Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические потребности и их классификация. Закон Эйнгеля. Закон возвышения потребностей.





Потребности – это объективные условия существования людей. Они означают необходимость в определенных вещах и желание обладать ими. Человеческие потребности весьма разнообразны, поскольку человеческая личность очень многогранна. С одной стороны, человек выступает как биологическое существо и для ее функционирования объективно необходимыми являются продукты питания, одежда, жилье. Такие потребности называют физическими потребностями. С другой стороны, человек – это социальное существо, поэтому многие его потребностей определяются необходимостью общаться, участвовать в управлении, иметь определенный уровень образования, культуры, стремлением выделиться среди других людей, самореализоваться.

Потребности возникают вместе с возникновением самого человека, и в процессе развития человеческого общества могут изменяться как количественно, так и качественно, в соответствии с изменением условий производства потребительских благ, совершенствование техники и технологии, изменения взглядов людей на потребление, моды, социального положения, денежных доходов и др. Физические потребности могут быть неизменными по своей численности, как например, потребности в пище ограничены необходимым количеством килокалорий, но при этом изменяются качественно: улучшается структура питания, потребляемых полезнее, дороже, богаче витаминами или изысканные продукты. Такие физические потребности, как одежда, жилье, бытовые приборы и т.п., меняются слишком часто, одни из них устаревают и вообще больше не используются, другие постоянно совершенствуются, качественно изменяются.

Потребности невозможно полностью удовлетворить, они растут быстрее, чем условия для их удовлетворения. Безграничность потребностей порождает человеческая фантазия, они возникают под влиянием развития науки, техники, социальных отношений.

Современная наука рассматривает человеческие потребности как сложную иерархическую систему, в которую входят потребности как биологического, так и социального характера. Широко известна «пирамида потребностей» американского ученого Маслоу, в которую потребности вписываются по их важности и численностью тех, кто в них нуждается.
Необходимости можно рассматривать с разных точек зрения в зависимости от цели экономического анализа, поэтому существует их классификация по ряду ‘критериев:

1. по роли в воспроизводстве человека: материальные, духовные и социальные;

2. с точки зрения уровня их развития: элементарные, связанные с человеком как продуктом природы, и высшие, характеризующие человека как продукт общественных отношений; по этому же критерию различают базовые и потребности обусловлены развитием цивилизации;

3. за субъектами реализации: личные, коллективные и общественные потребности, которые также могут иметь потребительский или производственный характер;

4. о возможностях удовлетворения: действительные, реализация которых возможна в данный период, и перспективные, которые могут быть реализованы в будущем.
Стремление удовлетворить потребности лежит в основе экономической деятельности различных хозяйственных субъектов. Так возникают их экономические интересы.

Экономические интересы – это деятельность различных хозяйственных субъектов объектов, направленная на реализацию их экономических потребностей. их можно характеризовать как осознанную или направленную потребность, стремление достичь определенного результата. Сама потребность не означает, что ее можно удовлетворить, – экономический интерес направляет деятельность человека на удовлетворение этой потребности. Например, потребность в повышении благосостояния определенного рабочего формирует экономический интерес – повышение заработной платы. Экономические интересы формируются как уровне отдельных работников, так и на уровне коллектива определенного предприятия, на уровне общества в целом. Каждый из экономических субъектов, пытаясь реализовать свои собственные потребности и интересы, ‘вынужден вступать в экономические отношения с другими субъектами, оказывать им услуги или производить определенные товары, платить налоги, заработную плату и т.д. Экономические взаимоотношения между ними складываются так, что для реализации собственных интересов каждый должен создавать условия для реализации интересов других. Эти взаимосвязи складываются в определенный тип экономических отношений, регулируется хозяйственным законодательством.

Закон Энгеля — экономический закон, согласно которому поведение потребителей связано с размером получаемого ими дохода, и по мере роста доходов потребление населением благ возрастает непропорционально. Расходы на питание возрастают в меньшей степени, чем расходы на предметы длительного пользования, путешествия или сбережения. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг при сокращении низкокачественных.

Закон обоснован немецким учёным Эрнстом Энгелем в XIX в. и сильно устарел. Суть (по самому Энгелю) совсем не в этом, а в том, что удельный вес расходов на еду тем больше, чем меньше уровень дохода.

Выведенная Энгелем эмпирическая зависимость подтверждается длительным опытом экономического развития. Статистические ряды показывают, что в структуре расходов американских семей за 1909-1985 гг. устойчиво снижается доля физических и материально-вещественных потребностей (продуктов питания - на 35%, расходов на жилище - на 5,5%, предметов домашнего обихода - на 26%, расходов на одежду и обувь - на 47%).

В то же время систематически возрастает удельный вес более высоких «гуманитарных» потребностей в образовании, медицинском обслуживании, организации досуга и отдыха.

Об этом же свидетельствует и статистика семейных бюджетов в бывшем СССР. В 1963г. при средней доле совокупных доходов семьи, израсходованной на питание в 34,3%, семьи с совокупным доходом д о 75 руб. в месяц расходовали на питание 51,5% дохода, семьи с доходом от 75 до 100 руб. в месяц расходовали на питание 42,7% дохода, семьи с доходом от 100 до 150 руб. - 35,8%, с доходом от 150 до 200 руб. - 31,9%; семьи с совокупным доходом свыше 200 руб. тратили на питание 28,4% совокупного дохода.

Современная западная наука существенно дополнила развитые Энгелем положения, используя для этого новый аналитический аппарат. На основе формулы эластичности спроса по доходам подсчитано, что в конце 1980-х гг. в США с ростом дохода на 1% спрос на продукты питания возрастал на 0, 77%, на одежду - на 0,32%, на транспортные средства - на 1,1%, на жилище - на 0,89%, на медицинские услуги - на 1,9%, на предметы роскоши - на 3,6%, на спортивные товары - на 3,7%, на услуги такси - на 2,8%.

Date: 2016-07-20; view: 766; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию