Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лексико-семантический анализ фразеологизма ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 1. Определить значение фразеологической единицы (фе). 2. Выполнить семный анализ. 3. Определить тип ФЕ а) по степени семантической слитности компонентов (сращение, единство, сочетание, выражение); б) по структуре; в) по грамматической соотнесенности (глагольная, субстантивная, адъективная, наречная, междометная). 4. Охарактеризовать происхождение ФЕ (исконно русская - заимствованная). 5. Активного или пассивного запаса. 6. Нейтральная – маркированная (стилистически, коннотативно) ФЕ. 7. Подобрать к ФЕ синонимы, антонимы, омонимы (внешние, внутренние). Установить наличие вариантов. Образец: Высасывать кровь из мужика они умеют. Высасывать кровь ‘жестко эксплуатировать, всячески притеснять, доводить до крайней степени нужды’. КГС ‘процессуальность’, ЛГС ‘незавершенность’, ‘непереходность’, ‘невозвратность’, ‘активность’; КЛС ‘воздействовать’ ДС ‘жестко’ ‘эксплуатировать’ ‘всячески’ ‘притеснять’ ‘доводить’ ‘до крайней’ ‘степени’ ‘нужды’; КС ‘отрицательная оценка’, ‘образность’, ‘экспрессия’. Фразеологическое единство; ФЕ построена по модели подчинительного словосочетания, с главным словом глаголом; по грамматической соотнесенности глагольная ФЕ; исконно русская, активного запаса, разговорная, коннотативно окрашенная. Синонимы: выжимать соки. Антонимов нет. Вариант: высосать кровь (грамматический). Образец задания к итоговой контрольной работе 1. Выполнить полный лексико-семантический анализ слова. 2. Проанализировать синонимический ряд. 3. Проанализировать антонимическую пару. 4. Определить, являются ли данные слова омонимами или это значения многозначного слова. 5. Отграничить от омонимов близкие к ним явления (омофоны, омоформы, омографы) 6. Выполнить полный анализ фразеологической единицы. Вариант № 1 1. Неустрашимый человек. Попробуйте кабачковую икру, она - объедение. Каждый день приходиться кланяться начальству. 2. Сильный - мощный - могучий - большой 3. Прославить - опозорить 4. Свод правил - небесный свод, затянул шарф - мороз затянул лужи. 5. Мог - мок, байка (рассказ) - байка (ткань), он гол - забить гол, белая мука - страшная мука 6. Нести чепуху. Он пришел сам не свой. Примерные вопросы к экзамену 1. Лексикология как наука. Предмет, задачи, разделы лексикологии. Лексикология и смежные науки. 2. Понятие о лексико-семантической системе русского языка. Признаки системности лексики. 3. Виды системных отношений (парадигматические, синтагматические, ассоциативно-деривационные, иерархические отношения). 4. Подмножества лексико-семантической системы. 5. Слово как основная номинативная единица языка. Признаки слова. 6. Лексическое значение слова, его соотношение с грамматическим значением. Факторы, определяющие лексическое значение. Его макрокомпоненты. 7. Типы лексических значений слов. 8. Однозначные и многозначные слова. Семантическая структура многозначного слова. Типы многозначности. 9. Омонимы. Разграничение омонимии и полисемии. Классификация омонимов. 10. Паронимы. Паронимия и парономазия. 11. Синонимы. Узкое и широкое понимание лексической синонимии. Синонимический ряд. Типы синонимов. Пути появления. Использование синонимов в речи. 12. Сущность антонимии. Семная структура антонимической пары. Типы антонимов. Функции антонимов в речи. 13. Исконно русская лексика (общеславянская, восточнославянская, собственно русская). 14. Заимствованная лексика. Причины и пути заимствований. Типы заимствований. Кальки. 15. Фонетические, морфолого-синтаксические и семантические признаки заимствованных слов. Освоение заимствованных слов. 16. Старославянизмы. Их фонетические, словообразовательные, семантические признаки и употребление в современном русском языке. 17. Заимствования в разные периоды истории русского языка. Международный лексический фонд. 18. Общеупотребительная и специальная лексика (термины и профессионализмы). 19. Диалектная лексика. Виды диалектизмов. 20. Жаргонная и арготическая лексика. 21. Нейтральная и разговорная лексика. Разновидности разговорной лексики. Просторечная лексика. 22. Нейтральная лексика и лексика книжной речи. 23. Коннотативно окрашенная лексика. 24. Причины развития словарного состава языка. Активный и пассивный лексический запас. 25. Устаревшие слова и их виды (архаизмы и историзмы). 26. Неологизмы и их разновидности. Пути образования неологизмов. 27. Сущность фразеологической единицы. Её соотношение со словом и свободным словосочетанием. Вопрос о структуре фразеологического значения. 28. Классификация фразеологических единиц по степени спаянности компонентов. 29. Классификация фразеологических единиц по структуре и по грамматической соотнесенности. 30. Системные отношения фразеологических единиц (многозначность, омонимия, синонимия, антонимия, вариантность). 31. Источники русской фразеологии. Коннотативная окраска фразеологизмов и их стилистическая дифференциация. 32. Сведения из истории русской лексикографии. Энциклопедические и лингвистические словари. Типы лингвистических словарей. 33. Толковые словари, принципы их построения. Характеристика важнейших толковых словарей русского языка. 34. Словари системных связей: синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. 35. Этимологические и исторические словари. 36. Фразеологические словари и словари крылатых слов. 37. Словари правильности русской речи и трудностей русского языка. Орфографические и орфоэпические словари.
[1] В списках литературы не приводятся обязательные для каждой темы следующие учебные пособия: Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова. 2-е изд. СПб., 1999; Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. – М., 1989; Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык В 3-х ч. Ч.1. – М., 1981; М.И. Фомина. Современный русский язык. Лексикология. М., 1990.
|