Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникация и информация: определение понятий





Коммуникация (от лат. communicatio -сообщение, передача) -передача информации от одной системы к другой посредством специальных матери­альных носителей, сигналов. В человеческом обществе коммуникация осуществляется между ин­дивидами, группами, организациями, государствами, культурами посредством знаковых систем (языков). Коммуникация между людьми происходит в форме общения как об­мен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, про­граммы деятельности общающихся сторон. Содержание и формы коммуникации отражают общественные отношения и исторический опыт людей. Коммуникация - необходимая предпосылка функционирования и развития всех социальных систем, т.к. обеспечивает связь между людьми, делает возможным накопление и передачу социального опыта, раз­деление труда и организацию совместной деятельности, управление, трансляцию культуры.

Отметим, что в процессе коммуникаций неизбежно возникают различные препятствия, так называемые коммуникационные барьеры. Под коммуникационными барьерами понимаютсяпомехи, препятствующие контакту между коммуникатором и реципиентом, адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе коммуникации.

По характеру помех коммуникативные барьеры можно разделить на технические, психофизические, психические, семантические, социальные и культурные.

Технические барьеры возникают, когда в канале коммуникации обнаруживаются препятствия для прохождения сигналов от источника или же сам канал производит сигналы, мешающие восприятию сообщении реципиентом. Психофизические барьеры связа­ны с сенсорными особенностями восприятия сигналов человеком, а также с ограни­ченной способностью человеческого мозга к запоминанию и переработке информа­ции. Семантические барьеры означают несоответствие кодов, используемых коммуни­катором и реципиентом, начиная различным толкованием значения отдельных знаков и кончая полным незнанием реципиентом языка сообщения. Психологические барьеры связаны с отрицательными установками реципиента на коммуникатора, на канал и способ общения, форму или содержание сообщения, также с некоторыми личностными свойствами реципиента, например, низкий уровень интеллектуальных способностей, чрезмерно высокая или чрезмерно низкая самооценка.[1] Социальные барьеры объясняются принадлежностью коммуникатора и реципиента к различным социальным группам, социальным ограничением доступа к информации и возможностей ее использования. Культурные барьеры присущи в первую очередь межнациональной коммуникации, где они могут быть вызваны различиями в национальных традициях общения, в системах норм и ценностей, в оценке разных форм коммуникации, в способах реакции на воспринятую информа­цию и т.д.

В современных исследованиях все шире применяются системные модели коммуникации, включающие информационные процессы в более широкий социальный контекст.

Наряду с этим развивается деятельностный подход при изучении коммуникация, подчеркивается активность реципиента в этом процессе и общественная обусловленность как содержания, так и формы коммуникации[2].

Различные интерпретации социокультурной коммуникации, основанные на различных методологических парадигмах, акцентируют ее суть либо как сово­купности средств передачи социальной информации, образующих базу для становления и развития «информационного общества» (технократически-рационалистический подход), либо как способа достижения понимания одного человека другим как механизма «вживания», «вчувствования» (феноменологии, интерпретация).

Типология процессов социокультурной коммуникации может быть построена по следующим основаниям:

— по характеру субъектов коммуникации (межлич­ностная, личностно-групповая, межгрупповая, меж­культурная и др.);

— по формам коммуникации (вербальная, невербальная);

— по уровням протекания коммуникации (на уровне обыденной культуры, в специализированных областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специализированного уровня к обыденному и т.п.)

Социокультурная коммуникация представляет собой явление системного поряд­ка с выраженной иерархичностью структуры самих средств коммуницирования. Вместе с тем социокультурная коммуникация сама по себе является лишь средством осуще­ствления социокультурного взаимодействия субъектов и их коллективов, чем и определяется ее основная соци­альная функция.

В процессе изучение социокультурной коммуникации важное место занимает такое понятие, как информация.

Информация (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - в са­мом общем виде - передача сообщений между передающей и принимающей система­ми, что ведет к изменению разнообразия состояний последней. Первоначально это понятие связывалось исключительно с коммуникативной деятельностью в обществе. Позднее был осознан тот факт, что информационные процессы свойственны также и неживой природе, в связи с чем этот термин был воспринят и соответствующими науками.

Важнейшей особенностью информации является ее двойственность. Она существует в идеальной форме и проявляется в материальных объектах, знаках.

В 20 - 30-е гг. XX в. информация рас­сматривалась на качественном уровне без введения формализованных понятий и проце­дур. В частности, появился ряд работ по журналистике, в которых обсуждались сущ­ность информации, ее источники и виды, влияние на потребителя, такие ее свойства, как достоверность, полнота, убедительность и т.д. Уже в те годы ставились вопросы о цен­ности, практической значимости сведении.

Примерно с того же времени, но особенно интенсивно с конца 40-х гг., форми­руется математическая теория информации, особенность которой заключается в том, что она:

1) рассматривает пере­дачу информация между техническими системами;

2) признает сообщениями ограниченное множе­ство знаков;

3) исключает из анализа их семантику.

Благодаря таким упрощениям удалось выявить ряд закономерностей, которые имеют место в обществе, живой и нежи­вой природе. Поэтому понятие информации получило общенаучный статус. Однако исклю­чение семантики оказалось слишком сильным упрощением, которое существенно сужа­ло применимость теории к социальным процессам.

Вскоре после этого были предприняты попытки уточнения понятийного аппарата теории информации, чтобы включить в анализ также и значение сообщений. Для этого используются идеи и методы символической логики и логической семантики, т.е. идет поиск возможностей соединить синтаксический (вероятностностно-статистический) и семантический подходы. Однако и это направление столкнулось с определенными ограничениями, которые пока не удалось преодолеть.

Одним из важнейших свойств информации являетсяееценность, полезность. Степень ценности информация определяется исходя из ее воздействия на поведение системы, на возможности реше­ния системой своих задач. Для уточнения прагматического аспекта информации используется по­нятие субъективной вероятности как меры уверенности (убежденности) субъекта в наступлении того или иного исхода. Итак, ценность определяется тем влиянием, которое она оказывает на уверенность субъекта. Оно может оказаться положительным или отрицательным. Продвижение на пути количеств, определения смысла и цен­ности информации пока невелико, поскольку математика не в состоянии учесть многие ка­чественных аспекты реальных процессов. На оценку полезности сообщения оказывают существенное влияние цели, установки, намерения, интересы, квалификация, физическое состояние субъекта, к которому оно поступило. Процессы передачи сведений между людьми и общественными структурами опосредуют системы информации.

В нашем случае важным является определениесоциальной информации, под которой понимается совокупность сведений, объективно необходимых для устойчивого функционирования социального орга­низма. Социальная информация является комплексом знаний о состоянии и взаимодействии различных институтов общества, о связи реальной деятельности людей с развитием их сознания и обратном воздействии общественного сознания на общественную практику.

Интерес к социальной информации обусловлен актуальностью проблем научного управления социальными процессами, а также заметным скачком в развитии информации и информационной техники.

Высшая школа экономики – (https://www.hse.ru/, коллегиальный труд)

№ 19. Качественные методы исследования. Фокус-групповое исследование.

Каждая наука располагает своим инструментарием, набором методов, с помощью которого осуществляется исследовательская деятельность и познается истина. Набор специфических методов исследования социологической науки позволяет наэмпирическом уровне отследить происходящие в обществе процессы, т.е. провести прикладное социологическое исследование — систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели — получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач, в соответствии с чем различают три основных вида социологического исследования:

§ разведывательное;

§ описательное;

§ аналитическое.

Разведывательное исследование - наиболее простой вид прикладного социологического анализа, решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи; как правило, оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрошенной программе и сжатом по объему методическом инструментарии — специально разрабатываемом для каждого исследования пакете инструментов, предназначенных для сбора первичной информации (бланк-интервью, массовая или экспертная анкета, проекты выборки, математический анализ первичной информации и т.д.). Этот вид социологического исследования может применяться:

§ на предварительном этапе глубоких и масштабных исследований для проверки методического инструментария и его коррекции;

§ для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения;

§ в ситуации, когда предмет социологического исследования мало изучен или вообще не изучен, с тем чтобы получить дополнительные сведения о предмете и объекте исследования, уточнить некоторые задачи и гипотезы исследования, а также его методический инструментарий.

В разведывательном социологическом исследовании обычно используются такие методы сбора первичной информации, как интервью или анкетный опрос, групповое интервью методом фокус-групп, позволяющие провести его в сжатые сроки.

Описательное исследование представляет собой более сложный вид социологического анализа, чем разведывательное исследование, так как по своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирической информации, дающей относительно целостное представление об изучаемом объекте, явлении. Проведенние исследования описательного типа требует разработки более сложной и подробной программы исследования с использованием методически апробированного инструментария, что обеспечивает его большую надежность в процессе изучения важнейших элементов исследуемого объекта. Данное исследование обычно применяется тогда, когда объектом исследования выступает относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (население города, района, области, региона и т.д.).

Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид социологического анализа. Его цель состоит не просто в описании структурных элементов изучаемого явления, но и в выяснении причинно-следственных связей, лежащих в основе распространенности, динамики, стабильности/нестабильности данного явления. Аналитическое исследование рассматривает комплекс факторов, влияющих на объект исследования, выделяя среди них основные и второстепенные, временные и устойчивые, явные и латентные (скрытые), управляемые и неуправляемые. Программа такого исследования разрабатывается тщательно и занимает много времени, поскольку часто требуется собрать предварительную информацию об отдельных сторонах исследуемого явления, обращаясь к разведывательному или описательному исследованию. В ходе аналитического исследования применяется комплекс социологических методов, которые дополняют друг друга, — различные формы опроса, анализ документов, наблюдение.

Социальный эксперимент является разновидностью аналитического исследования. Его проведение предполагает создание специальной экспериментальной ситуации путем изменения обычных условий функционирования исследуемого объекта.

Социологическое исследование предполагает определенную последовательность этапов.

На первом этапе формируется программа исследования: формулируются цель исследования, ее задачи, план, гипотеза на основе актуальности выбранной проблематики, определяются методы сбора информации, способы ее обработки, сроки проведения исследования и т.д.

На втором этапе социологического исследования осуществляется непосредственный сбор первичной информации. При этом могут применяться различные методы сбора информации — социологический опрос в форме анкетирования или интервьюирования; контент-анализ (записи исследователей, выписки из документов и другие сведения, полученные из различных источников документального характера); наблюдение, эксперимент и др.

На третьем этапе производится цифровая (электронная) обработка полученной информации, собранной в ходе социологического исследования на основе специальных компьютерных программ.

На четвертом этапе, заключительном (аналитическом), проводятся анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Date: 2016-07-20; view: 999; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию