку цели, структура и т.д. являются в значительной мере продуктом этих отношений и взаимодействий (наряду с формальными), возникает большая неопределенность управления.

7. Естественная организация – модель, предложенная Т. Парсонсом, Р Мертоном и др. Функционирование данного типа организации рассматривается как объективный, саморегулирующийся процесс, в котором субъективное начало не преобладает Упорядоченность, организованность – типичное состояние системы, позволяющее ей самонастраиваться при внешнем и внутреннем воздействии. Такая модель рассматривает организацию не как управляющуюся только с помощью внешних команд и импульсов, а как специфическую социальную систему, развивающуюся в соответствии с собственными закономерностями.

Итак, эволюция моделей и концепций организаций исследователей США и ряда стран Западной Европы – это движение от жесткого детерминизма к статистическим закономерностям, переход от формальных механизмов регулирования к неформальным.

Становление и развитие теории организации в нашей стране происходило особым путем. Главная заслуга российских исследователей в разработке фундаментальных методологических проблем теории организации.

Одним из выдающихся ученых, внесших наиболее весомый вклад в разработку организационной науки, является А.А. Богданов (Малиновский) (1873-1928), по мнению которого предметом организационной науки должны стать общие организационные принципы и законы, в соответствии с которыми протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира, в работе стихийных сил и сознательной деятельности людей Они действуют в технике (организация вещей), экономике (организация людей), идеологии (организаций, идей).

Нельзя не отметить, что в научной концепции А.А. Богданова не все положения и суждения достаточно обоснованы и прошли проверку социальной практикой (особенно механизм возникновения, функционирования и разрушения социосистем), поскольку в то время не было еще достаточного эмпирического и теоретического материала. Ныне разработаны концепции синергетики (Ф. Хакен, А. Пригожин), общего эволюционизма (Н. Моисеев), общей теории систем (А. Уемов, Ю. Урманцев) и др. Их теоретические установки способствуют дальнейшему развитию общей науки организаторской деятельности.

А. Гастев, П. Керженцев и другие ученые внесли большой вклад в развитие организационной науки в прикладном плане, но в период сталинизма столь многообещающий процесс был прерван. Организационная наука очнулась от потрясения лишь в 60-х годах XX в. В 70-х годах в рамках Советской социологической ассоциации образовалась секция «Социология организаций». Ежемесячно в Москве стал работать научный семинар, на котором обсуждались проблемы организационной науки.

Положительную роль в разработке проблем организации сыграл Д.М. Гвишиани, которым довольно обстоятельно изложил зарубежный опыт исследования организационных систем. Определенное влияние на развитие теории организации оказала деятельность группы исследователей под руководством профессора Н.И. Лапина, которые разрабатывали вопросы социального планирования.

Другим важным направлением в разработке теории организации стали исследования в области социального управления.

Одним из первых начал разрабатывать эту проблематику в советской литературе Ю.Е. Волков. С его точки зрения, социальное управление включает в себя, во-первых, управление социальными процессами в коллективе, во-вторых, решение социальных проблем собственного производственного управления.

Весьма плодотворными являются усилия А.И. Пригожина в разработке проблем социологии организации. Его монографии посвящены исследованию организации с использованием социологических методов.

В постсоветский период особое внимание стало уделяться рассмотрению проблем совершенствования организационных структур на макро- и микроуровнях, определению методов и принципов социального управления применительно к современному этапу становления и развития российского общества.

Иная трактовка содержания организационных теория предполагает выделение трех основных этапов их развития. Здесь исследователи определяют следующие этапы:

1. Классические теории организации (20-е – середина 30-х годов ХХ века). Организация – машина, в центре внимания – анатомия формальной организации, ее структура. Условия появления теорий: возникновение и быстрое распространение крупных компаний; относительно простая технология производства продукции; высокая доля низко квалифицированных сотрудников в организации; военизированные методы управления. Основные постулаты классических теорий организации:

· Организация – это рациональный инструмент, созданный для достижения специфических целей.

· Рациональность – это степень, в которой деятельность организована так, что это ведет к заранее определенным целям с максимальной эффективностью (это техническая функция).

· Суть организации – экономически эффективная координация деятельности организационных субъектов и объектов

· Существует оптимальны способ координации, построенный на ряде принципов.

2. Неоклассическая школа (30-е – 50-е годы). Правка, критика классической теории организации и ее корректировка. Условия возникновения теорий: рост и развитие компаний; изменения в макроэкономической жизни общества, кризис, курс президента Рузвельта во время Великой депрессии в США, породивший вмешательство государства в экономику; потепление социального климата; либерализация общественной жизни. Основные постулаты неоклассических теорий организации:

· Организация как кооперативная система. Ограничения заставляют людей кооперироваться, но когда человек вступает в кооперацию, то зона его личных действий снижается, а зона действий кооперации возрастает. Поэтому для того, чтобы люди продолжали существовать в кооперации компания должна давать ему ощутимые выгоды.

· Организационная рациональность (постоянное поддержание равновесия между организационными целями и целями персонала). Компанию как кооперативную систему надо все время поддерживать.

· Необходимость учета неформальной компоненты организации (нормативная структура не всегда совпадает и центрами синхронизации деятельности)

3. Современная теория организаций (с середины 60-х годов). Взгляд на организацию как на открытую систему. Условия возникновения теорий: бурный экономический рост, усложненность организации, ее нельзя объяснить не рассматривая внешнюю среду; реализация научной парадигмы системной перспективы; переход от анатомической теории (весь мир можно понять, изучив его части) к холической концепции (мир, как и любой объект, – нечто целое, что нельзя объяснить и понять по частям, не поняв самого целого). Основные постулаты современных теорий организации:

· Рассмотрение организаций как сложных систем, имеющих нечетко очерченные границы с внешней средой.

· Реализация «менеджерской» революции, применение институциональных теорий к организациям в рамках «принципал-агентской» модели.

· Повышенное внимание к групповой динамике организаций.

· Использование экологических подходов к организациям.

В современной организационной науке на переднем крае теоретических разработок, имеющих большую практическую значимость, в настоящее время оказались направления которые в наибольшей мере отражают изменившиеся условия функционирования организаций Это вызвано и ориентацией на новейшие технологии, и проблемой рисковых инвестиций, и способами высокопродуктивного ведения хозяйства, и прогнозированием потребительского, спроса и поведения конкурентов, и господством стратегического подхода в управлении. Среди основных направлении теоретических обобщений и разработок можно назвать следующие:

1. Реинжиниринг, или перестройка на современной информационной и технологической основе организации производства и управления. Это и теория, и методы комплексного оздоровления корпораций, управленческого ренессанса с охватом и реконструкцией всех без исключения элементов, в том числе систем человеческих мотиваций и стимулов. В рамках этого направления рассматриваются и новые импульсы повышения эффективности, связанные с сокращением размеров и оптимизацией хозяйствующих субъектов и потенциал матричных структур, органически сочетающих линейное и Программное руководство, и возможности деятельности комплексных целевых команд, и многое другое. Управленческий механизм фирмы настраивается на овладение рынком – анализ его емкости, организацию сбыта товаров, способы стимулирования продаж, обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг.

2. Концепция внутренних рынков корпораций (или организационных рынков). Она характеризуется перенесением закономерностей и принципов рыночного хозяйства на внутреннюю деятельность корпораций. Такие революционные преобразования должны охватить все их подразделения (линейные, функциональные, маркетинговые и даже аппарат высших руководителей). Они становятся автономными Звеньями, которые покупают и продают товары и услуги, участвуя во внутрифирменном и межфирменном o6opoтe, и объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой. Благодаря развитию прямых связей организационные рынки резко сокращают многие виды расходов, внимание фирм фокусируется на обосновании перехода от иерархических к горизонтальным управленческим структурам, на поиске выгодного соотношения между крупными и малыми операциями

3. Теория альянсов (ассоциативных форм организации и управления). Интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (и в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых), приводят к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций. Образуются плоские организационные иерархии вокруг основных процессов, имеющие специфические цели. Это не только так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп.

Отношение к людям как к ведущему ресурсу, к капиталу, а не как к персонифицированным издержкам производства становится едва ли не центральным постулатом теории организации Важное значение придается проблеме доверия – к системе управления, принимаемым решениям, их исполнению, руководителям.


 

2. Организация как объект управления

Методический блок

Цель выполнения задания: формирование представления о целеполагании в организации и регламентации основных внутренних процессов.

Формируемые компетенции: способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3); элемент компетенции «Определяет целенаправленность деятельность организации».

Максимальное количество баллов: 10 баллов.

Результат выполнения задания: 1. Письменные ответы на представленные ниже вопросы. 2. Представленная в виде схемы или диаграммы дерево целей организации.

Разбалловка задания представлена ниже в таблице:

Пункт выполнения задания Максимальное кол-во баллов
Перечислите базовые элементы организации, взаимодействие которых обеспечивает ее целостность.  
Сформулируйте миссию организации, перечислите ее основные цели.  
Изобразите графически «дерево целей» организации.  
На основании какого регламента действует организация?  
К какому типу относится организация в соответствии с Российским законодательством?  
ИТОГО  

 

Критерии определения максимальных и минимальных баллов представлены в программе дисциплины «Теория организации» на образовательном портале.

Описательный блок

На практическом занятии, посвященном данной теме, студентам, объединившимся небольшие группы по 4-5 человек, предлагается дать ответы на вопросы, представленные ниже. Для качественных ответов студентам необходимо использовать текст лекций, рекомендуемую к изучению литературу и методические материалы, представленные после формулировки вопросов. Студенты могут использовать для рассмотрения знакомую им организацию или рассматривать вопросы на примере университета.

Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии:

1. Перечислите базовые элементы организации, взаимодействие которых обеспечивает ее целостность.

2. Сформулируйте миссию организации, перечислите ее основные цели.

3. Изобразите графически «дерево целей» организации.

4. На основании какого регламента действует организация?

5. К какому типу относится организация в соответствии с Российским законодательством (муниципальное предприятие, товарищество и т.д.)?

 

Вспомогательный блок

В основе теории организации лежит теория систем. Система есть набор взаимодействующих элементов, предназначенный для достижения определенной цели. Социальная организация – это сложная открытая управляемая динамическая система, в набор элементов которой входит человек. Организации свойственны все признаки системы.

Во-первых, организация – это объединение людей. Во-вторых, организация создается и существует для достижения общей цели, объединяющей людей для реализации определенных потребностей и интересов. В-третьих, необходимое условие достижения общих целей – совместная деятельность, которая осуществляется в различных формах взаимодействия. В-четвертых, организация имеет определенные границы, позволяющие ей существовать автономно от других формирований подобного рода, не позволяющих ей рассеяться в окружающей среде. Границы определяются видами деятельности, численностью работающих, производственной площадью, территорией, ресурсами и т.п. Обычно они закрепляются в таких регламентах, как устав, учредительный договор, положение. Организации, действующие на основе законодательства, официально зарегистрированные называются формальными организациями, а те, которые осуществляют свою деятельность вне рамок законодательства, относятся к неформальным.

Непременным условием существования и развития любой организации является направленность ее деятельности на решение социально-значимых проблем. Основная общая цель организации выражается в ее миссии.

Миссия отвечает на следующие вопросы:

· Кто мы такие?

· Каковы основные потребности или проблемы, над которыми мы работаем?

· Что мы хотим сделать, чтобы удовлетворить эти потребности или решить проблемы?

· Каковы наши ценности?

· Что делает нас уникальными и отличными от других?

 

Миссия должна быть сформулирована позитивно, содержать как можно больше глагольных форм и состоять из 40-50 слов.

Примеры формулировок миссии.

Коммерческий банк. Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников.

Государственное предприятие, опытно-конструкторское бюро. Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду.

Компания, производящая оборудование для офисов. Наша цель – это решение проблем. Мы помогаем решать административные, научные и человеческие проблемы, создавая комфорт и заботясь об условиях вашего труда.

Цели. В организации – это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования. В ходе процесса планирования руководство разрабатывает цели и сообщает их членам организации.

Цели должны иметь следующие характеристики.

1. Они должны быть конкретными и измеримыми, не всякую цель можно измерить прямым способом, поэтому надо находить косвенные методы. При измерении цели необходимо давать ответы на следующие вопросы.

1). Что измеряется?

2). Каков способ измерения?

3). С какой точностью нужно измерять?

4). Какова надежность этих измерений?

5). Каковы затраты на измерение?

 

2. Цели должны быть ориентированы во времени. Необходимо определить какие цели и когда должны быть достигнуты:

а) краткосрочные (до 1 года);

б) долгосрочные (на 5 лет);

в) среднесрочные (2-3 года).

 

3. Цели должны быть достижимыми. Цель ставится с учетом возможностей организации и внешних факторов.

У современных организаций редко бывает одна цель, чтобы выжить организации должны иметь несколько целей и использовать построение целевой модели в виде древовидного графа – дерева целей. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

· общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

· при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

· при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;

· подцели разного уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимыми друг из друга.

 

Фундамент дерева целей должен составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархического построения ее менеджмента.

Обычно выделяют следующие этапы целеполагания:

· исследование предназначения общих целей системы;

· формирование качественных целей;

· оценка (ранжирование целей);

· построение дерева целей;

· исследование и формирование количественных целей;

· оценка степени достижения качественных и количественных целей.

 

Попробуем проследить целеполагание в организации. В начале формируются и исследуются общие цели системы (предприятия), носящие качественный характер. В ходе такого исследования могут быть получены следующие цели: сохранение и расширение бизнеса, получение прибыли, повышение стоимости акций компании, социальная защита работников компании, сохранение достойного уровня оплаты труда, сохранение имиджа социально-ответственного предприятия. Качественность этих целей означает отсутствие каких-либо конкретных числовых значений этих целей. Теперь необходимо ранжировать данные цели, т.е. найти наиболее важные цели и выстроить их иерархию. На рис. 2.2 приведено подобное ранжирование.

 

 

Рис. 2.1. Дерево целей организации

Такие цели как, получение прибыли и повышение стоимости акций компании можно разбить на более мелкие подцели, как в случае с целью «Сохранение имиджа социально-ответственного предприятия». Данный рисунок демонстрирует принцип построение дерева целей: главная цель делиться на несколько подцелей, каждая подцель – еще на несколько и т.д. Количество уровней целей регулируется конкретной ситуацией.

Рис. 2.2. Ранжирование целей предприятия

Подходы к целеполаганию в организации могут быть различными. Признак «общие» означает широкие по масштабу и времени цели, которые, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик. Долгосрочные цели определяют стратегическое намерение предприятия занять определенное место в бизнесе.

Рис. 2.3. Дерево целей агентства недвижимости

 

Определение общих долгосрочных целей требуется для каждого ключевого результата, который менеджеры считают важным для достижения успеха и создания соответствующих конкурентных преимуществ организации. В любой компании выделяют несколько ключевых пространств, в рамках которых агентство определяет долгосрочные цели: маркетинг; персонал; финансы; менеджмент.

На рисунке 2.3 раскрывается дерево целей для агентства недвижимости.

 

3. Внутренняя и внешняя среда организации. Организационные ресурсы

 

Методический блок

Цель выполнения задания: формирование навыков качественного описания внутренней и внешней среды организации и характеристики основных ее ресурсов.

Формируемые компетенции: способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3); элемент компетенции «Определяет целенаправленность деятельность организации».

Максимальное количество баллов: 10 баллов.

Результат выполнения задания: 1. Письменные ответы на представленные ниже вопросы. 2. Иллюстрирующие рисунки и схемы к текстовым пояснениям.

Разбалловка задания представлена ниже в таблице:

Пункт выполнения задания Максимальное кол-во баллов
Каковы источники капитала вашей организации? -
Какие материалы использует организация? Какова специфика этих материалов (возобновимы, уникальны по своим свойствам и т.д.)  
Какого типа технология применяется для изготовления конечного продукта (услуги)?  
Какие черты людей наиболее желательны для выполнения задач организации? Какую информацию организация получает из внешней среды, и какую направляет во внешнюю среду?  
Каково соотношение катализирующих и ингибирующих социально- психологических факторов в выбранной вами организации?  
Составьте перечень внешних опасностей и возможностей, с которыми сталкивается организация.  
Для повышения уровня самосохранения вашей организации необходимо определить: функциональные зоны, которые требуют немедленного вмешательства; зоны, которые могут подождать; зоны, на которые можно опираться, чтобы использовать возможности, имеющиеся во внешней среде.  
ИТОГО  

 

Критерии определения максимальных и минимальных баллов представлены в программе дисциплины «Теория организации» на образовательном портале.

Описательный блок

На практическом занятии, посвященном данной теме, студентам, объединившимся небольшие группы по 4-5 человек, предлагается дать ответы на вопросы, представленные ниже. Для качественных ответов студентам необходимо использовать текст лекций, рекомендуемую к изучению литературу и методические материалы, представленные после формулировки вопросов. Студенты могут использовать для рассмотрения знакомую им организацию или рассматривать вопросы на примере университета.

Вопросы, рассматриваемые на практическом занятии:

1. Каковы источники капитала вашей организации (размер капитала указывать не обязательно)?

2. Какие материалы использует организация? Какова специфика этих материалов (возобновимы, уникальны по своим свойствам и т.д.)?

3. Какого типа технология применяется для изготовления конечного продукта (услуги)?

4. Какие черты людей наиболее желательны для выполнения задач организации? Какую информацию организация получает из внешней среды, и какую направляет во внешнюю среду?

5. Каково соотношение катализирующих и ингибирующих социально- психологических факторов в выбранной вами организации? Для более точного ответа на данный вопрос проведите анкетирование среди работников организации. Анкету составьте, используя сводку акселераторов производительности.

6. Составьте перечень внешних опасностей и возможностей, с которыми сталкивается организация. Для наглядности и облегчения работы все факторы можно разместить в два столбца: один – факторы возможностей, другой - факторы угроз, факторы в столбцах расположите по степени убывания значимости.

7. Для повышения уровня самосохранения вашей организации необходимо определить: функциональные зоны, которые требуют немедленного вмешательства; зоны, которые могут подождать; зоны, на которые можно опираться, чтобы использовать возможности, имеющиеся во внешней среде.

Для ответа на 5 и 6 вопросы информацию необходимо представить в виде таблиц, шаблоны которых приведены ниже:

Табл. 3.1

Ингибиторы и катализаторы в организации

Название организации
Ингибиторы Катализаторы
1…… 1…..
2…… 2…..
……… …….
n……. n…….

 

Табл. 3.2

Внешние опасности и возможности организации

Название организации
Внешние опасности Возможности
1…… 1…..
2…… 2…..
……… …….
n……. n…….

 

Date: 2016-07-22; view: 661; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию