Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самые большие ожидания.





1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  

 

Пища для размышлений: незаконченные предложения


(Снимите копию, разрежьте по пунктирной линии и сложите.)


Больше всего я боюсь...


Когда другие меня унижают, я...


Наибольшее недоверие к другим у меня вызывает...


Я сержусь, когда кто-либо...


Качество, которое мне не нравится в себе...


Я печалюсь, когда...


Я хочу, чтобы мои родители знали...


Мне бы хотелось, чтобы человек, с которым я вступлю в брак...


Когда мне нравится кто-то, кому не нравлюсь я...


Если бы мне надо было выбрать как себя назвать - пассивным или агрессивным, я...


Самое трудное в том, чтобы быть мужчиной/женщиной, - это... Я ношу такую одежду, потому что...


Пребывание в этой группе мне нравится тем, что...


Когда другие люди поступают со мной так же, как мои родители, я...


Мое наиболее болезненное детское воспоминание...


Отношения в моей семье были бы лучше, если бы только...


Мое самое страшное воспоминание...


В моем характере мне больше всего нравится...


Человек в этой группе, с которым я чувствую себя в наибольшей безопасности, - это... потому что...


Когда тот, кто мне нравится, не соглашается со мной...


Когда мне не нравится тот, кому нравлюсь я, я...


Мне нравится...


Самое счастливое время...


В школе...


Я потерпел(а) неудачу...


Мне необходимо...


Я бываю лучше всех, когда...


Я ненавижу...


Это место...


Единственная неприятность...


Я тайно...


Танцуя...


Я не могу понять, почему...


По-видимому, я найду свой путь, когда...


Лучшее, что могло произойти со мной...


Самое тяжелое для меня...


Когда я настаиваю на своем, люди...


Если бы я мог изменить что-то в себе...


В других я больше всего восхищаюсь... потому что...


От других людей мне больше всего надо...

 


Роли выживания в семье: психодрама

Цели.

1. Поведенческие.

Члены группы будут:

  1. участвовать в структурированной психодраме;
  2. обсуждать свою семью, сравнивая ее с изображенной в психодраме;
  3. опознавать роли, которые они играют в своей семье.

2. Познавательные.

Члены группы будут:

  1. добиваться осознания семьи как системы;
  2. добиваться понимания динамики развития дисфункциональной семьи;
  3. увеличивать понимание динамики своей собственной семьи;
  4. увеличивать самосознание.

Метод.

Руководитель дает краткое толкование ролей выживания, которые появляются в дисфункциональных семьях. Руководитель управляет структурированной психодрамой, которая изображает неблагополучную семью. Проработка происходит, когда участники психодрамы обсуждают свои роли в игре и собственной семье.

Инструкции.

Дайте группе толкование ролей выживания, которые появляются в неблагополучных семьях. Объясните, что эти образцы поведения стали известны, когда началось изучение семей алкоголиков. Ученые были удивлены, узнав насколько эти семьи похожи. Оказывается, члены семьи реагируют на алкоголизм родителей легко предсказуемым способом. Члены таких семей убеждены, что они должны думать, чувствовать и вести себя определенным образом, для того чтобы выжить в своих семьях. Шэрон Вегшейдер - Круз (Wegscheider - Cruse, 1981) определила такое поведение как "роли выживания". Потом выяснилось, что алкоголизм является не единственной причиной, которая порождает эти образцы поведения. Другие проблемы вызывали ту же динамику; например, проблемой мог быть не алкоголизм отца или матери, а то, что отец - игрок или "трудоголик" или у матери привычка транжирить деньги; проблемой могли быть дела отца, или депрессия матери, или вспыльчивость и насилие со стороны отца. При наличии любого из этих условий семья строится по определенным образцам. Чтобы проиллюстрировать эти образцы, группа разыгрывает пьесу.

Объясните, что участвовать будут практически все члены группы. Это нетрудно, у каждого только одна реплика. Сначала группа должна отодвинуть всю мебель к стенам комнаты. Потом попросите кого-нибудь исполнять роль Отца. По замыслу этой пьесы, Отец - алкоголик. Поощряйте членов группы разобрать роли самостоятельно; если желающих нет, сообщите, что вынуждены будете сами выбрать людей. Обычно, если вы будете настойчивы, добровольцы появятся или группа "призовет" кого-нибудь. Когда будет выбран претендент на роль Отца, попросите его встать в центре комнаты рядом с вами. Объясните, что в течение нескольких лет у Отца проблема со спиртным и что с каждым годом он пьет все больше. Реплика Отца в этой пародии: "Я хочу выпить. Я должен выпить".

 

Теперь спросите, кто хочет быть Мамой. Мама присоединяется к Отцу в середине комнаты. Скажите, что Мама как будто не замечает алкоголизма Отца. Позволить себе осознать всю серьезность зависимости Отца от алкоголя для нее слишком страшно, хотя на самом деле алкоголизм пугает ее всю жизнь, с тех пор как она узнала о нем. Он угрожает ее семье, ее финансовой безопасности, эмоциональной безопасности, отношениям с Отцом, ее статусу в обществе, - всему. Ее реплика: "Все хорошо. Здесь нет никакой проблемы". Чтобы показать отсутствие у Отца эмоциональной силы, попросите его встать позади Мамы и положить руки ей на плечи.

Затем выберите старшего ребенка (не имеет значения - мальчика или девочку). Поставьте его рядом с Мамой. Этот ребенок убежден, что если он будет достаточно хорошим, то в семье будет порядок. Этого ребенка называют Героем семьи и у него превосходные достижения почти во всем. Вероятно, он - хороший ученик, или хороший спортсмен, или имеет надежную работу. Герой семьи - надежный и ответственный. Его реплика: "Все в порядке, Мама. Ты можешь на меня положиться". Герой семьи и Мама должны взяться за руки.

Второй ребенок - Бунтовщик/"Козел отпущения". Когда этот ребенок подрастает, пространство для того, чтобы быть хорошим, целиком заполнено Героем семьи. Второй ребенок верит, что он никогда не сможет стать таким же хорошим, как Герой, и поэтому ищет себя в том, чтобы быть плохим. Занятие Бунтовщика -идти против ценностей семьи. Бунтовщик плохо учится, выбирает не тех друзей, может быть не в ладах с законом, вероятно, злоупотребляет алкоголем и другими психоактивными веществами и, где бы ни находился, в большинстве случаев провоцирует неприятности. Рано или поздно все плохое, что происходит в семье, сваливают на Бунтовщика/"Козла отпущения". В действительности же этот ребенок яснее чем кто-либо понимает, что происходит в семье. Бунтовщик все знает об Отце, и это его злит! Роль Бунтовщика заключается в том, чтобы бегать вокруг Отца, Мамы и Героя, размахивая кулаками и приговаривая: "Я ненавижу тебя, Отец. Прочь из моей жизни!" Вероятнее всего, Бунтовщик - это ребенок, у которого серьезные проблемы.

Третий ребенок по мере того, как он растет в этой семье, находит ситуацию все более беспорядочной. Отец все время либо пьет, либо уже пьян, либо кричит на Маму, либо буйствует. Мама делает вид, что это не важно. Герой занят тем, чтобы быть совершенным, у Бунтовщика постоянно неприятности. Третий ребенок выживает, становясь незаметным. Его называют Потерянным ребенком. Этот ребенок проводит большую часть времени в спальне, заткнув уши стереонаушниками. В школе он сидит на последней парте и никогда не поднимает руку. Этот ребенок чувствует себя одиноким в компании сверстников. Быть одному - значит чувствовать себя в безопасности, но это также значит чувствовать свое одиночество. Наиболее вероятно, что этот ребенок впадает в депрессию и, может быть, думает о том, чтобы покончить с собой. Член группы, играющий Покинутого ребенка, будет сидеть на стуле на некотором расстоянии от остальных членов семьи. У этого ребенка нет никакой реплики.

Четвертый ребенок в этой семье - это Больной ребенок. Он понял, что единственно верный способ получить надежду на удовлетворение своих потребностей -это быть больным. Этот ребенок, возможно, самый печальный персонаж, так как чувствует себя достойным внимания, только когда он болен. Больной ребенок сидит на полу. "По-моему, я заболеваю!" - он проговаривает эту строчку, в то время как сгибается и держится за живот.

Любимца семьи называют Талисманом. Как говорит его имя, этот самый младший ребенок привлекает внимание и интерес благодаря своим детским ужимкам и поведению. Семья может собираться около этого маленького "светлого пятна", которое отвлекает их от более серьезных дел. Талисман прыгает вокруг членов семьи, тянет их за рукава или юбки и канючит: "Поиграйте со мной".

Последний член этой семьи необязателен. Но если у вас достаточно участников, используйте и эту роль. Это Свекровь, мама Отца. Она стоит на стуле и кричит на Маму: "Это все ты виновата!"

Теперь у вас есть все исполнители, и они знают свои роли. Каждый исполнитель должен подать свою реплику, чтобы вы могли убедиться, что все помнят их. Потом объясните, что в этой драме все говорят свои фразы одновременно. Перечислите еще раз персонажей, которые участвуют в пьесе, и то, что они обязаны делать (Бунтовщик, который бегает вокруг; Больной ребенок, который сгибается; Талисман, который прыгает вокруг, и Теща, которая указывает пальцем).

Время начинать. Дайте указание исполнителям начать исполнять свои роли, когда вы скажете: "Начали!", и повторять реплики и действия до тех пор, пока вы не скажете: "Стоп!" Сосчитайте до трех и скажите: "Начали!" Командуйте "Стоп!", когда станет ясно, что они уловили суть. Обычно первый прогон бывает пробным и не вызывает особого энтузиазма. Действуйте подобно хорошему режиссеру и побуждайте исполнителей поощрениями и замечаниями. Призовите их к тому, чтобы они по-настоящему "надели" свои роли и почувствовали то же, что чувствуют их персонажи. Начните действие снова. Остановите его после нескольких циклов, и пусть участники сядут там, где они сейчас находятся.

Чтобы проработать эту психодраму, дайте возможность каждому персонажу рассказать о своем опыте. Спросите каждого, начиная с Отца, на что это похоже - играть эту роль. Вы будете изумлены, насколько точно будут выражены чувства, стоящие за ролями выживания. Обмен мнениями может звучать примерно так.

Руководитель: Что значило для Вас быть Отцом в этой семье?

Отец: Я не знаю (пауза). Было похоже, что у меня нет никакого контроля над чем-либо, ни над собой, ни над моей семьей.

Руководитель: Что Вы чувствовали, не имея контроля над происходящим?

Отец: Это было ужасно! Считается, что отцы должны владеть ситуацией. Я думаю, что как мужчина я чувствовал себя несостоятельным.

Продолжайте в том же духе, пока не подойдет очередь Потерянного ребенка. Перескочите через этот персонаж, как если бы вы забыли о нем, и продолжайте с Талисманом. Группа через некоторое время начнет напоминать вам, что вы пропустили Потерянного ребенка. Признайте, что вы сделали это сознательно, потому что именно это происходит с Потерянным ребенком в семье - он забыт, покинут. Потом Потерянный ребенок делится опытом.

Заключение.

Спросите членов группы, узнают ли они себя и свои семьи в этой психодраме. Чаще обсуждение происходит спонтанно, а не по кругу. Обычно поднимаются такие вопросы, как:

Член группы: Можно ли временно быть в одной роли, а потом переключиться на другую?

Руководитель: Случалось ли подобное в вашей семье?

Член группы: Мой брат был Героем, а я - Бунтовщиком. Но когда он уехал и поступил в институт, я думаю, что я как бы передвинулся в позицию Героя. Это возможно?

Руководитель: Да, это возможно, потому что Вы поверили, что появилась возможность заполнить освободившееся "пространство". Возможно также, что Вы каким-то образом почувствовали, что вашей семье необходимо, чтобы теперь Вы были Героем.

Член группы: Я думаю, что исполнял в своей семье более чем одну роль. Что это значит?

Руководитель: Расскажите нам о том, как изменялась ваша семья. Вы могли принять другую роль, потому что что-то изменилось.

Член группы: В моей семье Потерянным ребенком был старший. Почему так?

Руководитель: Расскажите нам о своей семье.

Семейные роли.

Члены "основанной на стыде" неблагополучной семьи часто разными способами приспосабливаются к стрессу (Wegscheider-Cruse, 1981).

  1. Герой семьи. Чувствительный и заботливый. Принимая на себя ответственность за проблемы семьи, Герой пытается улучшить ситуацию. Он борется за успех, но так как семья не меняется, в конце концов чувствует себя неудачником.
  2. Бунтовщик/"Козел отпущения". Противоположность Герою семьи. Пытается добиться признания деструктивным поведением, привлекает к себе внимание тем, что попадает в беду, наживает обиды или совсем отказывается общаться. (Отметьте: любое внимание лучше, чем полное игнорирование.)
  3. Потерянный ребенок. Приносит семье облегчение, заботясь о своих проблемах самостоятельно и избегая неприятностей. Семья не обращает внимания на Потерянного ребенка. Результатом этого являются его одиночество и страдание.
  4. Больной ребенок. Находит одобрение и внимание единственным доступным ему способом - постоянно болея.
  5. Талисман. Помогает семье пережить стресс, будучи очаровательным и смешным. Но этот юмор не позволяет Талисману преодолеть личную боль и одиночество.

 

Альтернативы гневу

Цели.

1. Поведенческие.

Члены группы будут:

  1. заполнять в группе бланки о гневе;
  2. обсуждать свои действия, когда чувствуют гнев;
  3. обмениваться идеями о здоровых способах преодолеть гнев.

2. Познавательные.

Члены группы будут:

  1. изучать реакции гнева у себя и у других;
  2. опознавать здоровые и нездоровые реакции гнева;
  3. опознавать ложные убеждения относительно гнева.

 

Материалы.

· Копия бланка "Альтернативы гневу" и текст "Ложные убеждения относительно гнева" для каждого члена. Ручки и карандаши. Доска.

Метод.

Члены группы самостоятельно заполняют бланк "Альтернативы гневу". Потом группа проводит "мозговой штурм", чтобы ответить на вопрос: "Что вы делаете, когда гневаетесь?" Руководитель записывает каждый способ (как здоровый, так и нездоровый) на доске. Результаты обрабатываются путем направленного обсуждения в группе. Раздаются и обсуждаются копии текста "Ложные убеждения относительно гнева".

Инструкции.

Раздайте бланки. Дайте указания членам группы найти спокойное место и самостоятельно заполнить бланки; дайте им на это приблизительно 15 минут. Когда группа снова соберется, задайте вопрос: "Что вы делаете, когда гневаетесь?" Записывайте на доске все ответы. Поощряйте членов группы придумывать столько способов выражения гнева, сколько возможно.

Частые ответы таковы:

· бросаю что-нибудь;

· ничего не делаю;

· свожу счеты;

· рассказываю другу об этом;

· не принимаю в расчет;

· бью что-нибудь (обычно стену);

· кричу;

· прячусь в чулане;

· визжу;

· иду прогуляться;

· ругаюсь;

· бегаю;

· успокаиваюсь;

· бью кого-нибудь (дерусь).

Обсудите каждый ответ с группой и решите, является реакция здоровой или нет. Непринятие в расчет, "запирание", ничегонеделание не являются слишком здоровыми способами, но и не приносят вреда.

Обработайте бланки на основе этого обмена идей, обсуждая каждый вопрос.

Заключение.

Подведите итог занятия, назвав шесть основных эмоциональных состояний:

  1. яростный;
  2. радостный;
  3. печальный;
  4. испуганный;
  5. виноватый;
  6. одинокий.

Подкрепите мысль, что все эти эмоции именно есть: они не хорошие и не плохие. То, как они выражаются, может быть хорошим или плохим. Призовите группу попробовать что-нибудь новое в следующий раз, когда они почувствуют гнев ("примерить" новое поведение в ответ на гнев; удостовериться, что это здоровое поведение).

Примечания автора.

Вызванные гневом эмоциональные вспышки, насилие, проблемное поведение -одна из основных причин, по которой подростков направляют на групповую психотерапию. Часто депрессия и суицидальные попытки являются результатом гнева, направленного внутрь, на себя. При работе с тревожными клиентами необходимо искать альтернативы нездоровым реакциям на гнев.

Бланк.

Альтернативы гневу.

1. Когда я разгневан, я обычно (отметьте, что вы делаете)  
 
 

 

2. Приносит ли эта реакция мне пользу? Почему да или почему нет?  
 
 

 

3. Как в моей семье выражают гнев?

 

  Мама:  

 

  Папа:  

 

  Брат/сестра:  

 

  Значимые другие:  

 

4. Как я могу улучшить способ, которым я преодолеваю гнев?  
 
 

Date: 2016-07-18; view: 288; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию