Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отыгрывание (Отреагирование вовне, acting out)





Тенденция к повторению и воспроизведению бессознательных желаний, фантазий, импульсов, сформированных в отдаленном прошлом.

Здесь играет значительную роль весьма важное свойство нашей психики – мы реагируем на то, чего не помним.

В принципе любое компульсивное поведение, неожиданный поступок могут подразумевать отыгрывание в силу того, что актуальность внутреннего напряжения или фантазийного материала зачастую непредсказуемы, а провоцирующим, оживляющим внешним фактором, запускающим каскад активизации глубинных процессов, способна оказаться едва приметная, совсем малозначительная деталь.

Постольку поскольку каждый из нас несет в себе достаточно плотный по своей интенсивности материал ранних впечатлений, и актуализация его может произойти в любой момент, то вряд ли стоит утверждать о стопроцентной уверенности относительно того, что может с нами произойти в следующую минуту, и на какие действия мы, вдруг, решимся.

Люди, которые полагаются на отреагирование как на доминирующий способ в решении своих проблем, характерологически определяются как компульсивные.

 

Эротизация

Преобразование страха, тревоги и других дезорганизующих чувств в переживание радости и жизнеутверждения.

Сексуальное побуждение является одним из наиболее мощных факторов выживания и одновременно наличием доказательства для организма того, что он жив.

Поэтому вполне естественно допустить, что многие человеческие травмы инстинктивно сексуализируются

Фобос трансформируется в Эрос. И в данной способности заложен можный биологический, психологический и ноологический (от греч. noos – дух) подтекст.

Страх преобразуется в любовь, постольку поскольку уже содержит в себе ее потенцию.

Данное положение можно сформулировать следующим образом: Фобос включает в себя Эрос, а Эрос включает в себя Фобос.

Сексуализировать можно любой объект – власть, профессию, славу, деньги и т.д. Хорошо известно, насколько эротичным бывает процесс обучения, особенно в присутствии талантливого учителя.

Представленный механизм адаптации с моей точки зрения может рассматриваться как вариант сублимации.

 

Сублимация

Применение к данному понятию термина «защита» мне представляется не совсем логически обоснованным, хотя по традиции, положенной Фрейдом ее и можно определить как «успешную» или «зрелую» защиту.

Строго говоря, сублимация представляет собой продуктивный и высокоэффективный процесс не только в разрешении жизненных коллизий, но и для поступательного психического и духовного развития. Данный механизм позволяет энергию, первоначально направленную на деструктивные побуждения, перенаправить на творческую, созидательную активность, примером которой служит не только проявление успешности в профессиональной деятельности, но и способность сотворить свою жизнь как произведение искусства.

Если остальные защиты предназначены снизить уровень тревожности, то представляемая стратегия призвана эту тревогу обратить в любовь.

 

Резюме.

Только что мы рассмотрели основные психологические защиты, или адаптационные душевные механизмы.

Подытоживая сказанное, обобщим принципиально важные положения, касающиеся изложенной информации.

По всей видимости, предметом первостепенного интереса здесь послужат вопросы относительно: функции защит, их задач, причин предпочтения тех или иных стратегий реагирования, сущности и смысла трансформационного процесса.

Основная функция защитных формирований – выживание особи и адаптация ее к миру (Закон Выживания).

Главные задачи: 1. Снижение уровня базовой тревоги, образующейся незадолго до рождения и приобретающей масштаб переживания ужаса в момент появления на свет (Родовая травма). С тех пор организм стремится избежать или овладеть мощным угрожающим чувством, дезорганизующим продуктивность его жизнедеятельности. 2. Сохранение самоуважения – то есть собственной значимости.

Предпочтение той или иной защиты зависит от характера стрессов, пережитых в раннем возрасте, подражания образцам защитного поведения взрослых, закреплением сформированных навыков опытным путем.

Почему мы говорим о каких-то защитах как «незрелых», не смотря на то, что они содержат в себе и определенные позитивные аспекты, позволяющие в достаточной мере эффективно адаптироваться к жизни?

Причина в том, что они, являясь образцом усвоенных форм поведения, всего лишь повторяют, воспроизводят некую устойчивую матрицу индивидуальных реакций, в то время, как смысл развития заключается в обретении, формировании и усилении новых навыков эффективного освоения жизненного пространства.

Защиты временно сглаживают неприятности, но не решают их. Они ретушируют проблему, но не освобождают от нее. Временное дистанцирование от какого-то актуального фактора представляет лишь краткую передышку, после которой снова предстоит неизбежная встреча с тем, что тревожит.

К тому же указанные защиты нуждаются в большом расходе психической энергии для коррекции насущной ситуации, что рано или поздно приводит к истощению жизненных ресурсов. Например, иногда можно выпить для того, чтобы расслабиться и отключиться от назойливой проблемы, но напиваться всякий раз при малейшей неприятности само по себе уже становится новой и, зачастую более тяжелой проблемой.

С другой стороны, было бы ошибочным думать, что личностная трансформация предполагает тотальную ликвидацию всех непродуктивных защит. Подобный подход представляется чрезмерно требовательным, и в общем-то нереальным. Да и как таковой он грешит некоторым перфекционизмом –немотивированным претендованием на абсолютное совершенство, что является выражением примитивной идеализации, к чему, увы, проявляют склонность некоторые невротические проповедники тех или иных систем «оздоровления и совершенствования» личности. Постольку поскольку какая-то инфантильная часть нашего естества продолжает существовать и во взрослом возрасте, речь идет не об уничтожении ранних защитных механизмов, а о сведении их влияния к минимуму в пользу активизации сублимационных процессов.

Такая позиция позволяет уберечь энергию от неадекватной растраты и перенаправить ее на реализацию созидательных намерений. Настоящее положение предоставляет возможность ответить на один из самых частых и животрепещущих вопросов: «почему многие, даже тщательно продуманные планы, срываются, заветно выношенные мечты, не исполняются, а исполненные решимости намерения, не претворяются в результаты?». Причиной становится недостаток жизненной энергии, расходуемой на осуществление и поддержание громадного аппарата психологических защит. Как только последние прорабатываются и занимают более скромное место в динамической структуре душевной организации, самым естественным образом освобождается витальная сила, количества которой как раз и не доставало для того, чтобы наполнить будущее.

 

 

ЗДЕСЬ

Общеславянская основа sьde содержит в себе сочетание и.-е. корней se- и de-.

Se: лежит в основе таких значений как «семя» – spiro «дышать» – spirit «дух» – speir «небо».

De: означает как «связывать», так и «священнодействовать».

Se-De буквально «связанный с духом».

Следовательно, быть “здесь” – значит, реально жить, иметь отношение к измерениям Священного. И соответственно, быть духовным – значит присутствовать “здесь”. Все остальное – лишь размышления о духовности.

Семантическое поле: Здесь – Семя – ДухНебо – Связь – Священнодействие.

 

ЗДОРОВЬЕ

И.-е. база deru (doru) – та же, что и в русском «дерево» + приставка su- (соединять).

Древнеиндийское sudruh – «крепкое, могучее дерево».

Здоровье как исцеление.

Среднехорватское оздравити – «выздороветь», «вылечить». Словенское zdraviti «лечить».

Этимологически прослеживается связь между понятиями «исцеление» – «исчисление» (Число). В древних антропоморфных представлениях исцеление было равносильно сложению всех частей тела воедино.

Ирландское ice «исчисление» – hice «исцеление».

С другой стороны наглядно проявляется взаимосвязь: Здоровье – Слово. И.-е. lek- «издавать звуки» явно соотносится с русским «лечить».

Древнеиндийское yacati (с как ч) – «умолять» и древнеиндийское yacac – «исцеление».

И.-е. lek- «говорить», но «лечить».

И.-е. uer- «говорить» и «врачевать».

И.-е. leg- «собирать» отражает смысл «обретать целостность», «приходить к целому», наподобие того, как из разрозненных частей конструктора мы создаем целостную композицию.

Сравним латинское lego «собираю», «читаю», legenda “сказание”, первоначально - «то, что должно быть прочитано», legendus – «подлежащий прочтению», греческое lego «собираю», «считаю» (Число). Но кроме того, греческое lego означает «сообщаю», «говорю» (Слово) и впрямую соотносится с греческим logos – «Слово», «речь».

Значение «врач», «лечить» в древних языках развивалось из значения «подбирать слова для заговора».

Семантическое поле: ЗдоровьеДеревоЧислоСлово.

 

 

ЗЕМЛЯ

И.-е. g’hem (g’hom) – «земля».

Латинское humus < homos – «земля», но латинское homo – «человек» (буквально получается – «земляной», в смысле «сделанный из земли»).

О.-с. zemja (из и.-е. g’hemia) – сравнимо с – “химия”.

С другой стороны имеем: древневерхненемецкое heim – «домашний очаг», древнеисландское heimr – «жилье», «мир», «вселенная», английское home – «дом», «жилище», что соотносится с понятием «Семья».

Символизирует женское начало. Горизонталь – в отличие от сакральной вертикали – является олицетворением всего тленного. В качестве женского аспекта содержит в себе материнский принцип (Мать – Земля). Небо оплодотворяет землю жидкостью-семенем – дождем. И тогда рождается жизнь.

Земля приносит плоды и принимает обратно в свое лоно. И, стало быть, это – Великая Мать, которая символизирует собою плодородие и возрождение.

Обряд погребения связывается с представлением о том, что тело усопшего вновь помещается в символическую утробу, дабы обретя зародышевое состояние, вновь пройти через весь цикл развития и заново возродиться.

Для алхимиков Земля – материнское чрево, первичный элемент, materia prima (первичная материя), в недрах которой пребывает потенция философского камня. Это – хтоническая субстанция – изначальный хаос, руда, которая, однако, содержит в себе прообразы металлов.

Этимологически ряд «Мать – Материя – Тьма» являет собой очевидное смысловое единство.

Слово зЕМля содержит в себе фонему ЕМ – то есть: поглощаю пищу. Поедание как заглатывание, поглощение, представляет собой процесс, синхронистичный коитусу, где аспектом фаллическим, проникающим становится пища, а вагинальным – ее принятие, вбирание внутрь.

Английское earth – «земля» - eat – «есть, пища» соответствует приведенной русской параллели.

Таким образом, становится понятной сакральная подоплека рассматриваемого понятия.

Семантическое поле: Земля – Утроба – Жилище - Мать – Еда.

 

 

ЗЛО

И.-е. корень g’hul – «изгибаться», «кривиться», «изворачиваться».

Авестийское zbarэmna – «идти вкривь». Персидское зур – «ложь». Древнеиндийское hvalati – «сбивается с пути», «заблуждается».

Если говорить относительно человека, то зло заложено на уровне инстинктов в самой его природе.

Тем не менее, оно уживается в нем с позитивными и созидательными силами любви.

При этом следует отметить, что такое явление как ненависть имеет свое предназначение – быть направленной на борьбу со злом в самом человеке, а не с другими людьми, и в этом заключается ее очистительный смысл. Извращение механизма регулирования деструктивных сил начинается тогда, когда они направляются на других людей. И тогда в конечном итоге получается, что личность в течение всей своей жизни занимается самоуничтожением.

Мы непрестанно сталкиваемся с одним из труднообъяснимых феноменов, который проявляется в склонности людей объединяться с деструктивными силами. А свидетельством тому является наполненность мира ненавистью, склоками, бессмысленными конфронтациями. Кстати, любопытная тенденция, подтверждающая сказанное, наблюдается и у пациентов – тех людей, чей уровень саморазрушения оказался уже критическим: нередко они вовсе и не стремятся к излечению. Откуда это парадоксальное и бессмысленное сопротивление?

Таким образом, инстинкты жизни и смерти пребывают в динамическом взаимодействии. Развитие же динамики этих отношений таково.

Рождение проявляется болезненным неприятием негативных реалий, что вызывает противоречие с субъективным восприятием внутриутробного развития.

Взросление подкрепляется убеждением, что путь удовольствия пролегает через неизбежные самоограничения и страдания.

Период младенчества вынуждает ребенка столкнуться с пассивной формой ограничения, например, когда он испытывает голод, будучи оторван от материнской груди.

Однако со временем приходит осознание того, что удовольствие неизменно сопряжено со страданием (голод сменяется насыщением и наоборот). И тогда самоограничение становится активным, что порождает сознательное принятие страдания.

Формы саморазрушения хорошо известны – это неудачи, травмы, болезни, жизненные невзгоды, так называемые несчастные случаи.

Теперь рассмотрим механизм развития личного зла.

С самого момента рождения, как уже выяснилось, ребенок наполнен агрессивностью, направленной на внешний мир.

Любое ограничение вызывает даже у младенца неприятие и протест.

Первым же ущемлением комфорта является сам акт рождения, когда приходится покидать благоприятную среду материнской утробы.

Однако материнская ласка вскоре компенсирует подобную утрату. Объятие имитирует теплое чрево и тем самым обеспечивает чувство безопасности, а питающая грудь насыщает силой.

В этот момент любое обстоятельство, несущее угрозу лишения удовольствия, резко повышает агрессивность ребенка с целью уничтожить опасный объект.

Следовательно, подсознательная цель любой агрессии есть уничтожение угрожающего объекта, иными словами, его убийство.

Значит, побуждение убить обусловлено примитивным и конкретным мотивом самообороны.

В повседневной жизни добропорядочного субъекта эти порывы подавляются. Но, будучи подавленными, они не исчезают, а формируются в комплексы.

Подавление связано с возникновением вторичного страха – перед возможным возмездием. Отсюда и желание избавиться от объекта, вызывающего страх. При осознании невозможности его прямого уничтожения включается механизм косвенного, символического убийства, видами которого являются: устранение, уход, отторжение. Или же включается механизм подавления подобного импульса – во избежание возможного возмездия.

Здесь появляется «точка бифуркации», то есть разделения влечений.

1). Импульс уничтожения приобретает скрытую, символическую форму: проклятия, угрозы, оскорбления, ирония, сарказм, претензии, упреки, осуждение, устранение раздражающего объекта - например, изоляция ребенка, если он докучает, действия «в отместку», или «на зло», стремление к спорам и непременному отстаиванию собственной правоты, не прошеные советы, навязывание кому-либо своего мнения.

И в конечном итоге убийство, так или иначе, завершается самоубийством. Такое происходит из-за того, что подсознательное желание убить разворачивается от объекта к субъекту. Срабатывает универсальный механизм: любое отношение к другому человеку автоматически переносится и на себя самого. Данное явление называется идентификацией – воображаемой подменой собственной личности посторонним объектом. Нам хорошо известно, как родители разделяют чувства своих детей, и наоборот. К примеру, отец бессознательно переживает удовольствие сына от успехов в школе – он идентифицирует себя со своим ребенком.

Такое поведение подразумевает перенос эмоций на собственную персону, и последняя начинает восприниматься как внешний объект.

Следовательно, если речь идет о враждебных чувствах, то рано или поздно, они перенаправляются на собственную личность. И возмездие все равно наступает.

Схема же довольно проста.

Любой человек, с которым мы общались или общаемся, находит свое место в нашей собственной душе. Очевидность данного положения доказать совсем несложно, если осознать, что даже в отсутствие объекта мы можем о нем помнить – на основании того, что несем его образ в себе. Такое свойство называется интроекцией – включением другого в структуру своей собственной психики.

Значит, всякая атака, адресуемая другому, в первую очередь находит этот адрес в душе атакующего. Удар приходится по себе самому. Следствие неизбежно.

Как уже выяснилось, всякая агрессия сводится к импульсу убийства. Убийство – преступление. Стало быть, раз убил – значит виновен.

Всякая вина ищет наказания.

Наказание – всегда боль.

Боль приходит в форме болезней, травм, несчастных случаев, катастроф – психических или ситуативных, «хронического невезения», неудач.

Правосудие свершается, и равновесие восстанавливается.

Ведомство, ответственное за исполнение подобных функций имеет свое название – Совесть.

2). Трансформация ненависти в любовь.

Мы знаем примеры, когда заклятые враги становятся закадычными друзьями, бывшие соперники заключают верный союз. Преображение деструктивных влечений в творческие и созидательные называется сублимацией. Механизм данного преобразования рассматривается в статье Индивидуация.

Обобщая сказанное, мы выделяем основополагающие понятия, которые предопределяют ход развития того или иного индивида. Это: Страх – Агрессия – Ненависть – Вина – Любовь.

Настоящий ряд представляет собой первичные аффекты, к которым в конечном итоге могут быть сведены все остальные человеческие побуждения.

Когда речь заходит о личностных так называемых «негативах», представляющихся не столь уж и «непростительными», например, такими как обида, или желание поспорить, в глубине своей они все равно восходят к базовым, изначальным влечениям.

Такими ли уж невинными на самом деле являются наши невинные проступки?

Проанализируем некоторые из них, уже располагая знаниями о том, как работает наша Психо-Логическая система.

Обида. Древнерусское и старославянское обида значит «обида», «ссора», «вражда». Корень vid. Соотносится с общеславянским zavida, zavistь, zavideti – то есть «зависть», «завидовать».

Зависть. Корень vid. Старшее значение – «смотреть, засматриваться недоброжелательно, косо или зло», «видеть искаженно».

Касательно корня vid имеем еще одно хорошо знакомое понятие – «ненависть».

Ненависть – «чувство острой вражды, злобы к кому-либо или чему-либо». (П.Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., «Русский язык», 1999).

Сербскохорватское ненавидети – «ненавидеть» и «ревновать», «завидовать». Словенское nenavist – «зависть». С другой стороны сербскохорватское навидети се – «жить согласно, в дружбе». Чешское navideti – «быть терпимым», «любить», отсюда navist – «симпатия», «приязнь», «любовь».

Выходит совсем просто: если нависть – это любовь, то не-нависть значит не любовь.

Таким образом на основании выявленной историко-этимологической взаимосвязанности рассматриваемых понятий, мы можем говорить об их несомненном корневом и смысловом единстве, с которым вполне согласуется и аспект психоаналитический.

Стало быть, мыслить чувство обиды как отдельное качество, элементарную реакцию, эмоциональный ответ на чей-либо выпад, мнимый или действительный, не имеет смысла, постольку поскольку оно прочно сцеплено в аффективной связке Обида –Зависть – Ненависть.

Если я на кого-то обижаюсь, значит, я его ненавижу и завидую ему.

Постольку поскольку ненависть содержит в себе агрессивное побуждение, то ее окончательным импульсом становится стремление к уничтожению.

Вспомним динамическую цепочку, где примитивный страх потери желанного объекта преобразуется в агрессию, направляемую в сторону объекта, несущего мнимую или действительную угрозу такого лишения.

Семантическое поле: ЗлоЛожь – Изгибаться – Кривиться – Изворачиваться – Сбиться с пути – Боль.

 

ЗОНА БЫТИЯ

Зона – от греческого zone “пояс” – «нечто единое, характеризующееся общими признаками».

Обозначение состояния степени жизнепроявления и жизнеспособности человеческого организма. Различаются Зона Живая и Зона Мертвая.

 

 

ЗОНА ЖИВАЯ (Жизнь)

Поведенческие признаки пребывающего в Живой зоне:

Наблюдение – неосуждение и безоценочная позиция.

Принятие – понимание и осознание того, что случающееся неслучайно, а является результатом собственного выбора.

Доверие – готовность взять ответственность за свой выбор и отказ от самооправданий.

Уверенность в незнании - осознание относительной истинности своих мнений и суждений.

Пребывание в вопросе - понимание того, что любой ответ не может быть исчерпывающим в силу ограниченности рассудка.

Естественное знание – озарение вследствие пробуждения интуиции (например, естественное знание дается ребенку, который однажды встает на ноги и идет, при этом не нагружая себя никакими установками, концепциями или рассуждениями относительно того, как это нужно правильно делать).

Присутствие – тотальное переживание себя «здесь и сейчас».

Участие – осознание себя соавтором собственной судьбы (Судьба, счастье), восприятие собственного существования как мистического факта.

Сотворение – уподобление Творцу - Автору и активное взаимодействие с Ним.

Следовательно, живой тот, кто пребывает в непосредственном переживании каждого мига бытия. Он тотально в нем присутствует, а стало быть, и участвует, и значит, ежемгновенно сотворяет, становясь тем самым образом и подобием Творца.

 

 

ЗОНА МЕРТВАЯ (Смерть)

Поведенческие признаки пребывающего в Мертвой зоне:

Склонность к осуждению и оценкам другого.

Претензии к миру вместо осознания собственного выбора

Самооправдания и отказ от собственной ответственности и стремление переложить ее на другого или на обстоятельства.

Самоуверенность (вовсе не тоже самое, что Уверенность в Себе) – как категоричная убежденность в собственной правоте.

Вера в безоговорочную истинность своих концепций, мнений, установок.

Рассудочность, притязания.

Привязанность к опыту прошлого и ориентация на прошлое.

Отчужденность от себя как носителя мистических свойств.

Иждивенческая позиция по отношению к миру.

У обитателя Мертвой зоны душа не сформирована как полноценная система и не соединена с духом. Жизнедеятельность обеспечивается за счет рефлексов и деятельности трех «низших» центров: инстинктивно-двигательного, эмоционального и ментального. И предел мертвого – смерть.

ИДЕЯ

Происходит из греческого idea – «видимость», «внешний вид» (Личность), «наружность» > «образ», «форма».

Более точно данное понятие характеризуется в соотнесении с понятием «мысль».

В этимологическом анализе проявляется их основное различие. Если Мысль есть результат нисхождения некой запредельной информации и соединение ее с воспринимающим индивидуальным разумом, то идея представляет собой продукт субъективной активности. Мысль – это надличные Логос и Мелос. Идея – личный эйдос, всполох воображения или фантазийной деятельности. В разговорной фразеологии прослеживается та же разница. Сравним наиболее характерные обороты: «у меня родилась идея», но «меня посетила мысль». И, в общем-то, можно сказать, что идея – это карикатура на мысль.

Идею можно рассматривать как навязчивый импульс, ставший неотвязным желанием, и значит, идея – это возведенная до обобщения страсть. И основная драма заключается в том, что люди становятся орудиями идей.

Любая идея претендует на тотальность, статус правоты и истинности, а также подчинение себе жизни; каждая идея посягается на власть.

На основании идеи выстраивается однокоренной семантический ряд, который можно представить в виде четкой последовательности значений: Идея – Идол – Идеология – Идеократия – Идеомания – Идеофобия.

Именно поэтому, любая идеология - как тенденциозная экспансия какой-либо идеи, никак не может быть откровением и носит всегда характер внедрения, порою насильственного и агрессивного.

Принцип идеологии – возведение некой частности в абсолютное значение. Такова эта странная идеологическая болезнь ума, принимающего часть за целое.

Любая идеология агрессивна и экспансивна, потому как представляет собой стремление овладеть Целым одной из его частей, и любая идеология неотъемлемо связывается с партийностью, а заканчивается тоталитарностью, ибо в этом переходе – ее суть.

Идеология знает только одно отношение к провозглашаемым идеям: восторженно-утвердительное. Идеология есть обожествление идеи, то есть в конечном итоге, объекта, который познаваем и постижим, и тем отличается от религии, где высшей ценностью является Личность-Субъект, не достигаемый в плане познания или овладения, но раскрывающийся в опыте непосредственного переживания, откровения. Потому настоящая религия, если она не превращается в идеологию, никогда не доходит до тоталитаризма и допускает даже собственное несовершенство, частичность по отношению к Абсолюту, распространяющемуся далеко за пределы ее знаний и представлений. Посему реальная религиозность, сокрушая идолов сознания, смещает акценты с Абсолютной Идеи к Абсолютной Личности, с которой возможная индивидуальная встреча.

Любая идеология, если мыслить психоаналитическими категориями, фиксирована на той или иной травме. Ущемленное национальное достоинство производит на свет националистическую идеологию. Кастрационный комплекс «ущемленного достоинства женщины» порождает идеологию феминизма. Нетравмированные общества и индивидуумы свободны от одержимостью идеологией.

И сознание лишь тогда освобождается от идейной одержимости, когда прорывается к признанию Абсолютного как Личного, а не Идеи. Душа тоскует по безыдейному состоянию, жаждет и ждет цельности, бесцельности, исцеления, предоставляющего возможность пребывания в бытии.

В конечном итоге идея сама по себе ничего не означает и, вырождаясь в автопародию, достигает поистине максимального абсурдизма – развязывание борьбы классов ради бесклассового общества, проявление непримиримости в борьбе за мир, уничтожение богатых ради всеобщего богатства, голодная смерть в борьбе за урожай. И за этой демонической исхищренностью, потрясающим, нелепым комизмом трагедии миллионов. Но самое трагикомичное в том, что идеи, в конце-концов, уничтожали тех, кто их порождал и утверждал. В одной и той же драме сплетаются трагедия живых и комедия призраков, которые управляют живыми.

Так проявляются в явственности своей три ступени Падения, а вернее От-падения: обезбоженный человек – обесчеловеченная личность – обезличенная мысль.

К счастью, власть идей постепенно сходит на нет, уступая место ценностям истинным и более значимым для сохранения и развития - таким как любовь, жизнь, природа, непосредственное озарение. И таким образом, идеи, вымирая, уступают место Мысли – как свободе мышления и ее воплощению – мудрости.

Семантическое поле: Идея – Видимость – Наружность – Личность – Форма – Образ – МнениеМораль.

 

ИДОЛ

Греческое eidolon – «вид», «образ», «призрак», «изображение».

Латинское idolum – «видение», «призрак».

Индоевропейский корень eid- тот же, что и в греческом idea.

Здесь по очевидным ассоциациям напрашивается сравнение с понятием «греза», «иллюзия», которое в свою очередь обнаруживает непосредственную семантическую связь со значением «грех».

Следовательно, галлюцинаторная продукция растревоженного мозга, называемая идеологией, столь же онтологически является извращением, что и грех, который «есть болезнь души» в формулировке VI Вселенского Собора, а по определению Григория Богослова «есть уклонение от доброго, не допускаемое… природой».

Семантическое поле: Идол – Вид – Образ – Призрак – Идея – Греза – Иллюзия – Грех.

ИМЯ

Значение слова восходит к и.-е. праформе en-men – «находящийся внутри, вкладываемый внутрь». В Традиции полагалось, что внутреннее принадлежит Священному Космосу, в то время как внешнее есть принадлежность хаоса, тьмы.

Примечательна взаимосвязь в латинском nomen «имя» и omen – «предзнаменование» (вспомним латинское выражение: nomen est omen – «имя это знамение») - numen – «сверхъестественное, запредельное». (Об опыте нуминозного переживания достаточно подробно рассказывается у Юнга). В этот же ряд органично вписывается и numerus – «число».

Проследим дальнейшее развитие скрытых сакральных смыслов.

Numerus – латинское Umerus – священное место жертвоприношения, где мог находиться только жрец. И.-е. omphal – «пуп» – середина Вселенной (Середина). Древнеиндийское ombharam – «небо». Латинское umbilicus – «пуп».

Семантическое поле: ИмяСерединаНебо – Пуп – Знамение.

 

 

ИНДИВИДУАЦИЯ

См. Индивидуум

Человеческая особь не появляется на свет сразу человеком. Для того, чтобы сделаться таковым, им необходимо стать, а для этого пройти целый трансформационный процесс, который позволит реализовать в максимальной степени присутствующие в организме потенции. Динамика подобного перехода и есть Индивидуация.

Подчеркивая актуальность данного вопроса, совершим краткий экскурс в историю мысли и обратимся к учениям, чьи интересы обращались к подобной тематике.

Гурджиевская система, опираясь на достижения суфийских практик, выделяет в человеческом организме наличие трех центров: физический, эмоциональный, интеллектуальный. Каждый из них в некоторой степени автономен и отвечает за соответствующие функции – интеллектуальный думает, эмоциональный чувствует, физический реализует потребности инстинктивно-двигательной сферы.

Однако, для того, чтобы организм был способен развиваться нормально и проявлять себя во всех своих потенциях, необходимо наличие четвертого центра – Магнитного – такого, который бы осуществлял координацию предыдущих центров, их гармоническое и сбалансированное сосуществование. Между тем, последний не дается с рождением – его предстоит еще сформировать посредством обретения необходимых знаний и психотехник.

Магнитный центр, в зависимости от следования той или иной традиции, определяется еще или как «астральное тело» или как «душа».Это как раз то, что превращает человеческий организм в человека и, в конечном итоге, предоставляет ему возможность бессмертия, ибо полученный вид энергии как более «тонкий» в отличие от телесного субстрата не подвергается тлену.

Значит, о человеке именно как о человеке можно говорить осмысленно и обоснованно в том случае, если он обладает душой (магнитным центром). В случае же отсутствия последнего (что в людской популяции далеко и отнюдь не редкость), речь может лишь идти о человекоподобном существе, или – антропоиде. Последний внешне ничем не отличается от человека ни анатомически, ни физиологически, ни социально. Разница лишь в том, что он обусловлен работой только трех центров. При этом очень важно заметить, что слову антропоид не придается никакого уничижительного оттенка. Оно лишь с научной объективностью описывает наличие факта. Более того, все мы, и каждый из нас, приходим в этот мир антропоидами. Далее же каждому антропоиду предоставляется шанс стать человеком и тем самым обрести индивидуальное бессмертие.

М. Хайдеггер, старейшина экзистенциальной философии, делает следующее различение: «Man» – или человек «безликий», представляющий собой существо, подчиненное стереотипам и механическому укладу, закрытое от свободы и бытия, ограниченное монотонностью собственного роботообразия. «Человек подлинный» в противоположность первому являет собой воплощение «Dasein», то есть состояния «бытия-в-мире», «вот-бытия», «здесь-бытия». Он переживает существование как исчерпывающую целостность и в конечном итоге обретает эту целостность, осуществляя максимально возможность самореализации. Он предельно открыт Миру и потому получает его силу, его созидательную мощь.

Т. Лири, предтеча и основоположник трансперсональной психологии, разработал своеобразную восьмиконтурную карту территории, которую мы называем психикой.

Первые четыре контура присущи всем особям как биологически запрограммированным существам.

1. Оральный контур биовыживания – связан с кормлением и безопасностью. Формируется в отношениях «мать – младенец»: сосание груди, прижимание к груди. На поведенческом уровне проявляется в тенденции к зависимости, иждивенчеству, манипулированию путем демонстрации своей «беспомощности». (Оральный тип по З. Фрейду, рецептивная ориентация по Э. Фромму).

2. Анальный эмоционально территорриальный контур – формируется на этапе, связанном с овладением функциями анального сфинктера, когда ребенок начинает проявлять активный интерес к процессу дефекации. В этот же период появляется заинтересованность в освоении территории и контроле над ней. В примитивной форме осуществляется борьба за власть и намечается тенденция к доминированию или подчинению. У взрослой особи данный контур проявляется свойствами анального характера в психоаналитическом понимании – стремлением к накопительству, доминированию, властности, авторитарности, чрезвычайной озабоченностью, связанной с собственной территорией и всем тем, что можно назвать «моим». Анальному типу вообще присуща черта присваивать себе что-либо, выделять границы между собой и миром.

3. Времясвязывающий семантический контур – связан с обучением, символическими системами и знаками, призванными создавать описание мира. Старшие поколения передают потомкам свое представление о реальности, внушая последним, что это и есть истинное знание жизни. Функциями данного контура являются ориентирование в «картах» реальности, обмен информацией, накопление и утилизация опыта.

4. Моральный социо-сексуальный контур – организуется в период полового созревания в условиях внутрипсихической конфронтации между напряжением эротического влечения и системой социальных табу в отношении сексуальной жизнедеятельности организмов. Отвечает за формирование половой роли (родительский статус), воспитание потомства, определение «морального» и «аморального».

Из приведенного, даже краткого описания, нетрудно заметить, что данная система контуров работает как механизм, обеспечивающий функционирование особи в качестве некой биологической машины, существа – робота, запрограммированного тотально, во всех аспектах его жизнедеятельности, где степень индивидуальной свободы (= свободной индивидуальности) равна нулю. В сущности, в данном заданном континууме человекообразное существо ничем не отличается от существ животных.

Следующая группа контуров предполагает наличие способности и возможности выхода за пределы механической заданности и обусловливающей машинности Эго, переживание и обретение свободы – состояния, в котором происходит становление человека и его самореализация, то есть максимальное проявление себя в реальности.

5. Холистический нейросоматический контур - связан с экстатическим опытом и отвечает за такие состояния как блаженство, ощущение взаимодействия с телесными энергиями, известными как «ци», «кундалини», к чему, в частности, приводит практика йоги.

6. Коллективный нейрогенетический контур – вызывает нуминозный, мистический опыт, активизацию архетипических структур с выходом на взаимоддействие с коллективным бессознательным.

7. Контур метапрограммирования – делает возможным сознательный выбор между туннелями реальности и освоение их в полной мере.

8. Нелокальный квантовый контур – проявляется в возможности переживания внетелесного опыта, способностью к трансперсональным состояниям (непосредственное интуитивное восприятие, предвидения, прозрения).

Апостол Павел, проводник и проповедник Мистической Традиции, развивая эзотерический путь познания, отмечает разделение среди людей таким образом: «Душевный человек не принимает того, что от духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может». (I Кор. 2:14-15).

Основываясь как на имеющихся сопоставлениях, так и учитывая опыт и обобщение собственной работы, я теперь могу представить «аналитическую трехсекторную - девятиконтурную модель индивидуальной эволюции» особи, ориентируясь на ее бытийное состояние. Тут же обращаю внимание, что данное описание ни в коей мере не является классификацией, но именно – динамической структурой, отображающей процесс перехода от того «кто я есть» к тому, «кем я могу быть».

СЕКТОР -I. – «ЧЕЛОВЕК» МОРАЛЬНЫЙ (ПРОФАННЫЙ): Контуры 1 – 3

Контур 1 - оральный – зависимый иждивенец.

Контур 2 – анальный – накопительский и эксплуататорский тип.

Контур 3 – стадный – ориентированный на мнение группы.

СЕКТОР +I. – ЧЕЛОВЕК СПИРИТУАЛЬНЫЙ: Контуры 7 – 9

Контур 7. Человек индивидуальный – преодолевший тенденции, обозначенные в предыдущих контурах и кристаллизовавший свою индивидуацию – целостность. Его основные характеристики – самодостаточность, независимость от мнений, ориентация на внутренние ценности и явления, расположенные вне рамок обыденности. Он в достаточной мере изучил способы проникновения в Бессознательное и довольно эффективно с ним взаимодействует, в силу чего представитель данной группы изжил в себе ложь по отношению к себе самому, а значит, и освободился от собственных проекций по отношению к миру. Таким образом, он склонен брать ответственность за происходящее с ним на себя, ибо понимает, что автором этого происходящего является он сам. Последнее замечание обладает несомненной важностью, так как является чертой истинной психологической и психической зрелости. Синонимичное определение данного представителя еще – человек мистический. Ему открылась таинственная сторона Бытия, и теперь он способен создавать результаты в соответствии со своими намерениями, чего напрочь лишен человек моральный, так как витальная энергия последнего пребывает в рассеянном состоянии и расходуется на нужды – оральные, анальные или же стадные.

Контур 8. Человек экзистенциальный – тот, который осознает и непосредственно переживает свое прямое общение с Бытием. Не убоявшийся собственного индивидуального одиночества и не замкнувшийся на нем, он принял его и тем самым преодолел его, что и раскрыло в нем способность обращения к Миру напрямую, без посредников. Такое подключение фундаментально меняет качества бытия, ибо здесь уже иные возможности, иные знания, иные источники энергии, иные перспективы. Непосредственная связь с мирами – здешним и запредельным, предоставляет возможность довольно свободно ощущать себя и там, и там. «Странствия по звездам» легко уживаются с решением прагматических задач в реальности обыденной. Это – человек, в отношении которого с полным основанием применима формула – «не от мира сего»; последнее вовсе же не означает аутистически отгороженную оторванность от реалий земных. Напротив, он может занимать вполне почитаемую социальную нишу и играть в человеческом театре далеко не последнюю роль. «Не от мира сего» - означает состояние внутренней отодвинутости от этого мира, незаискивания перед ним, хотя при этом и чуждое презрительного и уничижительного отношения к последнему, как то бывает у обиженных особей с ущемленными амбициями. Земные радости и блага в экзистенциальном варианте представляют собою ценности, но отнюдь не сверхценности, ибо понимание, что помимо блага существует еще и блаженство, которое вполне можно испытать и пережить и которое гораздо сильнее в своем потрясающем опыте любого повседневного "«айфа"» позволяет в своем существовании обнаружить совершенно новый контекст. Это та ситуация, про которую говорят как о "нисхождении благодати". Пережив подобное состояние единожды, хочется пребывать в нем всегда. Если я отведаю из родникового источника, то какой мне после этого покажется вода из-под крана? Синоним человеку экзистенциальному – человек «астральный» – то есть такой, который переживает космизм происходящего непрерывно и жизнь свою осознает как мистический факт.

Контур 9. Человек мистериальный – в развитии своем достигший уровня, предполагающего полное самораскрытие своих потенций. Он становится равноправным участником вселенских мистерий, воплощая в себе наивысший принцип – любви. Изъясняясь в рамках юнговской терминологии, это тот, кто достиг самости и кристаллизовал, говоря языком алхимиков, философский камень внутри себя. Его внутренняя сила, равно как и силы стихий, подвластны ему. Совершаемое им, обывателями иногда квалифицируется как чудеса, хотя главное и истинное чудо он содержит в себе. Посвященный в Тайну, он уносит ее в собственное бессмертие. Любовь и счастье – ипостась его жизни. Законы социума на него уже не действуют, хотя он и может обитать в самой гуще социального муравейника. Он уже не пользуется магией, ибо последняя действует в нем сама – на уровне рефлекса. Будучи Мастером, он обрел Путь.

Теперь нам остается рассмотреть третий сектор – хотя и с формальными отклонениями арифметической последовательности, но не отклоняясь при этом от последовательности философской.

Даже если машина набирает скорость 100 километров в час за три секунды, она все равно проходит все этапы последовательного ускорения – 1 м/ч… 1 км/ч… - только в чрезвычайно сжатом виде, и для грубого восприятия физиологического анализатора это остается незамеченным и незаметным.

Точно также и в процессе индивидуальной эволюции невозможно перейти от начальных этапов к последующим, минуя промежуточные. По мере развития организма все мы сперва пребываем в секторе –1 и проходим через его контуры, как этого и требует биологическая программа выживания. Но то, что в детстве полагается как норма, способствующая укреплению жизнедеятельности, в периоде взрослом становится торможением и оборачивается угрозой гибели. Например, эгоцентризм младенца по сути своей естественен, в то время как эгоцентризм взрослого инфантилен и подл.

И тем не менее, даже если я и отдаю прекрасно отчет себе в том, как функционирует механика развития, я не могу в мгновение ока перепрыгнуть из сектора (-1) в сектор (+1). Для перехода, даже если он и будет выглядеть внешне «мгновенным», все-равно потребуется прохождение через некую промежуточную зону, которая в нашей системе определяется как нулевой сектор, или СЕКТОР 0.

Рассмотрим его структуру и содержание.

СЕКТОР 0: Контуры 4 – 6

Контур жертвоприношения (4). Речь здесь идет о жертвоприношении со стороны гордыни своего сознательного ума. Пока личность не признает своего внутреннего поражения, истинное Я остается в парализованном состоянии. Эго продолжает бороться за свое существование и всячески сопротивляется любому трансформационному процессу, и иногда это вызывает реакции весьма болезненные. Машина наших амбиций, работающая на горючем из грез, врезаясь в реальность, рассыпается на осколки. Но такова правда – если мы раньше не проясним для себя реальность и не сориентируемся на ее трассах, то позже обязательно врежемся в нее, и тогда произойдет настоящее крушение.

Совершить жертвоприношение значит отказаться от собственных иллюзий, тщеславных потуг, осознать свою немощность и в конце концов, напомнить себе о своей смертности, о собственной смерти, минута которой, кстати, неизвестна и вполне может оказаться следующей…

Жертвоприношение – всегда акция, указывающая на психическую зрелость, и представляет собой символическую смерть. При этом происходит своеобразное крушение мира в миниатюре, ибо отказ от прежних установок, привычек, стереотипов вызывает чувство растерянности в силу образовавшейся пустоты, где весьма легко возникает состояние тревожности из-за исчезновения знакомых и даже значимых ориентиров. Весьма характерно на данном этапе появление переживания скуки, бесцельности происходящего, неудовлетворенности жизнью и собственным действиями. Порою возникает болезненная реакция на незначительные препятствия или неудачи. И на фоне подобных смут возникает соблазн обратиться вспять, нырнуть в уютное, теплое прошлое, и многие, поддаваясь такому искусу, обнаруживают, что в который раз обманулись. Прошлое – мираж, и страна призраков непригодна для жизни. Поворот назад уводит в глубокую регрессию. А победившее Эго ликует – робот снова оказался сильнее. Душа, приоткрывшая для себя завесу и узревшая животворящий свет, снова оказалась погруженной в темницу. Чтобы этого не произошло, находясь в контуре жертвоприношения, стоит сделать ставку на реальность, выбрать силу, развитие, жизнь. О том, как это сделать, поведано на предыдущих страницах. Достаточно изучить карту с опознавательными знаками ловушек, снарядить себя собственным намерением и отправиться в добрый путь, пройдя по нему с наименьшими потерями, да и так, что каждая из них неизбежно обернется обретением.

Внутренняя установка проходящего через данный контур: «Я оставляю прошлое. Я оставляю прошлое прошлому. Я знаю, что только тогда, когда старое умрет, новое вступит в свои права. Потому я с готовностью принимаю идеи смерти моей собственной личности, из праха которой произрастет индивидуальность. И пусть эго мое погибнет ради жизнеутверждения моего Я. И я осознанно и охотно свершаю жертвоприношение и на жертвенный алтарь возлагаю: гордыню, амбиции, тщеславие, личность, эго, зависимость от мнения окружающих и заискивание перед ним. Настало время освободиться от хлама. Я свободно и легко освобождаюсь от хлама».

Прошедший через данный контур, вступает в

Контур инициации (5). Инициация означает – посвящение и знаменует собой переход в новое качество, новую ступень в движении по лестнице – жизни ли, карьеры ли, знания ли… Посвящение – это продвижение в собственном движении.

При этом нетрудно заметить, более пристально вглядываясь в историю Традиции, что всякое посвящение адепта неизбежно соседствовало с определенным жертвоприношением. И это совершенно не случайно, ибо одно неотделимо от другого.

По сути дела в данном контуре осуществляется сакрализация жизни личности, происходит переход ее от профанического существования запрограммированной машины к полноценному состоянию подлинного бытия индивида.

Контур индивидуации (6). Окончательный отказ от прежних стереотипов, разотождествление с прошлым, личностью, эго. Машина ума занимает надлежащее место – обслуживания. Робот перестает быть внутренним управителем, его власть сходит на нет. Переживание свободного парения в пространстве жизни. Ощущение свободы и приближения к целостности. Окончательный выход из лабиринта обыденной логики и переориентирование на логику бытия. Сюда относятся слова Ап. Павла: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым». (Кор. I, 3:18). Стирание личной истории. Переживание текущего момента как стартовой точки, с которой начинается Путь. Ощущение собственной жизни как мистического факта. Окончательный выбор в сторону дальнейшей эволюции.

Итак, располагая картой, мы можем обозначить на ней ключевые позиции. Возвращаясь к намеченным контурам, выделим основополагающие понятия, содержащие квинтэссенцию каждого из них.

Контур оральный (1) – Сосание.

Контур анальный (2) – Испражнение.

Контур стадный (3) – Зависимость.

Контур жертвоприношения (4) – Смерть.

Контур инициации (5) – Возрождение.

Контур индивидуации (6) – Восхождение.

Контур Человек индивидуальный (7) – Просветление.

Контур Человек экзистенциальный (8) – Освобождение.

Контур Человек мистериальный (9) – Свобода.

Date: 2016-07-20; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию