Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эвристическая беседа





Одним из ключевых методов педагогического общения, необходимых для успешного построения экскурсионной работы, является метод эвристической беседы.

Свое название эвристическая беседа получила от греческого «эвристика» - отыскиваю, открываю - метода анализа экономических, технических и других явлений и процессов, принятия решений, основанного на интуиции, находчивости, аналогиях, опыте, изобретательности, опирающейся на особые свойства человеческого мозга и способности человека решать задачи, для которых формальный алгоритм, способ решения не известен.

История использования эвристических методов уходит своими корнями еще во времена Сократа (469 – 399 гг. до н.э.), который вместе с собеседником, путем постановки особых вопросов и рассуждений получали новые знания. В период нового времени эвристику возрождали Г. Галилей, Ф. Бэкон, Г. В. Лейбниц. Так, английский ученый Ф. Бэкон (1561—1626) предложил индукцию в качестве основного метода решения творческих задач. Немецкий философ и математик Г.В. Лейбниц (1646—1716) разработал логику инженерного творчества, которая основывалась на разбиении всех понятий на элементарные ячейки, образующие «азбуку» человеческих мыслей, преобразовании этих элементов в бесконечное число решений. Немецкий философ X. Вольф (1679—1754) и чешский математик Б. Больцано (1781—1848) разработали следующие методы и приемы эвристического обучения: определение цели и отсечение непродуктивных направлений поиска, постановка основного вопроса задачи, анализ известного знания, его обобщение и рефлексия, выдвижение пробных предположений и гипотез, решение задачи разными методами, проверка решений, отбор ценных суждений и их оценка.

В России разработкой теории эвристики в начале XX в. занимался инженер-патентовед П.К. Энгельмейер, который описал эвристику в изобретательстве, называемую техно-эврилогией. Чешский изобретатель Г.Я. Буш разрабатывал эвристические подходы в изобретательстве и техническом творчестве. Идеи эвристики в XIX века в образовании продвигал русский педагог К. Д. Ушинский. Огромный вклад в разработку эвристических методов обучения в школе внесли современные дидакты: В.И. Андреев, который освещает эвристику как средство творческого саморазвития личности; А.В. Хуторской, который разрабатывает теорию и практику эвристического обучения (в том числе на уроках физики).

Сущность эвристической беседы состоит в том, что мастер путем постановки перед учащимися определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. При этом мастер побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания, производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие мышления учащихся, прежде всего творческого мышления.

Эвристическая беседа часто используется в производственном обучении. Эвристическая беседа - коллективная форма общения мастера с учащимися. Проведение и руководство эвристической беседы требует особой подготовки мастера: деления содержания будущей беседы на логически связанные части, формулировки вопросов, расположения их в соответствии с логикой рассуждений, продумывания возможных вариантов ответов учащихся и собственной реакции на них, формулировки; основных выводов.

Решающее значение для эффективности проведения эвристической беседы имеет правильный подбор, формулировка и постановка вопросов, которые являются главным «инструментом» этого метода. Каждый вопрос, поставленный мастером перед учащимися, должен вызывать соответствующий вопрос в сознании учащихся, побуждать их к активной продуктивной мыслительной деятельности, сообразительности. Подобные вопросы называют «продуктивными». Кроме того, следует отметить и такие требования к вопросам, как: краткость и точность; целенаправленность; четкость и простота формулировки; практическая направленность.

Для эвристической беседы характерны вопросы основные, дополнительные и вспомогательные (уточняющие). С точки зрения содержания можно выделить следующие группы вопросов, направленных на сравнение и сопоставление предметов, изображений, фактов, явлений, процессов; на уточнение сущности обсуждаемых понятий; на выявление умений использовать знания в различных учебных и учебно-производственных ситуациях; на объяснение причин; на выявление последствий действий, применения различных способов; на доказательство, приведение доводов; на выявление межпредметных связей и др.

К ответам учащихся также предъявляются определенные требования. Прежде всего их ответы должны отражать самостоятельность их мышления. В процессе эвристической беседы необходимо придерживаться следующих методических правил руководства ею:

§ не предлагать несколько вопросов сразу - это рассеивает внимание учащихся и нередко вызывает у них растерянность;

§ поощрять вопросы учащихся друг к другу и к мастеру;

§ предлагать ответить на вопрос по желанию; чаще обращаться к учащимся с предложением подумать, оценить ответ товарища, исправить неточность в ответе, высказать свое мнение и т. п.;

§ обращать внимание учащихся в ходе беседы на главные, узловые моменты, факты, выводы, составляющие сущность обсуждаемого;

§ добиваться, чтобы эти главные моменты были усвоены большинством учащихся;

§ не ограничиваться работой только с активными учащимися, вовлекать в беседу молчаливых. Выяснять, почему они молчат, - не знают, не слушают ответы товарищей, стесняются, имеют свое, отличное от общего, мнение? Добиваться, чтобы активными в беседе были все учащиеся группы, бригады;

§ не удовлетворяться ответами и объяснениями общего характера, с помощью дополнительных вопросов добиваться от учащихся конкретных ответов;

§ задавая наводящие вопросы, формулировать их так, чтобы ответы на них заставляли учащихся думать, не наводили сразу на правильный ответ, а оставляли простор для самостоятельных размышлений;

§ обязательно подводить итог беседы; комментировать ответы учащихся и формулировать выводы не только в конце беседы, но и на ее этапах, по мере того, как в этом возникает необходимость.

Большое влияние на эффективность беседы оказывает та обстановка, в которой она происходит, педагогический такт мастера. Беседа должна быть непринужденной, носить характер доверительный и доброжелательный. Здесь имеют значение не только слова мастера, но и интонация общения.

До сих пор речь шла о способе ведения беседы, когда вопросы задавал мастер, а учащиеся, продумывая ответы на них, приходили к определенным выводам. Такое построение эвристической беседы наиболее типично. Однако в процессе беседы вопросы могут задавать и учащиеся: как мастеру, так и товарищам по группе.

Ценность такого методического приема обусловлена тем, что по характеру таких вопросов мастер может судить о глубине знаний учащихся, степени их познавательной активности, стремлении понять сущность рассматриваемых явлений, процессов, т. е. вопросы учащихся является своеобразным средством «обратной связи». Кроме того, зачастую вопрос учащегося включает в цепочку последовательно связанные между собой другие вопросы: решение первого порождает второй, третий, и таким образом учащиеся вовлекаются в активную работу. Вопросы в этом случае становятся не только критерием глубины знаний и интереса учащихся, но и средством, поддерживающим этот интерес.

Основные источники, рекомендуемые для знакомства с методом эвристической беседы:

1. Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического обучения [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / А.В. Хуторской; Моск. пед. ун-т. - М., 1998.

2. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. — Казань, 1994.


Date: 2016-07-22; view: 737; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию