Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 6. Искусство в жизни человека

План занятия:

1.Искусство в жизни человека.

2.Виды искусства.

3. Изобразительное искусство Казахстана.

Цель занятия:

1. Рассказать о роли искусства в жизни человека, познакомить студентов с творчеством выдающихся деятелей искусства Казахстана.

2. Развивать устную речь, творческие способности студентов; корректировка навыков правильного употребления в речи согласованного и несогласованного определений.

3. Привить любовь к разным видам искусства, вызвать интерес к художественной литературе, музыке, живописи.

4.Повторение грамматических тем: Определение. Способы выражения определения. Согласованное и несогласованное определение. Замена придаточных предложений причастными оборотами.

 

Содержание занятия

 

Лексика: культура, духовное наследие, искусство, эстетика, творение, шедевр, галерея, вернисаж, музыка, опера, симфония, балет, кино, театр, живопись, монументальная живопись, станковая живопись, скульптура, архитектура, графика.

 

Задание 1. Подберите прилагательные к существительным.

Слово, борьба, герой, искусство, творчество, акын, юмор, пословица, праздник, человек.

 

Задание 2. Образуйте прилагательные от существительных с суффиксами:

-н-: почет, народ, смех, культура, истина, образ, литература, идеал, труд,

интерес, простор, место;

-ск-:казах, новатор, раб, город, Пушкин, араб;

-ическ-: демократия, поэт, лирика, проза, история, гуманист.

 

Задание 3. Прочитайте слова и словосочетания. Согласуйте прилагательные с существительными. Запомните правописание трудных слов.

(художественный) совершенство, (средневековый) отсталость, (казахский) степь, (национальный) культура, (правовой) проблема, (почетный) место, (феодальный) среда, (демократический) интеллигенция, (передовой) литература, (социальный) угнетение, (глубокий) мысль, (гражданский) долг, (эстетический) взгляды, (бесценный) знания.

 

Задание 4. Выделите суффиксы причастий. Определите, от каких глаголов они образованы.

Образец: потерявший – потерять.

Сосланные, переложенные, отмеченные, отличающиеся, составляющий, обвинявший, ощущавший, находивший, говорящий.

 

  Примеры
Определение обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? чей? который? Согласованные определениясогласуются с определяемым словом в роде, числе и падеже; они выражены прилагательными, местоимениями, причастиями, числительными. Несогласованные определения выражаются косвенными падежами управляемых слов, наречиями, прилагательным в сравнительной степени, неопределенной формой глагола. 1.Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами. (П.) 2. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. (П.) 1.Установилась хорошая погода. (М.Г.) 2. Собака моя наткнулась на выводок. (Т.) 3. Колос срезанный из рук валится. (Н.) 4. Пятая неделя уж к концу идет. (Ник.)   1. Всем известны драмы А.П.Чехова, поставленные на известных театральных сценах..2. Однажды отец катал меня на лодке с парусом. (М.Г.) 3. Зато в другое время не было человека деятельнее его. (Т.) 4. Москва сегодня – это не то, что Москва вчера. Им подали яйца всмятку и кофе по-варшавски. 5. Он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть пристально смеющимися, ласковыми глазами. (Л.Т.)

 

Задание 5. В предложениях замените причастные обороты придаточными предложениями с союзным словом который.

М.Ауэзов родился в конце прошлого столетия, названного веком науки.

В 1956 году М.Ауэзов завершает свой гигантский труд, удостоенный ленинской премии.

В далекой степи был поставлен спектакль по его первой пьесе «Енлик-Кебек», ставший шедевром национальной драматургии.

М.Ауэзов, воскресивший могучий образ Абая, оказался на вершине казахской культуры.

 

Задание 6. Трансформируйте данные простые предложения в сложные, заменив причастный оборот придаточными определительными.

Олжас Сулейменов – сын своего времени, остро чувствующий его радости и боли, победы и неудачи человечества. Он первый среди поэтов откликнулся на полет в космос Ю.Гагарина поэмой «Земля, поклонись человеку!», написанной молниеносно, по горячим следам событий, в течение нескольких дней.

«Глиняная книга» – это большая поэма безудержной фантазии и неограниченного воображения, имеющая в основе глубокие знания по истории и лингвистике.

 

Задание 7. Подберите определения к именам существительным.

Студия, пейзаж, акварель, портрет, галерея, живопись, серия, музей, выставка, картина.

 

Задание 8. Прочитайте текст, составьте план и подготовьте пересказ по плану. Найдите в тексте согласованные определения.

 

Абылхан Кастеев

Художником, жизнь и творчество которого ярко отражают социальные перемены в жизни казахского народа, является бывший пастух из южного Казахстана Абылхан Кастеев.

Кастеев родился в 1904 году недалеко от Джаркента Алматинской области, в типичном казахском ауле.

Природные способности Кастеева к рисованию проявились еще в родном ауле, но там никто не обращал внимания, считая их детской забавой.

С 1928 года Кастеев – рабочий на строительстве Туркестана – Сибирской железной дороги. В свободное время он делал наброски-портреты своих товарищей. Заметив склонности Кастеева к рисованию, руководители местной комсомольской организации отправили его учиться в частную художественную студию в г.Алматы.

Карандашные рисунки и акварели Кастеева начала 30-х годов до сих пор представляют большой интерес. «Автопортрет», «Портрет сестры художника» по своей лаконичности и простоте выражения являются прекрасными работами.

Примечательной работой того времени является также акварель «Турксиб»(1932). С правой стороны, из глубины картины, как бы прорезая горные цепи, прямо на нас идет пассажирский поезд, а слева, в центре, изображен караван верблюдов.

С1934 по 1936 годы Кастеев обучался в художественных студиях Москвы. Он посещал рисовальные классы при Московском университете, учился рисованию и живописи в студиях при Доме Народного творчества. Много часов он проводил в стенах Третьяковской галереи, где изучал произведения русских художников. Большую известность художнику принесла серия работ, посвященная казахскому народному герою периода гражданской войны Амангельды Иманову.

 

Задание 9. Замените придаточные определительные причастными оборотами.

 

Волосы, которые заплетены в мелкие косы. Кастеев, который получил на выставке денежную премию. Целая серия картин, которая носит название «Старый быт». Картины, которые раскрывали насилие, лицемерие и ханжество угнетателей. Серия работ, которая посвящена казахскому герою Амангельды Иманову. Работы, которые наполнены воздухом и светом.

 

Задание 10. Прочитайте текст с целью общего знакомства с его содержанием.

Редкий самобытный дар

Дина Нурпеисова впитала в себя неукротимый дух и динамику музыки Курмангазы, обогатив ее виртуозностью и нежной лирикой Даулеткерея.

Родилась Дина Нурпеисова в 1861 году в Джангалинском районе. Тяга к музыке у нее проявилась рано: в 9 лет она хорошо играла на домбре и стала ученицей прославленного Курмангазы Сагырбаева. Каждая встреча с великолепным мастером домбры обогащала ученицу. Скоро имя Дины становится известным на весь Западный Казахстан, она получает признание знаменитых мастеров инструментальной музыки. Пробуя свои силы в сочинении, она создает кюи «Булбул», «Байжума».

Дина чутко откликается на все события, волнующие народ: национальное восстание 1916 года, установление в Казахстане Советской власти. Именно в эти годы ее творчество принимает более интенсивный характер: она много сочиняет, принимает активное участие в творческих смотрах народных талантов.

В годы Великой Отечественной войны Дина страстно служит своим искусством, общей борьбе с фашизмом. Она с юношеской энергией сочиняет, выступает на концертах, призывая словом бороться с ненавистным врагом. В послевоенные годы Дина сочиняет кюи на современную советскую тематику.

В пору наиболее полного расцвета таланта Нурпеисовой у нее рождается стремление к синтезу двух музыкальных направлений в развитии инструментальной культуры – темпераментного и динамичного искусства школы Курмангазы с мягким, лирическим творчеством Даулеткерея. Так рождаются глубоко самобытные произведения, закладываются основы нового стиля домбровой музыки.

Словарь

неукротимый дух – такой, который нельзя укротить, сдержаться;.

виртуозный – технически совершенный;

интенсивный характер – напряженный, усиленный;

синтез – обобщение, сведение в единое целое;

самобытный – своеобразный, непохожий на других;

новый стиль – совокупность приемов какой-нибудь работы;

очарование – чарующая сила, прелесть.

 

Задание 11. Ответьте на вопросы. В ответах используйте ключевые слова и словосочетания из текста.

1. Где и когда родилась Дина Нурпеисова?

2. Какой была жизнь самобытного композитора?

3. Когда у нее появилась тяга к музыке?

4. Какие события нашли отражение в творчестве Дины?

5. Какие кюи Дины вы знаете?

 

Задание 12. Прочитайте строки Н.Заболоцкого. Выучите наизусть. Напишите по памяти.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Как вы понимаете выражение «У живописи мировой язык»? Порассуждайте на эту тему.

 

Задание 13. Прочитайте текст, расскажите, о чем говорится в тексте.

 

Музыка… О ее роли в жизни людей много написано в разные времена и не только музыкантами, но и писателями, философами, учеными. Она сопутствует человеку с момента рождения, помогает формировать сознание, влияя на его мысли и чувства.

Она звучит в устах матери, баюкающей ребенка, рассказывает о великих подвигах и героях. Музыка – это искусство широкого человеческого общения. Обладая способностью отражать идеи эпохи, она сближает людей всех наций и континентов.

День первого октября, начиная с 1975 года по решению международного Музыкального Совета ЮНЕСКО, назван международным днем музыки.

Основополагающую роль в формировании профессионального музыкального искусства в Казахстане сыграла богатейшие сокровища народного творчества. Так, замечательные казахские песни и кюи безымянных народных артистов, музыкальное наследие Абая и Курмангазы, Биржана и Таттимбета стали подлинным достоянием не только казахского, но и многих других народов.

В том, что достигнуты такие значительные успехи казахского искусства, есть большая заслуга тех, кто стоял у колыбели развития музыкального искусства. В ее историю яркой страницей написалась деятельность А.В. Затаевича. Неутомимый фольклорист и композитор исколесил весь Казахстан и совершил труд поистине эпический. Среди музыкантов особое место занимает имя

Е.Брусиловского, многолетняя творческая деятельность которого органично охватывает все сферы музыкальной жизни. Им создано девять опер, семь симфоний, два балета и множество других произведений. Счастливой творческой судьбой одарены его оперы «Кыз Жибек», «Ер Таргын», сыгравшие выдающую роль в формировании национального оперного искусства.

Параллельно с оперой в Казахстане развиваются другие жанры музыкального искусства. Сегодня можно говорить о своеобразии казахской симфонии. Её образный строй сформировался под воздействием богатейших традиций народной инструментальной культуры, и в частности, домбровой музыки. Казахские кюи с оригинальной стилистикой, с совершенством форм, с их потенциально неисчерпаемыми возможностями симфонического развития явились прочным фундаментом, на котором выросла и окрепла симфоническая музыка. Несомненно, достижениями инструментальной музыки казахских композиторов, а также певческого искусства, которое имеет свою богатейшую историю.

 

С л о в а р ь

 

опера – музыкальное драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре;

симфония – большое музыкальное произведение для оркестра;

подлинный – настоящий, оригинальный, не скопированный;

органично – не случайно, закономерно вытекающий из чего-либо.

Задание 13. Найдите в тексте ответы на вопросы, дополните ответы своими рассуждениями и примерами.

1.Какую роль играет музыка в жизни человека?

2. Какое значение в международной культурной жизни человечества имеет день первое октября?

3. Какие виды музыкального искусства развиваются в Казахстане?

 

Задание 14.

а) Объясните, как вы понимаете различные жанры и виды музыкальных произведений. Составьте предложения со словами «музыка», «музыкальные инструменты». Укажите согласованные определения.

 

Музыка: симфоническая, классическая, камерная, эстрадная, джазовая, инструментальная, народная, современная.

Музыкальные инструменты: рояль, пианино, баян, гитара, скрипка, виолончель, ударные инструменты.

 

б) Какой музыке вы отдаете предпочтение, аргументируйте свой ответ.

 

 


<== предыдущая | следующая ==>
The system of methods of management | Клиническая психология

Date: 2016-07-20; view: 403; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию