Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мы можем помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера





Общество часто рассматривает детей прежде всего как будущих потребителей, заставляя их иметь множество желаний и поощряя их стремление к скорейшему удовлетворению этих желаний. В этой связи самое важное, что дети могут вынести из школы и семьи в самостоятельную жизнь, это необходимые для жизни социальные навыки и качества личности. К таким навыкам в первую очередь относятся умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки. Требуется немало времени, чтобы эти навыки выработались и стали прочными и устойчивыми, поэтому чем раньше мы начинаем развивать их в детях, тем более мы можем быть уверенными в том, что они смогут проявить эти важные для жизни добродетели даже в очень сложных и неоднозначных ситуациях. Мы знаем, что рано или поздно все дети окажутся в тяжелых условиях переполненного рынка труда, на котором многое зависит от их способности работать в команде, в то же время оставаясь самостоятельными личностями. И лишь тот добьется в дальнейшем успеха, кто научится держаться до конца и при самых сложных обстоятельствах не отказываться от своих устремлений. Поэтому очень важно показать детям, что Вы не только любите их, но и предъявляете высокие требования к их поведению.

Приведенные выше задачи могут показаться слишком сложными для школы, которую многие воспринимают прежде всего как место, где получают знания. Но наряду с передачей знаний задачей школы является и подготовка детей к самостоятельной жизни, их правильная социализация. Эта задача вновь должна стать одной из важнейших. Школа должна стать противовесом обществу, молящемуся на технологии и проповедующему всеобщее потребление. Она должна взращивать терпимость и уважение к другим и помогать детям видеть смысл и ценности жизни. Школа должна стать адвокатом для детей при всем многообразии и сло-

2 К. Фопель, ч. 2

жности их характеров. Педагогика вновь призвана указать детям пути, вступив на которые, они научатся жить ответственно и развивать в себе самостоятельность и независимость. Мы все хотим, чтобы наши дети умели любить, творить, были добрыми. Мы хотим, чтобы у них хватило мужества решать проблемы, стоящие перед нашей планетой, и чтобы они чувствовали свою принадлежность не только к народу своей страны, но и к четырехмиллиардному населению всей нашей Земли.

Клаус В. Фопель Зальцхаузен, август 1996 г.

 

Глава 1

Расслабление

Игра 1 (с 6 лет)

Цели: Эта игра даст Вам возможность устроить себе небольшую передышку, пока дети будут сосредоточенно, спокойно и тихо двигаться по комнате. Для детей это приятный перерыв в работе, позволяющий им потом снова собрать свое внимание и энергию. После этой игры они будут значительно лучше выполнять задания, требующие сосредоточенности.

Инструкция: Представьте себе, что вы прямо сейчас и прямо здесь будете ловить мышь. Что это будет за мышь? Хорошенькая белая мышка или серовато-коричневая домашняя мышь? Представьте себе маленького зверька с остренькой мордочкой и симпатичными серыми глазками, быстро перебирающего по полу четырьмя крошечными лапками. Вы должны передвигаться совершенно бесшумно, чтобы не спугнуть этого маленького зверька. Крадитесь как можно медленнее за своей мышкой, пройдите через всю комнату, подойдите к своему месту, и пусть ваша мышка останется сидеть перед вами. Если хотите, то можете, сидя на своем месте, взять ее в руки и погладить, или же просто внимательно смотрите, как она сидит и с любопытством оглядывается по сторонам... (Дождитесь, пока все дети вернутся на свои места). Попрощайтесь теперь со своей мышкой и мысленно проследите за тем, как все мышки побегут к двери. Я немного приоткрою дверь, так что все они смогут выбежать наружу.

Тряпичная кукла и солдат

ИГРА 2 (с 6 лет)

Цели: Эта простая игра поможет детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены. Быстро напрячь мускулы и затем их отпустить — это испытанный и надежный способ расслабиться.

Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Покажите детям эту позу.)

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)

Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатом... (10 секунд.)

Теперь опять тряпичной куклой...

Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились.

Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...

Путешествие на облаке

ИГРА 3 (с 6 лет)

Цели: Эта игра поможет привести детей в "рабочее" состояние перед началом занятий.

Материалы: В качестве сопровождения желательно использовать спокойную инструментальную музыку.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...

Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно "увидеть" это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд.)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе... Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Водопад

ИГРА 4 (с 6 лет)

Цели: Эта игра на воображение также поможет детям расслабиться. После нее стоит заниматься чем-нибудь спокойным, позволяющим детям использовать свою интуицию.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните...

Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове... Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.

Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.

Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.

Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами... (30 секунд.)

Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись и открой глаза.

Улыбка

ИГРА 5 (с 8 лет)

Цели: Эта игра-фантазия создает хорошее настроение, а также вызывает прилив бодрости и готовность воспринимать новое. Ее хорошо использовать в перерывах между занятиями.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза...

Теперь вдохни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка...

Повтори это еще раз.

Глубоко вдохни... Задержи воздух... Запрокинь голову... Сильно выдохни, выдувая воздух до потолка...

Теперь снова вдохни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы, и как напрягаются мышцы щек...

Сделай это еще раз и попробуй улыбнуться пошире. Представить себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой дружеской улыбке. (Повторяйте этот шаг до тех пор, пока Вы не увидите улыбку на лицах всех детей.)

Когда ты сейчас снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Возможно, ты заметишь в ладонях легкое покалывание. Дыши и улыбайся... И ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка.

Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как твоя улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнца под подошвами ног. Возможно, ты заметишь, как твои

ноги и ступни начнут слегка подрагивать от этой улыбающейся солнечной силы.

Ощути улыбку во всем своем теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость всеми клеточками своего тела.

Теперь снова глубоко вдохни и задержи на мгновение дыхание. Представь, что в твоей груди находится большой золотой шар. Это настоящее солнце внутри тебя, внутри твоего сердца. Когда ты будешь сейчас выдыхать, пусть это солнце улыбается. Снова набери побольше воздуха, задержи дыхание и почувствуй, как солнце внутри тебя широко и дружелюбно улыбается. И когда ты еще пару раз так же глубоко вдохнешь и позволишь солнцу улыбнуться, ты сможешь заметить, как спокойно, безмятежно и радостно стало у тебя на душе. И ты сможешь потом вызывать в себе это приятное чувство, вспоминая картину улыбающегося солнца.

Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате.

Пять этажей

Игра 6 (с 8 лет)

Цели: Здесь мы приглашаем детей в короткий и освежающий сон наяву. Во время него они могут отдохнуть и внутренне собраться. После него можно заняться деятельностью, требующей от детей сосредоточения.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Теперь представь себе, что ты стоишь перед дверью лифта. Ты нажимаешь на кнопку и вызываешь лифт... Дверь открывается, и ты в него заходишь. Рядом с кнопками ты обнаруживаешь 5 табличек. На первой из них написано "Классная комната" (это наш класс), на второй"Чудесное спокойное место", на третьей"Приятный умный человек, с которым можно хорошо поговорить". На четвертой табличке написано "Потрясающее приключение", на пятой"Встреча с другом, которого ты давно не видел".

Выбери этаж, на который тебе больше всего хочется попасть, и нажми на кнопку. Следи за тем, как медленно закрывается дверь лифта, и постарайся ощутить, как лифт медленно едет к выбранному тобой этажу. Вот ты уже приехал, и дверь медленно открывается. Выйди из лифта и осмотрись вокруг. Делай то, что тебе хочется здесь делать. У тебя есть около минуты, но в твоем воображении за эту минуту пройдет гораздо больше времени. Его будет достаточно для того, чтобы ты успел сделать там все, что тебе нужно. (1-2 минуты.)

Теперь приходит время возвращаться назад. Попрощайся с этим местом и со всеми, кого ты там встретил. Дверь лифта осталась для тебя открытой. Зайди в кабину и из нее еще раз взгляни на место, где ты был. Теперь нажимай на кнопку, около которой написано "Классная комната". Смотри, как закрывается дверь, и почувствуй, как лифт медленно опускается вниз. После того, как дверца откроется, открой глаза, потянись, выпрямись. И вот ты снова здесь, бодрый и свежий.

Смеяться запрещается

Игра 7 (с 6 лет)

\ш/ Цели: Это хороший способ успокоить возбужденную группу и создать у нее сосредоточенное и радостное настроение. В ходе игры каждый ребенок получает возможность восстановить свои силы и заново сконцентрировать внимание.

* Инструкция: Сядьте, пожалуйста, широким кругом. Кто-то один встанет посередине и будет водить. Его задача состоит в том, чтобы выбрать кого-нибудь из сидящих и заставить его заговорить или улыбнуться. Для достижения своей цели он может пробовать все, что угодно, однако он не должен ни до кого дотрагиваться, и, разумеется, сам он не имеет права говорить. Те, кто сидит в кругу, не должны отворачиваться или закрывать глаза.

Каждый водит не более одной минуты. Если за это время водящий не сумеет рассмешить или заставить заговорить кого-либо, пусть с тем же ребенком попробуют свои силы еще 1-2 водящих. Если же водящий добивается успеха, он меняется местами с тем, кого заставил улыбнуться или заговорить.

Щанцующие руки

ИГРА 8 (с 6 лет)

Цели: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра дает им прекрасную возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

Материалы: Большие листы оберточной бумаги (или старые обои), клейкая лента, цветные мелки. Игра сопровождается оживленной музыкой.

Разложите оберточную бумагу длинной полосой на полу. (Другой вариант состоит в том, чтобы прикрепить листы клейкой лентой к столу и дать детям возможность рисовать стоя.)

Инструкция: Возьмите, пожалуйста, каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок нравящегося вам цвета. Теперь лягте, пожалуйста, спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге.

Двигайте руками в такт музыке. Потом вы сможете посмотреть, что у вас получилось. (2-3 минуты.)

Ъум.ажные мячики

ИГРА 9 (с 6 лет)

Цели: Эта игра дает детям прекрасную возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она также позволяет им сбросить свое беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм.

Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначать линию, разделяющую две команды.

» Инструкция: Возьмите каждый по большому листу старой газеты, как следует его скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!"

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную пинию. (2-3 минуты.)

дрожащее желе

ИГРА 10 (с 6 лет)

Цели: Эта игра помогает пробудить новые жизненные силы после долгой сидячей работы, требующей сосредоточенности. После нее дети могут с новыми силами и вниманием начинать новую тему. Кроме того, эта игра может быть прекрасным завершением урока.

Инструкция: Подойдите все ко мне и встаньте напротив, плотно прижавшись друг к другу. Смотрите на меня. Представьте себе, что вы все вместе — это блюдо с желе. Можете ли вы сказать мне, какое это желе на вкус? Ванильное, банановое, малиновое? Хорошо, пусть вы будете блюдом с малиновым желе. Я сейчас начну встряхивать блюдо с желе. Когда я буду легонько его встряхивать, вы будете раскачиваться медленно. Когда я начну встряхивать блюдо сильнее, вы должны будете раскачиваться быстрее. Чтобы увидеть и понять, как вам надо раскачиваться, следите за моими руками...

В течение одной минуты показывайте, как Вы держите в руках огромное блюдо и встряхиваете его, сначала легко, а потом все сильнее и сильнее. Затем резко остановитесь—дрожащее желе успокоится не сразу.

Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдо с желе и оставила ее на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять и растекаться... Начинайте таять, опускайтесь на пол и растекайтесь во все стороны.

ИГРА 11 (с 8 лет)

Цели: Это потрясающая игра хорошо подходит для больших групп. Дети могут выразить в ней свое беспокойство, фрустрацию, скуку, усталость или чувство одиночества. В начале игры неизбежен звуковой хаос. Однако постепенно из этого хаоса может возникнуть ритмическая структура, объединяющая всех участников. Некоторые группы находят общий ритм, в других же появляется несколько ритмов, которые дополняют друг друга.

Инструкция: Встаньте широким кругом и закройте глаза. После того, как я дам вам сигнал, каждый должен будет отхлопывать ладошками какой-нибудь ритм, который ему в этот момент нравится. Сначала вы будете слышать только себя. Однако со временем вы, вероятно, начнете различать ритмы своих соседей, и, может быть, сумеете создать какой-нибудь общий ритмический рисунок. Если вам это удастся, откройте глаза и общайтесь друг с другом взглядом. Мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не почувствует, что цель достигнута и можно остановиться. Пусть он тогда крикнет: "Стоп!"

Игра 12 (с 9 лет)

Цели: Детям (и учителям тоже) нужны внутренние отдушины, чтобы обретать новые силы и новую энергию. Эта игра предоставляет прекрасную возможность для привнесения в класс щепотки оптимизма. Причем завершающий этап игры выводит группу на новый уровень близости и общности. Эту игру с большим успехом можно использовать весьма часто.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Теперь вспомни о тех вещах, которые когда-либо дарили тебе радость и хорошее настроение. Выбери что-нибудь, что тебе кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно, это будут капли дождя на лепестках розы, возможноуютное тепло твоей постели, возможноосвежающий прыжок в прохладу реки или озера жарким днем... Припомни свои чувства в мгновения счастья. (1 минута).

Теперь пусть образ этого события (или предмета), подарившего тебе радость и хорошее настроение, начнет постепенно бледнеть, пока совсем не растает. Но не забудь само ощущение радости, храни его.

Теперь потянись, выпрямись и открой глаза.

Хочет ли кто-нибудь из вас рассказать о том, что из вещей, дарящих радость, он выбрал на этот раз?

Дайте ребенку возможность описать свои ассоциации и затем предложите всей группе с закрытыми глазами представить себе описываемый предмет как можно более наглядно. В результате рассказчик станет ближе и понятнее остальным детям, а группа в целом еще немного расслабится.

ИГРА 13 (с 10 лет)

Цели: Эта игра представляет собой прекрасную комбинацию воображения и физического действия. Она дает детям возможность расслабиться и набраться оптимизма. Они могут здесь не просто потянуться физически, но и укрепить свою уверенность в том, что они способны достигать цели.

Инструкция: Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звездами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой: желанием что-либо иметь или кем-либо стать... (15 секунд.)

Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед собой в красивую просторную корзинку... (Когда у всех детей "звезды будут лежать в корзинках", можно продолжить дальше).

Опусти руки и закрой глаза. Выбери прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает тебе о другой твоей мечте... (10 секунд.)

Теперь открой глаза, потянись обеими руками как можно выше и достань до неба. Сорви эту звезду с неба и положи в корзинку к первой звезде...

Продолжайте в том же духе и дайте детям сорвать с неба еще несколько звезд. Посоветуйте им дышать так: делать глубокий вдох, когда они тянутся за звездой, и выдох, когда они достают ее и кладут в корзину. Групповая сплоченность может возрасти, если после игры каждый расскажет о какой-нибудь из своих звезд и объяснит, что она для него значит.

ИГРА 14 (с 10 лет)

Цели: Это прекрасный и эффективный способ как следует расслабиться. Дети работают в парах и по очереди помогают друг другу достичь более глубокого расслабления.

Инструкция: Разделитесь на пары и договоритесь, кто в каждой паре будет А, а ктоБ. А должен лечь на пол и представить себе, что он (или она) глубоко заснул и ему что-то снится. Б должен начать осторожно двигать ноги и руки А. Тот, кто лежит, представляет себе, что его руки и ноги так глубоко спят, что он лишь едва чувствует то, что делает с ним Б. Б может, например, медленно поднимать и опускать руку А или же осторожно сгибать и разгибать ее в локте. Все эти движения делайте аккуратно и нежно, чтобы не разбудить своего партнера. (Через 2 минуты дети меняются ролями.)

Сорви яблоки

ИГРА 15 (с 8 лет)

Цели: Это замечательное упражнение на растяжку успокаивает дух, расслабляет тело и дарит бодрость мозгу. "Сорви яблоки" — это хорошая подготовка к работе, требующей ясного ума и хорошей концентрации внимания.

Инструкция: Встаньте так, чтобы вокруг каждого из вас было достаточно свободного места. Встряхните руками, сейчас им предстоит немножечко поработать.

Представь себе, что перед тобой растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотри на меня, я покажу тебе, каким образом ты можешь их сорвать. Видишь, вверху справа висит большое яблоко. Потянись правой рукой как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вдох. Теперь срывай яблоко. Это у тебя хорошо получилось. Нагнись и положи яблоко в небольшую корзинку, стоящую на земле. Теперь медленно выдохни.

Выпрямись и посмотри налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянись туда правой рукой, поднимись на цыпочки, вдохни и сорви одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорви другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонись вперед, положи оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохни. Теперь ты знаешь, что тебе надо делать. Используй обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от тебя прекрасные большие яблоки и складывать их в корзинку. (1 минута).

Теперь встряхни руками, потряси ладошками и возвращайся на свое место.

Осенью этой игре можно будет придать особенно приятное завершение, если Вы принесете в класс корзину свежих яблок, из которой каждый ребенок сможет взять себе по яблоку.

ИГРА 16 (с 10 лет)

Цели: Эту игру можно использовать для того, чтобы восстановить потраченную энергию и вернуть детям бодрость и живость. Ее условием является хорошее знакомство членов группы между собой и их готовность вместе работать и смеяться.

Материалы: Во время игры используйте запись оживленной инструментальной музыки, по возможности, в нарастающем темпе.

Инструкция: Я хочу предложить вам небольшой перерыв, который может улучшить ваше настроение. Вы готовы?

Пожалуйста, встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку — каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром. (Включайте музыку.)

Представь себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хочешь, можешь слушать с закрытыми глазами. Обрати внимание на то, как ты сам при этом наполняешься жизненной силой. Вслушивайся в музыку и начинай в такт ей двигать руками, как будто ты дирижируешь оркестром... Отлично!

Двигай теперь еще и локтями, и всей рукой целиком... Пусть, в то время как ты дирижируешь, музыка течет через все твое тело. Дирижируй всем своим телом и реагируй на слышимые тобой звуки каждый раз по-новому. Ты можешь гордиться тем, что у тебя такой хороший оркестр! Музыкантам нравится играть под твоим руководством, и они все время смотрят на тебя...

Сейчас музыка кончится. Открой глаза и устрой себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Глава 2

Любознательность

Очевидная надпись

ИГРА 17 (с 6 лет)

Цели: Эта игра может быть прекрасным завершением учебного дня — в нее хорошо играть, когда Вы отпускаете детей домой. Она дает Вам возможность вступить в контакт с каждым ребенком. Так же хорошо она может быть использована при смене деятельности, например, когда Вы делите класс на маленькие группы. Она пробуждает у детей любопытство и одновременно с этим дает им переживание успеха. Кроме того, когда Вы (пальцем или "волшебной палочкой") пишите на ладошке ребенка (для младших детей) или на спине (для более старших детей) отдельные буквы, цифры, короткие слова или рисуете геометрические фигуры, Вы совершенствуете их чувственное восприятие.

Инструкция: Перед тем, как вы пойдете домой, я хочу подарить каждому из вас по букве. Я выберу букву из вашего имени и нарисую ее у вас на ладошке (на спине). Вы должны будете мне сказать, какую букву невидимо я вам нарисовала. Каждый из вас по очереди должен подойти ко мне, чтобы я могла таким образом со всеми попрощаться.

Коровы,, собаки, кошки

ИГРА 18 (с 6 лет)

Цели: В этой прекрасной разогревающей игре соединены движения, звуки и юмор. Дети учатся внимательно слушать, получая при этом удовольствие и имея возможность вступать друг с другом в контакт. Вы можете использовать эту игру в начале урока или при переходе к новому этапу работы.

Инструкция: Пожалуйста, встаньте и расположитесь широким кругом. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам нашептала. (По очереди шепчите детям на ухо: "Ты будешь коровой", "Ты будешь собакой", "Ты будешь кошкой".)

Теперь закройте, пожалуйста, глаза. Через минутку я попрошу вас "заговорить"так, как "говорит" ваше животное. Забудьте на время человеческий язык. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы

со всеми теми животными, которые "говорят" так же, как вы. Вы можете ходить по комнате и, услышав свое животное, двигаться ему навстречу. Дальше, взявшись за руки, вы идете уже вдвоем и вместе издаете звук этого животного, чтобы найти других детей, "говорящих" на вашем языке. Готовы? Все закрыли глаза? Помните, что во время хождения по комнате глаза должны оставаться закрытыми. Навострите уши и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой и кошкой... Начали!

Три лица

Цели: Все дети любят сюрпризы. Игра "Три лица" дарит ученикам сюрприз и, кроме того, позволяет им задействовать свою интуицию и любовь к подражанию. Задание состоит в том, чтобы без слов достичь совпадения выражений лица. Если это удается, дети начинают гордиться и спрашивают себя, как это вообще у них могло получиться. Вы можете предлагать эту игру перед началом различных занятий, особенно в том случае, если при их проведении будут необходимы сотрудничество и интуиция.

Инструкция: Я покажу вам сейчас три выражения лица. При этом я хочу, чтобы вы мне подражали.

Сначала я покажу вам печальное лицо. Вспомните, как выглядит грустный человек. А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо. Какие жесты нам лучше всего делать руками, чтобы выразить печаль?

Сейчас я покажу вам свирепое лицо. Все представили, как это выглядит? Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмем кулаки...

Третье лицосчастливое. Для этого давайте все широко улыбнемся и прижмем руку к сердцу...

Вы поняли, как выглядят эти три лица? Давайте попробуем еще раз: печальное, свирепое и счастливое...

Теперь разделитесь на пары и встаньте со своим партнером спиной к спине. Давайте еще раз повторим все три выражения лица. Сделаем все по очереди печальное лицо, свирепое, а потом счастливое... Теперь вы сами будете выбирать одно из трех лиц. Когда я сейчас досчитаю до трех, вам надо будет быстро повернуться к партнеру и показать ему выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы, не сговариваясь заранее, показать то же самое лицо, что и ваш партнер. Готовы? Раз, два, три... Покажите свое лицо партнеру. Какая пара выбрала одно и тоже лицо?

Дайте детям возможность еще немного потренироваться самим. Затем объедините пары в четверки. Каждая пара в четверке должна шепо-

том договориться, какое выражение лица она хочет показать другой паре. Потом пары становятся спиной друг к другу, и Вы снова даете команду. Увеличивайте количество человек в группе до тех пор, пока весь класс не разобьется на две больших команды.

Если Вы играете в эту игру с более старшими детьми, можно дополнять предлагаемые выражения лица соответствующими звуками и жестами. Это дает детям больше свободы в игре и делает ее еще увлекательнее.

волшебный ящик

ИГРА 20 (с 8 лет)

Цели: Здесь дети могут использовать свой актерский талант и способность понимать символические жесты и движения. Это хорошее упражнение для разогрева. Оно весело и интересно побуждает детей сосредоточить свое внимание на группе.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, вокруг. Представьте себе, что я принесла большой волшебный ящик. (Поставьте воображаемый ящик в центре круга и покажите, как он открывается.) Поскольку ящик волшебный, внутри него есть все, что только существует на свете. Кто-нибудь из вас может подойти к ящику и, не говоря ни слова, что-то из него "вытащить". Он должен будет без слов, т.е. одними движениями и жестами, показать нам, что он вытащил, что он с этим предметом делает или как будет с ним играть. Если кто-то догадается, какой предмет был извлечен из волшебного ящика, он может присоединиться к показывающему. А тот, в свою очередь, скажет, правильно ли его поняли.

Я покажу вам, как это делается... (Например, Вы можете "вытащить" ведро с краской и "покрасить" воображаемую дверь. Позаботьтесь о том, чтобы во время каждой игры, по меньшей мере, три-четыре ребенка имели возможность показать свою пантомиму.)

Что я делаю?

ИГРА 21 (с б лет)

Цели: В эту игру с воодушевлением играют, прежде всего, младшие дети. Она хорошо подходит в качестве разогревающего упражнения. Принесите в класс какой-нибудь предмет, например, веник. Комичность этой игры строится на том, что дети используют его в пантомиме как что-то другое, например, как гитару или лошадь. При этом дети находят бесконечное количество вариантов использования предмета.

Материалы: Метла, веник или любой другой предмет, для которого вы сами можете придумать много вариантов использования не по назначению.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я принесла сюда метлу. Но это не обычная метла, а волшебная, она может превращаться во множество разных вещей. Мы будем передавать эту метлу друг другу по очереди, и каждый из вас может выйти в центр круга и без слов показать нам, в качестве чего он будет ее использовать. Кто первым из зрителей догадается, о чем идет речь, должен об этом сказать.

Я покажу вам сейчас, как это делается. (Возможно, Вам доставит удовольствие использовать метлу в качестве скаковой лошади и продемонстрировать детям, как вы скачете по лугам и полям.) Если кто-нибудь догадался, что я делаю, то пусть он крикнет об этом.

Догадайся!

ИГРА 22 (с 10 лет)

Цели: Наша любознательность расцветает, когда мы чувствуем, что жажда знаний приносит свои плоды, т.е. в тех случаях, когда мы получаем интересные и полезные ответы на свои вогросы. Некоторые дети не доверяют своей способности находить разумные ответы. Если они че-гс—то не знают точно, то чаще всего молчат или говорят: "Я не знаю". Они могут опасаться неточного ответа. Такой склонностью к перфекционизму страдают многие дети и, возможно, школа в целом. Если мы хотим иметь раскованных и любознательных детей, мы должны подкреплять их веру в свою способность догадываться. Догадка — это превосходный способ верного решения многих проблем.

В этой игре поощряется способность детей чаще полагаться на свои предположения, догадки и интуицию. Если мы будем с уважением относиться к догадкам и предположениям детей, они начнут чаще попадать в точку.

Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: Можете ли вы сказать мне что-нибудь, что вы знаете абсолютно точно? Можете ли вы сказать мне что-нибудь, что вы знаете приблизительно? Можете ли вы сказать мне что-нибудь, о чем вы не знаете и можете только догадываться?

Иногда бывает лучше, если мы, не зная ответа на заданный вопрос, не отказываемся сразу на него отвечать, не говорим: "Я не знаю", а пытаемся догадаться. Поэтому я хочу поиграть с вами в угадывание. Мы начнем играть прямо здесь, в нашей классной комнате. Закройте, пожалуйста, глаза. Я буду задавать вам вопросы, ответы на которые вы должны будете угадать. Сразу, как только вам в голову придет ответ, громко отвечайте мне:

Сколько столов стоит в нашей классной комнате? Теперь откройте глаза и посчитайте.

Сколько у нас в классе мальчиков и сколько девочек? Теперь откройте глаза и снова сосчитайте.

Сколько человек из нас пришло сегодня в джинсах?

У скольких детей в нашем классе светлые волосы?

Сколько детей пришло сегодня в школу в отличном настроении? Теперь откройте глаза, спросите друг у друга и сосчитайте.

Можете ли вы мне сказать, в каком настроении я пришла сегодня в класс? Теперь откройте глаза и спросите меня.

Не кажется ли вам, что угадывать интересно? Сейчас вам надо будет догадываться о более сложных вещах, требующих, вероятно, некоторого времени для размышления. Возьмите бумагу и карандаш и напишите имена двух детей из нашего класса. Или, если хотите, можете написать мое имя и имя одного ребенка. Потом придумайте по одному вопросу, который бы вам хотелось задать каждому из этих людей. Возможно, это будет вопрос, который давно не дает вам покоя, а может быть, вопрос, который пришел вам в голову прямо сейчас. Под каждым вопросом оставьте достаточно места. (Дождитесь, пока все дети запишут свои вопросы.) Теперь опять закройте глаза и представьте себе, что вы подходите к человеку, которому адресован ваш вопрос. Услышьте в своем воображении, как вы задаете ему вопрос. Постарайтесь задать вопрос как можно дружелюбнее, чтобы человеку было приятно на него ответить. Постарайтесь увидеть в воображении, как он смотрит на вас и дружелюбно вам отвечает. Затем откройте глаза и запишите ответ. Потом проделайте все то же самое со вторым человеком. (В заключение дайте возможность желающим зачитать свои вопросы и ответы. После этого могут высказаться те, кому были адресованы вопросы.)

Анализ упражнения:

— Почему каждый человек имеет право угадывать?

Волшебный Вилли

ИГРА 23 (с 8 лет)

Цели: Здесь любознательность ребенка пробуждается чувственно воспринимаемым действием. Играйте в "Волшебного Вилли" до тех пор, пока каждый из детей по очереди не поработает с ним. В результате у детей появится положительная мотивация и готовность к восприятию нового материала.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Я принесла вам сегодня нечто необычное. Этого нельзя увидеть, но можно потрогать руками. Вы можете размять это, как пластилин или глину, и сделать из этого все, что хотитекакую-нибудь вещь, игрушку, человечка. (Вытащите теперь "волшебного Вилли" — воображаемый комок пластичного материала — и покажите детям, как вы из него лепите). Это "волшебный Вилли"совершенно необыкновенный материал, который можно разминать и лепить из него, как из пластилина, глины или воска. Я сейчас из него что-нибудь сделаю, а вам надо будет догадаться, что я слепила. Кто догадается, должен мне об этом сказать... (Начните лепить какой-нибудь простой предмет, имеющий очевидную форму, чтобы дети быстро могли понять, как играть в эту игру. Это может быть тарелка, стакан или футбольный мяч. Затем передайте "волшебного Вилли" сидящему рядом с Вами ребенку. Всякий раз, когда воображаемый предмет угадывается, "волшебный Вилли" переходит к следующему ребенку.)

Размышления

ИГРА 24 (с 8 лет)

Цели: У школьников возникает много вопросов. Их любознательность в значительной мере сосредотачивается на вопросах, которые обычно беспокоят и взрослых. Как научиться зарабатывать хорошие деньги? Почему ссорятся мои родители? Нравлюсь ли я окружающим? Если мы будем серьезно относиться к такому элементарному любопытству детей, можно надеяться, что они захотят узнать и тайны чтения, письма и счета.

'Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: О чем ты временами задумываешься? О будущем? О том, как ты выглядишь? О своих чувствах? О каких-то прошедших событиях? О деньгах? О знаменитых людях? О друзьях? О чем еще тебе бывает интересно подумать? Задумайся на некоторое время о вещах, которые тебя занимают и о которых ты хотел бы побольше узнать. Запиши то, что для тебя важно; придумай историю, в которой мальчик или девочка твоего возраста очень много над чем-нибудь размышляют; нарисуй то, что тебя занимает. (После этого дайте детям возможность объединиться по двое или по трое и поговорить о том, что они придумали, записали или нарисовали.)

Анализ упражнения:

— Когда у тебя бывает время подолгу думать о важных для тебя вещах?

— Есть ли у тебя такое место, где ты можешь спокойно подумать о занимающих тебя вопросах?

— С кем ты обычно обсуждаешь важные для тебя вопросы?

Спокойное место для размышлений

ИГРА 25 (с 9 лет)

Цели: Это чудесное воображаемое путешествие, напоминающее детям о том, что очень часто ответы на важные вопросы находятся внутри них самих.

Материалы: Бумага и цветные карандаши каждому ребенку.

Инструкция: Можете ли вы назвать мне вопросы, о которых ребята вашего возраста больше всего любят говорить со своими друзьями, братьями и сестрами? Можете ли вы назвать мне вопросы, которые ваши сверстники больше всего любят обсуждать со своими мамами? Можете ли вы назвать мне вопросы, которые вы и ваши друзья больше всего любят обсуждать со своими лапами?

Теперь я хочу, чтобы вы некоторое время поразмышляли и придумали вопрос, на который вам очень хочется узнать ответ. У всех есть такие вопросы? Кто уже придумал такой вопрос, поднимите руку. Я хочу показать вам, каким образом вы сами сможете ответить, полностью или частично, на свой вопрос.

Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствиятакое место в душе, где тихо и спокойно.

Если ты хорошенько прислушаешься, то можешь услышать, как волны океана мягко накатываются на берег. Быть может, сначала шум океана слышится где-то далеко, однако постепенно звук накатывающейся на берег воды становится все громче и громче... Затем волна откатывается обратно... Потом снова бросается на берег и снова отступает... Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и все, что тебя напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать твой ум спокойным и ясным.

Представь себе, что ты сидишь на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглядись вокруг и ты обнаружишь,

что на берегу ты совсем один. Солнце клонится к закату и окрашивает небо в золотые, красные, розовые и сиреневые тона. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца всей своей кожей и, бросая взгляд на воду, видишь играющие на волнах блики.

Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты слышишь, как кричат чайки, позволяя ветру уносить себя высоко в небо. Временами они парят почти неподвижно, замирая во встречном потоке воздуха. Ты чувствуешь себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно и пользуешься спокойствием и тишиной моря, чтобы задать себе важный вопрос. Найди для своего вопроса простые и ясные слова. И пока ты будешь тихо произносить свой вопрос, смотри на морскую даль и будь готов к тому, что море даст тебе какой-нибудь ответ.

Возможно, ты услышишь этот ответ сквозь шум прибоя... Возможно, море покажет тебе какую-нибудь картину, какой-то образ... Возможно, ты ощутишь в себе какое-то чувство, которое поможет тебе найти правильный ответ... Может быть и так, что море просто подскажет тебе новые слова, чтобы ты смог четко и ясно сформулировать свой вопрос. (30 секунд.)

В любом случае, теперь ты знаком с этим тихим и спокойным местом в глубине твоей души. И ты можешь возвращаться сюда в любое время, когда захочешь обдумать что-то важное. Сейчас ты можешь попрощаться с этим местом и медленно вернуться сюда, в эту комнату. Потянись, выпрямись, открой глаза и снова будь здесь, свежий и полный бодрости.

Теперь возьми листок бумаги и нарисуй картину. Ты можешь нарисовать то место у моря, где ты сейчас был, или то чувство, которое ты испытал, или твой вопрос, или полученный ответ. Нарисуй то, что ты считаешь нужным. (10 минут. В заключение дайте детям возможность небольшими группами обсудить свои рисунки).

Анализ упражнения:

— Получил ли ты какой-нибудь ответ на свой вопрос?

— Изменился ли твой вопрос?

— Как ты чувствуешь себя сейчас?

Интересный вопрос

ИГРА 26 (с 10 лет.)

Цели: Часто в жизни решающее значение имеет то, умеем ли мы задавать правильные вопросы. Ответы на многие вопросы со временем могут устаревать. Поэтому в наш век быстрых перемен мы должны быть готовы к тому, чтобы хорошо формулировать проблемы и задавать по-настоящему интересные вопросы. Детям важно учиться этому.

Материалы: По одной карточке белого и красного цветов для каждого ребенка и небольшой ящик.

Инструкция: Знаете ли вы кого-нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли вы привести пример интересного вопроса? А теперь задайте мне какой-нибудь скучный вопрос. Кем вы хотели бы быть: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет давать хорошие ответы?

Я хочу предложить вам игру, в которой вы сможете придумывать интересные вопросы. Мы запишем эти вопросы на карточках, положим карточки в ящик и перемешаем их. Потом каждый из вас сможет вытащить какой-нибудь вопрос и попытаться на него ответить. На белых карточках вам нужно написать такие вопросы, которые не относятся ни к кому лично и которые никого не могут смутить. Например, "Где находится самое высокое в мире здание?", "Что происходит, когда цветет бамбук?". На красных карточках нужно написать личные вопросы: "Когда ты последний раз соврал?", "Украл ли ты что-нибудь хоть раз в жизни?" и т.д. Каждый сейчас получит по одной белой и одной красной карточке. Когда вы напишите оба своих вопроса, положите их в ящик...

Теперь вы можете по очереди подходить к ящику и вытаскивать по своему усмотрению белую или красную карточку. Затем вы читаете вопрос и даете нам ответ на него.

После каждого выступления высказывайте свое мнение о том, интересен ли был вопрос и точен ли был ответ. Если кто-то из детей вытащит красную карточку, то, до того, как ребенок начнет отвечать, спросите его, действительно ли он готов к ответу на "острый" вопрос или, может быть, он все-таки предпочтет отложить его в сторону.

Анализ упражнения:

— Понравилась ли тебе игра?

— Какие вопросы тебе понравились?

— Доставило ли тебе удовольствие придумывать вопросы?

— Какой ответ показался тебе наиболее удачным?

— Какие вопросы труднее для тебя: белые или красные?

ф, риятные находки

27 (с 9 лет)

Цели: В этой красивой игре-импровизации обычные домашние предметы могут использоваться как бы в роли кнопки, включающей воображение детей. Сочиняя истории, дети неизбежно рассказывают интересные вещи о своей собственной жизни и тем самым лучше узнают друг друга. Поэтому игра "Приятные находки" оказывается эффективным косвенным средством сплочения группы.

Для того чтобы играть в нее, необходимо, чтобы дети доверяли друг другу и имели некоторый опыт импровизации.

Материалы: Каждый ребенок получает по одному полиэтиленовому пакету с лежащим внутри предметом, завернутым в бумагу. В пакете могут оказаться и хорошо знакомые бытовые предметы, и вещи не совсем обычные, например: чайная ложечка, пластмассовый стаканчик, нож для бумаг, ножницы, ваза, статуэтка Будды, какая-нибудь окаменелость, компакт-диск, блок-флейта, футболка и т.д.

Инструкция: Находили ли вы когда-нибудь что-то интересное? А кто из вас когда-нибудь терял что-то важное? Случалось ли вам находить вещь, которую вы когда-то потеряли и уже не надеялись найти?

Сейчас вам нужно будет представить себе, что вы неожиданно нашли какую-то важную вещь, которую давно считали потерянной. Каждому из вас я дам пластиковую сумку с неизвестным предметом, завернутым в бумагу. Пожалуйста, не заглядывайте пока в сумку и не смотрите, что там лежит. Каждый по очереди будет доставать из сумки свой предмет и говорить: "О, да это же моя... (например, чайная ложечка), которая потерялась давным-давно! Это моя самая любимая вещь, потому что..."А дальше вы должны придумать объяснение: почему вы так любите этот предмет, как и почему он потерялся, что для вас значит его возвращение.

Когда ребенок закончит свою импровизацию, спросите его, что из рассказанного произошло на самом деле. Будет замечательно, если Вы

еще больше разбудите любопытство детей, побудив их придумать и записать историю жизни этого предмета.

Анализ упражнения:

— Удивил ли тебя попавшийся тебе предмет?

— Ты узнал что-нибудь новое о ком-то из своих друзей?

— Любишь ли ты придумывать истории?

— Какая история больше всего тебе понравилась?

— Какая из вещей у тебя сейчас самая любимая?

Назад в будущее

ИГРА 28 (с 9 лет)

Цели: Здесь мы используем образ "Предсказателя будущего" для того, чтобы извлечь из темноты на свет желания и надежды ребенка, относящиеся к его будущей жизни. У большинства детей есть те или иные планы, мысли или мечты о будущем. Нередко это как бы отдельные кусочки мозаики. Игра подталкивает ребенка к тому, чтобы сложить эти кусочки в более или менее связную картину. Образы будущего — это важнейший источник вдохновения и мотивации, необходимый детям для того, чтобы обрести позитивное направление своего развития.

Материалы: Бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: Знаком ли кто-нибудь из вас с таким человеком, который регулярно читает гороскопы? А кто из вас знаком с человеком, который хоть один раз был у астролога? Знаете ли вы людей, которые хоть однажды ходили к гадалке? Кто из вас время от времени думает о том, как будет выглядеть его жизнь лет через десять или двадцать?

Разумеется, никто не может точно сказать, что будет происходить в его дальнейшей жизни. Однако время от времени бывает полезно помечтать о будущем, ибо иногда мечты сбываются.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Представь себе, что ты находишься в чужом городе и идешь по какой-то маленькой улочке. Справа и слева от тебя стоят красивые старинные дома. В одном из этих домов живет Предсказатель будущего. Это особенный предсказатель. Многим из тех, кто к нему обращался, он предсказал исключительно хорошее будущее, и у них появились дополнительные силы и решимость сделать свою жизнь прекрасной. Ты открываешь тяжелую дубовую дверь, и за ней тебя встречает дружелюбного вида седой старик. Он приглашает тебя следовать за ним. В его кабинете тебе бросаются в глаза стеллажи со старинными книгами. На столе лежит колода карт и чудесный светящийся хрустальный шар. На диване спит пятнистый черно-белый кот. Предсказатель предлагает тебе сесть в удобное кресло и внимательно на тебя смотрит. Затем он говорит: "Закрой глаза, и я расскажу тебе что-нибудь хорошее о твоей будущей жизни..." И после этих слов ты засыпаешь. Ты уже не знаешь, слышишь ли ты голос старого предсказателя или смотришь свой собственный сон. Перед тобой возникают образы твоей будущей жизни. Возможно, ты видишь, как и кем ты работаешь, видишь людей, которые работают вместе с тобой... Возможно, ты видишь свой будущий дом и людей, вместе с которыми живешь... Потрать некоторое время на то, чтобы подробно рассмотреть отдельные образы своего сна. Время от времени до тебя доносится дружеский голос Предсказателя. Ты можешь разобрать отдельные фразы: "Ты толковый... Мы тебя любим... Ты можешь это сделать..."Эти слова помогают тебе смотреть твой чудесный сон. (1 минута).

Теперь ты чувствуешь, что настало время прощаться с Предсказателем. Ты открываешь глаза и благодаришь старика за то, что увидел здесь. Возможно, ты хочешь ему что-то сказать на прощание, возможно, он сам что-то говорит тебе. Старик провожает тебя до двери. Ты снова идешь по маленькой улочке и возвращаешься сюда к нам. Немного потянись, выпрямись и открой глаза.

Возьми листок бумаги и запиши все, что ты видел и слышал во время твоего сна. Места, которые остались неясными, ты можешь дополнить тем, что сейчас придет тебе в голову. Сверху напиши заголовок "Взгляд в будущее". Если хочешь, можешь придумать для своих заметок какое-нибудь совсем другое название.

После этого пусть дети разделятся на пары и дадут друг другу почитать свои записи. А в заключение некоторые из них могут прочитать свои заметки всему классу.

Анализ упражнения:

— Как ты чувствовал себя в доме у старика?

— Почему так важно представлять ясную картину своего будущего?

— Что в твоих заметках тебе больше всего нравится?

— Что тебе больше всего понравилось в историях других ребят?

Придумай вопрос

ИГРА 29 (с 8 лет)

Цели: Когда дети в рамках какой-нибудь темы учатся задавать хорошие вопросы, они нередко так сильно проникаются этой темой, что пытаются сами найти ответы на волнующие их вопросы, залезая для этого в энциклопедии или обращаясь за советом к старшим.

Данная игра привлекает внимание детей к искусству задавать вопросы. Вы можете использовать ее снова и снова — в каждой новой теме. Выберите тематику, соответствующую уровню детей, и отнеситесь серьезно к каждому их вопросу, а не только к тем, которые действительно сложны и требуют размышлений. Кроме того, объясните им, что в жизни умение задавать хорошие вопросы, по меньшей мере, столь же важно, как и умение находить правильные ответы.

Инструкция: Сегодня я хочу задать вам несколько вопросов:

Кто из вас хотел бы стать учителем?

А кто из вас хотел бы стать исследователем?

Вам хотелось бы иметь лошадь?

Вы хотели бы иметь дома собаку?

Кто из вас хотел бы быть вопросом?

Кто из вас хотел бы быть ответом?

Я хочу попробовать поиграть с вами в игру, которая называется "Придумай вопрос". Вопросыэто своеобразные инструменты, с помощью которых мы можем лучше узнать других людей, открыть для себя их интересы и желания.

Но с помощью вопросов мы можем также глубже узнавать и самих себя, можем учиться лучше понимать окружающий нас мир. Я сейчас дам вам ключевое слово и посмотрю, сколько вопросов к этому ключевому слову вы сможете придумать. Итак, первое ключевое словохлеб. Называйте вопросы, которые приходят вам в голову, а я буду записывать их на доске.

Другими важными ключевыми словами для младших школьников могут быть следующие: солнце, вода, воздух, тело, друзья, родители, работа, музыка, велосипед, сон и т.д. Позднее обсудите с детьми, какие вопросы оказались для них особенно интересными. Эти вопросы можно потом специально исследовать и обсуждать. Есть еще один замечательный вариант этой игры. Принесите в класс несколько интересных фотографий, пробуждающих детское любопытство. Это могут быть фотографии, ярко передающие чувства изображенных на них людей, или же снимки каких-то интересных ситуаций. Попросите детей сформулировать вопросы, которые они хотели бы задать изображенным на фотоснимках людям.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе придумывать интересные вопросы?

— Почему вопросы так важны?

— Какой важный вопрос тебя сейчас особенно волнует?

— Как бы ты сам ответил на свои вопросы?

— Для ответов на какие вопросы тебе нужны другие люди?

— Кто в нашем классе задает больше всего вопросов?

— Бывают ли "запрещенные" вопросы?

— Кто в твоей семье задает больше всего вопросов?

Странные вопросы — странные ответы

ИГРА 30 (с 10 лет)

Цели: Здесь идет речь не об "умных" вопросах, как в игре "Придумай вопрос", а о фантастических, отчасти даже сюрреалистических вопросах. В буквальном смысле это — невозможные вопросы, поскольку они не укладываются в рамки представления о возможном и иногда противоречат законам природы. Их огромное достоинство состоит в том, что они создают атмосферу удивления и дарят радость от самого процесса задавания вопросов. Начните с нескольких предлагаемых здесь вопросов и попросите детей дать на них как можно более интересные ответы. После этого дети смогут сами придумывать странные вопросы и изобретать странные ответы на них. Для того чтобы как-то упорядочить этот творческий хаос, Вы можете предложить детям задавать вопросы по определенной теме. Таковыми могут быть, например, история, развлечения, спорт, питание, риск, здоровье, окружающая среда и т.д.

Инструкция: Я хочу предложить вам поиграть в игру "Странные вопросыстранные ответы". Сначала я задам вам пару необычных, странных вопросов, а вы попытаетесь придумать к ним такие же странные ответы. Смысл этой игры состоит, главным образом, в том, что мы сталкиваемся с вещами, о которых никогда не слышали и никогда не думали, и которые при этом бывают временами очень удивительными и интересными. Потом вы сами сможете придумывать странные вопросы.

Первый странный вопрос, который я хочу вам задать, будет вот какой: "Чего бы тебе хотелось больше: присутствовать при сотворении мира и написать об этом репортаж, или же пережить конец света и написать о нем?" Какие ответы приходят вам в голову?

Вот еще странные вопросы:

— Чем бы ты предпочел быть: идущей рукой, поющей ногой или бегущей головой?

— Какой цвет вкуснее: красный или зеленый?

— Кем бы ты хотел быть: ученым, который нашел лекарство от СПИДа; ученым, который покончил с голодом на всей Земле; уче-

ным, придумавшим новый язык, на котором может говорить каждый человек в мире?

— Как бы ты хотел пройти по жизни: как Т, как Н или как В?

— С кем бы ты хотел провести целый день: с Борисом Николаевичем Ельциным, с группой "Лицей" или с Евгением Кафельниковым?

— Тебе надо выбрать возраст, в котором ты проживешь всю оставшуюся жизнь. Какой возраст ты выберешь?

— Каков вкус денег?

— Как звучит солнечный свет? А как звучит лунный свет?

— Кем бы ты предпочел быть: полосками зебры, бородавками жабы или рогом носорога?

— Как тебя никому нельзя называть: глупым, безобразным или нечестным?

— Согласишься ли ты прожить на пять лет меньше, если за это ты станешь необычайно красивым и привлекательным?

— Хочешь ли ты съесть таблетку, которая даст тебе возможность дожить до 250 лет?

— Если бы ты смог изменить свой класс, ты сделал бы всех умнее, красивее или нежнее и заботливее?

Анализ упражнения:

— Тебе больше нравится придумывать странные вопросы или странные ответы?

— Какой из странных вопросов понравился тебе больше всех?

— Какой из странных ответов тебе больше всего понравился?

— Понравилась ли тебе эта игра?

Правда и ложь

ИГРА 31 (с 10 лет)

Цели: Это очень интересное занятие, в ходе которого дети могут лучше узнать друг друга. Оно особенно хорошо подходит для начала учебного года, когда начинается новый этап жизни, поскольку дает детям возможность узнать друг друга глубже и с разных сторон. Кроме того, эта игра заставляет задуматься об истине, лжи, заблуждении. Каждый ребенок может проверить, насколько реалистично он может оценить других детей.

Инструкция: Сядьте, образуя круг. Представьте себе, что все мы выпили волшебный напиток. Когда кто-нибудь его выпьет, он обязательно должен два раза сказать правду и один раз соврать. Я хочу, чтобы сейчас каждый из вас сказал о себе три вещи, две из которых были бы правдой, а одна ложью. Остальные должны попробовать отличить одно от другого. Сначала буду говорить я...

Покажите детям на своем примере, что речь не должна идти о чем-то поверхностном или формальном. Потом дайте им возможность угадать, какие Ваши утверждения были правдивыми, а какое ложным. Подождите со своим ответом до тех пор, пока все желающие не получат возможность высказать свою догадку. Потом передайте слово своему соседу справа или слева.

Анализ упражнения:

— О ком ты узнал что-то новое?

— Удавалось ли тебе обычно заметить, какие высказывания были ложью?

— Трудно ли тебе было угадывать где правда, а где ложь?

— Что ты выигрываешь, когда говоришь правду о себе?

Глава 3

Навыки учения

Эстафета хороших известий

ИГРА 32 (с 6 лет)

Цели: Нередко в начале учебного дня (или недели) дети не могут сосредоточиться, а их мысли блуждают где-то далеко. Этой разогревающей игрой можно начинать рабочий день (неделю), легко мобилизуя внимание детей. Она помогает детям сосредоточиться на конкретном вопросе и получить от этого удовольствие. Вы можете предлагать темы для обмена новостями, задавая исходный вопрос, не забывая при этом, что вопрос всегда должен быть позитивно окрашен.

Материалы: Теннисный мячик.

Инструкция: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера (на прошлой неделе). Причем, пока вы говорите, теннисный мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, т.е. бросьте мячик кому-то другому, кто сидит не очень далеко от вас.

Проследите за тем, чтобы никто из детей не был пропущен, и, если группа большая, чтобы дети не говорили слишком долго.

Варианты вопросов:

— Кто за последнее время доставил тебе большое удовольствие?

— От кого вы в последнее время слышали что-нибудь интересное?

— Кем ты сейчас восхищаешься?

— Какую проблему тебе удалось недавно решить?

— Какую особенно красивую мелодию довелось тебе услышать в последнее время?

Эту разогревающую игру Вы можете связать и с учебной программой: "Расскажи, что тебе больше всего понравилось из того, что мы на прошлой неделе изучали по истории?"

Прочисти мозги!

ИГРА 33 (с 10 лет)

Цели: Предлагаемый здесь комический ритуал разом решает несколько различных задач:

— создает веселое настроение в классе

— дает детям возможность немного подвигаться

— создает в группе то замечательное единство, которое легко возникает во время совместной физической деятельности ее участников.

Инструкция: Все ненадолго встаньте и немного потянитесь. Прямо сейчас мы все вместе совершим особый ритуал. Этот ритуал должен помочь нам удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума. Вытянитесь вверх, как будто вы хотите достать до потолка, потянитесь во все стороны, раскинув руки как можно шире, и напрягите все свои мышцы! Теперь встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 сантиметрах от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть нить туда-сюда, от одного уха к другому... Оглянитесь вокруг и смотрите, как мы делаем то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раздва, раздва! Влевовправо, влевовправо! Знаете, кто вы сейчас? Выумственные трубочисты. Вы прочистили содержимое ваших голов, так что огонь вашего познания может теперь гореть ярким светом, и вы снова готовы к новым открытиям.

Принц-на-цыпочках

Date: 2016-07-20; view: 325; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию