Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Электроснабжение и система распределения. Схемы распределения. Защита эл/оборудования.





Самолетные системы электроснабжения состоят из первичных(основных) и вторичных (вспомогательных) систем. Первичные энергосистемы получают электроэнергию от первичных источников постоянного или переменного тока, вторичные — в результате преобразования первичной энергии (по роду тока и напряжению) с помощью электромашинных или статических преобразователей.

Классификация сетей по назначению. В зависимости от назначения отдельных участков сеть подразделяют на распределительную и питательную. Часть сети, по которой электроэнергия передается от ее источников к центральным распределительным устрой-

ствам и от них к распределительным устройствам, называют распределительной (магистральной), а по которой поступает питание РУ непосредственно к потребителям, — питательной.

Классификация сетей по электрическим параметрам, т. е. классификация по роду тока и значению напряжения бортовой сети.

Сети постоянного тока напряжением 27 В и трехфазного переменного тока напряжением 208/120 В стабильной частотой 400 Гц получили преимущественное распространение в первичных энергосистемах. Во вторичных энергосистемах применяют в основном

сети трехфазного, однофазного переменного тока напряжением 36 к 115 В, а также постоянного тока низкого напряжения 27 В.

Классификация сетей по способу и числу проводов передачи

электроэнергии. Основными являются схемы переменного трехфазного тока и постоянного тока с использованием корпуса самолета в качестве нулевого или минусового провода. Возможны и такие схемы передачи электроэнергии, как одно-, двухпроводные, смешанные для постоянного и переменного однофазного тока, двухтрех- и четырехпроводные для переменного трехфазного тока.

При однопроводной передаче к каждому источнику и потребителю подводится лишь плюсовый провод. Она позволяет уменьшить массу проводов примерно на 40% (недостаток — большая вероятность коротких замыканий).

В двухпроводной передаче к каждому потребителю подводят прямой и обратный провода. Такая передача применяется редко из-за увеличения массы проводов. В некоторых случаях применяют смешанные передачи, когда сеть в основном выполнена однопроводной, и только на отдельных участках ее, где невозможно обеспечить надежный контакт минусового провода с корпусом, прокладывают два провода. Трехпроводная передача с заземленной силовой нейтралью находит основное применение в энергосистемах трехфазного переменного тока. Четырехпроводную схему передачи

с нулевым проводом используют редко, так как экономичнее в качестве нулевого провода использовать корпус.

Классификация сетей по системе распределения электрической

энергии. Применяют следующие схемы распределения электрической энергии: централизованную, смешанную, децентрализованную, раздельную (автономную). Первые три системы предусматривают параллельное включение источников энергии.

Централизованная система характеризуется тем, что в ней всяэнергия от источников питания подается к одному ЦРУ, а затем от его шин распределяется между отдельными потребителями.

Смешанная система распределения позволяет сократить массу сети предыдущей системы. Для этого всю энергию от источников питания подают к ЦРУ, расположенному поблизости от силовых

потребителей, получающих энергию непосредственно от него

Остальную энергию от шин ЦРУ распределяют по групповым РУ,распределительным коробкам (РК), электрощиткам (ЭЩ) и панелям управления, обеспечивающим питание и управление отдельных потребителей.

Децентрализованная система распределения характеризуется тем, что энергию от источников электроэнергии подводят не к одному ЦРУ, а к шинам нескольких ЦРУ, расположенным рядом с генераторами. От каждого ЦРУ энергия поступает к ближайшим

потребителям непосредственно или через РУ, расположенным в кабинах экипажа, или в местах группового расположения потребителей. Децентрализованную систему используют широко.

В раздельной системе распределения каждый источник энергии подключают на отдельную сеть, к которой присоединяют группу потребителей. Ее применяют, когда невозможна параллельная работа источников энергии.

Максимальной надежности и живучести системы электроснабжения достигают кольцеванием питания ЦРУ наиболее ответственных РУ и потребителей и многоканальной передачей электроэнергии, т. е. такой, при которой на наиболее важных участках передачу выполняют не по одному проводу, а по двум и более параллель-

ным проводам.

Требования, предъявляемые к электросетям. Помимо общи.х технических требований к авиационному электрооборудованию, к электросетям предъявляют ряд дополнительных:

обеспечение надежного снабжения электроэнергией потребителей;

обеспечение защиты радиооборудования и магнитных приборов

от помех, возникающих при работе агрегатов электрооборудования или вызванных электростатическими зарядами;

обеспечение высокого качества электроэнергии, получаемой

Электропровода. Для ВС они отличаются повышенными электрическими и механическими свойствами и стойкостью к действию топлива и масла. Провода подразделяют на низко- и высоковольтные. К низковольтным относятся медные луженые многожильные бортовые провода БПВЛ с 5,.еч = 0,35ч-95 мм2 с виниловой изоляцией в лакированной оплетке из хлопчатобумажной пряжи (БП — хлопчатобумажная пряжа, В — винипласт, Л — лаковое покрытие) и типа ПБТЛ (Т — термостойкий, оплетка прово-

да пропитана специальным антисептическим составом, позволяющим использовать провод в тропических условиях). Широко применяют провода типа ПТЛ с 5сеч = 0,35ч-70 мм2 с теплостойкой изоляцией из фторопласта и в оплетке из стекловолокна, пропитан-

ного кремнийорганическим лаком, допускающим нагрев до 200—

250 °С (8сеч — площадь сечения).

Помимо теплостойкости, немаловажным свойством для авиационных проводов является механическая прочность и эластичность изоляции. Таким проводом является провод типа БИН (бортовой, износоустойчивый, нагревостойкий), имеющий несколько слоев

изоляции и оплеток из фторопласта и стеклоткани со специальной

лакировкой поверхности провода и термообработкой.

Кроме медных проводов, находят применение и алюминиевые типов БПВЛА с S,.(.4 = 35ч-95 мм2 и ПТЛА. Они в 3 раза легче медных, однако большое электрическое сопротивление и потеря механической прочности при нагреве ограничивают широкое их

использование. Поэтому их применяют в основном для прокладки распределительных сетей, имеющих большое сечение,

К высоковольтным проводам относятся ПВЛ (П — провод, В — высоковольтный, Л — лакированный), ПВСТУ (С — в оплетке из стекловолокнистой пряжи с изоляцией из фторопласта, Т — термостойкий, У — усиленный). Высоковольтные провода выпускаются с 5Сеч=1,3 мм2. Их применяют для монтажа сетей высокого

напряжения, например для высоковольтных сетей системы зажигания и радиотехнических устройств. В цепях, создающих сильные радиопомехи, используют те же типы проводов, но с металлической оплеткой — экранировкой (к марке добавляется буква Э

(экранированный).

Провода монтажные с пленочной изоляцией и повышенной

теплостойкостью типа ТМ-250 имеют с 5Сеч = 0,35ч-6 мм2. У них токопроводящая жила из медных проволок, луженных оловом, изоляция из пленки фторопласта. Провода предназначены для работы при температуре от —60 до +250 °С и рабочем напряжении до

250 В.

Провода МОГ (монтажные, особо гибкие) имеют токонесущую жилу из медной проволоки с 5064 = 0,3 и 0,5 мм2 и изоляцию из шелковой лакоткани в обмотке, закрытой оплеткой из капрона.

Провода служат для передачи электрической энергии от неподвижных частей к возвратно-поступательным и поворотным частям блоков аппаратуры при работе в диапазоне температур от —60 до +60 °С. Токопроводящая медная жила обмотана хлопчатобумаж-

ной пряжей и четырьмя слоями лент из шелковой лакоткани, поверх которых накладывается обмотка из капрона, подклеенная клеем БФ-2 к оплетке.

Провода монтажные с волокнистой и полихлорвиниловой изоляцией для монтажа в приборах и электроустройствах предназначены для работы при температуре от —50 до +70°С.

Совершенствовать монтажные провода стремятся улучшением качества их изоляции. Она должна быть легкой, тонкой, устойчивой к внешним воздействиям, гибкой и вместе с тем упругой, что позволяет ограничить резкие изгибы жилы. Большое значение при-

дают износоустойчивости и негорючести. Этим требованиям удовлетворяют новые бортовые провода марок БИН, БИФ. Они рассчитаны на диапазон температур 0—250 °С, их с 5сеч = 0,24-2,5 мм2.

Для трехфазного тока выпускают трехжильные кабели, у которых три изолированных провода имеют общую изоляцию.

Провод БПДО с 5Сеч = 0,2ч-70 мм2 с двухслойной изоляцией, облегченный, с медной жилой. Провод БПДОЭ с 5сеч = 0,2ч-1,5; 2; 4; 6; 10; 16 мм2 экранированный. Провод БПДОА с 5сеч = 35; 95 мм2 не с медной жилой, а с алюминиевой. Эти провода рассчи-

таны на рабочую температуру от —60 до + 150°С. Провода БПДО легче и качественнее. Они заменяют провода БПВЛ. На самолете Як-42 замена проводов БПВЛ на БПДО дала уменьшение массы почти на 300 кг.

Провода ПТЛ-200 и ПТЛЭ-200 сечениями 10; 16 мм2 теплостойкие, с медной луженой жилой, изоляцией из фторопласта,в лакированной защитной оболочке из стекловолокна (Э — экрани-

рованный). Они рассчитаны на рабочую температуру от —60 до + 200 °С.

Провод БПГРЛ с 5Сс-ч = 0,35ч-1,0 мм2 изгибоустойчивый, бортовой авиационный провод с изоляцией из кремнийорганической

резины в защитной лакированной оплетке. Рассчитан на рабочую температуру от —60 до + 105°С.

Провод ПВТФ-2 с 5,;еч = 0,5; 1,5 мм2 высоковольтный теплостойкий, с фторопластовой изоляцией. Рассчитан на рабочую температуру от —60 до +200 °С.

Аппаратура защиты. Система защиты электросети должна автоматически отключать только те ее участки, на которых ток увеличился сверх допустимого значения. Для этого защита должна иметь:

селективность (избирательность), т. е. способность отключить только поврежденный участок так, чтобы остальные работали нормально;

быстродействие — минимальное время между возникновением аварийного режима и срабатыванием защиты. Чем меньше время, тем меньше воздействие недопустимых по значению токов и меньше их разрушительное действие. На короткое замыкание защита

должна реагировать немедленно, на перегрузку — с некоторой задержкой времени;

инерционность, под которой подразумевается ее свойство не реагировать на кратковременные допустимые перегрузки (например, при пуске электродвигателей);

высокую чувствительность — способность реагировать на аварийные режимы в начале их возникновения и в то же время не реагировать на случайные отклонения параметров сети;

надежность, которая определяется надежностью самого аппарата и сети.

Токовая защита. Различают два вида токовой защиты сети:

максимально токовую и дифференциально токовую.

Максимально токовая защита реагирует на абсолютное значение тока. Она отключает цепь при прохождении по ней тока, превышающего максимально допустимое значение. Осуществляется такая защита тепловыми аппаратами: предохранителями — стеклянный плавкий предохранитель (СП), тугоплавкий предохранитель (ТП), инерционно-плавкий предохранитель (ИП) и биметаллическими автоматами защиты (АЗй, АЗС и АЗФ). Их свойства отражает ампер-секундная характеристика аппарата — зависимость

времени срабатывания аппарата защиты от значения тока перегрузки. Критическим током /КРиТ аппарата защиты называют наименьший ток, при котором срабатывает аппарат защиты. Номинальный ток аппарата защиты /цОМ= (0,8ч-0,5)/кр≫т указывают

в его паспорте. Такая зависимость токов взята для предотвращения ложного срабатывания защиты при изменении условий окружающей среды или разбросе параметров аппаратов.

Тепловой характеристикой потребителя называют зависимость

времени нагрева потребителя до предельно допустимой температуры от тока, протекающего по нему. В идеальном случае амперсекундная характеристика аппарата защиты должна совпадать

с тепловой характеристикой потребителя или проходить несколько ниже ее. Предохранители СП выпускают в закрытом исполнении.

Они рассчитаны на номинальные токи 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 25, 30

и 40 А. На токи до 3 А плавкий элемент изготовляют из калиброванной медной проволоки, на токи 5 — 10 А — из серебряной проволоки, на токи 15 — 40 А — из цинковых пластин.

Предохранители ТП изготовляют на номинальные токи 200, 300,

400, 600 и 900 А. Выпускают их в закрытом исполнении. Чувствительный элемент изготовляют в виде штампованной медной полосы с ослабленным сечением и асбоцементным покрытием. Газы, выделяющиеся из асбоцемента, способствуют улучшению гашения дуги, возникающей при срабатывании предохранителя. Предохрани-

тели ТП малоинерционны.

Предохранители ИП рассчитаны на номинальные токи 5, 10, 15, 20, 30, 35, 50, 75, 100, 150 и 240 А. Выпускают их в закрытом исполнении. В таких предохранителях плавкий элемент состоит из двух частей: латунной полоски и припоя. При больших пере-

грузках и токах короткого замыкания перегорает латунная полоска. При небольших, но длительных перегрузках температура нагревательного элемента повышается и тепло передается медной пластинке, выполняющей роль инерционного элемента. По достижении определенной температуры припой, удерживающий скобу, размягчается, скоба оттягивается пружиной и цепь разрывается. Предохранители ИП, имея значительную выдержку (при 2 /ном в течение Ш

1,3—2,3 мин, при 7 /ном от 2 до 10 с), защищают цепи потребителей

с большим пусковым током — главным образом электродвигателей,

у которых /пуск = (З-т-8)/ном. Предохранители этой серии рассчитывают по номинальному току потребителей без учета пусковых токов: обычно-считают, что /пуск= (1,25-т-1,75)/≪ом-

Малогабаритные предохранители выпускают с визуальным

наблюдением его исправности. При срабатывании такого предохранителя из его корпуса под действием пружины выскакивает кнопка.

Малогабаритные малоинерционные предохранители: ПМ-0,5; -1;

-2; -7,5; -10; -15; -20; -25; -30; -40; -50; -75; -100; -125; -150. Ток перегорания предохранителя типа ПМ составляет 1,21—1,37 от номинального.

Малогабаритные инерционно-плавкие предохранители: ПИ-2, -5,

-10, -20, -30, -40, -50, -75, -100, -150, -200, -250, -400. Предохранитель

ПИ-400 применяется только в цепях постоянного тока.

Плавкие предохранители из-за недостатков (одноразовость действия, трудность обнаружения неисправности предохранителя и замены его в полете, непостоянство характеристик и невозможность их проверки) нередко заменяются на биметаллические автоматы защиты.

Биметаллические автоматы защиты (АЗР, АЗС и АЗФ)

объединяют в одной конструкции выключатель и защитное устройство, заменяющее предохранитель. Они имеют хорошую чувствительность и обладают быстродействием при отключении токов короткого замыкания. Их рукоятка позволяет не только управлять

автоматом защиты, но и дает индикацию его состояния. Чувствительным элементом автоматов защиты является биметаллическая пластина, по которой проходит ток защищаемой цепи. Если ток больше допустимого, пластина прогибается, нажимает на узел расцепления и отключает цепь. Автоматы имеют отключение автоматическое и ручное, но включение только ручное. При автоматическом срабатывании повторное включение автомата возможно после охлаждения биметаллической пластины. Для того чтобы продолжить работу жизненно важных потребителей, повторного включе-

ния некоторых автоматов достигают принудительным удерживанием ручки во включенном положении. Автоматы АЗР, имеющие специальный механизм расцепления управления контактами, этого делать не позволяют.

Автомат защиты сети АЗС включается с помощью поворота

рычажной рукоятки 5. При этом пружина 6, помещенная внутри рукоятки, сжимается, а каретка 2 нижним концом рычажной рукоятки 3 перемещается, преодолевая возвратную пружину 9. Как только поршень 4 рукоятки перейдет на вторую поло-

вину двуплечего рычага с подвижным контактом 7, под действием разжимающейся пружины 6 он замкнет контакты 7 и 8. Одновременно защелка / каретки попадает на зуб //, приваренный к биметаллической пластине 10, обеспечивая удержание контактов

в замкнутом положении. АЗС работает не только как автомат защиты, но и как обычный выключатель. Если рабочий ток превысит допустимое значение, то нагретая биметаллическая пластина прогнется вниз, освобождая защелку. Под действием возвратной пружины 9 каретка переместится влево и переведет рычажную рукоятку 5 в крайнее правое положение. Контакты 7 и 8 разомкнутся.

Нажатие на рычажную рукоятку АЗС позволяет удерживать защищаемую цепь во включенном состоянии независимо от перегрева биметаллической пластины. Такой режим иногда используется для обеспечения включенного состояния некоторых ответственных потребителей (органов управления самолетом). Однако АЗС можно

устанавливать только в цепях, безопасных в пожарном отношении.

Автомат защиты сети АЗР включается также с помощью рычажной рукоятки 3. При ее повороте подвижная ось 2, перемещаясь в прорези рычага 4, переводит ось вспомогательной пружины 9 в крайнее правое положение. При этом пружина 9 сна-

чала сжимается, а затем выпрямляется и перебрасывает конец

рычага в в крайнее левое положение, замыкая контакты и растягивая возвратную пружину

Автомат АЗР, так же как и АЗС, выполняет одновременно функции обычного выключателя. Но в отличие от АЗС, у которого

возвратная пружина остается до срабатывания защиты в сжатом состоянии, в АЗР возвратная пружина взводится при каждом включении.

При протекании через биметаллическую пластину 8 тока, превышающего номинальный, свободный конец ее прогнется вверх и повернет рычаг 5 механизм;

свободного расцепления, освобождая опору рычага 4. Опора 4, выйдя из зацепления, под действием пружин 9 и 7 повернется на оси по часовой стрелке. Одновременно

конец рычага 6 отойдет вправо, размыкая контакты. Удержать же контакты в замкнутом состоянии или вновь замкнуть их нажатием на рукоятку не удается, пока би-

металлическая пластина не придет в исходное положение, т. е. пока не будет ликвидирована причина перегрузки или короткого замыкания. Это связано с тем, что

рычаг 5 механизма свободного расцепления под действием биметаллической пластины переместится и расцепится с опорой 4, что не позволит рычажной рукоятке замкнуть контакты /. При перемещении рычажной рукоятки опора 4 поворачивается вокруг своей

оси, при этом пружина 9 не будет деформироваться и нажимать на рычаг 6, замыкающий контакты.

Таким образом, АЗР не позволяет принудительно коммутировать цепь в аварийной ситуации, что дает возможность использовать его в пожароопасных цепях (например, в цепи подкачивающего электронасоса, расположенного в топливном баке).

Автомат защиты сети АЗРГ, выполненный на токи 20—50 А,

снабжен электромагнитным расцепителем (электромагнитной токовой отсечкой), который позволяет при увеличении тока нагрузки разрывать цепь практически мгновенно. Применение таких автоматов позволяет защитить электрические цепи от перегрузок и коротких замыканий, а также биметаллическую пластину автомата от протекания по ней больших токов короткого замыкания.

При длительном протекании тока перегрузки биметаллическая пластина 8, как и в АЗР, деформируется и нажимает на упор 3, связанный с защелкой 2. Защелка освобождает опорный рычаг запирающего механизма автомата. При коротком замыкании создаваемая электромагнитом 6 магнитодвижущая сила становится больше силы пружины 7 и якорь 5 электромагнита, воздействуя через толкатель 4 на биметаллическую пластину, освобождает опорный рычаг запирающего механизма АЗРГ. Автомат мгновенно

разрывает цепь нагрузки. Одновременно рукоятка взвода переходит в положение ВЫКЛЮЧЕНО, что позволяет визуально определить срабатывание автомата. В автоматах типа АЗРГ используются термокомпенсаторы, позволяющие уменьшить влияние прогиба биметаллической пластины из-за изменения окружающей температуры.

В качестве аппаратов защиты сети на токи более 500 А применяются автоматы, имеющие устройства, обеспечивающие электромагнитную отсечку по току. Эти автоматы отключают цепь проводов сети при коротких замыканиях, но не могут обеспечить их за-

щиту при перегрузках, так как они не имеют биметаллического элемента. Отсутствие биметаллического элемента делает их конструкцию более простой и, следовательно, более дешевой по сравнению с биметаллическими автоматами.

Автоматы АЗР рассчитаны на токи 6, 10, 15, 25, 30, 40, 50, 100,

200, 250 А, автоматы защиты сети АЗС — на токи 2, 5, 10, 15, 20,

25, 30, 40, 50, 75, 100, 150, 200 и 250 А.

Широко применяют и биметаллические автоматы защиты в герметичном исполнении — АЗСГ, АЗРГ, АЗСГК и АЗРГК. (К — для установки в кабине с красным освещением). Они работают в цепи постоянного тока с напряжением до 30 В. Их номинальный ток 2,

5, 10, 15, 20, 25, 30, 40, 50 А.

Автоматы защиты сети однофазного переменного тока типов АЗФ1 и АЗФ1К рассчитаны на токи 2; 3; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25; 30; 40 и 50 А. Они предназначены для защиты электросети от токов опасных перегрузок и коротких замыканий. Эти автоматы работают в цепи переменного тока с напряжением не более 220 Вчастотой 360—1100 Гц. Выполнены они без свободного расцепления, т. е. автомат не срабатывает от токовых перегрузок при удержании рукоятки в положении ВКЛЮЧЕНО.

Автоматы АЗЗ устанавливают в сетях трехфазного переменного ока напряжением 208 В частотой 400 Гц. Они рассчитаны на токи 2; 3; 4; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25; 30; 40; 50; 60; 70; 80; 90; 100; 125 и 150 А. При коротком замыкании в одной фазе автомат, срабатывая, отключает все три фазы.

Биметаллические автоматы защиты всех типов имеют значительно большую тепловую инерцию, чем плавкие предохранители (исключая ИП), и большую чувствительность, реагируя на незначительную, но длительную перегрузку. Поэтому их применяют для

защиты потребителей с большими пусковыми токами. Их достоинства: они являются аппаратами многократного действия и одновременно выполняют функции защитного аппарата и выключателя.

Недостатки: некоторая сложность их конструкции и зависимость

ампер-секундных характеристик от параметров окружающей среды.

Аппаратура управления. Она бывает прямого и дистанционного действия. Аппаратуру прямого действия (ею управляют вручную) применяют при длительном и кратковременном воздействии на цепи с силой тока, не превышающей 15 А. По конструктивному исполнению выключатели и переключатели бывают одно-, двухи трехполюсные и однополюсные четырехпозиционные. По принципу работы переключатели и выключатели делят на перекидные, имеющие только фиксированное положение контактов и ручек (для возврата их в исходное положение прикладывают усилиев обратном направлении), и нажимные, имеющие нажимные

(с возвратом) положения контактов и ручек, которые возвращаются в исходные положения самостоятельно.

Однополюсные четырехпозиционные переключатели коммутируют одновременно только одну электрическую цепь, но в зависимости от положения ручки выполняют роль нажимных или перекидных переключателей или полностью разрывают цепь при сред-

нем положении ручки. Для повышения надежности работы выключатели и переключатели выполняют герметичными. Для кратковременной коммутации электроцепей с током до 5 А используют нажимные кнопки 5К, 204К, 205К и однополюсные нормально

разомкнутые кнопки КНР и нормально замкнутые КНЗ, а также двухполюсные 2КНР и 2К.НЗ.

Выключатели и переключатели бывают (цифра после дефиса,

за исключением 2ПП-250,— допустимое значение тока): однополюсными — ВГ-15 (выключатель герметичный), ВНГ-15 (нажимный), ППГ-15 (переключатель перекидной), ПНГ-15 (переключатель нажимный), ПНН (нажимный с нормально замкнутым

вторым контактом), П2НПГ-15К (переключатель двухнажимного действия перекидной однополюсный с нейтральным положением ручки), ПЗПН-20 (с тремя перекидными положениями с нейтралью);

двухполюсными — 2ВГ-15 (выключатель герметичный), 2ПН-20 (переключатель нажимный), 2ПНГ-15 (нажимный, герметичный),

2ППНГ-15 (перекидной с нейтралью), 2ПП-250 (рассчитан на рабочее напряжение 250 В при токе 2 А или на 120 В при токе ЗА);

трехполюсными — ЗПНГ-15 (нажимный), ЗППН-15 (перекидной с нейтралью).

Герметичные выключатели и переключатели переменного тока

на 220 В выпускаются в виде одно-, двух- и трехполюсных (В-200, 2В-200, ЗВ-200).

Концевые выключатели служат для автоматического включения, выключения и переключения цепей. Их устанавливают в качестве концевых ограничителей положения механизмов. Кроме того, концевые выключатели замыкают цепи сигнализации и блоки-

ровки положения органов управления или механизмов. Они расположены непосредственно на самолете и в различных агрегатах дистанционного управления. Существуют два основных вида концевых выключателей: с большим ходом штока (серия МВШ) и с малым ходом штока (А-801, -801 А, -812Г, -812В, Д-701, -713, В-612).

Часто используют микровыключатели серий Д, А и дистанционные переключатели серии ДП. Микровыключатели серии Д имеют двойной разрыв цепи, предназначены для установки в цепях постоянного и переменного тока. В зависимости от назначения и элек-

ческих параметров они имеют различные конструктивные варианты. Провода к микровыключателям припаивают. В качестве одноцепевых переключателей используют микровыключатели АМ800 и АМ800К.. Их устанавливают в цепях постоянного тока

в системах управления и сигнализации.

Аппаратура дистанционного действия — это электромагнитные

устройства, с якорями которых связаны контакты. Управляет этими устройствами аппаратура прямого действия. В зависимости отначения тока коммутируемой нагрузки различают контакторы Применение аппаратуры дистанционного управления вызвано необ

ходимостью управления значительными электрическими мощностями и автоматизации ряда процессов.

По принципу действия электрические реле подразделяют на электромагнитные, электронные и транзисторные. В электрооборудовании широко применяют электромагнитные реле и контакторы из-за их малых массы, габаритных размеров и надежности действия.

Под электромагнитными реле понимают устройства поворотного типа, предназначенные для дистанционного включения и отключения сравнительно небольших токов в цепях управления до 10 А.

К контакторам принято относить такие электромагнитные устройства втяжного типа, которые служат для дистанционного включения и отключения больших токов в силовых цепях электромеханизмов. В зависимости от схемы выполнения контактов бывают реле

и контакторы включения, отключения и переключения.

Малогабаритные контакторы длительного режима работы КМ-100Д, -200Д, -400Д, -600Д — контакторы втяжного ти па. Электромагниты таких контакторов имеют две обмотки: включающую и удерживающую. В момент включения удерживающая обмотка

шунтируется вспомогательными контактами, и при подаче напряжения на клеммы обмотки контактора ток проходит только по включающей обмотке. Вследствие малого сопротивления она создает большой магнитный поток, и под действием электромагнитного усилия, создаваемого включающей обмоткой, сердечник, притяги-

ваясь, замыкает контакты. Одновременно размыкаются вспомогательные контакты и вводится в действие удерживающая обмотка.

Общее сопротивление обмотки увеличивается, что создает возможность длительного нахождения обмотки генератора под напряжением.

Малогабаритные контакторы кратковременного режима работы КМ-50, -100, -200, -400, -600 отличаются от контакторов длительного режима работы тем, что электромагнит контактора кратковременного режима имеет одну обмотку, рассчитанную на кратко-

временный режим работы, и у него отсутствуют шунтирующие контакты.

Контакторы КМ-25Д, -50Д по устройству и принципу действия

аналогичны малогабаритным контакторам кратковременного режима работы.

Контакторы переключения КП-50Д, -100Д, -200Д, -400Д служат для дистанционного переключения потребителей с одной электросистемы постоянного тока на другую. В отличие от малогабаритных контакторов длительного режима работы они имеют четыре

пары силовых контактов: две пары нормально разомкнутых и две пары нормально замкнутых.

Контакторы КВШ-50, -100, -400, -600 и контакторы КВЗ-200,

-600 предназначены для дистанционного управления различными электроириводными механизмами. По устройству и принципу действия они аналогичны контакторам КМ кратковременного режима работы, однако у них иные обмоточные и технические данные.

Они рассчитаны на малое напряжение срабатывания, так как

включаются последовательно с параллельными обмотками возбуждения электродвигателей.

Малогабаритные электромагнитные реле и контакторы типов

ПКЕ, ПКД, ТКЕ, ТКД, ТКС, ТКТ, СПЕ служат для дистанционного управления потребителями электроэнергии в системах постоянного и переменного токов.

Монтажно-установочная аппаратура. К ней относятся центральные распределительные устройства, электрощитки, распределительные коробки, сетевые разъемы, металлические трубы и желоба для прокладки проводов.

Центральные распределительные устройства и электрощитки

служат для монтажа на них коммутационной, защитной и контрольно-измерительной аппаратуры, сборных шин, проводов, сетевых разъемов. Распределительные коробки служат для монтажа в них силовой коммутационной аппаратуры (контакторов и реле),

защитной аппаратуры, шин, проводов, сетевых разъемов.

Сетевые разъемы служат для соединения отдельных участков электрической сети, приборов и агрегатов. По конструктивному выполнению сетевые разъемы подразделяются на силовые вводы, болтовые соединения, зажимные (клеммные) колодки и блоки пе-

реходных контактов, индивидуальные и штепсельные разъемы.

Силовые вводы применяются для прохода через герметизированные переборки проводами сечением 30 мм2 и более. Ввод представляет тело из изолирующего материала, через которое проходит металлический токоведущий стержень. Место прохода стержня

герметизируется. К обоим концам стержня с помощью наконечников и гаек крепятся провода.

Болтовые соединения применяются для стыковки наконечника

провода мощного потребителя (ток до 800 А) с наконечником провода сети. Стыковка осуществляется с помощью болта и гайки.

Место стыковки надежно изолируется посредством виниловых трубок и лент, и во избежание перетирания изоляции от вибраций они закрепляются.

Зажимные (клеммные) колодки и блоки переходных контактов

цр-именяются для соединения и переключения проводов и разветвления цепей. Концы проводов разделяются под наконечники и в колодках или блоках закрепляются под гайку или болт.

Штепсельные разъемы ШР и РМ (малогабаритные) применяются для удобства монтажа и демонтажа электрической сети в местах конструктивных и технологических разъемов, у съемного оборудования и на всевозможных групповых распределительных

устройствах.

Для удобства монтажа и демонтажа электросети в местах конструктивных и технологических разъемов у съемного оборудования и на групповых РУ применяют чаще всего многоштыревые штепсельные разъемы ШР, СШР, 2РТ, Р и РМ* обычного и герметичного исполнений. Все они (кроме РМ) используются в системах

постоянного и переменного токов с напряжением до 1000 В и частотой до 3000 Гц при силе тока в контакторной паре до 200 А.

Штепсельные разъемы СШР отличаются от ШР контактами диаметром 2,5 мм с толщиной серебрения 25 мкм, креплением изоляторов в негерметичных колодках и вставках, круглой гайкой, наличием герметичных колодок с гнездами. Штепсельные разъемы

2РТ по своим техническим данным соответствуют разъемам ШР, но они могут работать при температурах до +200 °С. Разъемы этой серии не имеют герметичных колодок. Штепсельные разъемы серии Р отличаются от серии ШР повышенными значениями элек-

трических параметров и конструкцией изоляторов и контактов.

Изоляторы для повышения электрической прочности имеют конструкцию в виде ≪лабиринта≫. Контактные гнезда штампованные, а штыри для негерметичного варианта изготовляются из трубки, обработанной под давлением.

Монтажные провода объединяют в жгуты с максимальным

диаметром не более 55—70 мм. Жгуты обматывают изоляционной тканью, хлорвиниловой или фторопластовой лентой или помещают в трубы из изоляционного материала и крепят к конструкции самолета специальными зажимами, хомутами и скобами. Жгуты, прокладываемые в металлических трубах, дополнительно обшива-

ют защитным материалом. Жгуты, состоящие из проводов, изоляция которых по своей теплостойкости не соответствует температуре окружающей среды отсека, в котором они прокладываются, защищают теплостойким изоляционным материалом.

Аппаратура защиты от помех. Для обеспечения нормальной работы радиотехнических устройств на ВС применяется защита от помех, вызываемых электростатическими зарядами из-за пульсаций напряжений на коллекторах генераторов и двигателей или на

выходе выпрямительных устройств, а также из-за влияния магнитных полей, создаваемых различными агрегатами электрооборудования и проводами

 

Date: 2016-07-05; view: 1010; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию