Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классно-урочная системаШкола сегодня и завтра Размышления на заданную тему Школа сегодня Речь пойдет о современной российской школе, начальной и средней, о школьной системе в целом. Эта система – моя боль. И вот почему. Ниже я приведу анализ этой системы с трех сторон Почему с трех? Поясню на простом примере. Первая оценка этого плана – от заявленного функционала (вид спереди). Действительно ли этот пылесос пыль собирает? А может, он ее разбрасывает? Вторая оценка– вид сбоку. Хороший пылесос. Но гудит так, что голова раскалывается. Третья оценка – вид сверху. А нужен ли нам пылесос? Может, нужен не пылесос, а стиральная машина за ту же цену? Примечание. Четвертый вид – вид сзади – историю вопроса – мы затронем лишь вскользь. Модель школы «Сегодня» Мы не можем здесь обсуждать «школу директора Иванова в Москве» и «школу директора Петрова в Саратове» – наша задача выявить свойства «типовой российской школы сегодня». То есть нам придется построить и обсудить абстрактную модель. Я буду называть ее «Модель «Сегодня»». И включу в эту модель четыре простейших и важнейших механизма реальной школы 1. Оценка 2. Классно-урочная система 3. Предметно-тематический план 4. Правило 95+5 Покажем, как из этих четырех основных принципов логически вытекает «все остальное». Оценка Как известно, в школе ученика оценивают по 5-балльной системе. Но что означают все эти тройки-четверки-пятерки? Тройка означает, что пробелы в общем объеме знаний ученика составляют не более 50%. Четверка – не более 25%. Пятерка – не более 10%. Десять процентов негодных элементов - много это или мало? Представьте себе, что вы купили в магазине новую клавиатуру для своего компьютера. Принесли домой – а там каждая десятая клавиша не работает… Это и есть десять процентов негодных элементов Но это в одной теме. А темы меняются каждый месяц. И чем дальше, тем чаще новая тема базируется на том, что «это вы уже проходили»… Словом к 8му-9му классу доля учеников, понимающих, что говорит учитель, стремительно падает, … но к счастью не до нуля. Ибо остается небольшая группа учеников, – обычно два-три человека на поток, – которые учатся не для оценок, а просто так. Они устраняют пробелы своевременно, в том числе с помощью репетиторов. Эти получают в конце золотые медали. На педсовете давно уже никто не спрашивает: «Отчего это дети к старшим классам перестают учиться?». Считается что «так всегда бывает», и это правда. Классно-урочная система Эта система предполагает, что все участники процесса действуют синхронно, притом в ограниченных временных рамках. Все они получают одни и те же задания в одной и той же форме и должны за одинаковое время эти задания выполнить и вернуть учителю ответ в заранее заданной типовой форме. Это синхронное обучение, короче - «синхрон». Здесь равно вредны для процесса ученики слишком быстрые и ученики слишком медленные. Но и процесс для таких учеников плох. В лучшем случае они просто теряют время. В худшем – входят в конфликт с системой. Неестественность и вредность синхрона для любой нормальной человеческой жизни вытекает из неравенства начальных условий. Учеба - лишь частный, но самый понятный случай. Во-первых, ученики к началу урока подошли с разным багажом: они в одном и том же классе, но пробелы у них разные! Во-вторых, у них разные сложившиеся психофизические свойства мышления: разные темпераменты (это влияет на скорость работы вообще) и разные стили мышления (это влияет на скорость обработки информации данного вида). С одной стороны, это означает, что лишь немногие выполнят задание в срок и с надлежащим качеством. С другой стороны, те, кто не успевает, отчаиваются добиться успеха и перестают учиться: пробелов все больше, мотивация все ниже. Предметно-тематический план Не так давно случилось мне вести в одной школе информатику. Поэтому я хорошо знаю, что именно положено изучать школьникам по этому предмету. Весь материал программы по информатике я бы разделил на пять частей. Первая: то, что уже устарело. Вторая: то, что и так все знают. Третья: то, что могут понять только очень способные. Это, вероятно, пригодится профессионалам, но совершенно бесполезно для остальных. Четвертая: то, что может понять ученик средних способностей, имеет некоторое отношение к науке, но лежит на периферии этой науки и никак не приближает знающего к пониманию ее духа. Это можно знать, а можно и не знать. И, наконец, пятая часть: то, что может понять средний ученик, то, что приближает к пониманию духа науки, то, что можно освоить практически, а затем увидеть плоды своего труда и насладиться ими. Эта последняя часть занимает в программе по информатике самое большее десять процентов. В других предметах – другие проценты. Но те же части. И самое главное: предметно-тематический план, как и классно-урочная система, не подлежит персональной подстройке под конкретного ученика. Правило 95+5 Существует 5% школ, из которых ученика могут выгнать и 95% школ, из которых ученика выгнать не могут. Сам этот факт накладывает неизгладимый отпечаток на весь характер учебного процесса. Двоечник, которого нельзя выгнать, становится кумиром толпы и авторитетом, перед которым учитель – ноль. Педсостав тратит львиную долю своих усилий на то, чтобы уменьшить этот авторитет, но, как правило, тщетно. В итоге: В 5% школ ученики сами стараются ликвидировать пробелы, а учителя стараются сами скомпенсировать недостатки программы и классно-урочной системы. В остальных 95% школ упомянутые выше три тенденции расцветают пышным цветом, превращая процесс обучения в кошмар и абсурд.
|