Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеграция смыслов в жизненных темах 3 page





 

49 стр. Чтение как наиболее распространенное потоковое занятие. Об этом сообщает исследование Mas­simini, Csikszentmihalyi, Delle Fave, 1988. Одна из недавних книг подробно раскрывает то, как чтение приносит человеку наслаждение (Nell, 1988).

 

50 стр. Общение как потоковое занятие. Практически все исследования, в которых применялся метод выборки переживаний, показали, что даже просто нахождение в обществе других людей способствует улучшению настроения, независимо от других обстоятельств. Это справедливо как для подростков (Csikszentmihalyi, Larson, 1984), так и для взрослых (Larson, Csikszentmihalyi, Graef, 1980) и пожилых людей (Larson, Mannell, Zuzanek, 1986). Но для того, чтобы действительно получать наслаждение от общения с другими людьми, необходимы специальные навыки общения.

 

51 стр. «Большинство работ…» — цитата из исследования, посвященного тому, как искусствоведы описывают свои эстетические впечатления во время рассмотрения произведений искусства (Csikszentmihalyi, Robin­son, 1990, p. 51).

 

Профессор Майер-Лейбниц в личной беседе с автором описал изобретенный им способ отмерять время через выстукивание ритмов (Maier‑Leibnitz, 1986).

 

52 стр. Важность микропотоковых занятий исследовалась в книге «За пределами скуки и тревоги» (Csikszentmihalyi, 1975, P. 140—178). Эти исследования показали, что если людей просят воздерживаться от совершения неких привычных им действий, таких как постукивание пальцами, напевание мелодий, насвистывание, перешучивание с друзьями, они в течение нескольких часов становятся раздражительными. После дня лишения таких «микропотоковых» действий испытуемые часто сообщали о потере контроля и разрушении обычных паттернов поведения. Мало кто мог вынести такую депривацию больше суток.

 

52 — 53 стр. Баланс между сложностью задач и уровнем умений, необходимых для их выполнения, с самого начала наших исследований считался важнейшим условием возникновения потока (напр. Csikszentmihalyi, 1975, P. 49—54). Исходная модель подразумевала, что наслаждение действием может испытываться на протяжении всей «диагонали соответствия» — как при одинаково низком, так и при одинаково высоком уровне сложности задачи и развития умений. Проведенные позднее эмпирические исследования заставили нас изменить модель. Люди не испытывают наслаждения от ситуаций, когда баланс достигается на уровне, более низком, чем тот, на котором они привыкли действовать. Поэтому новая модель предсказывает возникновение потока при наличии баланса задач и умений на уровне выше среднего для данного индивида. Это получило подтверждение при помощи метода выборки переживаний (Carli, 1986; Csikszentmihalyi, Nakamura, 1989; Massimini, Csikszentm ihalyi, Carli, 1987). В добавление к этому, наши исследования показали, что условия тревоги (требования выше, чем уровень мастерства) достаточно редко встречаются в повседневной жизни и воспринимаются гораздо более негативно, чем условия скуки (уровень требований ниже, чем уровень мастерства).

 

53 стр. «Концентрация становится всеобъемлющей…». «Тебя так захватывает….», «Концентрация становится такой же естественной…» взяты из Csikszentmihalyi, 1975, P. 39, а «Чтение совершенно…» из Allison, Duncan, 1988, P. 129. Зависимость между степенью сосредоточения внимания и чувством наслаждения была описана еще Монтенем, четыре века назад (Montaigne, 1580/1958, P. 853): «Я наслаждаюсь жизнью вдвое сильнее других, ведь степень наслаждения напрямую зависит от того, сколько внимания мы уделяем ей».

 

54, 55 стр. «Тайна скалолазания заключается в самом скалолазании» — цитата из Csikszentmihalyi, 1975, p. 47—48;

«Я получаю огромное наслаждение…» — Delle Fave, Massimini, 1988, p. 197;

«Я ощутил чувство удовлетворения…» — Hiscoc, 1968, p. 45;

«Каждый раз, когда рождается…» — Moitessier, 1971, p. 159;

две последние цитаты взяты из работы Macbeth, 1988, p. 228.

 

55, 56 стр. Рисование. Различие между более и менее творческим художником заключается в том, что первый начинает работу, имея лишь общую идею того, что он хочет создать, в то время как второй уже имеет в голове четкий образ готовой картины. Творческому художнику еще только предстоит «открыть» свою картину, используя для этого интенсивную обратную связь со своим детищем, обнаруживая в ходе работы новые творческие ходы и решения. Менее творческая личность просто переносит на бумагу уже готовый замысел, так и не получая шанса повысить собственный творческий уровень. Однако для того, чтобы добиться успеха в бесконечном процессе совершенствования, у творческого художника должны иметься четкие критерии оценки качества своей работы (Getzels, Csikszentmihalyi, 1976).

 

56 стр. Хирургия как потоковая деятельность описана в Csikszentmihalyi, 1975, 1985 b.

 

57 стр. Повышенная восприимчивость. Считается, что дети имеют различные задатки для развития тех или иных талантов: кто-то имеет способности к физическим упражнениям, кто-то к музыке или языкам, кто-то проявляет успехи в искусстве общения. Подобная точка зрения нашла свое отражение в «теории множественного интеллекта», предложенной Ховардом Гарднером (Gardner, 1983). Он и его коллеги по Гарвардскому университету в настоящее время работают над разработкой специальных тестов для каждого из семи главных измерений интеллекта, которые им удалось выделить.

Об особой роли обратной связи для слепых сообщалась в Massimini, Csikszentmihalyi, Delle Fave, 1988, P. 79—80.

 

58 стр. «В такие моменты…», «Единственное, что важно — это площадка...», «Ребята моего возраста…», «Ничто другое…», «Во время восхождения...» — цитаты из Csikszentmihalyi, 1975; P. 40—41, 81; «На море приходится…» — из работы Crealock, 1951, P. 99—100 (цит. по Macbeth, 1988, P. 221); «Сознание должно быть…» — из Johnson, 1988, P. 6).

 

60 стр. Притягательная сила риска исследовалась Марвином Цукерманом (Zuckerman, 1979), который описал такую личностную черту как «поиск острых ощущений (sensation seeking)». Более доступное изложение данной проблемы можно найти в последней книге Ральфа Кейза (Keyes, 1985).

 

61 стр. Одним из первых исследований по проблеме азартных игр является (Kusyszyn, 1977). То, что азартные игры происходят от религиозных обрядов гадания, утверждали Culin, 1906, P. 32, 37, 43; David, 1962; Huizinga, 1939/1970.

 

62 стр. Морфи и Фишер. Схожесть жизненных путей этих двух великих шахматистов, разделенных столетием, бросается в глаза. Пол Чарлз Морфи (1837—1884) стал шахматным мастером, будучи еще подростком. В возрасте двадцати двух лет он совершил путешествие в Европу, где победил всех, кто отважился играть против него. По возвращении в Нью-Йорк его потенциальные соперники отказывались играть против него, так как считали его непобедимым. Лишенный единственного источника переживания потока, он начал вести жизнь затворника, а в его поведении появились эксцентрические и параноидальные черты. О похожих проблемах, имевшихся в жизни Бобби Фишера, читай в Waitzkin, 1988. Существует два возможных объяснения подобному феномену. С одной стороны, можно предположить, что людей с хрупкой психической организацией больше привлекает игра в шахматы. С другой — что игра в шахматы на высоком уровне требует полного вовлечения всей имеющейся в распоряжении психической энергии, что, в свою очередь, может привести к возникновению зависимости. Если шахматист становится чемпионом, то есть исчерпывает все возможности для дальнейшего совершенствования в деле, которому уделял столько внимания, он рискует утратить ориентацию, поскольку цель, организовывавшая его сознание, лишилась смысла.

 

Исследованию азартных игр среди североамериканских индейцев посвящены работы Culin, 1906; Cushing, 1896; Kohl, 1860. Карвер (Carver, 1796, P. 238) сообщает, что ирокезы нередко играют до тех пор, пока не лишатся всего, что им принадлежит, включая собственные мокасины. Окончив игру, они раздетыми идут обратно в свой лагерь по сугробам высотой три фута. Бытописатель индейцев Тарахумара в Мексике сообщал, что «они могут предаваться азартным играм чуть ли месяц без перерыва, до тех пор, пока не потеряют все, что имеют, кроме, пожалуй, жены и детей» (Lumholtz, 1902/1987, P. 278).

 

Рассказ хирурга, рассказывающего о «наркотическом» эффекте хирургических операций приведен в Csikszentmihalyi, 1975, P. 138—139.

«Это чувство сродни…» — там же, p.87.

63 стр. «Ты забываешь себя …» — слова взяты из работы Moitessier, 1971, P. 52 (цит. по Macbeth, 1988, P. 22); «Я что-то понимаю…» — из Sato, 1988, P. 113).

 

64 стр. О расширении Я, стирании границ собственной личности, в ходе занятий альпинизмом см. в Robinson, 1969, а во время игры в шахматы — в Steiner, 1974.

 

65 стр. Об опасности утраты чувства Я в трансцендентном опыте написано множество работ. Одним из ранних источников по этой тематике является книга Ле Бона (Le Bon, 1895/1960), которая оказала значительное влияние на дальнейшие исследования в этой области (McDougall, 1920; Freud, 1921). В числе последних исследований, рассматривающих взаимоотношения между самосознанием и поведением, можно назвать Diener, 1979; Wicklund, 1979; Scheier, Carver, 1980. В терминах нашей модели комплексности, деиндивидуализированного человека, который утрачивает свое Я в группе, можно назвать интегрированным, но не дифференцированным. Такой человек передает группе контроль над своим сознанием и может быть легко вовлечен в опасные формы поведения. Чтобы получать пользу от трансценденции, необходимо быть также дифференцированной личностью с сильным ощущением индивидуальности. Джордж Герберт Мид (Mead G.H., 1934/1970) внес большой вклад в прояснение диалектических взаимосвязей между двумя аспектами человеческого Я: «I» — активным центром, и «me» — отраженным образом Я.

 

66 стр. «Происходят две вещи…» — цитата из Csikszentmihalyi (1975, P. 116).

 

67 стр. О глубинной связи между такими вещами, как счастье, радость и даже добродетель, с одной стороны, и внутренними, или аутотелическими вознаграждениями, с другой, говорили философы и мыслители разных культурных традиций. К таковым относятся, например даосская концепция Ю — учение «правильного» пути, (см., например тексты Чжуан Цзы — Watson, 1964); аристотелевское понятие добродетели (MacIntyre, 1984); и индуисткое отношение жизни, воплощенное в Бхагавадгите.

 

68 стр. Суждения о людях, недовольных своей работой и своим досугом, сформировались в результате наших исследований по методу выборки переживаний (напр. Csikszentmihalyi, Graef, 1979, 1980; Graef, Csik­szentmihalyi, Gianinno, 1983; Csikszentmihalyi, LeFevre, 1987, 1989; LeFevre, 1988). Они основывались на оценках своих переживаний, которые давали рабочие по сигналу, поступавшему к ним через пейджер в случайное время. Отметим, что при более традиционных масштабных опросах они часто дают гораздо более позитивные оценки. Анализ результатов 15 исследований удовлетворенности трудом, проведенных между 1972 и 1978 гг., говорит о том, что в США только 3% рабочих «крайне недовольны» работой, 9% — «частично недовольны», 36% — «частично довольны» и 52% процента очень довольны (Argyle, 1987, P. 31—63). Результаты недавнего общенационального опроса, проведенного Роберт Хэлф Интернэйшнл (Robert Half International), результаты которого печатались в Чикаго Трибьюн (Chicago Tribune. 1987. Oct. 18, sect. 8), куда менее оптимистичны. В соответствии с ним 24% всех наемных тружеников США, то есть каждый четвертый, весьма недовольны своей работой. Наши методы измерения степени неудовлетворенности работой могут показаться слишком жесткими, при этом методы, использованные в других опросах дают, пожалуй, чересчур оптимистичные результаты. Казалось бы, совсем несложно выяснить, доволен ли человек своей работой или нет. На самом деле, «удовлетворенность» — крайне относительное понятие и ее очень трудно оценить объективно, как и ответить, наполовину полон стакан с водой или наполовину пуст. В одной из последних работ на эту тему два известных немецких социолога пришли к диаметрально противоположным точкам зрения, а именно: один утверждал, что немецкий рабочий «любит» свою работу, в то время как другой был уверен, что он «ненавидит» ее. При этом для своего анализа оба использовали одну и ту же базу данных (Noelle-Neumann, Strumpel, 1984). Несколько исследователей обратили внимание на противоречащие ожиданиям данные, говорящие, что люди более удовлетворены своей работой, чем своим досугом (напр., Andrews, Withey, 1976; Robinson, 1977). Так Верофф, Дуван и Кулка (Veroff, Douvan, Kulka, 1981) приходят к выводу, что 49% занятого населения более удовлетворены своей работой, чем тем, как они проводят свой досуг. При этом только 19% получают большее удовлетворение от досуга.

 

69 стр. Опасность попадания в зависимость от потоковых впечатлений более детально описана в Csikszentmihalyi, 1985 b.

 

Преступление как источник потока. Описание того, как подростковая преступность может служить источником потока, дано в Csikszentmihalyi, Larson, 1978.

 

Высказывание Оппенгеймера цитируется по Weyden, 1984.

 

70 стр. «Вода может быть хорошей и плохой…» Высказывание Демокрита приведено по de Santillana, 1961/1970, P. 157.

Глава 4

 

72 стр. Игра. Наряду с «Homo Ludens» Хейзинги, вышедшей еще в 1939 году, (Huizingа, 1939) другой сильной работой, посвященной играм, является книга Роже Калуа «Игры и люди» (Caillois, 1958).

 

73 стр. Мимикрия. Прекрасный пример того, как ритуальное переодевание может помочь раздвинуть рамки обычного восприятия, дает Монти (Monti, 1969, P. 9—15), когда он описывает западно-африканские церемониальные маски: «С точки зрения психологии происхождение масок может быть также объяснено атавистическим стремлением человека уйти от себя, чтобы обогатиться опытом иных способов существования.... Это желание не может быть реализовано на “физическом” уровне. Человек стремится увеличить свою собственную мощь, идентифицируясь со вселенскими, божественными или демоническими силами. По сути, это желание выйти за рамки ограничений, помещающих человека в конкретную и неизменную оболочку, простертую между рождением и смертью, которая не оставляет ему возможности сознательного выбора экзистенциальных приключений».

 

74 стр. Поток и открытия. Когда группу испытуемых, в которую входили скалолазы, композиторы и шахматисты, попросили проранжировать 16 различных видов деятельности по критерию «похожести на поток», на первое место они поставили «Создание или открытие чего-то нового».

 

75 стр. Поток и личностный рост. То, каким образом переживание потока способствует личностному росту, подробно описано в Deci, Ryan, 1985; Csikszentmihalyi, 1982 b, 1985 a. Анна Уэлс показала, что у женщин, которые проводят больше времени в потоке, формируется более позитивный образ себя (Wells, 1988).

 

76 стр. Поток и ритуалы. Известный антрополог Виктор Тернер (Turner, 1974) увидел в практически повсеместном присутствии ритуалов в древних человеческих культурах доказательство того, что ритуальные действа были санкционированной обществом возможностью для переживания потока. Религиозные ритуалы в значительной мере благоприятствуют потоковым впечатлениям (Carrington, 1977; Csikszentmihalyi, 1987; Csikszentmihalyi I., 1988; Wilson, 1985, in press). Хорошее изложение исторического развития взаимоотношений между «сакральными» и «светскими» аспектами досуговых занятий дано в учебнике Kelly, 1982, P. 53—68).

 

Поток и искусство. Описание того, как пассивные визуальные и эстетические впечатления могут привести к потоку, даны в (Csikszentmihalyi, Robinson, 1990).

 

Религиозное значение игр с мячом индейцев майя описано в Blom, 1932; Gilpin, 1948. Игра «пок-та-пок» во многом похожа на современный баскетбол. В нее играли на каменной площадке, целью каждой из команд было забросить мяч в находящуюся на высоте 28 футов каменную «корзину» своих оппонентов, не дотрагиваясь до мяча руками. Отец Диего Дюран, испанский миссионер, дал яркое описание этого состязания: «Это было нечто, доставлявшее массу удовольствия и наслаждения играющим. При этом игроки обладали настолько высоким мастерством, что умудрялись держать мяч «в воздухе» в течение почти целого часа, гоняя его с одного конца площадки к другому. Вся трудность заключалась в том, что мяча нельзя было касаться ни руками, ни ступнями, а только бедрами...» — цитата из Blom, 1932. Иногда эти игры заканчивались человеческим жертвоприношением или убийством игроков проигравшей команды (Pina Chan, 1969).

 

77 стр. Поток и общество. Мысль о том, что по виду потоковой деятельности, которую общество предлагает своим членам, можно в значительной мере судить о сущности общества в целом, была впервые высказана в Csikszentmihalyi, 1981 a, 1981 b; см. так же Argyle, 1987, P. 65.

 

78 стр. Тема культурного релятивизма слишком сложна для непредвзятого анализа и поэтому мы не останавливаемся на ней. Хороший, однако не лишенный пристрастности обзор дан известным антропологом Мелфордом Спиро (Spiro, 1987), который в одной из своих последних работ, носящей автобиографический характер, рассказал о том, почему он изменил свою точку зрения в отношении утверждения о якобы одинаково хорошем (или плохом) действии различных культурных укладов на общество. Он убежден, что культуры способны время от времени принимать поистине патологические очертания. Философы и прочие мыслители-гуманисты часто упрекают социологов — видимо, по праву — в том, что они недооценивают значение абсолютных общечеловеческих ценностей, которые играют важнейшую роль в обеспечении выживания самой культуры (напр. Arendt, 1958; Bloom, 1987). Вильфредо Парето был одним из первых социологов, который активно указывал на опасность релятивизма, широко пропагандируемого социологией (Pareto, 1917, 1919).

 

78 стр. Английские рабочие. Ставшая классической история о том, как свободные английские рабочие постепенно превратились в работающие «машины», заключенные в жесткие рамки дисциплины, рассказана Томпсоном (Thompson, 1963).

 

79 стр. Подозрительность жителей островов Добу описана антропологом Форчуном (For­tune, 1932/1963). Трагический «тупик» культуры Ик из Уганды исследовался в работе Turn­bull, 1972.

 

Eномамо. Жестокость этого племени была описана у Chagnon, 1979. Депрессивные нигерийские племена исследовались Лорой Боэннан (Laura Bohannan), писавшей под псевдонимом Боуэн (Bowen, 1954). Колин Турнбулл с любовью описал пигмеев итури (Turnbull, 1961). Цитата, описывающая индейцев Шушвапа, взята из письма Ричарда Кула автору (Kool, 1986).

 

80 стр. Информация о святилище в Изе получена в личной беседе с Марком Чиксентмихайи.

 

82 стр. Информация о доле счастливых людей в различных странах приводится по результатам опроса службы Гэллапа (Gallup, 1976). То, что американцы считают себя почти такими же счастливыми, как кубинцы и египтяне, выяснилось в ходе исследований Истерлина (Easterlin, 1974). Обзор проблемы культурных различий счастья содержится в (Argyle, 1987, P. 102—111).

 

Счастье и благосостояние. И Аргайл, и Винховен, анализировавшие результаты достаточно большого количества опросов, сходятся во мнении, что определенная положительная зависимость степени удовлетворенности жизнью от уровня материального благосостояния существует, но она очень невелика. (Argyle, 1987; Veenhoven, 1984).

 

Затраты времени среднего американского рабочего приведены на основе опросов по методу выборки переживаний (напр. Csikszentmihalyi, Graef, 1980; Graef, Csikszentmihalyi, Gianinno, 1983; Csikszentmihalyi, LeFevre, 1987, 1989). Полученные оценки очень близки к результатам более масштабных опросов, выполненных обычными методами (напр., Robin­son, 1977).

 

84 стр. Симптом сверхвключенности в шизофрении. Понятие ангедонии было предложено психиатром Роем Гринкером (Roy Grinker). Сверхвключенность и симптомы расстройства внимания исследовались многими учеными, среди которых Хэрроу, Хольцман, Кэйтон и другие (Harrow, Grinker, Holzman, Kayton, 1977; Harrow, Tucker, Hanover, Shield, 1972). Цитаты взяты из McGhie, Chapman, 1961, P. 109, 114. Я обосновывал связь между неспособностью человека к потоку вследствие серьезных психических патологий и более легкими расстройствами внимания, часто порождаемыми социальной депривацией (Csikszentmihalyi, 1978, 1982 a).

 

85 стр. Среди исследований, посвященных жизни эскимосов, выделяются работы Карпентера (Carpenter, 1970, 1973). Причины разрушения культур индейцев, ранее населявших острова Карибского бассейна, описаны в Mintz, 1985. Понятие аномии было впервые сформулировано Эмилем Дюркгеймом в работе «Самоубийство» (Suicide, Emile Durkheim, 1897/1951). Классическое введение в понятие отчуждения содержится в ранних рукописях Карла Маркса, в частности, в его «Экономическо-философских рукописях 1844 года» (см. Tucker, 1972). Известный социолог Ричард Митчел (Mitchell, 1983, 1988) считал аномию и отчуждение не чем иным, как отражением скуки и тревоги на социальном уровне. Они возникают, когда людям не удается получить потоковые переживания из-за чрезмерной хаотичности либо чрезмерной зарегулированности их повседневной жизни.

 

86 стр. Нейропсихологическое объяснение работы механизма внимания опирается на исследования Хамилтон и других (Hamilton, 1976, 1981; Hamilton, Holcomb, De la Pena, 1977; Hamilton, Haier, Buchsbaum, 1984). Эти исследования продолжаются в настоящее время с использованием современного оборудования для изучения активности мозга.

 

87 стр. Активность коры головного мозга — мера электрической активности в коре головного мозга в данный момент. Ее амплитуда (в микровольтах) используется как мера общего напряжения мозга. В процессе концентрации внимания активность коры головного мозга обычно возрастает, что говорит о росте психического напряжения.

 

89 стр. Изучением аутотеличных семей занимался Рэтхунде (Rathunde, 1988). Полученные им результаты во многом коррелируют с различными проводимыми ранее исследованиями. Так, безопасная привязанность в раннем возрасте делает ребенка более активным в познании окружающей его действительности (Ains­worth, Bell, Stayton, 1971; Matas, Arend, Sroufe, 1978). Важное значение имеет также баланс между «любовью» и «дисциплиной» (Bronfenbrenner, 1970; Devereux, 1970; Baumrind, 1977). Системный подход к изучению семьи, очень близкий к предложенному в данной книге, был впервые предложен в клинической работе Боуэна (Вowen, 1978).

 

90 стр. Люди потока. Этот термин впервые был использован Ричардом Логаном (Logan, 1985, 1988) для характеристики людей, способных преобразовывать разнообразные жизненные испытания в потоковые события. «В условиях резкого ограничения…» — цитата приведена по (Burney, 1952, P. 16—18).

 

Воспоминания Евы Цейзел (Eva Zeisel) напечатаны в журнале Нью-Йоркер (New Yorker (Lessard, 1987, P. 33—35). Злоключения китайских дам во время культурной революции описаны в работе Cheng, 1987. История Солженицына — из его книги «Архипелаг ГУЛАГ» (Solzhenitsyn, 1976).

 

История Тибора Толлаша восстановлена по памяти по нашей беседе летом 1957 года после освобождения его из тюрьмы благодаря венгерской революции.

 

92 стр. Цитата Солженицына приведена по (Logan, 1985). Беттельгейм обобщает опыт своего заключения в концентрационном лагере в статье (Bettelheim, 1943).

Работы Франкла, посвященные этой же теме: Frankl, 1963, 1978.

 

93 стр. Высказывание Бертрана Рассела (В. Russell) приводится по статье в журнале Self (Merser, 1987, P. 147).

 

Глава 5

 

95 стр. Во время праздников у индейцев тарахумара проходили состязания бегунов на расстояния в несколько сот миль. О них сообщает Лумхольц и Набоков (Lumholtz, 1902/1987; Nabokov, 1981). Ритуальные элементы в современных олимпийских видах спорта проанализированы в работе Мак-Алуна (MacAloon, 1981).

 

97 стр. Так называемый комплекс Икара был описан Генри Мюрреем (Murray, 1955). Говоря о нем, необходимо обратить внимание читателя на концепцию сублимации, предложенную Фрейдом. Если оставить ее без внимания, может возникнуть чувство некоей недоговоренности. Поверхностное понимание идей Фрейда побуждает многих рассматривать любое действие, непосредственно не направленное на удовлетворение сексуальных желаний, либо как защиту, помогающую скрыть ту или иную потребность, либо как сублимацию, преобразующую невыполнимое желание в замещающие его реальные цели и задачи.В лучшем случае сублимация служит слабой заменой нереализованных удовольствий, которые она помогает замаскировать. Берглер, например, считает, что игры, построенные на риске, облегчают чувство вины за сексуальные или агрессивные побуждения (Bergler, 1970). Согласно концепции «комплекса Икара», прыгун в высоту стремится вырваться из клубка эдиповых связей социально приемлемым образом, но реально не разрешая при этом тот базовый конфликт, который мотивирует его действия. Подобно этому, Джонс (Jones, 1931) и Файн (Fine, 1956), объясняют игру в шахматы желанием справиться со «страхом кастрации»: поставить мат своим ферзем королю соперника означает не что иное, как символическое представление кастрации отца при помощи матери. Альпинистами же движет сублимированная зависть к пенису. В соответствии с этой логикой все в жизни делается не иначе как ради переработки полученных в детстве потрясений.

Однако логическим следствием сведения всей мотивации к поиску удовольствий, побуждаемому несколькими генетически запрограммированными желаниями, выступает неспособность понять большую часть поведения, отличающего людей от остальных видов животных. Для иллюстрации этого обратимся к роли удовольствия в эволюции.

Не только прошлое, но и будущее определяет настоящее. Первая рыба, которая покинула океан, чтобы начать жизнь на суше, не была запрограммирована на это. Она пыталась использовать новые, неведомые возможности, пытаясь воспользоваться преимуществами новой среды обитания. Обезьяны, которые используют палочки, чтобы выуживать муравьев из муравейника, скорее всего не следуют заложенным в их генах инструкциям, но экспериментируют с возможностями. Это может привести в будущем к более сознательному использованию орудий и ко всему тому, что мы называем прогрессом. По сути, вся история может быть понята как стремление людей реализовывать свои смутные мечты. И дело совсем не в телеологии — вере в некоторую предустановленность развития, ведь это тоже механистическая идея. Цели, которые мы преследуем, не предопределены ничем вне или внутри нас. Они обнаруживаются, когда мы наслаждаемся совершенствованием наших навыков в новых условиях.

Пожалуй, именно радость является механизмом естественного отбора, который обеспечивает эволюцию в направлении роста сложности. Этот тезис выдвигался в работах Csikszentmihalyi, Massimini, 1985; I. Csikszentmihalyi, 1988; M. Csikszentmihalyi, 1988. Следствия потока для эволюционного развития анализировались в работе Крука (Crook, 1980). Так же, как удовольствие от еды заставляет нас снова принимать пищу, удовольствие от физической близости заставляет нас искать ее снова и снова. Оба этих инстинкта обеспечивают выживание и продолжение рода — не более. И только радость заставляет нас стремиться к чему-то, что лежит за пределами настоящего, в будущем. В самом деле, нет никаких оснований утверждать, что лишь удовольствие есть признак «нормального» желания, а все остальные стремления и искания, непосредственно не направленные на него, вторичны и представляют собой их бледную тень. Награда за достижение новых целей не уступает награде за удовлетворение старых потребностей.

Date: 2016-07-20; view: 233; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию