Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности малой профессиональной группы.





1). Члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и тем самым во внешних взаимодействиях выступают как бы от имени группы.

2). Взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения за поведением друг друга и т. п.

3). В группе наряду с формальным распределением ролей обязательно складывается неформальное распределение ролей.

Жизнь группы находится под влиянием трёх факторов:

· Характеристики членов группы (индивидуально - личностные особенности человека, способности, образование, жизненный опыт).

· Структурные характеристики группы (коммуникации в группе и нормы поведения, т.е. кто с кем и как контактирует; статус и роли; личные симпатии и антипатии между членами группы, силу и конформизм,).

· Ситуационные характеристики (численность группы, её пространственное расположение, задачи, решаемые группой, система вознаграждения, применяемая в группе).

Классификация групп осуществляется по различным критериям, но наиболее общим является различие между создаваемыми организацией формальными группами и возникающими на основе общих интересов неформальными группами.

Формальные группы имеют формально назначенного руководителя, формально определённую структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, формально закреплённые за ними функции, задачи, всегда создаётся по инициативе администрации и входит подразделением в организационную структуру и штатное расписание предприятия. Формальные группы создаются по воле руководства, поэтому являются консервативными, т.к. зависят от личности руководителя и людей, которые работают в данной группе. Долговременные рабочие группы, члены которых решают определённые задачи как часть своих должностных обязанностей, называют командами. Как только формальная группа создана, она сразу становится социальной средой, в которой люди начинают взаимодействовать по иным законам, создавая неформальные группы.

Неформальные группы создаются членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т. п. Данные группы существуют во всех организациях. Неформальные группы могут образовываться как внутри формальной, так и вне её, как самостоятельные. Они имеют свои неписаные правила и нормы поведения. Люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу. Во многих случаях неформальные группы оказывают на своих членов большее влияние, чем формальные структуры.

Основные факторы, определяющие развитие моделей группового поведения.

1). Профессиональная сработанность группы – это результат определённого опыта совместной работы. Она проявляется в нормах взаимозаменяемости, взаимодополняемости, взаимоответственности.

2). Морально-психологическая сплочённость – это характеристика, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, людям, идеям, событиям, особенно значимым для группы в целом. На этой основе формируются нормы взаимопомощи и взаимоподдержки.

3). Профессиональная согласованность и межличностная совместимость предполагает связь между профессиональными интересами и психологической готовностью работников сотрудничать с каждым и за каждого.

4). Целеустремлённость и демократичность. Целевая установка может быть навязана «сверху» или выработана сообща всеми сотрудниками. Её мотивирующий эффект будет разным, особенно для высокоразвитой профессиональной группы. Демократизм отношений «руководитель - группа» проявляется в совместном обсуждении управленческих решений и в стимуляции инициативных предложений, исходящих от группы. Но если руководитель только на словах всегда «за», а на самом деле не очень-то и считается с групповым мнением, то «демократизм» проявляется лишь в выслушивании работников и откладывании их предложений «на потом».

5). Продуктивность и удовлетворённость результатами труда являются показателями того, насколько усилия и ресурс работников воплотятся в конкретные дела и будут признаны трудовые усилия профессиональной группы, если оплата труда её работников начисляется по конечным результатам с использованием премиальных коэффициентов.

6 ). Групповая норма производител ьности – это ось всех внутригрупповых отношений. Она показывает, что малые профессиональные группы формируются на основе общей для всех групповой нормы и распадаются в результате непринятия этой нормы.

Любая профессиональная группа формируется и развивается по – своему, однако же существуют этапы, через которые проходит каждая группа. Зная этап, на котором находится группа, можно понять состояние, уровень развития коллектива, разработать стратегию и тактику.

Этапы развития малой профессионанальной группы

№№ Название этапа Характеристика
1. «Притирка» · Неопределена структура группы, её цели, задачи. · Неясен лидер этой группы и приемлемый тип поведения. · Люди не особо интересуются своими коллегами, почти не слушают друг друга, творческая работа почти отсутствуют. · Эта стадия завершается, когда члены группы начинают отчётливо понимать, что они являются частью данной группы.  
2. «Ближний бой» · Развивается внутригрупповой конфликт. · Идёт борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы. · Образуются кланы, группировки. · Разногласия выражаются более открыто. · Коллектив начинает обсуждать, как достичь согласия. · Завершается стадия, когда становится ясно, кто лидер в группе.  
3. «Сплочённость и экспериментирование». · Отношение между членами группы становятся более тесными. Потенциал группы возрастает и перед ними встаёт вопрос, как использовать имеющиеся способности и ресурсы работников для повышения производительности. · Коллектив пока ещё работает рывками, нет стабильности. · В группе есть энергия, интерес к происходящему, пересматриваются методы работы. · Появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе, желание экспериментировать.  
4. «Эффективность» · Этап наивысшей работоспособности, производительности. · Энергия членов группы направлена на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов (роли уже распределены, борьба за власть закончена). · Коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. · Акцент делается на правильном распределении ресурсов (человеческого, денежного, временного). · Уточняются цели, задачи. · Члены группы на возникающие проблемы смотрят реалистически и решают их творчески. · Сотрудники начинают гордиться своей принадлежностью к данной группе. · Управленческие функции плавно переходят от одного сотрудника к другому, в зависимости от конкретной задачи.  
5. «Зрелость» · Заключительный этап характеризуется действием прочных связей между членами группы. · Людей принимают и оценивают по достоинству, а не по претензиям. Отношения носят неформальный характер, приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. · Коллектив превращается в команду, показывает высокие результаты.  

Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, подстраивание своего поведения под чуждые, непривычные эталоны.

Конформизм во взаимоотношениях между членами проявляется в виде общественного влияния на человека. Группа оказывает давление на человека, требуя от него следования групповым нормам, правилам, подчинения интересам группы. Человек может сопротивляться этому давлению, а может уступить группе – подчиниться, т. е. выступать конформистом.

Команда-это способ построения организации с учётом реальных качеств её сотрудников.

Критерии эффективности команд:

1) нацеленность всей команды на конечный результат,

2) инициативный и творческий подход к решению задач,

3) высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения,

4) активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем, в котором участвуют все,

5) неформальная и расслабленная атмосфера,

6) задача хорошо понята и принимается,

7) члены команды умеют слушать друг друга,

8) люди выражают как свои идеи, так и чувства,

9) конфликты и разногласия присутствуют, но выражаются и центрируются вокруг идей и методов, а не на личностях,

10) группа осознаёт, что делает, решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства

 

Date: 2016-07-20; view: 879; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию