Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблематика социологических исследований СМИ





Предваряя более подробное рассмотрение проблематики теоретических (гл. 2, 3) и эмпирических (гл. 6) исследований, покажем на ряде примеров, какими проблемами на индивидуальном, групповом, социетальном (общество в целом) и глобальном уровнях занимаются социологи.

Доступность информации и информационное неравенство. Эта проблема стала предметом многочисленных исследований, особенно с той поры, когда распространилось представление о современном обществе как информационном, а об информации — основном ресурсе в обществе (см. 6.4). Однако и раньше, начиная с XIX столетия, были попытки выявления доступности для понимания «простыми людьми» книжных и, позже, газетных текстов. На нынешнем этапе речь идет о равном доступе социальных, этнических и территориальных слоев общества к источникам информации. Проблема обострилась в связи с появлением Интернета, доступ к которому предполагает владение компьютером и оплату пребывания в Сети, когда возникло понятие «цифровое неравенство», или «цифровой разрыв» (digital divide).

В эмпирических исследованиях устанавливают статистическую связь (корреляцию) между характеристиками социально-демографическими и территориальными (пол, возраст, уровень доходов, квалификация, должность и т.п., тип поселения и место проживания) и пользовательскими (например, наличие дома или на работе доступа к Сети, регулярность, время, затрачиваемое на ее посещение, и т.п.), выявляются благоприятные и неблагоприятные с этой точки зрения регионы страны или земного шара, благополучные и неблагополучные группы населения, их отношение к проблемам доступности информации, шире — участия в коммуникациях (см. 2.3, 2.6).

 

В рамках социологии СМИ можно выделить и особые области исследований. В одних случаях они задаются интересами субъектов: общества, журналистских сообществ, медиаменеджмента, маркетологов. В других — спецификой каналов: печати, телевидения, радио, Интернета.

Социология СМИ — отрасль социологической науки и вместе с тем часть наук ожурналистике. В нее входят как теоретические, так и эмпирические исследования. Предметом социологии СМИ является их функционирование как вида массовых коммуникаций,социальные последствия такого функционирования. Теоретические исследования даютоснования для оценки того, что происходит в действительности и выявляется в ходеэмпирических исследований. Социологический подход к СМИ характеризуется такими чертами: ■ единство теоретического обоснования должного и эмпирического выявленияреального места СМИ в разных сферах общественных отношений; ■ изучение проблем и реальных результатов функционирования СМИ на разныхуровнях организации социума: личность, группы, общество, человечество, социальныеинституты; ■ учет конкретно-исторических обстоятельств, условий и факторов функционированияСМИ в разных странах. Исследования в данной области разнообразны по методике и содержанию. Срединаиболее широко рассматриваемых и эмпирически изучаемых проблем: доступностьинформации и информационное неравенство; динамика, изменения в характереинформационного потребления; участие аудитории в коммуникациях; роль СМИ вформировании и поддержании идентичности политической нации; формирование интересовмассовой аудитории в эпоху глобализации; СМИ, национальная идентичность иглобализация; своеобразие СМИ в разных странах.

(Фомичева И. Д. Социология СМИ: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Д.Фомичева. - М.: Аспект Пресс, 2007.)

Date: 2016-07-20; view: 1187; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию