Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 8 Типология и эволюция обществ.

Всё мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы. Несколько типов общества, объединённых сходными признаками или критериями, составляют типологию.

 

Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, то есть умеющие говорить, но не умеющие писать и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.

 

Согласно другой типологии, общества делятся на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчинённых, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоёв населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

 

Можно заключить, что дописьменные общества совпадают с простыми, а письменные со сложными.

 

В основе третий типологии лежит способ добывания средств существования. Самый древний охота и собирательство. Ранний период называется протообществом, или периодом человеческого стада. Он был самым продолжительным – сотни тысяч лет. Ему на смену пришли огородничество и скотоводство (пастушество). Из охоты постепенно выросло скотоводство, основанное на приручении (одомашнивании) диких животных. Из собирательства выросло огородничество, а из него земледелие. С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности – необходимым признаком цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Земледельческую, или аграрную, цивилизацию 200 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящиеся заводские трубы, загазованные городские кварталы – отличительные признаки индустриального общества. По мнению многих специалистов, в 70 годы 20 века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. В нём преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания.

 

В середине 19 века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Согласно Марксу человечество прошло четыре

формации; первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой была объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

 

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Её создателем считают американского социолога Диниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. В доиндустриальном обществе, которое ещё называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и с армией, как главными институтами. В индустриальном обществе – промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.

 

Переход от первобытной фазы к доиндустриальному обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному – промышленной революцией.

 

Историческая тенденция такова: чем ниже производительность труда, тем меньше численность населения, тем дольше существует общество. Максимальные по размеру населения и производительность - в индустриальном обществе, минимальные – в обществе охотников и собирателей.

18 вопрос.

В социальной системе в качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

§ определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

§ социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);

§ сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

§ социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)

§ экономическую (производительные силы, производственные отношения)

§ политическую (государство, партии, общественно-политические движения)

§ духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

 

Социальный институт — это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Социальные институты:
• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;

• включают систему санкций — от правовых до мораль­но-этических;

• упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;

• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

В каждом обществе, как утверждают социологи, обязательно наличествует как минимум пять групп социальных институтов [2; 250]:
1. Экономические институты, регламентирующие производство и распространение товаров и услуг;
2. Политические институты, регламентирующие осуществление власти и отношения вокруг власти;
3. Институты стратификации, которые регулируют распределение в обществе статусных позиций и доходов;
4. Институты родства, организующие отношения между родственниками, супругами, родителями и детьми, обеспечивающие воспроизводство населения и трансляцию традиций;
5. Институты культуры, в состав которых входят религиозные, образовательные и собственно культурные институты. Они ответственны за социализацию новых поколений, сохранение и передачу социальных ценностей. Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2. формирование общих целей;

3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;

5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

7. создание системы статусов и ролей, охватыващих всех без исключения членов института.

 

Институализация- правовое, организационное закрепление, сложившееся в обществе в форме поведения, отношений и т.д.

28 вопрос

Социальная организация (от франц. organisation, от позднелат. organizo- сообщаю стройный вид, устраиваю) - исторически сложившаяся упорядоченная система деятельности общества, людей; исторически сложившаяся упорядоченная система социальных отношений, например, экономическая организация общества, военная организация общества, политическая организация общества и т.д.

Основное отличие социальной организации от социального института заключается в том, что институциональная форма общественных отношений закреплена нормами права и морали, а организационная форма включает в себя помимо институциональных также и упорядоченные отношения, но которые еще не закреплены существующими нормами. Структура организации:I. Можно выделить два типа структур социальной организации: производственную и непроизводственную: Производственный тип структуры социальной организации формируется в зависимости от производственных факторов дея­тельности людей и включает такие компоненты общей структуры, как: а) функциональную (содержание труда );б) профессиональную (подготовка и переподготовка кадров );в) социально-психологическую (межличностные отношения);г) управленческую (система управления).

Качественными признаками функционирования производст­венного типа структуры социальной организации выступают по­требности и интересы, требования работника к труду и в первую очередь к содержанию и условиям труда, к условиям своего про­фессионального роста, к организации труда. Специфическую об­ласть явлений, связанных с производственным типом структуры социальной организации, составляет система мероприятий по развитию мотивации производственной активности (это мораль­ное и материальное стимулирование и т.д.).

Непроизводственный тип структуры социальной организации возникает тогда, когда члены, к примеру, трудовой организации (коллектива) участвуют в различных видах внепроизводственной деятельности, заполняющей внерабочее и свободное от работы, время работни­ков. К непроизводственной структуре социальной организации можно отнести значительную часть деятельности общественных, культурных, спортивных и других организаций.

II. В рамках любой организации выделяют внешний и внутренний уровень структуры.В структуре организа­ции выделяется несколько компонентов, среди которых важнейшее значение имеют специализированное разделе­ние труда, сфера контроля и координация совместной дея­тельности людей, работающих в данной организации. Все это образует внутреннюю среду организации. Но последняя действует в определенной внешней среде. Внешняя среда. Социальные факторы, внешние по отношению к организации, сплетаются в сложный клубок политиче­ских, экономических, юридических, социальных и соци­ально-культурных воздействий, постоянно присутствую­щих в жизни организации и существенно влияющих на формирование ее деятельности. Внешняя среда сказыва­ется не столько на повседневной работе людей, сколько на их отношении к своей организации и на поведении самой организации в целом. В частности, положительный в глазах общественного мнения имидж вселяет в людей гордость за принадлежность к организации. В этом случае легче привлекать и удерживать работников. Когда же в общественном мнении складывается недоверчивое или даже негативное отношение к организации, в нее прихо­дят люди без большого удовлетворения, скорее подго­няемые соображениями выгоды, отсутствием выбора и т.д. Внутренняя среда организации - это непосредствен­ная обстановка, в которой приходится работать людям, объединенным совместными целями, интересами и деятельно­стью. Всегда нужно иметь в виду, что и организация, и управление ею, и руководители, и подчиненные - это люди, объединенные в определенные группы. Когда открывается какое-либо предприятие, принимает соответствующее реше­ние конкретный человек или конкретная группа людей, а во­все не абстрактное руководство. Когда выпускается продук­ция низкого качества, виноваты не абстрактные "рабочие", а несколько конкретных людей, которые недостаточно моти­вированы, стимулированы, плохо обучены или безответст­венно относятся к своим обязанностям. Если руководство - отдельные работники системы управления - не понимает или не признает, что каждый работник представляет собой личность с ее неповторимыми запросами, интересами, по­требностями, ожиданиями, способность организации дос­тичь намеченных целей будет поставлена под угрозу.

38 вопрос

Сходное толкование взаимоотношений понятий "общество" и "культура" имеется и в трудах ведущих западных социологов, которые, начиная с М. Вебера, подчеркивают важную роль ценностных стандартов в понимании общественного развития. Достаточно упомянуть ту роль, которую отводил Э. Дюркгейм «коллективным представлениям», или вспомнить, как М. Вебер объяснял развитие капитализма в Европе влиянием религиозно-этнических норм протестантизма. В современной западной социологии, начиная с 30-х годов, в трудах Т. Парсонса и его школы, а также в работах культур-антропологов А.Л. Кребера, К. Клакхона, Р.Линтона, Дж. Г. Мида и других было дано более строгое теоретическое и эмпирическое обоснование разделения понятий "обществ" и "культура", при этом подчеркивалась решающая роль культуры в плане как методологическом, познавательном, так и содержательном - в качестве решающего фактора эволюции и изменения общества.

Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляцииповедения человека, социальных групп, функционирования и 'развития общества в целом.При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики: 1) культура представляет собой общеразделяемую систему
ценностей, символов и значений; 2) культура - это то, что постигает человек в процессе своей
жизнедеятельности; 3) культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению.
Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Базисные элементы духовной культуры:

1. язык (знаки и символы),

2. ценности,

3. культурные нормы

Язык — совокупность знаков и символов, являющаяся основными способами формирования и представления значений культуры

Различаются естественные и искусственные языки.

Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей.

Язык – полифункциональная система.

Основные его функции — коммуникативная, создание, хранение и передача информации.

Коммуникативная функция: выступая средством человеческого общения, язык обеспечивает социальное поведение человека.

В основе культуры лежат ценности.

Ценностью называется любой объект, способный удовлетворить общественную или индивидуальную потребность.

Ценности являются основаниями социальных оценок, т.е. разделяемых большинством людей представлений о том, что есть добро, красота, справедливость, счастье и т. д.

Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться.

Разные культуры различаются в первую очередь разным набором ценностей.

В этом наборе выделяются базовые ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей.

Функция базовых ценностей — защита и сохранение целостности социальной группы — носителя данной культуры (патриотизм, вера в Бога и т. д.).

Отдельные личности, социальные группы отличаются друг от друга в культурным отношении различными иерархиями ценностей.

Противоположность (или несовместимость) базовых ценностей препятствует взаимодействию культур, восприятию даже небазовых ценностей и моделей поведения.

Есть ценности, общие для всех культур и народов, так называемые общечеловеческие (уважение к старшим, забота о детях и т. п.).

Именно на основе таких ценностей возможно взаимодействие и взаимообогащение культур, культурная ассимиляция.

Способом закрепления и сохранения культурных ценностей выступают нормы культуры.

Культурная норма — это правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями.

Норма служит главным способом регуляции поведения людей.

Основу составляют индивидуальные нормы — привычки.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения.

Привычки — это установившиеся схемы (стереотип) поведения в определенных ситуациях.

Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения.

Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), которые свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Они основаны на привычках.

Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов от простых людей.

Привычки приобретаются стихийно, хорошие манеры надо воспитывать.

По отдельности манеры составляют культурные элементы, а вместе — особый культурный комплекс – этикет.

Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Особый этикет существовал и существует при королевских дворах, в светских салонах, дипломатических кругах. Получил распространение деловой этикет – культурный комплекс общения предпринимателей.

Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы.

Совокупность групповых норм образует нормативную систему.

Основные типы нормативных систем: обычай, мораль, религия, право.

Обычай – стихийно сложившийся, привычный, стереотипный способ поведения людей.

48 вопрос

Социальное поведение (англ. Social behavior) — поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм[1][2].
Изучением социального поведения человека занимается такая сравнительно молодая научная дисциплина как социальная психология.

Социальные нормы – это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности. (Э. Гидденс «Социология». - М., 1999). Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло

Термин “коллективное поведение ” Природа коллективного поведения предполагает рассмотрение таких явлений, как толпы, сборища, панические настроения, мании, танцевальные помешательства, стихийные массовые движения, массовое поведение, общественное мнение, пропаганда, мода, увлечения, социальные движения, революции и реформы. Социологи всегда интересовались этими явлениями, но только в последние годы были предприняты попытки сгруппировать их в единый раздел социологии и рассмотреть в качестве различных выражений одних и тех же основополагающих факторов. Термин “коллективное поведение” употребляется для обозначения этой сферы интересов социологии.

Групповая активность как коллективное поведение. С определенной точки зрения практически всякая групповая активность может мыслиться как коллективное поведение. Групповая активность означает, что индивиды действуют вместе определенным образом, что между ними существует некое разделение труда и что налицо определенное взаимное приспособление различных линий индивидуального поведения.


Индивидуальное поведение происходит в парадигме "Я и предметы". Оно бывает целесообразным и нет, эффективным или нет (ошибочным, неадекватным), но не может быть конфликтным или девиантным.

Врожденное (инстинкты и выученное в первые часы после рождения), приобретенное (сформированное в результате научения, обучения и воспитания) и творческое (созданное самим человеком).

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития

Гемблинг (игровая зависимость)

Пищевая девиация (анорексия,булимия

)

Сексуальные девиации(педофилия, зоофилия, некрофилия, гомосексуализм)

Алкогольная зависимость

Наркомания

Трудоголизм

Клептомания

Суицидальное поведение

58 вопрос Теория социальной стратификации
“Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге”[6], выражается в существовании высших и низших слоев, неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, Власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Так или примерно так мыслил социальную стра­тификацию П. Сорокин — человек, первым в мире давший полное теоретиче­ское объяснение данного явле­ния, причем подтвердивший свою теорию с помощью ог­ромно­го, простирающегося на всю человеческую историю, эмпири­ческого ма­териала.
Существует многочисленные формы стратификации, но стоит выделить 3 основные:
Экономическая( Говоря об экономическом статусе группы, следует выделить 2 основных типа изменений. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй – к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении – уменьшении высоты экономической пирамиды. Другими словами, группа имеет 2 характеристики: экономический статус, высоту и профиль экономической стратификации (так называемая структурная пирамида).
Политическая ( Политическая стратификация отличается универсальностью и постоянством, но это не означает, что она всегда и везде была идентичной.
Высота пирамиды политической стратификации изменяется о страны к стране, от одного периода к другому. Кроме того, в этих изменениях нет постоянной тенденции к выравниванию или возвышению пирамиды.
Профессиональная( Ее существование вытекает из двух основных групп фактов. Необходимо отметить, что определенные классы профессий всегда составляли верхушку социального слоя, в то время как другие профессиональные группы всегда находились в низах стратификации. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, как бы накладываются друг на друга. Кроме этого феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы.)

В стратификации советского общества решающую роль играл политический капитал, определявшийся местом общественных групп в партийно-государственной иерархии. Место индивидов и групп в системе власти и управления предопределяло не только объем имевшихся у них распорядительных прав, уровень принятия решений, но и круг социальных связей, масштаб неформальных возможностей. Стабильность политической системы обусловливала устойчивость состава и положения политической элиты - "номенклатуры", а также ее замкнутость и отчужденность от управляемых ею групп. Вместе с тем дестабилизация власти и личное "временщичество" руководителей государства способствуют относительному ослаблению роли политического компонента социальной стратификации. Разумеется, объем властных и политических полномочий оказывает большое влияние на формирование социального статуса групп. Однако на первую роль выдвигается место общественных групп в управлении экономикой, в приватизации общественной собственности, распоряжении материальными и финансовыми ресурсами. Перераспределение накопленного богатства -- едва ли не единственная сфера управленческой деятельности, где роль политической власти усилилась

Экономический потенциал разных социальных групп в СССР измерялся мерой их участия во владении, распределении и использовании общественного богатства. По этому критерию выделялись такие группы, как бюрократия, распределявшая дефицитные социальные блага; руководители производств, распоряжавшиеся финансами и продукцией предприятий и обычно причастные к теневой экономике; работники материально-технического снабжения, оптовой и розничной торговли, сферы обслуживания населения и пр.

Складывающееся (пожалуй, уже сложившееся) в индустриальных странах общество характеризуется невиданным разрывом между бедностью и богатством. М. Голдман, профессор Гарвардского университета, отметив, что сформировавшаяся в России «система вобрала в себя все худшее из капитализма и коммунизма», особое беспокойство высказал относительно «крайне неравномерного распределения доходов между богатыми «новыми русскими» и остальной частью населения».

Резко усилилось имущественное расслоение населения, появились значительные слои так называемых новых бедных. Реальная среднемесячная заработная плата (в ценах 1991 г.) в 1991 - 1998 гг. снизилась с 548 руб. до 193 руб., т. е. почти в три раза.

Профессиональный престиж - это не то же самое, что общественный статус, поскольку он за- висит только от одной переменной, тогда как общественный статус включает в себя все. Но здесь возникает вопрос: почему тогда все люди не стремятся получить работу, связанную с высоким престижем? Ответ, базирующийся на результатах исследований заключается в том, что индивидуально воспринимаемый престиж той или иной профессии зависит от семейного восприятия

Существует четыре основных типа социальной стратификации – рабство, каста, сословие – закрытые общества, и класс – открытое общество. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет. Рабство. Рабство – это тип стратификации, который характеризируется экономической, юридической и социальной формой закрепощения людей, которая граничит с крайним социальным неравенством и полным бесправием. На пути становления рабство свершило эволюционное развитие. Есть две формы рабства: классическая и патриархальная.

Классы. Существует широкое и узкое понятие класса. Класс в широком смысле – это большая социальная группа людей, которые владеют или же не владеют средствами производства, которая занимает свое место в системе разделения труда в обществе и характеризуется определенным способом получения дохода

Согласно Попперу, существуют «закрытые общества» и «открытые общества».

Закрытое общество — общество, характерное для племенного строя, отношения внутри которого регулируются системой табу. Система табу описывается, как набор законов, имеющих сходство с законами природы — их абсолютная применимость и невозможность их нарушить. В таком обществе индивид всегда знает, что правильно, а что неправильно и у него нет трудностей с выбором правильного поведения. Закрытые общества характеризуются жестким разделением на классы и касты. Это разделение обосновывается членами закрытого общества его «естественностью».

Открытое общество — демократический тип общества, использующийся для обозначения ряда современных обществ, и некоторых обществ античности. Обычно противопоставляется закрытому обществу (традиционное общество и различные тоталитарные режимы)[1].

Современную Россию можно отнести к смешанной стратификационной системе. Начиная с конца 80-х годов был официально провозглашен курс на рыночные реформы. В течение пяти лет был искусственно сформирован высший класс собственников, составляющий около 3% населения. Этот социальный слой образовала все та же номенклатура, успевшая занять ключевые посты в экономике и политике. Возникли социальные низы, уровень жизни которых находится за чертой бедности. В настоящее время их численность превышает 70% населения. Середину социальной пирамиды практически не занимает никто. Среднего слоя, который бы мог обеспечить социальную стабильность, нет. Этот слой может быть создан только при условии бурного роста производства и повышения уровня жизни населения.


<== предыдущая | следующая ==>
Критерии сходства изображений. | Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя».

Date: 2016-07-20; view: 522; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию