Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация правовых отношений





: Классификация правоотношений может проводиться по различным основаниям.

 

По отраслям права:

• конституционные (отношения по поводу прав и свобод). Это общественные отношения, урегулированные нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой;

 

• административные (в сфере государственного управления). Круг участников административно- правовых отношений обусловлен всеобщностью, универсальностью предмета регулирования, охватывающего все стороны хозяйственной, социальной и правоохранительной сфер. Субъектами являются как физические лица, так и коллективные образования (государственные органы, их структурные подразделения, общественные объединения, общественные организации, предприятия и учреждения, кооперативы и иные законные объединения граждан). В правоотношениях в процессе применения мер административного принуждения к нарушителям порядка объектом правоотношения является ограничение прав или личной свободы, например, лишение права на управление транспортным средством, административный арест. Одна из сторон административного правоотношения наделена государственно-властными полномочиями;

 

• гражданско-правовые имущественные (например, по поводу аренды помещения), а также тесно связанные с ними личные неимущественные отношения (например, по поводу получения автором вознаграждения за опубликование литературного произведения). Особенностями гражданско- правового отношения являются: юридическое равенство сторон, их юридическая независимость друг от друга и подчинение только закону; возникновение отношений, как правило, на основании договора или из причинения вреда;

 

• уголовно-правовые (отношения ответственности за различные виды преступлений). Основанием возникновения уголовного правоотношения является нарушение уголовного закона. Субъектами являются, с одной стороны, — государственно-властные органы (органы дознания, следствия, судебные органы и др.), наделенные специальными правами по применению различных мер воздействия, с другой стороны — физическое лицо;

• финансовые (принятие, исполнение бюджета, исполнение обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей по предоставлению финансовой отчетности, получение и возврат кредита и др.);

• семейные (заключение брака, установление отцовства, алиментные и другие правоотношения);

• правоотношения в иных отраслях права.

 

По содержанию:

• общерегулятивные (например, общие отношения гражданства);

• регулятивные (конкретные правоотношения, например, отрегулированные гражданско-правовым договором);

• охранительные (например, отношения уголовной ответственности и наказания).

 

По характеру:

• процессуальные (отношения по возбуждению уголовного дела, ведению следствия);

• материальные (отношения по существу данного уголовного дела);

• иные правоотношения.

 

По количеству участников:

• простые, например, двусторонний договор;

• сложные (сбор подписей за назначение референдума).

 

По степени определенности:

• абсолютные (существуют между отдельным субъектом и всеми остальными, например, отношения частной собственности);

• относительные — между конкретными субъектами (например, арендодателем и арендатором).

 

По характеру обязанности:

• активные (обязанность оказать услугу по договору);

• пассивные (непрепятствие владению имуществом).

 

По продолжительности:

• моментальные (мена, купля-продажа);

• длительные (аренда).

2. Понятие и структура системы права.

Ответ: Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права:

§ выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;

§ предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;

§ показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

 

Иными словами, система права — это упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства. Системность массива всех действующих норм права проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении по отраслям и институтам

 

Структура системы права — это объективно существующее внутреннее строение права данного государства.

 

Основные структурные элементы системы права:

а) нормы права;

б) институты права, в) отрасли права.

Нормы права — исходный компонент, те "кирпичики", из которых и складывается в конечном счете все "здание" системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права

 

Институт права— это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право — институты гражданского права).

 

Отрасль права — это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).

 

Виды критериев распределения норм права по отраслям права:

а) предмет правового регулирования; б) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования — это вид качественно однородных общественных отношений, которые урегулированы правом.

 

Метод правового регулирования — это совокупность способов, приёмов, средств воздействия права на общественные отношения. Иными словами, метод правового регулирования представляет собой определённую совокупность юридического инструментария, посредством которого государство так или иначе воздействует на волевое поведение субъектов социального общения (участников общественных отношений). Основу метода правового регулирования составляют т. н. способы правового регулирования.

 

Среди способов правового регулирования различают:

а)обязывание; б)дозволение; в)запрещение.

При регулировании общественных отношений возможно различное соотношение применяемых способов. Например, в административном праве доминирует использование Законодателем обязывания в качестве способа правового регулирования, в уголовном праве – запрещения.

 

К конкретным методам правового регулирования, т. е. применяемым в тех или иных отраслях права обычно относят методы: императивный (метод властного приказа, как правило выраженного в виде нормы-запрета), диспозитивный (представляет возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения), поощрительный (направлен на стимулирование определённых форм правомерного поведения), рекомендательный (субъектам права рекомендуются определённые формы поведения)

 

 

Билет 24

1. Понятие и виды юридических фактов.

Юридические факты – это разновидность социальных фактов, которые могут влиять на правоотношения субъектов права. Это явления объективной реальности, которые отражены в законодательстве.

Юридические факты:

1. это определенные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, а также прекращение правоотношений;

2. формируются в гипотезах правовых норм. В результате наличия или отсутствия того или другого юридического факта влияют на признание или непризнание права или обязанности субъекта.

Материально-социальный характер юридического факта дает возможность увидеть то, что любой юридический факт не какое-то случайное обособленное явление, а следствие этой правовой системы.

Идеальная модель юридического факта фиксируется в гипотезе юридической нормы (нескольких норм).

Можно выделить две группы признаков юридических фактов.

Первая группа – материальная сторона юридических фактов. Юридические факты являются обстоятельствами:

1. конкретными, установленным образом выраженными внешне. Юридическими фактами, таким образом, не могут являться мысли и события внутренней духовной жизни, а также похожие явления. При этом законодательство должно учитывать субъективную сторону поступков (вину, цель, мотив), которая является элементом сложного юридического факта;

2. проявляющимися в наличии или отсутствии конкретных явлений материального мира, притом, что юридическое значение могут иметь как позитивные (существующие), так и негативные факты (отсутствие родства и т. п.);

3. обладающими информацией о состоянии общественных отношений, которые входят в предмет правового регулирования.

Вторая группа признаков раскрывает нормативную идеальную сторону этого явления. Юридические факты являются в этом случае обстоятельствами:

1. прямо или косвенно предусмотренными правовыми нормами;

2. закрепленными в определенной законодательством процедурно-процессуальной форме;

3. ведущими к предусмотренным законом правовым последствиям. Классификация юридических фактов:

1. по последствиям, которые факты могут вызывать (правоустанавливающие, правоизменяющие или правопрекращающие правоотношения);

2. по гносеологической природе фактов (волевой момент): события, а именно факты, которые не зависят от воли и сознания людей; поступки, а именно факты как следствие сознательного волевого поведения людей; по юридической природе действий: правомерные, к которым можно отнести все виды действий, которые являются актами активной реализации права, а именно акты юрисдикционных органов (административных судов), юридические акты, административные акты, сделки, фактические правомерные действия (литературное творчество, научные изобретения и т. п.); неправомерные, к которым относят административные и гражданские правонарушения, а также другие юридические факты;

3. по структуре юридические факты можно разделить на элементные (простые) и фактические (сложные) составы.

Различают два вида фактических составов:

1. по принципу свободного накопления элементов состава – простая совокупность, существенно только ее наличие;

2. по принципу последовательного накопления элементов – юридические последствия наступают только в случае накопления элементов состава в определенном порядке.

 

 

Date: 2016-07-22; view: 1820; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию