Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Государственные инвестиции и инфраструктураПринимая во внимание необходимость усиления социальных функций государства и сокращение доходов бюджета необходимо существенно повысить эффективность государственных инвестиций путем: - усиления программно-целевой компоненты в деятельности государства. -перехода к проектным формам взаимодействия государства и бизнеса на основе софинансирования проектов, связанных с развитием инфраструктуры, повышением конкурентоспособности российского бизнеса. Такое взаимодействие может способствовать как росту частных инвестиций самих по себе, так и росту эффективности государственных вложений. Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса в средне- и долгосрочной перспективе должно стать одним из важнейших направлений деятельности государства. В ближайшие годы объем государственных инвестиций будет оставаться на достаточно высоком уровне около 4%ВВП. Общий уровень расходов на развитие инфраструктуры должен увеличиваться за счет привлечения внебюджетных средств, создания государственно-частных партнерств (ГЧП), использования созданных институтов развития, в том числе, Инвестиционного фонда. Во всем мире, именно в развитии инфраструктуры ГЧП имеет наибольший успех. Эксперты указывают, как минимум, две причины такой ситуации. Во-первых, проекты, касающиеся объектов инфраструктуры, являющихся необходимыми для развития различных отраслей промышленности, с большой вероятностью будут выгодными, и поэтому именно в этой сфере легко привлечь частные инвестиции (по сравнению, например, с инвестициями в здравоохранение). Во-вторых, многие инфраструктурные проекты предполагают создание платных объектов, что способствует их окупаемости в будущем (платные дороги и т.д.). В целом, финансирование инфраструктуры через ГЧП позволяет государству уменьшить или, по крайней мере, отсрочить бюджетные расходы, и при этом экономика получит те же выгоды от развития инфраструктуры, что и при государственном финансировании. Однако при этом государству необходимо тщательно оценивать риски проектов, в противном случае это может привести к тому, что все риски проекта лягут на государство, что будет создавать угрозу бюджетной устойчивости и лишать бизнес стимула к эффективной работе по проекту.
Социальная политика
Принимая во внимание состав бедных домохозяйств, для ослабления социального неравенства необходимо разработать программу, направленную на повышение качества жизни социально-незащищенных категорий граждан (инвалидов, многодетных, неполных семей, пенсионеров и т.д.). При этом важно понимать, что традиционные методы борьбы с бедностью в виде социальных трансфертов в лучшем случае позволяют поднять уровень потребления низкодоходных слоев населения. В данном случае речь идет о создании условий для повышения «жизненных шансов» бедных, позволяющих разорвать «порочный круг нищеты» и сформировать независимый от государства экономический статус. Значительная часть российских бедных сконцентрирована у черты бедности, и только для десятой их части бедность означает практически отсутствие средств к существованию. Сравнительно низкая глубина бедности может рассматриваться как позитивный результат с точки зрения динамики уровня жизни, а концентрация бедных преимущественно около черты бедности также указывает на возможную временную бедность. В плоскости принятия управленческих решений это позволяет определить два принципиально разных направления социально-экономической политики. Во-первых, за счет программ, направленных на поддержку тех, кто находится у черты бедности, можно существенно сократить численность бедного населения при минимальных издержках. Во-вторых, поскольку 9–10% бедных семей будут продолжать оставаться таковыми, даже если к ним перераспределить существенную часть доходов, поэтому для них необходимы специальные меры, направленные на сокращение глубины бедности. Вовлечение и социальная адаптация инвалидов в российскую систему занятости наряду с совершенствованием мер поддержки этих слоев населения со стороны государства способно не только улучшить материальное положение и самосознание инвалидов, но и внести важный вклад в решение проблем дефицитности рабочей силы. Стоит также отметить, что существует разница в способах реабилитации между инвалидами с рождения и лицами, получившими инвалидность в зрелом возрасте и имеющими опыт работы. Если первым помимо медицинской помощи для интеграции в общество необходима социальная адаптация в полном объеме, то вторым для продолжения активного образа жизни нужна, прежде всего, профессиональная переподготовка и психологическая помощь. Необходимо провести коренные преобразования, направленные на интеграцию инвалидов в полноценную жизнь общества. Более того, эти преобразования должны иметь комплексный характер и охватывать весь диапазон проблем этой категории граждан, начиная с возможности получения достойного образования и заканчивая внедрением специальной инфраструктуры во всех областях жизни общества. Пенсионная система При проектировании пенсионной системы правительство ставит две цели. Во-первых, требуется решить проблему предотвращения бедности среди пенсионеров. Здесь, как и в других задачах социальной политики, важнейшим показателем служит минимальный размер пенсионных выплат. С точки зрения борьбы с бедностью целесообразно оценивать его вместе с другими видами доходов (прежде всего, другими видами социальных выплат). Вторая цель состоит в сглаживании уровня жизни на протяжении жизненного цикла: обеспечении работнику после выхода на пенсию уровень жизни сопоставимый с тем, который он имел в период трудовой деятельности. Это требует установления тесной связи между уровнем зарплаты и пенсий. Указанные цели дополняют друг друга и каждая страна выбирает свое соотношение между их приоритетностью. О достижении первой цели можно судить по доле пенсионеров, суммарные доходы которых ниже прожиточного минимума пенсионера. Оценить достижение второй цели сложнее. Наиболее распространенным индикатором служит соотношение между начальным уровнем пенсий и размером зарплаты перед выходом на пенсию. Согласно рекомендации Международной организации труда определенный таким образом коэффициент замещения должен составлять не менее 40%. Фактическая величина такого коэффициента составляет в среднем по 24 странам ОЭСР с высоким уровнем доходов 56%. Здесь и ниже приводятся показатели пенсионного обеспечения для работников со средним уровнем зарплаты. По отдельным странам значения коэффициента лежат в пределах от 37% (Великобритания) до 102% (Люксембург). Среднее по 10 странам Восточной Европы и Центральной Азии значение коэффициента замещения также составляет 56% (от 38% в Хорватии до 87% в Турции). Еще выше коэффициент замещения в странах Латинской Америки (в среднем 57%) и Ближнего Востока и Северной Африки (в среднем 78%).
Совокупный коэффициент замещения по уровню дохода, обязательные пенсионные программы, мужчины (% от индивидуальных совокупных доходов до выхода на пенсию)
Источник: Обзор пенсий, Всемирный Банк, ОЭСР, 2007
Рассмотренный индикатор дает лишь частичную характеристику пенсионной системы. В случае если назначенные пенсии индексируются лишь на инфляцию или несколько выше, а уровень зарплаты быстро растет, то результатом станет устойчивый разрыв между уровнем жизни пенсионеров и работников. Поскольку стандарты жизненного уровня определяются средней величиной доходов, размеры пенсий не будут обеспечивать социально приемлемый уровень жизни пенсионеров. С этой точки зрения пенсионная система может характеризоваться соотношением средних размеров трудовых пенсий и зарплаты. В России наиболее распространен именно этот показатель. Среднее по ОЭСР значение определенного таким образом коэффициента замещения составляет 58%, а в отдельных странах его значения лежат от 30% для Великобритании до 95% для Греции. Таким образом, за рубежом в целом уровни индивидуального и общего коэффициента замещения примерно соответствуют друг другу. В России коэффициент замещения составлял в начале 2000-х годов 30-32%, а затем постепенно снижался и составил 23% в 2007 году. Это связано с тем, что темпы роста заработной платы существенно опережали темпы роста пенсий. За период с 2000 по 2007 год реальный рост заработной платы составил 2,6 раза, пенсий – 1,9 раза. При этом средний размер пенсий в стране находился на уровне или даже ниже прожиточного минимума пенсионера. В предстоящие годы высокие темпы роста заработной платы сохранятся. Это приведет к тому, что доля ФОТ в ВВП увеличится с 24% в 2007 году до 29% в 2023 году. Учитывая, что будет происходить сокращение численности занятого населения, это означает рост средней заработной платы в стране темпами, заметно опережающими темпы роста ВВП. Для того, чтобы в этих условиях жизненный уровень пенсионеров не отставал существенно от ситуации в экономике необходимо поставить задачу восстановить соотношение между уровнем трудовых пенсий и зарплаты на уровне порядка 30%, при ограничении на финансирование трудовых пенсий из общих доходов бюджета.
|