Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примерная тематика докладов, эссе, рефератов1. Особенности философии как мировоззрения. 2. Философия и мифология. 3. О чем говорит плюрализм философских учений. 4. Философия как концентрированное выражение духовной культуры. 5. Специфика философской методологии. 6. Философия и здравый смысл. 7. Философия и жизненное кредо. 8. Философия как самосознание эпохи. 9. Проблема сомнения в философии. 10. Значение философии в жизни человека и общества. 11. Специфика философских категорий. 12. Основные концепции предмета философии. Практические задания и дополнительные вопросы для обсуждения 1. Какое из определений философии наиболее полное и правильное? Объясните свой выбор. Философия - это: а) «наука наук»; б) система наиболее общих понятий о мире; в) теоретическая основа мировоззрения; г) наука об общих методах познания; д) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления; е) наука о познании; ж) подсознательное переживание человеком своего существования; з) логический анализ языка; и) наука о месте и роли человека в мире; к) наука об отношении человека к миру. 2. Проанализируйте каждое из высказываний, выделите правильное и обоснуйте его. Материализм - это: а) признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и др.); б) принцип жизни, заключающийся в признании главным наличие материальных благ для жизни человека; в) философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания, идеального; г) практически здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений и т.д. 3. Выделите правильное высказывание и аргументируйте свой выбор. Идеализм - это: а) стремление обосновать значение идей в жизни человека и стремление человека к совершенству; б) признание понятий, идей, сознания как первичных начал, определяющих материальные явления; в) утверждение, что идеи, мысли существуют реально; г) стремление к идеалам; д) убеждение, что материальный мир существует лишь в сознании человека; е) убеждение в огромной роли идей; ж) убеждение в том, что мир сотворен Богом; з) убеждение в непознаваемости мира; и) убеждение в том, что мнения правят миром. 4. Французский философ О. Конт утверждал, что эпоха философии миновала навсегда, что положительные науки, или «позитивные» (физика, химия, биология и т.д.), не нуждаются в философии, так как в состоянии сами решать все задачи. Они «сами по себе» философия. Прав ли Конт? 5. Проанализируйте суждение М.В. Ломоносова о том, что «истинный химик должен быть теоретиком и практиком… Следовательно, должен быть также философом». 6. Какое из приведенных ниже положений характеризует объективный идеализм: а) объективный идеализм не признает познаваемости мира; б) объективный идеализм полагает, что мир зависит от воли и сознания великой личности; в) мир определяется духовной силой, существующей независимо от человеческого сознания; г) существует бесконечная познаваемость мира силами человеческого разума? 7. Можно ли считать дуализм «третьей линией» в философии наряду с материализмом и идеализмом? 8. Какое из нижеприведенных утверждений является правильным: а) философия — чисто дедуктивная наука, и все ее положения доказываются умозрительно; б) философские положения доказываются путем вывода и проверки результатов вывода эмпирическими фактами развития науки; в) философские положения подтверждаются большим количеством примеров из различных областей действительности; г) в философии вообще нет доказательств, а есть лишь убеждение и принятие того или иного положения на веру? 8. Какие из перечисленных вопросов являются философскими: а) в чем смысл существования человека; б) каковы пути решения экологического кризиса; в) что есть истина; г) существует ли внеземная цивилизация; д) есть ли жизнь после смерти? 9. Прокомментируйте суждение Аристотеля о том, что удивление побуждает людей философствовать. Помогает ли философия удовлетворить любопытство и получить ответы на все вопросы? 10. «Онтология», «гносеология», «аксиология». Что это за понятия и какое отношение они имеют к философии? 11. «Философия… одна только отличает нас от дикарей и варваров... каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют» (Р. Декарт «Начало философии»). Проанализируйте это положение Декарта. Прокомментируйте. 12. «Философия - мать наук. Первые естествоиспытатели как древнего, так и нового времени были философами» (Л. Фейербах). Согласны ли вы с таким определением философии? 13. Можно ли сказать, что философия - это познание, философия - это нравственность, философия - это эстетика, философия - это логика? 14. «Философия прирождена человеку» (И. Фихте). Согласны ли вы с этим? Что такое «природа человека» и включает ли она философию? 15. Каждая наука имеет свои средства познания: у естественных наук - это различные приборы, у кибернетиков, математиков - это вычислительные устройства, у социологов - это анкеты, статистические данные. У философов нет аналогичных средств познания, поэтому философия не является наукой. Найдите ошибку в этом рассуждении. 16. Каково соотношение между философией и мировоззрением? Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть определенная философия? 17. В повседневной жизни слово «философия» употребляется в разных значениях, нередко очень далеких от научного определения этого понятия. Ниже приведены некоторые высказывания из художественной и публицистической литературы с использованием слова «философия». Дайте свою оценку по каждому из приведенных контекстов: а) У меня философия такая: жить, никому не мешая. б) Брось заниматься самоанализом, все это - философия! в) Наша философия - это философия мира и международного сотрудничества. г) Развели здесь философию, а вопрос то ясный и простой. д) Граф - человек хороший, но, правда, любит пофилософствовать. 18. Английский философ, математик, логик Б.Рассел, размышляя о специфике философии, замечал: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное значение оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия». (Рассел Б. История западной философии / Б.Рассел. - М., 1954. - С. 7). Согласны ли вы с таким определением предмета и места философии в духовной жизни общества? Свою позицию аргументируйте. 19. «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки. Наука без теории познания… становится примитивной и путаной» (Эйнштейн А. Соч.: в 4 т. - Т. 4/А. Эйнштейн. - С. 248, 310). Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном высказывании? 20. Дайте анализ каждому из высказываний с точки зрения первой стороны основного вопроса философии. а) Существовать - значит быть воспринимаемым. б) Бог не существует. в) Я мыслю, - значит, существую. г) Сознание - это свойство материи. д) Мир существует вне сознания людей. е) Материя и дух вечны и не зависят друг от друга. ж) Развитие мира определяется изначально заданной целью. з) Основа мира - это число и гармония. и) Выдающиеся личности творят историю, навязывая свою волю массам. 21. Какой из перечисленных вопросов является видоизменением формулировки основного вопроса философии? а) Откуда и каким образом появляется содержание наших мыслей? б) В каких формах совершается мышление и каким законам оно подчинено? в) В чем цель и смысл человеческого бытия? г) Является ли мир собранием случайных явлений или он подчинен закономерности? 22. Прежде чем сделать какой-то предмет, человек в своем сознании составляет образ этого предмета. Образ идеален по своему существу. Означает ли это, что идея предшествует материальному предмету, определяет его? 23. «Философия есть не что иное, как стремление к мудрости и истине». Какой этап в развитии философии отражает это высказывание? 24. Как вы понимаете слова С.И. Вавилова о том, что философские предпосылки далеко не безразличны для выводов и направления дальнейшей работы; они могут служить тормозом и стимулом развития науки? 25. Почему одна профессионально-техническая подготовка недостаточна для того, чтобы быть хорошим специалистом, правильно и эффективно вести свое дело, а нужно еще владеть философией? 26. Вот как отразился извечный вопрос философии в размышлениях гётевского доктора Фауста, когда он занимался переводом Нового Завета (части Библии, в которой рассказаны легенды о пришествии на землю Иисуса Христа и зарождении христианства): Написано: «В начале было СЛОВО» - И вот уже препятствие готово: Я СЛОВО не могу так высоко ценить. Да в переводе текст я должен изменить, Когда мне верно чувство подсказало. Я напишу, что МЫСЛЬ - всему начало. Стой, не спеши, чтоб первая строка От истины была недалека! Ведь МЫСЛЬ творить и действовать не может! Не СИЛА ли - начало всех начал? Пишу - и вновь я колебаться стал, И вновь сомненье душу мне тревожит. Но свет блеснул - выход вижу смело - Могу писать: «В начале было ДЕЛО» (Гёте И. Фауст / И. Гёте. - М., 1962. - С. 87, 88). Дайте философский анализ этим строкам. 27. Можно ли, опираясь только на философские предпосылки, получить конкретно-научное знание, например, вывести логически из философских положений знание о строении Вселенной, структуре вещества, законах развития общества и т.п.? 28. Современная медицина признает, что причиной некоторых болезней может быть самовнушение человека. Постоянная длительная вера пациента в то, что он болен какой-то болезнью, может в конце концов привести к возникновению у него этого заболевания. Но в таком случае идея болезни оказывается первичной, а сама болезнь вторичной! Но ведь это идеализм! В чем причина недоразумения? Как можно материалистически объяснить подобные явления? 29. Английский философ Д. Юм писал, что вопрос о существовании внешнего мира, независимого от человеческого сознания, не может быть никогда решен, так как уму никогда не дано реально ничего, кроме его восприятий, и он никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами, так как результатом такого опыта будет только новое восприятие. (См.: Юм Д. Соч.: в 2 т. Т. 1/ Д. Юм. - М., 1966. - С. 163). Какова ваша позиция по этому поводу? Можете ли вы возразить Юму? Рекомендуемая литература Основная: Алексеев П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: МГУ, 2008. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учеб. пособие / В.Д. Губин. - М., 2009. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008. Ремарчук В.Н. Введение в философию: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2009. Скалепов А.Н. Философия в тестах и кроссвордах: учеб. пособие. - М.: МИИТ, 2011. Дополнительная: Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. Миф. История. Жизнь / М.Ф. Альбедиль. - СПб., 2002. Бибихин В. В. Язык философии / В.В. Бибихин. - 3-е изд. - М.: Наука, 2007. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. Волкова А.Н. Мировоззрение: структура и способы организации: учеб. пособие / А.Н. Волкова. - М., 2007. Гиренок Ф.И. Удовольствие мыслить иначе / Ф.И. Гиренок. - М., 2008. Гриненко Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. Кохановский В.П. Философия: учеб. пособие для вузов / В.П.Кохановский. - М., 2008. Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. - М., 2008.Чанышев А.Н. Введение в любомудрие / А.Н. Чанышев. - М., 2000.
|