Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологическая зрелость IT-предприятий (3.3).

Модель технологической зрелости является описанием стадий эволюции, которые проходят организации-разработчики по мере того, как они определяют, реализуют, измеряют, контролируют и совершенствуют процессы создания ИС. Эта модель помогает организации выбрать адекватную стратегию усовершенствования этих процессов, предоставляя методическую основу для определения текущего уровня их совершенства и выявления проблем, критичных для качества разрабатываемых ИС.

Для достижения устойчивых результатов в процессе развития технологии и организации управления жизненным циклом ИС в стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-1-2009 «Информационные технологии. Оценка процессов» рекомендуется методология обеспечения качества сложных программных средств СММ (Capability Maturity Model). Это система и модель оценки зрелости комплекса применяемых технологических процессов. Модель основана на формализации и использовании пяти уровней зрелости технологий поддержки ЖЦ ПС, которые определяют потенциально возможное качество и безопасность создаваемых комплексов программ.

Эти уровни технологической зрелости характеризуются адекватностью измерения и документирования процессов и продуктов ЖЦ ПС, широтой применения стандартов и инструментальных средств автоматизации работ, степенью формализации и т.д.

Для оценки технологической зрелости организации-разработчика ИС существует специальная методика, в основу которой положено пять вопросников – по одному на каждый уровень зрелости. Вопросы касаются всех аспектов технологии разработки ИС, включая организацию управления проектов, формализацию технологического процесса, контроль качества, регистрацию промежуточных и конечных результатов и порядок их использования, а также квалификацию участников процесса создания ИС.

В результате были определены пять уровней технологической зрелости: первоначальный, повторяемый, определенный, управляемый и оптимизируемый.

 

Уровень 1. Начальный. Наиболее массовые разработки проектов ПС характеризуются относительно небольшими объемами программ в несколько тысяч строк, создаваемых несколькими специалистами. Они применяют простейшие неформализованные технологии с использованием типовых инструментальных компонентов операционных систем. Основные процессы ЖЦ ИС на этом уровне не регламентированы, выполняются не совсем упорядоченно, в некоторых случаях даже хаотически и зависят от нескоординированных индивидуальных усилий специалистов.

Процессы на первом уровне характеризуются своей непредсказуемостью по срокам, в связи с тем, что их состав, назначение и последовательность выполнения могут меняться случайным образом в зависимости от текущей ситуации. Успех проекта, как правило, зависит от таланта и опыта отдельных программистов. При увольнении этих сотрудников проект останавливается.

Уровень 2. Повторяемый. Для сложных проектов ИС объемом в десятки и сотни тысяч строк, в которых участвуют десятки специалистов разной квалификации, необходимы организация, регламентирование технологии и унификация процессов деятельности каждого из них. Процессы на этом уровне заранее планируются, их выполнение контролируется, чем достигается предсказуемость результатов и времени выполнения этапов, компонентов и проекта в целом.

Основной особенностью второго уровня является наличие формализованных и документированных процессов управления проектами, которые пригодны для модернизации, а их результаты поддаются количественной оценке. Основное отличие от первоначального уровня состоит в том, что выполнение процесса планируется и контролируется.

Необходимая дисциплина соблюдения установленных процессов имеет место и обеспечивает возможность повторения успеха предыдущих проектов в той же прикладной области. Успех проекта зависит от опыта и интуиции руководителя, для крупномасштабных проектов ПС с гарантированным качеством, риск провала остается еще достаточно большим.

Уровень 3. Определенный. Процессы ЖЦ ПС на этом уровне должны быть стандартизированы и представлять собой единую технологическую систему, обязательную для всех подразделений. Каждый проект использует утвержденную, адаптированную к особенностям данного проекта версию этой технологии. Полагают, что третий уровень технологической зрелости соответствует требованиям CASE-технологии.

Описание каждого процесса должно включать условия его выполнения, входные данные, рекомендации стандартов и процедуры выполнения, механизмы проверки качества результатов, выходные данные, условия и документы завершения процессов. В описании процессов включаются сведения об инструментальных средствах, необходимых для их выполнения, роль, ответственность и квалификация специалистов.

Основное отличие от повторяемого уровня заключается в том, что элементы процесса уровня 3 планируются и управляются на основе единого стандарта компании. Качество разрабатываемого проекта уже не зависит от способностей отдельных личностей.

Уровень 4. Управляемый. Для реализации проектов крупномасштабных, особенно сложных ИС в жестко ограниченные сроки и с высоким гарантированным качеством, необходимы активные меры для предотвращения и выявления дефектов и ошибок на всех этапах ЖЦ ИС. На этом уровне должна применяться система детального поэтапного оценивания характеристик качества как технологических процессов ЖЦ, так и самого создаваемого программного продукта и его компонентов. Должны разрабатываться и применяться универсальные методики количественной оценки реализации процессов и их качества.

Одновременно с повышением сложности и требований к качеству ПС следует совершенствовать управление проектами за счет сокращения текущих корректировок и исправлений дефектов при выполнении процессов. Результаты процессов становятся предсказуемыми по срокам и качеству в связи с тем, что они измеряются в ходе их выполнения и реализуются в рамках заданных ресурсных ограничений.

Основное отличие от определенного уровня состоит в более объективной, количественной оценке продукта и процесса.

Уровень 5. Оптимизируемый. Дальнейшая последовательная модернизация и совершенствование технологических процессов ЖЦ ИС для повышения качества их выполнения и расширения глубины контроля над их реализацией с использованием математических моделей процесса разработки.

Одна из основных целей этого уровня – сокращение проявлений и потерь от случайный дефектов и ошибок путем выявления сильных и слабых сторон используемых процессов. Эти данные также используются для снижения себестоимости ЖЦ особо сложных ИС в результате внедрения новых технологий и инструментария, а также для планирования и осуществления модернизации всех видов процессов.

Основное отличие от управляемого уровня заключается в том, что технология создания и сопровождения программных продуктов планомерно и последовательно совершенствуется.

Организация считается соответствующей данному уровню технологической зрелости, если все ключевые области процессов этого и всех нижестоящих уровней удовлетворены. Организация не считается соответствующей данному уровню технологической зрелости, если хотя бы одна ключевая область процессов этого или любого нижестоящего уровня не удовлетворяется.

По последним данным, в мире насчитывалось 139 организаций-разработчиков ИС высокого уровня (73- четвертого и 66-пятого уровня). В России только две организации сертифицированы по пятому уровню: Центр разработок фирмы Motorola в Санкт-Петербурге и компания Люксофт.

Опыт работы с моделями технологической зрелости позволяет сделать следующие выводы:

· Организация не может совершить «большой» скачек с первого уровня зрелости. Время перехода с одного уровня на другой от одного до трех лет.

· Для освоения современных технологий (выход на третий уровень) необходимо разработать 2-3 реальных проекта по новой технологии.

· Для уровней зрелости выше третьего только одно накопление необходимых статистических сведений и их обработка требует несколько лет.

· Подъем на каждую очередную ступеньку требует целой системы мероприятий, целенаправленно проводимых на протяжении продолжительного времени.

· Применение CASE - средств в организациях первого и второго уровней не дает желаемых результатов из-за отсутствия коллективной технологической культуры, которая должна создаваться годами.

С 1994 года в США к тендерам на военные заказы допускаются организации, имеющие уровень зрелости не ниже третьего.

 

17. Основные признаки CASE-технологии в инструментальной среде Oracle Designer/2000 (3.2)

Основу CASE-технологии в инструментальной среде фирмы Oracle составляет методология структурного проектирования «сверху вниз», при которой разработка системы представляется в виде последовательности четко определенных этапов модели ЖЦ. Обеспечивается поддержка всех этапов ЖЦ системы, начиная с самых общих описаний предметной области до получения и сопровождения готового программного продукта.

ИС строиться по архитектуре «клиент-сервер» с использованием всех особенностей современны серверов БД.

В соответствии с общей архитектурой CASE-системы Designer 10g можно выделить следующие этапы процесса разработки системы: моделирование и анализ деловой деятельности, разработка концептуальных моделей предметной области, проектирование прикладной системы и реализация.

Первый этап связан с моделированием и анализом процессов, описывающих деятельность организации, технологические особенности работы. Целью является построение моделей существующих процессов, выявление их недостатков и возможных источников усовершенствования.

На втором этапе разрабатываются детальные концептуальные модели предметной области. описывающие особенности функционирования системы, ее информационные потребности и т. п. Этот этап фактически является этапом выявления, анализа и формализации требований к будущей системе. Для описания используются диаграммы «сущность-связь», диаграммы иерархии функций и диаграммы потоков данных.

На этапе проектирования на основании концептуальных моделей вырабатываются технические спецификации будущей системы специфицируется набор программных модулей, определяется структура и состав базы данных. Первоначальный вариант проектных спецификаций может быть получен автоматически c помощью специальных утилит на основании данных концептуальных моделей.

На этапе реализации создается первая рабочая версия прикладной системы.

 

14. Взаимосвязь функциональной модели, ER-диаграммы и пользовательского интерфейса при проектировании ИС. (4.7+лекции)

После завершения разработки базы данных логического уровня ее необходимо средствами пакета BPwin связать с функциональной моделью проектируемой системы. для успешного связывания моделей необходимо соответствие версий пакетов ERwin и BPwin. Связывание моделей гарантирует завершенность анализа и полную информационную поддержку для всех функциональных модулей системы и позволяет создавать спецификации на права доступа к данным для каждого процесса.

При связывании следует учесть воздействие функциональных блоков на данные, т.е. они определяют, какие данные для них являются входящими и исходящими.

Если в процессе связывания дуг с объектами модели данных окажется, что каких-либо сущностей или атрибутов не хватает, их можно добавить прямо в BPwin, а затем экспортировать в ERwin.

 

 

15. Управленческие стандарты MRP, MRP II, ERP и CSRP. (1.3, 7.1)(см. файл про MRP)

Начиная с 90-х годов активно начинают внедряться системы управления ресурсами предприятия (MRP/MRPII/ERP/CSRP), которые обеспечивают поставку производственных и эксплуатационных данных об изделии.

Данные системы существенно повысили эффективность работы, значительно ускорив проектирование и изготовление продукции, но при этом на предприятии образовались изолированные участки автоматизации, слабо связанные друг с другом. Каждая содержит огромные объемы данных, но из-за отсутствия интеграции их сложно использовать даже внутри одной организации.

Поэтому потребовалось решение, которое бы объединило отдельные участки автоматизации. Это объединение было реализовано с помощью методов CALS (Continuous And Life Cycle Support (непрерывное развитие и поддержка жизненного цикла)).

На этапе производства используется информационная система одного из классов: MRP, MRP II, ERP и CSRP.

Исходным стандартом был MPR, который включал только планирование материалов для производства. Главной сущностью, которой оперирует MPR-система, является объект материального учета: сырье, материалы и т.д. Она постоянно отслеживает состояние каждого материала.

Таким образом MPR система, получая на входе данные о наличии материалов на складе, их свойствах и зная, что именно требуется для производства конечного продукта. Позволяет оптимально с точки зрения сроков закупки и производства спланировать процесс производства.

Результатом работы системы является глобальный план заказов поставщикам на производство.

MPR-система обладает недостатком – материалы планируются без учета необходимых для превращения их в готовую продукцию ресурсов.

MPR II обеспечивают планирование всех значимых ресурсов предприятия, т.е. обеспечивают управление финансово-хозяйственной деятельностью и материально техническим снабжением предприятия. Пользователи этих систем получают оперативную информацию о предприятии вплоть до подробностей, которые касаются отдельных заказов. Кроме того, руководители могут увидеть все производственные и финансовые потоки подконтрольной им структуры. Все это приводит к значительному сокращению затрат.

В начале 1990-х гг. была предложена концепция ERP -системы планирования ресурсов в масштабе предприятия, которая позволила объединить все ресурсы предприятия.

Для современного предприятия развертывание ERP-системы оказывается недостаточным для целей конкурентоспособности. Поэтому в состав ERP-систем в виде блоков или автономно вводятся:

1. Системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM

2. Системы управления цепочками поставок SCM

3. Системы поддержки понятия решений OLAP

4. Системы электронной коммерции B2B и B2C

5. Приложения для гарантийного и сервисного обслуживания после продажи ИЭТР

Используя их в едином комплексе, получают систему нового типа – CSRP, в которой реализована новая парадигма планирования – планирование ресурсов, синхронизированное с получателем.

 

 

12. Классификация ИС по их признакам и сравнительный анализ современных CASE-средств. (3.1)

Специфика решаемых с помощью ИС задач. различная сложность их создания, модификации, сопровождения, интеграции с другими ИС позволяют разделить информационные системы на следующие классы:

· Малые информационные системы;

· Средние информационные системы:

· Крупные информационные системы (корпоративные информационные системы – системы уровня федеральных организаций).

К классу малых информационных систем относятся системы уровня небольшого предприятия. К основным признакам таких систем следует отнести:

· Непродолжительный жизненный цикл

· Ориентацию на массовое использование.

· Невысокую цену.

· Практическое отсутствие средств аналитической обработки данных.

· Отсутствие возможности незначительной модификации без участия разработчиков.

· Использование в основном настольных СУБД.

· Однородность аппаратного и системного программного обеспечения.

· Практическое отсутствие средств обеспечения безопасности.

В отличии от предыдущего класса признаками средних информационных систем являются:

· Длинный жизненный цикл

· Наличие аналитической обработки данных.

· Наличие штата сотрудников, осуществляющих функции. администрирования аппаратных и программных средств.

· Наличие средств обеспечения безопасности.

· Тесное взаимодействие с фирмами-разработчиками программного обеспечения по вопросам сопровождения компонентов ИС.

И наконец, к характерным признаками корпоративных информационных систем следует отнести:

· Длинный жизненный цикл.

· Миграцию унаследованных систем.

· Разнообразие используемого аппаратного обеспечения, жизненный цикл которого меньше, чем у создаваемой системы.

· Разнообразие используемого программного обеспечения.

· Масштабность и сложность решаемых задач.

· Пересечение множества различных предметных областей.

· Ориентацию на аналитическую обработку данных

· Территориальную распределенность, что особенно характерно для России

Под термином CASE (Computer Aided System Engineering) понимаются программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения ИС, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного ПО и т.д.

В зависимости от класса создаваемой ИС, целей и объема моделирования, функциональности средств, их интеграции с другими инструментами и приложениями выбираются соответствующие программные инструментарии. В настоящее время известны более трехсот CASE-средств, которые классифицируются на малые, средние и крупные интегрированные средства моделирования.

Малые интегрированные средства моделирования поддерживают несколько типов моделей и методов, среди которых наиболее известными является пакет All Fusion Modeling Suite, который включает в себя All Fusion Process Modeler (ранее BPwin) и All Fusion ERwin Data Modeler (ранее ERwin).

Характерными особенностями этой категории является наличие в инструментальном средстве независимых компонентов, и интеграция моделей путем экспорта и импорта.

Малые интегрированные системы практически не позволяют выполнить комплексный анализ систем, который необходим для средних и крупных ИС.

Средние интегрированные средства моделирования представлены продуктами, которые имеют единую среду для разработки всех поддерживаемых типов моделей: Designer 10g (Oracle), Rational Rose и т.д.

Средства моделирования среднего класса предназначены для выполнения комплексного анализа малых и средних систем, особенно с этапа анализа спецификаций.

Крупные интегрированные средства моделирования ориентированы на проектирование таких крупных как, например систем управления предприятием класса ERP. Таким инструментальным средством является семейство ARIS.

 

 

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
Структура службы ДОУ | Тема 1 .Понятие о сервере баз данных. Общие сведения о SQL-серверах на примере одного из: Oracle, MySQL, MSSQLServer. Понятие об администрировании сервером.

Date: 2016-07-20; view: 2186; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию