Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игрушки, сделанные родителями





Фрейя Яффке

 

Рязань - 1992


 

СОДЕРЖАНИЕ

 


Предисловие……………………………………………3

К 14-му изданию этой народной книги………………3

Игра означает процесс…………………………………3

Игра - дело серьезное…………………………………..5

Взаимосвязь игры и работы…………………………...5

Ступени игры…………………………………………..5

Возраст до 3 лет……………………………………5

Возраст от третьего до пятого года жизни………6

Пять-семь лет………………………………………6

Как побудить детей к игре?...........................................7

Как влияют на ребенка чувственные впечатления?....8

Какие игрушки в каком возрасте?.................................8

1-3 года……………………………………………...8

3 -5 лет……………………………………………....9

5 - 7 лет……………………………………………...9

К седьмому году……………………………………9

Кукла, одна из самых важных игрушек………………9

Игрушки в саду………………………………………..10

Игра и уборка………………………………………….11

"Крупномасштабное" строительство………………...12

Занавески для стоек……………………………....12

Лоскуты для игр…………………………………..13

Лоскуты для ряження…………………………….14

Головная повязка………………………………….15

Шнуры …………………………………………….15

Мешочки с песком ……………………………….15

Подушка для игр …………………………………15

Строим на полу и на столах………………………….15

Строительные чурбачки………………………….16

Маленькие строительные лоскутки……………...17

Птички из шишек…………………………………18

Кораблик из коры…………………………………18

Фигурки людей, вырезанные из дерева…………19

Фигурки животных из сучьев……………………19

Мосты из сучьев ………………………………….19

Поезда из поленьев, покрытых корой…………...19

Куклы-статуэтки………………………………………19

Гномики………………………………………………..20

 

 

Кукольный уголок…………………………………….23

Изготовление узелковых кукол и зверюшек……24

Кукла из лоскута………………………………….24

Кукла-марионетка………………………………...25

Тряпичная кукла ………………………………….29

Лоскутки для кукол……………………………….29

Кроватка-конверт для куклы……………………..29

Платье для кукол………………………………….31

Гамачок для кукол………………………………...31

Магазин………………………………………………..33

Вырезанные из дерева лопатки, ложки, чашки для магазина и кукольного уголка…………………...33

Ложка и лопатка…………………………………..33

Чашечка……………………………………………33

Кукольная комната……………………………………35

Мебель для кукольной комнаты, вырезанная из дерева………………………………………………35

Кресло……………………………………………..35

Стол………………………………………………..35

Кроватки…………………………………………..35

Куклы для кукольной комнаты …………………35

Вязаная кукла ……………………………………..37

Простые марионетки………………………………….37

Сцена ………………………………………….......37

Вязаные зверюшки……………………………………41

Овечка……………………………………………...41

Лошадка…………………………………………...41

Курица……………………………………………..42

Свинка……………………………………………..42

Кошка……………………………………………...42

Ослик………………………………………………42

Утка………………………………………………...43

Перевертыш…………………………………………...43

Приложение…………………………………………...46

Уход за деревянными игрушками и их чистка….46

Как обращаться с шерстью (как распушить шерсть)…………………………………………….46

Аппликации из шерсти, окрашенной растительными красителями……………………..46



ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемая вашему вниманию книга об игрушках - переработанное и до­полненное новое издание книжки, вышедшей впервые в 1971 г. под тем же заглавием. Некоторыми новыми главами (например, о том, что в действительности подразумевается под игрой) хотелось бы напомнить взрослым, одаривающим малышей игрушками об их большой ответственности. Описание простых игрушек и способы, какими можно побудить детей к игре, задуманы как помощь для взрослых и в осуществлении выбора для определенного ребенка, и при покупке материала, и при изготовлении.

Постоянно можно наблюдать: когда папы или мамы мастерят игрушки в присутствии детей, возникают совершенно новые отношения как к игрушке, так и к "изготовителю". Подобные впечатления в какой-то степени являются одновременно и познанием мира посредством человека, познанием, которое может окрылить игру детей и на которое они отвечают бессознательной, но глубокой благодарностью.

В этой связи хотелось бы, чтобы книжка нашла путь ко многим родителям.

Весна 1985 года. Фрейя Яффке

 

К 14-МУ ИЗДАНИЮ ЭТОЙ НАРОДНОЙ КНИГИ

Вдохновленные родители воспитанников детского сада автора приобрели первое издание этой книги. Они почувствовали, насколько хороши многочисленные рекомендации, которые способна дать садовница, продумывающая, подобно Ф. Яффке, свою деятельность и поведение, даже свою любовь к детям вплоть до практических приемов. В новых изданиях книга снова рекомендовалась для воспитателей, родителей, для всех взрослых, которые признают глубокую серьезность детской игры и стремятся живо почувствовать сущность детей. Что превратило этот первый том серии "Из практики работы вальдорфского детского сада" в народную книгу? Это, с одной стороны, творческая близость к практике: творческая, потому что она строится на глубоком знании игровых ступеней подрастающего ребенка и его деятельностных потребностей, проникнутых фантазией; близость к практике, потому что автор не описывает ничего, что не было бы уже испытано и проверено. Здесь не только описаны примеры, которым можно последовать в практической деятельности, - в этой книге даны и теоретические основы, пробуждающие интерес к ребенку. А вот другая сторона. Дети и родители се­годня все больше страдают оттого, что их отношению Друг к другу не хватает тепла деятельной любви. Эгоистическая любовь, которой хочется наслаждаться "милыми детками", в нервом же "проблемном" возрасте подходит к той грани, где наслаждение оборачивается противостоянием и досадой. И иногда отчаявшиеся в своей беспомощности, оторванные от мира детей взрослые спрашивают: "Как мне научиться действительно любить своего ребенка? Как установить живую связь, что я должен делать?" Здесь поможет опыт садовницы. Веди ребенка в его мире к самостоятельной игре через свою деятельность. Дело, с которым ты связываешь себя, которым ты занимаешься с увлечением, пробуждает радость игры, фантазию, обращенную к добру потребность твоего ребенка в деятельности. Нечто исполнимое, объективное устанавливает новые связи, новые интересы между тобой и твоим ребенком; подготавливается почва, на которой расцветает освобождающая, личностная любовь.

С каждые ребенком, который вверяется нам, - будь это в семье или в детской группе, нам передается загадка человеческой индивидуальности, и эту загадку нам предстоит разрешить. То, что мы можем почерпнуть из науки о человеке Рудольфа Штейнера я законов, согласно которым происходит инкарнация, тесно переплетается здесь с советом начинать действовать практически и конкретно. Ребенок проходит путь от существа действующего, которое прежде пробует, а потом понимает, к действию запланированному, осознанному. Мы учимся идти этим путем вместе с ним, но, будучи взрослыми, осуществляем свою деятельность разумно. При этом мы наблюдаем, как ребенок, отданный своей "профессии" - игре, месяц за месяцем, год за годом вживается в свое тело, в свою среду, в свое время, в котором он хочет воплотить в действительность свою судьбу. Переработанная, обогащенная дополнительными наблюдениями, эта книга предлагает свою помощь детям, равно как и взрослым, в радостной, пробуж­дающей благодарность и любовь деятельности.

Пасха 1985 года. Хельмуг фон Кюгельгеи

 

ИГРА ОЗНАЧАЕТ ПРОЦЕСС

Вопрос о том, что, собственно, такое игра и какое Значение имеет игрушка, кажется все более трудным. Чересчур легко понятие игра путают с простой занятостью чем-либо. Взрослые рады, когда ребенок занят чем-нибудь, и слишком редко задаются вопросом какие силы каждый раз стимулируются а ребенке и вызываются к деятельности. Может быть, некоторые наброски мыслей и примеры, относящиеся к этой проблеме, помогут испытать радость от собственного наблюдения и более глубокого осмысления.

Всегда, встречая занятых чем-то детей, поодиночке или в маленьких группах, мы видим, что они, - если они действительно играют, - повторяют сцены из повседневной жизни. Взрослый человек имеет для них самое большое значение. Они ориентируются на него. По нему они наблюдают, как он организует жизнь в квартире, на улице, в магазинах, в общении с другими людьми; как он заботится о семье, доме, как умело он обращается с техникой. Все эти наблюдения лают импульсы к деятельности, мы ее называем игрой. И самое большое удовлетворение возникает у детей после, может быть, самых трудоемких процессов. Когда, например, пяти- и шестилетние мальчики хотят построить особую модель автомобиля, положим, машину скорой помощи, в которую они сами смогли бы сесть, тогда им нужно не только много фантазии. но и мастерство, терпение н сила воли. Они работают с помощью простейших средств. Стол, стулья, табуретки и, может быть, красивые, гладко оструганные доски, соответствующим образом сдвигаются или устанавливаются друг на друга. Все покрывается и завешивается лоскутами (см. стр. рис. 3). Бельевые прищепки могут оказать при этом хорошую помощь. Деревяшки, покрытые ко рой» становятся буфером, фарами, выхлопной трубой, коробкой скоростей I педалями тормозов» деревянный круг - рулем, кусок коры, умело пристроенный - зеркалом заднего вида. Привязанные друг к другу шерстяные шнуры превращаются в ремни безопасности, скатанные головные повязки - в задние фары и световые сигналы торможения.. Мигалка на крыше работает, потому что кто-то из детей сидит наверху и вращает кистью руки.

В начале такой игры присутствует чаше всего только представление об особенной машине и потребность построить ее. Во время постройки, когда дети не пользуют различные материалы, общаются с другими играющими детьми, появляются конкретные идеи по оформлению, оснащению, усовершенствованию. И каждый раз, когда идеи получают воплощение, наступает глубочайшая удовлетворенность, так как у них появляется "настоящее" зеркало заднего вида. Здесь мы наталкиваемся на один важный вопрос: что же это такое, что превращает эту кору в зеркало заднего вида? Ответ прост: это не что иное, как детская фантазия. И эта кора будет зеркалом до тех пор, пока этого хочет фантазия данного ребенка. Подобный кусок коры может в это же время другой групп детей служить телефонной трубкой, коньками или корабликом.

Непосвященные наблюдатели могут спросить себя: когда же, собственно дети играют, если им каждый раз приходится тратить так много времени, чтобы изготовить свои игрушки? Потом они с удивлением видят, что вскоре после использования или даже незадолго до готовности все сносится перестраивается или возводится на другом месте.

Игра означает процесс, а не только использование готовых предметов!

Человек, в особенности маленький ребенок, является развивающим с существом. Он нуждается в развивающемся и в своем окружении, ему нужна возможность перестраивать, создавать новое. Не законченное, готовое дает детям поддержку и чувство удовлетворения. Особым образом это касается игрушки. Она, собственно, должна иметь что-то вроде признакового характера чтобы в разные моменты времени детской фантазии вспоминалось разнос каждый раз что то иное из ее жизненного опыта. Разветвленный, изогнутый сук, полностью накрытый тканью, может быть горой; накрытый лишь наполовину пещерой гномов, кукольной комнатой, хлевом. Мальчик, придерживая его у себя на голове, прошелся по комнате величественными шагами, как олень. Другой ребенок взял сначала этот сук, как косу и косил траву, потом - как духовой инструмент и сел среди других детей, музицирующих подобным образом. Или: расколотый деревянный кругляк с боковым сучком стал локомотивом, цистерной, радиоприемником, утюгом и, в конце концов, горкой на кукольной игровой площадке.

Не всякая игрушка может претерпевать столь грандиозные превращения, Конечно, мы даем детям и вещи, которые более откровенно оформлены и в которых можно узнать типичный образ животного или человека, мост или машину. Но они не должны составлять большинство всех вещей в детской. Если мы обратим большее внимание на те материалы, которые способствую развитию игры, подобной описанной выше, мы дадим пишу тем силам детства, вторые сейчас стремятся быть задействованными и могут окрепнуть, чтобы во время обучения в школе и в дальнейшей жизни быть к услугам человека в качестве потенциальной возможности для решения других задач. В такой игре ребенок может свободно пробовать, познавать мир, находясь в деятельности. Но и может связать себя с ним не только через посредство разума, а намного глубже, вплоть до жизненных функций. Это дает чувство глубокого доверия и защищенности.

Взрослому трудно мысленно проникнуть в мир фантазии детей и понять действие его сил. Он хочет, чтобы дети разделяли его восхищение, его радость, его наслаждение при разглядывании миниатюрных вещичек и отличных копий или даже до карикатурности искаженных образов животных и людей. Но наслаждения не дают детям рая, они лишь способствуют тому, что дети проходят мимо, не замечая его. Игры, т.е. деятельность, а не наслаждения поддерживают в них веселье. Игрушка дает наслаждение только своим появлением; веселье приходит только в процессе ее использования. Что делает веселым и счастливым и поддерживает это состояние, так это только деятельность, и игры детей есть не что иное, как выражение серьезной деятельности в легчайшем обрамлении.


ИГРА - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ

Ребенок никогда не играет "понарошку", игра для него - это деятельность, исполняемая с глубокой серьезностью. И если сегодня этого нет у некоторых вполне здоровых детей, причина редко кроется в них самих, скорее в их ближайшем окружении, чаще всего поведение взрослых или игрушка, с которой играет ребенок, приводят к тому, что он утрачивает способность играть увлеченно с отдачей. Недостатки эти можно устранить, если мы знаем, что нужно ребенку для его правильного развития.

Тот, кто соприкасается с маленькими детьми, никогда не должен забывать, что вся его деятельность и особенно то, каким образом он трудится, глубоко воздействуют на силы воли детей. Все действия и опыт из мира деятельности взрослых ребенок глубоко воспринимает, охватывает их своей волей и воплощает их в подражательной деятельности, оформляя ими свободную игру. Поэтому важно, чтобы взрослый по возможности часто трудился в присутствии ребенка так, чтобы разбудить в нем нужные импульсы. Мать, которая, например, чистит овощи, чинит белье, подметает комнату или гладит, воздействует намного более побудительно, чем когда она пишет письмо; то же самое и отец, когда он рубит дрова или моет машину, нежели когда он производит расчеты или читает газету.

Тот факт, что ребенок учится путем подражания» приводит к заключению, что взрослый должен вести себя при ребенке так, чтобы быть достойным подра­жания. Да, он может так закрепить это в своем сознании, что со временем он может руководить ребенком больше через подражание, чем объяснениями или приказами, потому что они обращены к разуму ребенка, который развивается лишь постепенно. Слишком рано взрослые впадают в желание поучать, это соответствует их собственному состоянию сознания и поэтому это для них легче чем быть примером, что требует намного больше дисциплины.

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИГРЫ И РАБОТЫ

Игра и работа - понятия, кажущиеся взрослому противоположными, при ближайшем рассмотрении и при учете законов развития человека оказываются сменяющими друг друга ступенями, находящимися в непосредственно: взаимосвязи.

Каким ребенок показывает себя в игре, намного позже проявится в том, каким человеком он станет в жизни. "Ребенок, который медленно играет, двадцать лет будет медленно действовать и думать по отношению ко всем; тому, что в жизни подразумевается под житейским опытом. Ребенок поверхностный в игре, будет поверхностным и впоследствии" (Рудольф Штейнер. Конференции, 14,6.20). "Тот, у кого есть дар видения чего-то подобного, может по склонностям, которые ребенок проявляет в игре предсказать его будущую душевную конституцию, его характер и т.д. информацию о том, в какой степени человек сможет работать в той или иной области, можно прочитать по его манере играть" (Р. Штейнер)

С такой же серьезностью, с которой ребенок живет в своей игре, позже будучи взрослым, он может заниматься своей работой. Разница между игрой ребенка и работой взрослого состоит лишь в том, что работа должна направляться во внешнюю целенаправленность мира, А в основе деятельности ребенка лежат импульсы, которые поступают из его внутреннего мира, из его фантазии, при этом никто не держит ответ за целенаправленные действия перед другими людьми или перед делом. Собственно говоря, такие импульсы всегда связаны с радостью и желанием, и в процессе их выполнения наступает глубокое удовлетворение, которое ребенок не всегда может выразить словами, но которое проявляется в его гармоничном поведении, в его усердии, в покрасневших щеках и в сияющем лице. Иногда считают, что в игре дети должны, главным образом, "побеситься", но это большое заблуждение. "Беситься" – это не является ни состоянием, свойственным человеку, ни в какой-либо мере оправданной манерой детской игры, самой совершенной формой, которой является как раз равновесие между бьющей изнутри силой творчества и внешней данностью. Когда лети "бесятся" отчетливо видно, что они все больше и больше выходят из себя, и тогда взрослому трудно воздействовать на низ словом, и они с трудом и не без помощи могут вернуться к спокойной игре. Наполненное смыслом, безусловно необходимое движение ребенка, нельзя путать с шумным развлечением.

Насколько по-разному дети ведут себя в игре в зависимости от возраста можно показать при более подробном рассмотрении трех ступеней игры, четко отличающихся друг от друга.

 

СТУПЕНИ ИГРЫ

Возраст до 3 лет

В течение первой ступени игры ребенок должен, прежде всего, научиться владеть своим собственным телом. При этом большую роль играют подражание, привычка и неосознанное постоянное повторение. С удивительной неутоми­мостью ребенок стремится к вертикальному положению, и его не смущают никакие неудачи. Без очевидного внешнего принуждения, только лишь подражая окружающим его взрослым, он преследует цель: выпрямиться и двигаться вперед и, таким образом, вступает в совершенно новые отношения с пространственными измерениями. Подобным образом он овладевает языком, а с языком - и задатками мышления; После этого овладения своим собственным телом и всеми теми предметами, ДО которых только можно дотронуться, дотянуться, ребенок начинает сопровождать мать во время ее домашних дел. Так ребенок достигает второй фазы подражательного обучения, в которой он в большей степени начинает выбирать сам, все меньше сообразуясь с примером, причем личные отношения к конкретным взрослым приобретают судьбоносное значение. Действия взрослого воспринимаются не осознанно, а "любовно".

Сначала ребенок ограничивается подражательной деятельностью, которая, казалось бы не имеет смысла. Он идет по комнате, как мама, берет в руки только что положенные ею предметы и тут же оставляет их в другом месте. Он наполняет свою корзинку или тележку строительным материалом, как мама наполняет корзинку картофелем. Но ему явно недостаточно однократного наполнения, иначе он не опустошал бы корзину с возрастающим усердием. То, что он еще не понимает смысла действия, видно по тому, что орудуя - ему позволили - веником и тряпкой, забираясь, точно так же как мать, в углы и под шкаф, он не убирает и чуточки грязи.

В то время, когда ребенок играет один или со своими братьями и сестрами, он с увлечением снова и снова строит башню из чурок такой высоты, пока она не опрокидывается, или наполняет и песочнице ведерко и снова опустошает его, причем с заметной радостью позволяет песку струиться по его ногам или сквозь пальцы, точно так же он ведет себя около бассейна. Если ребенок 2-3 лет принимает участие в игре в "дочки-матери" со старшими братьями и сестрами, то здесь тоже видно, что он пока не понимает сути игры детей более старшей ступени, а именно - перенос действий взрослых в "как будто игру. Так, он на самом деле ест траву, имитирующую салат, или "пудинг" из песка.

Уже эти немногочисленные примеры ясно показывают, в какой степени ребенок связывает свою деятельность с напряжением, серьезностью и усердием, что включает, разумеется, и восторг, и желание, и радость. И можно понять, как ребенок, обучаясь чему-то, совершает это с помощью подражания. У детей, которые в этом раннем возрасте не могут учиться через подражание, а приводятся к определенным моделям поведения долговременным апеллированием к их разуму и натаскиванием, можно наблюдать, что уже на четвергом году жизни они почти не проявляют никакой инициативы к игре, с трудом вступают в контакт с товарищами по игре и имеют бледный цвет лица.

 

Date: 2016-07-20; view: 1160; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию