Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение педагогического общения в процессе подготовки к экскурсии, её проведения и рефлексивной работы по итогам экскурсии





Методические рекомендации для промышленных экскурсоводов с целью их самообразования по подготовке к образовательной экскурсионной деятельности

Никитина А.Б., Климова Т.А., Соловей Е.М., Бобкова Н.И.

Значение педагогического общения в процессе подготовки к экскурсии, её проведения и рефлексивной работы по итогам экскурсии

Вызовы современного образования, зафиксированные Законом об образовании и ФГОС ОО, требуют от знаниевой и директивной парадигмы образования перейти к компетентностной и деятельностной. И в связи с этим одной из важнейших задач современного образования является создание особой образовательной среды, в которой ребёнку предоставляется максимальное разнообразие познавательных путей и возможностей, обеспечивается максимальное количество образовательных выборов и инициатив. Главные условия существования такой среды описывает академик В.И.Слободчиков: «Образовательная среда не есть нечто однозначно и наперед заданное, среда начинается там, где происходит ВСТРЕЧА (сретенье) образующего и образующегося; где они совместно начинают ее проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения. (…)

Объективно образовательную среду можно характеризовать двумя показателями: НАСЫЩЕННОСТЬ образовательной среды (ресурсный потенциал) и ее СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ (способ ее организации)»[1]. Центром образовательной среды В.И.Слободчиков признаёт СОДЕРЖАНИЕ образования, а содержанием предлагает считать развитие и становление «культуросообразного существа». Не набор «знаний, умений навыков» и даже «компетенций», а само становление.

Единомышленник В.И.Слободчикова В.В.Рубцов акцентирует внимание на исключительной важности детско-взрослого общения в этой среде: «Образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется:

а) взаимодействием ребенка со взрослыми и детьми,

б) такими важнейшими процессами как взаимопонимание, коммуникация, рефлексия (то есть отношение к своему опыту внутри данной общности),

в) такой важнейшей характеристикой как историко-культурный компонент, который определяет, откуда это взялось, как «оно» двигается (…).

Образовательная «среда – это ситуация, когда ребенок сам (самостоятельно) создает себе образ в условиях взаимодействия с другими (взрослыми, детьми), которые составляют его окружение (…). Среда – это когда ребенок создает средство, при котором он это образ создает сам. Фактически ОБЩНОСТЬ есть важнейшая характеристика среды»[2].

Таким образом, для всей структуры современной педагогики на первый план выходят практики, методики и технологии педагогического общения. А для экскурсионной работы, и особенно в зоне профессиональной ориентации, проблемы педагогического общения наиболее актуальны. Успех экскурсионной работы всегда зависит от качества общения, потому что в основе экскурсионной деятельности лежит искусство коммуникации. Но если мы говорим о профориентационной экскурсии, то есть о такой экскурсии, которая способствует становлению Образа будущего школьников, особое значение приобретают фазы подготовки к экскурсии и рефлексии. Подготовительная фаза – это создание мотивации, актуализация личностного и социального запроса, активизация познавательного интереса, формирование конкретного образовательного запроса. Рефлексивная фаза – это закрепление полученных впечатлений: чувств и мыслей, образов и информации. Это осознание соотношения Образа будущего и полученных впечатлений. Это возможность инициировать дальнейшее освоение предложенной трудовой области в рамках исследовательских и творческих учебных и социальных проектов.

Поэтому всем участникам совместных мероприятий Департамента Науки и Департамента Образования в рамках программы «Гуманитаризации образования»: учителям, гидам, промышленным экскурсоводам, - необходимо изучить основные представления о характеристиках педагогического общения и наиболее актуальные практики, методики и технологии педагогического общения, необходимые для выстраивания полного цикла экскурсионной работы.

 

Date: 2016-07-22; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию