Трудности
| Клинико-психологи-ческие причины
| Психологическая диагностика
| Направления коррекции
|
На уроках постоянно отвлекается
| Низкий уровень развития произвольных процессов.
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Индивидуально-типологические особен. (преобл. Возбуд. Процес. над тормозными). Отсут. интереса к учебному материалу в силу преобладания игровых интересов. Другие причины
| Направленное наблюд. за ребенком в процессе урока и вне учебной деятельности. Методика «Незаконченные предложения» для оценки познавательных и игровых интересов у ребенка. Цветовой тест отношений - для оценки эмоциональных предпочтений. Функциональные пробы на внимание и память
| Групповые занятия, направленные на мотивацию учебной деятельности. Занятия по коррекции внимания, памяти, развитию навыков самоконтроля
|
Проявляет аффективные реакции
(например, в ответ на замечание)
| Незначительные нарушения отдельных функций эмоционально-волевой сферы
| Направленное наблюдение в процессе учебной и игр. деят-сти.
Методика фрустрационной толерантности Розснцвейга. Самооценочный тест Дембо-Рубинштейн
| Ролевые игры, направ. на разрешение конфл. ситуаций. Психорегулирующие тренировки
|
Своеобразные личностные особенности
| В структуре личности наблюдаются инфантилизм, эгоцентризм, повышенная внушаемость
| Детский вариант методики Кетелла. Рисуночные тесты. Методика Рене-Жиля
| Специальные ролевые игры,направленные на формирование самооценки и коррекцию эгоцентризма, внушаемости
|
Трудности
| Клинико-психологи-ческие причины
| Психологическая диагностика
| Направления коррекции
|
Трудности при решении математических задач
| Низкий уровень развития зрительно-простр. ф-ций.
Недоразв. св-в внимания.
Трудности понимания лексико-грамматических конструкций. Недоразвитие памяти (слухоречевой и зрительной). Другие причины
| Методика Равена - для анализа особ. уровня перцептивных обобщ.. Методика Кооса - для анализа зрит-простр анализа и синтеза. Исслед. слухоречевой памяти. Мет. «Лабиринт» - для анализа особ. прогн. деят-ти. Нейропсих. пробы по схеме
| Разв. зрительно-простр. анализа и синтеза в процессе формир. констр и графической деят-ти. Методики для развития слухового внимания.
Пробы Пиаже для обучения дифференцировкс колва от других признаков
|
Трудности при пересказывании текста
| Недоразв. логической памяти. Недоразв послед. умозаключ. Огранич. словарный запас. Недоразв. лексико-грамматического строя языка.
Речевые дефекты (дизартрия, алалия и пр.), что затрудняет процесс речевого общения
| Методики на исследование опосредованного запоминания и логических приемов запомин.
Метод. для исследов. последов умозаключ (послед. картинки).
Обслед специалиста-логопеда. Исслед. уровня школьной тревожности (тест Филлипса)
| Упражнения на развитие лексико-граммат констр. Составл послед. Умозаключ. в расск. по картинкам. Развит. словарного запаса (совместно с логопедом). Формир. обобщ методом исключ. с обуч. прав мотивировать ответ
|
Пропуски букв в письменных работах
| Низкий уровень развития произвольного внимания.
Несформир. самоконт. Трудности работы по правилам.
Недоразвитие объема и распределения внимания
| Методики для исследования объема и распределения внимания. Методики для исслед. устойчивости и концентрации внимания в условиях помех. Методики для исслед. слухоречевой и зрительно-простр. памяти
| Развит. произв. внимания в процессе групповых и индивид. занятий. Спец. упр. на формирование объема и распред. внимания. Методика Гальперина и Кобыльницкой. Развитие слух. внимания.
Развитие двиг. внимания Выполн письменных работ без контроля зрения
|
Многочисленные орфографические ошибки
| Недоразвитие фонематического слуха
| Обследование у спец-ста-логопеда. Исследование свойств внимания.
Анализ школьных тетрадей (домашние и классные работы). Беседа с родителями об особен. речевого развития ребенка или получение информ из мед. докум. и от логопеда
| Развитие свойств внимания методом поэтапного формир. умств. действий.
Занятия с логопедом. Дифференцировочные диктанты в процессе групповых занятий (микрогруппа 2-3 человека)
|
Плохой почерк
| Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук.
Несформированность графических навыков. Недоразвитие произвольного внимания. Индивидуально-типологические особенности (расторможенность, эмоционально-волевая неустойчивость и пр.)
| Использ шкалы развит графич навыков у ребенка. Исслед. личностных особенностей с помощью методик (Кетелл, Розенцвейг, Дембо-Рубинштейн). Наблюдение за ребенком, анализ его бытовых навыков, особенностей самост.
Пробы на зрительно-моторную координацию (тест Бендера, копирование фигур)
| Развитие моторных навыков в процессе конструирования и рисования. Упражнения для развития навыков самоконтроля поведения. Психорегулирующис тренировки. Обучение ребенка письму с выключенным зрением. Наблюдение ребенка у невропатолога
|