Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерная тематика докладов, эссе, рефератов





1. Особенности философии как мировоззрения.

2. Философия и мифология.

3. О чем говорит плюрализм философских учений.

4. Философия как концентрированное выражение духовной культуры.

5. Специфика философской методологии.

6. Философия и здравый смысл.

7. Философия и жизненное кредо.

8. Философия как самосознание эпохи.

9. Проблема сомнения в философии.

10. Значение философии в жизни человека и общества.

11. Специфика философских категорий.

12. Основные концепции предмета философии.

Практические задания и дополнительные вопросы для обсуждения

1. Какое из определений философии наиболее полное и правильное? Объясните свой выбор.

Философия - это:

а) «наука наук»;

б) система наиболее общих понятий о мире;

в) теоретическая основа мировоззрения;

г) наука об общих методах познания;

д) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления;

е) наука о познании;

ж) подсознательное переживание человеком своего существования;

з) логический анализ языка;

и) наука о месте и роли человека в мире;

к) наука об отношении человека к миру.

2. Проанализируйте каждое из высказываний, выделите правильное и обоснуйте его.

Материализм - это:

а) признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и др.);

б) принцип жизни, заключающийся в признании главным наличие материальных благ для жизни человека;

в) философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания, идеального;

г) практически здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений и т.д.

3. Выделите правильное высказывание и аргументируйте свой выбор.

Идеализм - это:

а) стремление обосновать значение идей в жизни человека и стремление человека к совершенству;

б) признание понятий, идей, сознания как первичных начал, определяющих материальные явления;

в) утверждение, что идеи, мысли существуют реально;

г) стремление к идеалам;

д) убеждение, что материальный мир существует лишь в сознании человека;

е) убеждение в огромной роли идей;

ж) убеждение в том, что мир сотворен Богом;

з) убеждение в непознаваемости мира;

и) убеждение в том, что мнения правят миром.

4. Французский философ О. Конт утверждал, что эпоха философии миновала навсегда, что положительные науки, или «позитивные» (физика, химия, биология и т.д.), не нуждаются в философии, так как в состоянии сами решать все задачи. Они «сами по себе» философия. Прав ли Конт?

5. Проанализируйте суждение М.В. Ломоносова о том, что «истинный химик должен быть теоретиком и практиком… Следовательно, должен быть также философом».

6. Какое из приведенных ниже положений характеризует объективный идеализм:

а) объективный идеализм не признает познаваемости мира;

б) объективный идеализм полагает, что мир зависит от воли и сознания великой личности;

в) мир определяется духовной силой, существующей независимо от человеческого сознания;

г) существует бесконечная познаваемость мира силами человеческого разума?

7. Можно ли считать дуализм «третьей линией» в философии наряду с материализмом и идеализмом?

8. Какое из нижеприведенных утверждений является правильным:

а) философия — чисто дедуктивная наука, и все ее положения доказываются умозрительно;

б) философские положения доказываются путем вывода и проверки результатов вывода эмпирическими фактами развития науки;

в) философские положения подтверждаются большим количеством примеров из различных областей действительности;

г) в философии вообще нет доказательств, а есть лишь убеждение и принятие того или иного положения на веру?

8. Какие из перечисленных вопросов являются философскими:

а) в чем смысл существования человека;

б) каковы пути решения экологического кризиса;

в) что есть истина;

г) существует ли внеземная цивилизация;

д) есть ли жизнь после смерти?

9. Прокомментируйте суждение Аристотеля о том, что удивление побуждает людей философствовать. Помогает ли философия удовлетворить любопытство и получить ответы на все вопросы?

10. «Онтология», «гносеология», «аксиология». Что это за понятия и какое отношение они имеют к философии?

11. «Философия… одна только отличает нас от дикарей и варваров... каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют» (Р. Декарт «Начало философии»). Проанализируйте это положение Декарта. Прокомментируйте.

12. «Философия - мать наук. Первые естествоиспытатели как древнего, так и нового времени были философами» (Л. Фейербах). Согласны ли вы с таким определением философии?

13. Можно ли сказать, что философия - это познание, философия - это нравственность, философия - это эстетика, философия - это логика?

14. «Философия прирождена человеку» (И. Фихте). Согласны ли вы с этим? Что такое «природа человека» и включает ли она философию?

15. Каждая наука имеет свои средства познания: у естественных наук - это различные приборы, у кибернетиков, математиков - это вычислительные устройства, у социологов - это анкеты, статистические данные. У философов нет аналогичных средств познания, поэтому философия не является наукой. Найдите ошибку в этом рассуждении.

16. Каково соотношение между философией и мировоззрением? Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть определенная философия?

17. В повседневной жизни слово «философия» употребляется в разных значениях, нередко очень далеких от научного определения этого понятия. Ниже приведены некоторые высказывания из художественной и публицистической литературы с использованием слова «философия». Дайте свою оценку по каждому из приведенных контекстов:

а) У меня философия такая: жить, никому не мешая.

б) Брось заниматься самоанализом, все это - философия!

в) Наша философия - это философия мира и международного сотрудничества.

г) Развели здесь философию, а вопрос то ясный и простой.

д) Граф - человек хороший, но, правда, любит пофилософствовать.

18. Английский философ, математик, логик Б.Рассел, размышляя о специфике философии, замечал: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное значение оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия». (Рассел Б. История западной философии / Б.Рассел. - М., 1954. - С. 7). Согласны ли вы с таким определением предмета и места философии в духовной жизни общества? Свою позицию аргументируйте.

19. «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки. Наука без теории познания… становится примитивной и путаной» (Эйнштейн А. Соч.: в 4 т. - Т. 4/А. Эйнштейн. - С. 248, 310).

Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном высказывании?

20. Дайте анализ каждому из высказываний с точки зрения первой стороны основного вопроса философии.

а) Существовать - значит быть воспринимаемым.

б) Бог не существует.

в) Я мыслю, - значит, существую.

г) Сознание - это свойство материи.

д) Мир существует вне сознания людей.

е) Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.

ж) Развитие мира определяется изначально заданной целью.

з) Основа мира - это число и гармония.

и) Выдающиеся личности творят историю, навязывая свою волю массам.

21. Какой из перечисленных вопросов является видоизменением формулировки основного вопроса философии?

а) Откуда и каким образом появляется содержание наших мыслей?

б) В каких формах совершается мышление и каким законам оно подчинено?

в) В чем цель и смысл человеческого бытия?

г) Является ли мир собранием случайных явлений или он подчинен закономерности?

22. Прежде чем сделать какой-то предмет, человек в своем сознании составляет образ этого предмета. Образ идеален по своему существу. Означает ли это, что идея предшествует материальному предмету, определяет его?

23. «Философия есть не что иное, как стремление к мудрости и истине». Какой этап в развитии философии отражает это высказывание?

24. Как вы понимаете слова С.И. Вавилова о том, что философские предпосылки далеко не безразличны для выводов и направления дальнейшей работы; они могут служить тормозом и стимулом развития науки?

25. Почему одна профессионально-техническая подготовка недостаточна для того, чтобы быть хорошим специалистом, правильно и эффективно вести свое дело, а нужно еще владеть философией?

26. Вот как отразился извечный вопрос философии в размышлениях гётевского доктора Фауста, когда он занимался переводом Нового Завета (части Библии, в которой рассказаны легенды о пришествии на землю Иисуса Христа и зарождении христианства):

Написано: «В начале было СЛОВО» -

И вот уже препятствие готово:

Я СЛОВО не могу так высоко ценить.

Да в переводе текст я должен изменить,

Когда мне верно чувство подсказало.

Я напишу, что МЫСЛЬ - всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была недалека!

Ведь МЫСЛЬ творить и действовать не может!

Не СИЛА ли - начало всех начал?

Пишу - и вновь я колебаться стал,

И вновь сомненье душу мне тревожит.

Но свет блеснул - выход вижу смело -

Могу писать: «В начале было ДЕЛО»

(Гёте И. Фауст / И. Гёте. - М., 1962. - С. 87, 88).

Дайте философский анализ этим строкам.

27. Можно ли, опираясь только на философские предпосылки, получить конкретно-научное знание, например, вывести логически из философских положений знание о строении Вселенной, структуре вещества, законах развития общества и т.п.?

28. Современная медицина признает, что причиной некоторых болезней может быть самовнушение человека. Постоянная длительная вера пациента в то, что он болен какой-то болезнью, может в конце концов привести к возникновению у него этого заболевания. Но в таком случае идея болезни оказывается первичной, а сама болезнь вторичной! Но ведь это идеализм! В чем причина недоразумения? Как можно материалистически объяснить подобные явления?

29. Английский философ Д. Юм писал, что вопрос о существовании внешнего мира, независимого от человеческого сознания, не может быть никогда решен, так как уму никогда не дано реально ничего, кроме его восприятий, и он никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами, так как результатом такого опыта будет только новое восприятие. (См.: Юм Д. Соч.: в 2 т. Т. 1/ Д. Юм. - М., 1966. - С. 163). Какова ваша позиция по этому поводу? Можете ли вы возразить Юму?

Рекомендуемая литература

Основная:

Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009.

Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008.

Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009.

Скалепов А.Н. Философия в тестах и кроссвордах: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2011.

Дополнительная:

Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь / М.Ф. Альбедиль. - СПб., 2002.

Бибихин В. В. Язык философии / В.В. Бибихин. - 3-е изд. - М.: Наука, 2007.

Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Волкова А.Н. Мировоззрение: структура и способы организации: учеб. пособие / А.Н. Волкова. - М., 2007.

Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе / Ф.И. Гиренок. - М., 2008.

Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

Кохановский В.П. Философия: учеб. пособие для вузов / В.П.Кохановский. - М., 2008.

Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. - М., 2008.Чанышев А.Н. Введение в любомудрие / А.Н. Чанышев. - М., 2000.

Date: 2016-07-22; view: 505; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию