Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Координирующие и наднациональные организации ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции, обладают исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивают функции государств-членов в решении такого рода вопросов; имеют право обязывать своих членов подчиняться ее решениям без их согласия и против их согласия, если решение принято большинством голосов. Всемирная торговая организация, Всемирный банк и Международный валютный фонд относятся к международным организациям ограниченного наднационального типа. Более подробно остановимся на каждой международной экономической организации наднационального типа. Международная торговля товарами и услугами регулируется несколькими международными организациями, важнейшей из которых является Всемирная торговая организация. ВТО - это международная организация, сформированная в результате Уругвайского раунда переговоров 1 января 1995 г. Соглашение о создании ВТО содержит 29 правовых документов и 25 министерских деклараций, которые определяют права и обязанности государств в рамках многосторонней торговой системы. По состоянию на начало 2011 г. в ВТО состояло 153 государства. Основные принципы Всемирной торговой организации: 1. Торговля без дискриминации на основе режима наиболее благоприятствуемой нации и национального режима. 2. Либерализация международной торговли путем проведения многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов. 3. Применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО. 4. Предсказуемость торговой политики и содействие конкуренции. Основными целями ВТО являются: 1. Улучшение уровня жизни населения стран-членов. 2. Обеспечение полной занятости граждан страны. 3. Обеспечение роста реальных доходов населения и спроса. 4. Расширение производства и торговли товарами и услугами. 5. Развитие и защита окружающей среды. 6. Предоставление особых условий для экономик развивающихся стран. Основные функции Всемирной торговой организации: а) внедряет и администрирует подписанные соглашения; б) выступает форумом для переговоров; в) решает возникающие споры между государствами-членами; г) осуществляет обзоры торговой политики различных стран-членов; д) согласовывает вопросы в формировании глобальной экономической политики. Структура Всемирной торговой организации: · Конференция является высшим органом (собирается 1 раз в два года). · Генеральный совет руководит деятельностью организации между конференциями. В своем составе Генеральный совет имеет: орган по урегулированию споров и орган по обзору торговой политики. В состав структуры ВТО входят Советы: по торговле товарами, по торговле услугами, по защите прав интеллектуальной собственности. В последнее время широко обсуждается тема вступления России во Всемирную торговую организацию. По прогнозам Минэкономразвития, это должно произойти в 2012 г. Отдельные руководители страны такой поворот событий трактуют как исключительную удачу. С одной стороны, появляется возможность продвижения отечественной продукции на международных рынках. Но с другой стороны, тяжелое машиностроение и в целом отечественная промышленность могут оказаться неконкурентоспособными не только за рубежом, но и на внутреннем рынке. Вопрос о вхождении России в ВТО муссируется более 18 лет, но, ни в одном Федеральном законе нет упоминания о возможности вступления страны в эту организацию. Однако в октябре 2010 г. президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама констатировали успешное окончание российско-американских переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Следовательно, все внешние препятствия на пути России в ВТО устранены - США были предпоследней страной, с которой Россия до сих пор не могла достичь соглашения в ходе двусторонних переговоров. Правда, есть и Грузия, которая на вступление России в ВТО так и не согласилась. Но после успешного завершения переговоров России и США она осталась в гордом одиночестве. Члены ВТО заранее подстраховались: после войны 2008 г. Грузия была выведена из рабочей группы по присоединению России, и теперь в одностороннем порядке она блокировать вступление России в ВТО не может. Комиссия ВТО должна подготовить специальный доклад о присоединяющейся стране. Доклад должен быть одобрен членами ВТО - большинством в 2/3 голосов. Именно этот документ официально установит список мер, которые должна принять Россия, чтобы соответствовать требованиям ВТО, а также переходные периоды для устранения каждого из несоответствующих параметров. Согласно уставу ВТО, эти периоды могут составлять от года до семи лет. Исходя из требований, вступление в ВТО напрямую коснется населения России. Это объясняется рядом обстоятельств: первое обстоятельство, это отразится на стоимости коммунальных услуг. В настоящее время внутренние тарифы на газ и электроэнергию не сильно (не более чем на 7-10%) отличаются от внешних тарифов. Российские потребители в этом случае не должны получать преференций по отношению к внешним тарифам. Если строго следовать требованиям ВТО, тарифы для граждан Российской Федерации должны составлять не менее 90% экспортных цен. Действующие тарифы на газ для населения нужно повысить на 211%, а на электроэнергию - на 96%. Второе обстоятельство, исходя из вышеозначенного необходимо повысить заработную плату россиян до европейского уровня (минимальная - €950, средняя - €1800). Но этого делать нельзя, так как тогда еще больше станет ее отрыв от производительности труда, которая сейчас в России в 2,5 раза меньше, чем в Евросоюзе. Остается постепенно и одновременно повышать и тарифы, и зарплаты, и производительность. Для смягчения социального шока выторговать у ВТО максимальный срок перехода на "правильные" тарифы - семь лет. С учетом российской инфляции тарифы на газ должны будут расти на 38% в год. К 20%-му ежегодному повышению тарифов граждане России привыкли, а ВТО “постарается” приучит их и к 38%-му. Есть слабая надежда, что Россия сумеет выторговать эксклюзивные условия. Если для России сроки будут увеличены, то рост тарифов для населения будет более умеренным - близким к нынешнему состоянию. На наш взгляд, присоединение к ВТО не должно приносить населению России неприятности, что связано с рядом обстоятельств: первое обстоятельство, в стране очень дорогиебанковские кредиты.В период глобального финансового кризиса (2008 -2009 гг.) стоимость потребительских кредитов в США в среднем выросла вдвое, с 2,5 до 5% годовых. В России - с 18 до 35%. Конечно, в России инфляция выше. Но на стоимость кредитных ресурсов в большой степени влияют особенности национальной банковской системы. Вступление России в ВТО эти особенности по идее должно устранить. По логике ВТО иностранные потребители кредитов не должны иметь преимуществ перед российскими потребителями; второе обстоятельство, введение в России западных стандартов страхования позволит серьезно оздоровить отечественный рынок. Речь может идти, к примеру, о массированном внедрении такого весьма дешевого и потому популярного в промышленно развитых странах продукта, как страхование жизни (сегодня в России этот вид страхования развит крайне слабо). третье обстоятельство, несомненным плюсом для населения страны станет снижение, а может и отмена импортных пошлин на многочисленные группы товаров. Очевидно, это означает удешевление розницы. Особая история здесь, конечно, автомобили-иномарки. Снижение цен на них, само собой, порадует потребителя, но для работников отечественной автомобильной промышленности станет шоком, что возможно приведет к социальной напряженности в стране. четвертое обстоятельство, не менее важен вопрос дотаций в сельское хозяйство. Согласованные требования ВТО оставляют за Россией право дотировать своего производителя на $9 млрд. в год. Это почти вдвое больше существующих дотаций: даже в нынешнюю засуху они суммарно не превысили $4,7 млрд. Таким образом, ВТО не является панацей от всех бед, но и не яд. Скорее всего, это горькое лекарство, заставляющее производителей каждой страны быть эффективными и конкурентоспособными на мировом уровне. Населению придется работать интенсивнее. Открываются новые возможности потребления, повышается качество жизни. В итоге выигрывают все. Правда, нельзя сказать, что непременно быстро. Структурой, регулирующей мировые денежно-кредитные отношений, является Мировой банк (Всемирный банк). Глава Всемирного банка - Роберт Целлик. Структурно Мировой банк представляет собой группу финансовых институтов, имеющих одно стратегическое направление деятельности, но несколько различных по тактическим задачам. Прежде всего, это: · Международный банк реконструкции и развития (МБРР), являющийся основой Всемирного банка. · Международная ассоциация развития (МАР), занимающаяся проблемами развития беднейших стран. · Международная финансовая корпорация (МФК) способствует переливу капитала частных инвесторов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны. · Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). · Многостороннее агентство по гарантии инвестиций (МАГИ). В декабре 1945 г. 29 государств ратифицировали соглашение о вступление в организацию. Практическая деятельность Всемирного банка началась 25 июня 1946 г. Основные цели Всемирного банка: · реконструкция и развитие экономик стран-членов; · способствование развитию международной торговли; · стимулирование привлечения в экономику стран-членов иностранного капитала (стремление привлекать частный капитал); · предоставление странам-членам займов в целях развития, в тех случаях, когда невозможно получить частные инвестиции на приемлемых условиях для страны. Кредитная деятельность Всемирного банка достаточно масштабна и имеет целью стимулировать развитие частного бизнеса. При этом каждый из входящих во Всемирный банк кредитных институтов имеет некоторую специфику проведения собственных операций. До принятия решения о кредитовании собирается вся информация о заемщике путем обследования национальной экономики страны группой экспертов Всемирного банка. Данная миссия вырабатывает рекомендации национальному правительству, затрагивающие, как правило, не только экономическую, но и социальную, политическую стороны жизни общества. Кредитование осуществляется лишь в случае согласия правительства страны-заемщика принять данные рекомендации к внедрению. Если рекомендации отвергнуты, данное государство не только не получит кредит Всемирного банка, но рискует получить отказ также от МВФ и основных стран-доноров. Это объясняется тем, что Всемирный банк председательствует в целом ряде международных кредитных союзов. Основу Всемирного банка составляет Международный банк реконструкции и развития, включающий 184 государства-члена. Структурно МБРР состоит: · из Совета управляющих (по одному представителю от каждой страны); · из Исполнительного совета (или директорат) - 24 директора. Главная задача - решение вопросов о выдаче кредитов. Пять стран, представленные в Исполнительном совете (Великобритания, Германия, США, Франция, Япония) имеют самую большую квоту, остальные государства представляют избираемый директорат. Голоса распределяются: 250 базовых голосов плюс один голос за каждый 100 тысяч долларов. Для примера, у США – 17,0% голосов, России - 1,8% голосов. · Президента Банка – высшая должность (представитель США). Уставной фонд МБРР существенно меньше, чем у МВФ, так как опирается на собственные средства (15% - Банка плюс 85% - заемные средства, получаемые путем выпуска облигаций). Россия стала членом МБРР 16 июня 1992 г. Общая сумма кредитов, выданных МБРР за 65- летнюю историю своей деятельности, превышает 250 млрд. долл., при этом более трети приходилось на 90-е гг. ХХ в. МБРР по всем своим кредитам требует государственных гарантий. Сроки предоставления кредита – долгосрочные (от 8 до 30 лет), кредит может быть предоставлен и на срок 10-30 лет, и 15-30 лет. Процентная ставка не фиксирована, то есть меняется в зависимости от проекта, срока, вида (ставка ниже, чем у других). Маржа относительно небольшая, как правило, 1% годовых. Общая сумма кредитов, предоставляемых МБРР в год составляет 6-8 млрд. долл. Общий объем финансирования Российской Федерации от МБРР составил около 10 млрд. долл. (два нефтяных, один газовый кредит; электроэнергетика; система пенсионного обеспечения; автодороги). 1/10 часть дорог (в км.) построена или реставрирована за счет денег МБРР. В 90-е гг. ХХ века в России МБРР финансировал 50 проектов. Планировался проект по финансированию жилья в нашей стране (примерно 4 млрд. долл.), но в итоге банк выделил мизерную сумму. Третьим элементом международных организаций, ограниченного наднационального типа является Международный валютный фонд. Одним и главных организаторов международных денежных потоков выступает Международный валютный фонд. Данный институт создан с целью урегулирования валютно-финансовых и валютно-кредитных взаимоотношений, складывающихся между государствами-членами данного фонда. Как отмечалось ранее, учреждение МВФ состоялось на конференции ООН (1-22 июля 1944 г.). Тогда представители 44 государств, в том числе и СССР, приняли Устав фонда, который вступил в силу 27 декабря 1945 г. Практическую деятельность МВФ начал в мае 1946 г. в Вашингтоне, опираясь на участие 39 стран. Соглашение об образовании Международного валютного фонда СССР не ратифицировал вследствие начавшейся «холодной войны» между Востоком и Западом. В течение 50-60-х гг. ХХ века аналогично поступили Польша, Куба, Чехословакия. Отказ от социалистического строительства и распад советского блока в 80-е гг. ХХ века привел к существенному расширению состава участников фонда, общее число которых на 1 июля 1994 г. достигло 178, на 1 января 2005 г. составляло 184, а на 1 января 2011 г. – 185 стран. Россия вступила в МВФ 1 июня 1992 г. Куба и Северная Корея до настоящего времени не являются членами МВФ. Основные задачи Международного валютного фонда: 1. Достижение стабильного функционирования валютной системы. 2. Стабилизация национальных валютных систем стран-членов. 3. Стабилизация курсов валют стран-членов. 4. Не допущение обесценения национальных денежных единиц. 5. Иметь положительный платежный баланс в торговле стран-членов между собой. Главная задача МВФ – предоставление займов странам-членам в иностранной валюте для устранения дефицита их платежных балансов. Структура Международного валютного фонда была сформирована в июле 1944 г. Законодательным органом является Совет управляющих, который проводит свои заседания один раз в год. Каждая страна представляет управляющего и его заместителя. Как правило, это министры финансов или руководители Центральных банков. В основные функции Совета управляющих входит: · прием новых членов; · определение бюджета и принятие финансового отчета; · распределение прибыли; · избирание исполнительного совета. Исполнительным органом является исполнительный совет (директорат) – постоянно действующий орган в составе 24 человек. Директор-распределитель (с 2004 г. Родриго де Рато представитель Испании). Каждое государство выплачивает около 25% своей квоты в СДР или в валюте других членов, а остальные 75% - в национальной валюте. Размер предоставляемой помощи зависит от взноса государства в уставной капитал МВФ. При вступлении в Фонд государства платят определенную сумму средств, именуемую взносом по квоте. МВФ самостоятельно определяет размер взноса по квоте на основе анализа богатства государств и их экономических показателей. Размер квот пересматривается один раз в пять лет. По состоянию на 2009 г., исходя из размеров квот, голоса между странами-членами в руководящих органах распределялись: 17,5% голосов – США; 6,13% голосов – Япония, Германия - 5,99%; Великобритания – 4,95%, Франция- 4,95%; Италия – 4,18% Саудовская Аравия -3,22%; Россия -2,74% голосов. Для сравнения отметим, что 34 государства ОЭСР имеют в совокупности 60,35% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 39,75%. Доля стран-участниц Евросоюза – 30,3%. Очередной пересмотр квот планируется ускорить и завершить в первой половине 2011 г. Предполагают, что эта мера приведет к увеличению представительства динамичных стран с формирующимся рынком и стран, с низким доходами. В исполнительный совет включаются назначаемые члены: Великобритания, Германия, США, Франция, Япония. Индивидуально-избираемые: Китай, Россия, Саудовская Аравия, а 16 членов избираются на два года по квотам регионов. В настоящее время объем мировой торговли составляет примерно 7,5 трлн. долл., а МВФ выдает кредитов всего около 2% в год. К основным причинам в изменении при выдаче кредитов Международным валютным фондом в конце ХХ века следует отнести: 70-е гг. – нефтяной кризис, 80-е гг. – кризис задолжностей, 90-е гг. – появление переходных экономик. Процентная ставка пересматривается еженедельно (примерно около 3% годовых). До 1996 г. полученный от МВФ кредит в Россию не попадал, так как правительство инвестировало его в более доходные формы (например, облигации). На кредит, выделяемый Международным валютным фондом, нельзя было увеличивать численность силовых структур (армия, милиция, Федеральная служба безопасности); выплачивать пенсии и заработную плату. Серьезные потрясения, с которыми пришлось столкнуться мировой экономике в 2008-2009 гг. привели к значительному увеличению потребностей в финансировании МВФ. Для того чтобы фонд имел достаточно ресурсов для удовлетворения этих потребностей, Группа G-20 в апреле 2009 г. утвердила решение о троекратном увеличении объема ресурсов, имеющихся в распоряжении МВФ, по сравнению с их докризисным уровнем, составляющим примерно 250 млрд. долл. США. Международный валютный фонд создавался как организация, определяющая принципы и правила функционирования международной финансовой системы. Эта функция остается определяющей в деятельности Фонда и сегодня. Разработка стабилизационных экономических программ для большинства государств мира позволили МВФ превратиться в своеобразный интеллектуальный экономический центр мирового масштаба. Критика МВФ после неспособности эффективно преодолеть кризис 1997-1998 гг. и предвидеть мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., была связана главным образом с четырьмя проблемами: первая проблема, при составлении программ реформ не учитывались национальные особенности; вторая проблема, предлагаемые стабилизационные программы были рассчитаны на быстрый конечный результат (шоковая терапия); третья проблема, неспособность предвидеть развитие кризисных явлений как на уровне регионов (Азия и Россия), так и в глобальном масштабе; четвертая проблема, чрезмерная политизированность программ Фонда и использование его в интересах определенных стран. Однако прошедшие годы показали, что, несмотря на серьезную критику в адрес МВФ, Фонд смог относительно успешно решить целый ряд важных задач. Назовем некоторые из них: · к середине 90-х годов ХХ века удалось снизить уровень инфляции по сравнению с 1970 - 1980 гг.; · под влиянием МВФ во многих стран произошло значительное улучшение платежного баланса; · в конце 80-х гг. ХХ в. Фонд сыграл важную роль в разрешении кризиса международной задолжности, осуществив списание, снижение долгового бремени развивающихся стран мира; · странам с переходной экономикой оказана помощь в строительстве рыночных отношений; · Фонд правильно отреагировал на критику и предпринял серьезные меры по реформированию практически всех сторон своей работы. Подводя итог отметим, что наднациональным организациям присущи особенности. Назовем их: первая, они имеют право на вмешательство в вопросы, относящиеся к внутренней компетенции государства, согласно его Конституции; вторая, в целях регулирования этих вопросов они имеют полномочия на создание: правил, обязательных для государств-членов; механизмов контроля и принуждения к соблюдению этих правил государствами-членами; обязывать и управомочивать физических и юридических лиц государств-членов; возлагать широкие полномочия по созданию правил и аудиту за их соблюдением на непредставительные органы, то есть международных служащих.
|