Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генезиз (происхождение) научного знания





Концепции:

1. Наука появляется одновременно с появлением человека современного вида, т.е. 200 тыс лет назад. С появлением человека современного вида начинают формироваться первые технологии, которые позволяли человеку адаптироваться к окружающей среде. Т.е. человек стал создавать нечто такое, что отличало его от остальных живых существ.

Два этапа:

- человек первоначально использовал огонь в пассивной форме, т.е. использовал естественные источники возгорания.

Орудие труда (камни, палки). Появляются дротики, а потом копья с наконечниками. Появляется лук, копьеметалка. Биотика. Материальной основой являлось т.н. присваивание (охота, рыболовство, собирательство). Это определяло развитие соответствующих технологий.

 

2. Наука появляется только на определенном этапе развития общества.

а) появление науки происходит с переходом человека от присваивания к производительству (земледелие, скотоводство). Это произошло в результате неолитической революции, начиная с 80 век до н.э. переход к новой экономической модели потребовал новые технологии. Земледелие привело к тому, что человек преимущественно стал вести оседлый образ жизни. Технологии – начинается процесс селекции растений и выведения культурных сортов. Начинается доместикация животных (выведение пород культурных животных). Средне рогатый скот были одомашнены на ближнем востоке. Науки нет еще.

б) с появлением первых государств и городов

 

18.03.13

 

Наука не появляется с появлением человека, потому то нет еще теоретического уровня знаний. Единственной формой и определяющей формой знания является мифология.

 

Другая тока зрения: наука появляется на определенном этапе развития общества, с появлением первых государств. Первое государство начинает формироваться приблизительно с 40 века до н.э.

 

Первые государства появляются в одинаковых географических условиях:

- долины крупных рек (Нил, междуречье Тигра и Евфрата (Месопотамия), Инт, междуречье рек Янцзы и Хуанхэ)

- зона субтропиков

 

Исследователи называют первые государства – гидравлическими цивилизациями.

Повлияло следующее: в этих местах можно было собирать несколько урожаев в течение года, но для этого требовалась система ирригационных сооружений (каналы, запруды и т.д). с появлением государства общество стало неоднородным, оно разделилось на тех, кто управляет и кем управляют. Государственная власть всегда строится на принципе асимметричности (субъект власти может совершить то, что объект не может). Происходит разделение труда, в результате которого умственный труд отделяется от физического. И появляются первые профессиональные группы, которые занимаются только умственным трудом. С появлением государств появляется письменность.

 

Знание носило эзотерический (закрытый) характер, то есть только для посвященных. Знание строились в основном по рецептурному принципу (по рецепту).

 

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 

Доминировали технологические знания. Сложились технологии крупноблочного строительства.

Письменность строилась по принципу иероглифическому.

В Древнем Египте развитие получили астрономические знания. Развивает прикладная математика (характерно для всех цивилизаций). Получили развитие знания в области анатомии человека. В Древнем Египте была развита стоматология. Они знали протезирование. Развита фармакология, позволявшая лечить болезни. Древний Египет считается создателем косметики. В Древнем Египте рано сложилось централизованное государство.

 

ДРЕВНЯЯ МЕСОПОТАМИЯ

 

В отличие от Древнего Египта Междуречье менялись этнические группы, но сохранялась основная культурная матрица. Создателем основ культуры древнего междуречья считаются Шумеры. Междуречье длительный отрезок времени строилась по принципу децентрализации. Письменность строилась на клинописной основе. Считается, что Шумеры создали основы технологии производства кирпича. Развиваются астрономические знания и прикладная математика, так же астрология, развивалось городское строительство, металлургическое и ювелирное дело.

 

ДРЕВНИЙ ИНД (индия) (Хараппы)

 

Власть принадлежала жрецам. Было развито строительство городов, города строились по единому плану (первый случай такого). Большая роль у воды, поэтому были характерны сооружения, носящие уникальный гидротехнический характер, вода рассматривается как святыня. Централизованная система канализации была. Развивалась система медицинских знаний и фармакология. Письменности строилась на клинописной основе, но она не расшифрована.

Особенность: очень мощная цивилизация, быстро исчезла. Причины:

- завоевание северо-кочевников

- экологический кризис

 

В той или иной степени использовались технологии порошковой металлургии в Древней Хараппе.

 

ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 

Централизованное государство достаточно раннее формирование сист.знаний.

Математика и астроном.

Астрономия в связке с астрологией и алхимией.

На ряду с жрецами появляются другие профессиональные группы – хранители знаний (Мень-Шень)

Они придумали экзамены.

Письмо иероглифическое.

С определенного момента интенсивное развитие технологических знаний.

Разрешали вывозить товары, но не технологии их производства.

Были монополистами в производстве: шелка, фарфора, порох, ракеты(фейерверки), сейсмографы (первые).

Первые многомачтовые и многопалубные суда. Медицина и фармакология развиты.

Активно использовали систему иглоукалывания.

Примерно до 15 века самое развитое экономически государство.

В 16 веке Китай был завоеван.

Манжуряне заставили мужчин китайцев носить косу.

 

В древних цивилизациях преимущественно развивали технологическое знание, а правом ресурс строения обладали жрецы и политики. Науки в чистом виде не был, так как не было теоретически основ.

 

3. Наука появляется в эпоху античности в рамках древнеримской цивилизации.

15 век до н.э. – 5 век н.э. – эпоха античности.

 

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (?)

 

Древние греки и римляне усвоили многие достижения ранних цивилизаций.

Древние греки достаточно рано перешли на более рациональную письменность – алфавит перенятый у финикийцев.

 

У древних греков сложился особый тип государственного устройства – Полис (город-государство). Граждане полиса имели право высказывать и отстаивать свою точку зрения. (Дети и рабы не имели право и метени(приезжие))

Древние греки окультуривали конкуренцию, следовательно, жреческие корпорации утратили свою монополию на знание и появляется альтернативные образования, конкурирующие с жрецами.

 

Создали основы теоретического мышления, то есть создали предпосылки науки.

Появляются философские школы, теоретические школы математики (Пифагора). Наибольший расцвет в эпоху античности в эпоху эллинизма (конец 3 – начало 4 века).

 

Период завоеваний Александра Македонского и создание его армии.

Распространяли культуру по регионам.

Основным центром знания в эпоху эллинизма становится Александрия Египетская.

Особая роль принадлежит правителям – Птолемею.

В Александрии был учрежден «Александрийский музей» - комплекс учреждений: Александрийская библиотека, включавшая в себя десятки тысяч наименований (приезжавшие со свитами копировали их, а оригиналы шли в библиотеку).

Была сделана попытка классификации текстов по предмету.

Создали первый ботанический сад. Создавали зоопарки.

Создали важнейшие концепции, оказавшие влияние на многое в последующем.

Математика – Евклид (систематизировал математику по времени).

 

Концепция Птолемея по астрономии – альмагест (Земля в центре Вселенной)

Проходил обучение и формирование Архимед. Была создана переводческая школа.

Развили и другие технологические знания: Герон Александрийский, Александрийский Маяк.

 

Другие центры культуры: Пергам Остров Кос (развитие особой мед.системы знания)

Систематизатор – Гиппократ. Развитие, диагностика заболеваний. Развит этический медицинский кодекс.

 

ДРЕВНЕРИМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 

01.04.13

 

Древнеримская цивилизация позаимствовала свои знания у древних греков и этрусков.

У этрусков в первую очередь позаимствовали знания в области ирригации и возведение водопроводов (акведуков). Древние римляне завершили успешное осушение болот.

Значительным технологическим достижением является технология производства бетона.

Так же основы школьного образования. Учат отдельные преподаватели разным дисциплинам.

Древние римляне создали императорский язык и классическую латынь.

Стали массово строить дороги.

 

---

 

В эпоху античности формируются разнообразные виды технологического знания, появляется теоретическая система знаний. Но это еще не наука в современном понимании, ибо отсутствует необходимость в эмпирической (опытной) проверке этих знаний. То есть теории есть, но нет необходимости проверки.

 

4. наука появляется в эпоху средневековья (5-15 век н.э.)

 

Появляются различные виды технологических знаний.

Например,

Кельты изобрели подковы

Славянами тяжелый плуг

Появились ветряные мельницы, они стали использоваться для откачки воды (40% Голландии «отвоевано» у моря)

 

Альтернативными системами знания в средние века была алхимия. Побочным продуктом деятельности алхимиков являлось создание многих химических реагентов, кислот и щелочи. Они случайно открыли порох, основы фарфора, спирт, увеличительные стекла.

 

Астрология тоже была важной частью тех времен. Ориентировались на небесные светила.

 

В средние времена, в эпоху схоластики, складывается своя система обучения кадров. Появляются университеты. Изначально как разновидность монастырских школ, потом они приобрели автономию и независимость, в них складывается своя структура с деление на факультеты и кафедры. Сначала было всего три: артистический, философский и теологический (богословский). В университетах изначально учились только мужчины. Не было каникул. Возникли принципиально новые литературные жанры: монография – систематическое описание проблемы, диссертация. Языком была латынь. В университетах основное внимание уделялось логической системе аргументации и доказательств, поэтому в этот период активно развивается логика. Например, одним из наиболее известных схоластов был каталанский богослов Лармонд Лулий, он изобрел логическую машину.

 

В средние века появляются новые способы организации знаний, активно развивает логика и теоретическое мышление, но отсутствует потребность в обосновании теорий эмпирическими фактами, поэтому, по сути, наука в современном виде еще не появилась.

 

5. наука появляется в эпоху нового времени в ряде стран западной Европы.

 

К основным технологическим достижениям характерным для эпохи нового времени является:

Изобретение Гуттенберга книгопечатание – так как возникла потребность усваивать знания

Великие географические открытия – следствие, развитие кораблестроения и использование компасов, астролябии и сектанты, картография развивалась.

 

В работах Галилея закладывается основы соединения теоретического знания с системой опытной проверки.

 

В космологии начинает утверждаться система объяснения, созданная Коперником, вступившая в противоречие с системой объяснения, созданной Птолемеем. Потом система Исаака Ньютона, в которой вся действительность подчиняется универсальным математически сформулированным законам.

 

В эпоху нового времени складывается принципиально новая система организации научного знания, формируются научные академии и общества, в которых основное внимание уделяется опытно проверки тех или иных положений и опытным системам доказательств.

 

Научные академии издают журналы и бюллетени, в которых публикуются результаты тех или иных опытов и исследований. Большую роль играла переписка между учеными. Научные академии и общества начинают конкурировать с университетами, которые были хранителями схоластического знания.

 

На развитие научного знания повлияло появление системы приборов и инструментов для изучения окружающей действительности. Это – создание телескопа для наблюдения за небесными светилами, создание микроскопа.

 

Появляются концепции теплорода, которая объясняла передачу тепла от одного предмета другому. Теория Флогистона, которая объясняла горение. Джон Уайт изобрел паровую машину, сначала использовалась для откачки воды из шахт. Фултон изобретает пароход. Стефенсон изобрел паровоз. Появляются классификации биологических объектов – систематики Бюффона и систематика Карло Линнея.

 

В начале 19 века к основным открытиям и концепциям относят:

- законы сохранения, сформулированные Джоулем, Майером и Гельмгольцем

- учение о биологической клетке, созданное Шлейденом и Шванном, было доказано единство всего живого

- эволюционные учения, в первую очередь Дарвина, в основе эволюции – конкуренция видов

 

На базе этого формируются:

- палеонтология, наука изучающая живые существа, которые жили раньше

- физическая антропология, изучает происхождение человека

 

Date: 2016-07-18; view: 313; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию