Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности проявления опасностей и угроз на море (морская добыча нефти и газа; мореходство; судостроение)

Для МНГК характерно многообразие проявлений угроз и промышленных опасностей, которые могут выражаться в виде факторов как традиционных опасностей для судов, для гидротехнических сооружений (ГТС) и для средств поиска и добычи углеводородного сырья (СПДУС), буровых, так и специфических опасностей для МНГК. Эти опасности представлены в табл. 3.8.

Таблица 3.8 – характерные опасности для судов, ГТС и СПДУС
  Фактор Характерны для  
  судов ГТС СПДУС  
  посадка на мель +      
  навал + +    
  столкновение +      
  потеря остойчивости, плавучести +      
  касание грунта, притопленного предмета +      
  удар + + +  
  повреждение главных двигателей +      
  повреждение механизмов, устройств, систем + + +  
  повреждение корпуса + +    
  повреждение валовинтового комплекса +      
  взрывы, пожары + + +  
  посадка на мель +      
  обледенение + + +  
  размыв грунта под опорой или ее провал в грунт   + +  
  повреждение опорных конструкций   + +  
  выброс     +  
  осложнение     +  
  удар   + +  
             

 

Определения некоторых перечисленных факторов приведены ниже.

1. Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства (ФЗ №69)

2. Опрокидывание – переворот сооружения в результате потери остойчивости или устойчивости - как правило, для опирающихся на грунт сооружений

3. Затопление – потеря плавучести сооружения

4. Посадка на мель - контакт плавучего сооружения с морским дном

5. Столкновение - контакты сооружений, при которых, по крайней мере, одно из них сдвигается

6. Навал – кратковременный контакт с плавучим или гидротехническим сооружением

7. Повреждение конструкций – разрушение, в том числе: 1) усталостное, 2) в результате воздействия гидрометеорологических факторов, 3) по причине столкновения, 4) посадки на мель, 5) ошибках при проектировании или 6) нарушений технологии постройки, транспортировки или монтажа (установки на месте)

8. Взрыв - быстрое химическое превращение среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов (ФЗ № 123)

9. Выброс - неконтролируемое открытое попадание в атмосферу и (или) гидросферу пластового продукта

10. Осложнение – проблемы со скважиной

11. Удар - падение предмета (аэрокосмического объекта, вертолета, конструкции верхнего строения, крана и т.п.) на элементы МНГК (судно) или на судно

12. Уход с точки – смещение сооружения от заданного положения (например, бесконтрольный дрейф).

Важную роль играет изучение статистики аварий и катастроф на море, которая позволяет определять направления повышения безопасности мореплавания и океанотехники. В тоже время в различных источниках не всегда приводится четкая выборка судов по факторам (тоннаж или дедвейт), величине (от 100, 300 или 500 рег.т. или тонн дедвейта, типам и т.п. Не всегда указываются идентичные причины аварий.

Аварийность флота может быть представлена как в абсолютных величинах (судов), так и в виде показателя частотности аварий, которая вычисляется как число аварийных случаев за год, отнесенное к общему количеству судов, находящихся в эксплуатации; аварийные случаи учитывались как кораблекрушения, аварии, аварийные происшествия и эксплуатационные повреждения). Значения аварийности судов мирового торгового флота приведены в табл. 3.7.

Количество аварийных случаев на 1000 судов за год по мировому флоту составляет 25 в 2005, 26 в 2006, 32 в 2007 и 31 в 2008 году или 0,025, 0,026, 0,032 и 0,031 соответственно [12].

Для отечественных судов, находящихся под надзором РМРС, данные по аварийности представлены на рис. 3.1 и 3.2 [12].

Таблица 3.9 – аварийность мирового морского торгового флота (по данным [13])
Типы аварий         В среднем за год (ед./доля в процентах)
повреждение корпуса или механизмов         338/33,3
столкновения с судами         306/21,6
снос (выброс)/посадкa на мель         327/23,1
столкновения с какими-либо объектами (кроме судов)         158/11,1
пожары/взрывы         108/7,6
затонувшие суда         37/2,6
смещение груза         5/0,4,
пропавшие суда         1/0,1
повреждение или потеря судна в результате военных или других боевых действий         3/0,2
Общее количество аварий          
             

 

Рис. 3.1. Динамика аварийных случаев с судами под наблюдением РМРС

Рис. 3.2. Частотность аварийности судов разных типов

1 — суда для генерального груза (самоходные); 2 — нефтеналивные и нефтеналивные/химовозы; 3 — рудовозы и навалочные суда; 4 — нефтерудовозы; 5 — накатные грузовые суда; 6 — контейнерные суда; 7 — рефрижераторные суда; 8 — грузопассажирские суда; 9 — пассажирские (круизные) суда; 10 — пассажирские бескоечные суда; 11 — суда обеспечения МНГК.

На основе данных ОАО «ЦНИИМФ» и РМРС по авариям за период 1998-2007 гг. построена табл. 3.8:

Таблица 3.8 - значение аварийности по типам судов
Степень аварийности Значение аварийности Типы судов
Низкая менее 0,015 пассажирские бескоечные (прогулочные), обеспечения плавучих буровых установок
Умеренная 0,015–0,020 контейнерные, рефрижераторные, грузопассажирские
Средняя 0,020–0,025 нефтеналивные, химовозы, пассажирские круизные
Высокая 0,025–0,030 для генерального груза, навалочные и нефтерудовозы
Очень высокая более 0,030 нефтеналивные смешанного (река-море) плавания и накатные грузовые
       

 

Другой источник информации по аварийности судов и МНГК – данные об их гибели. В соответствии с правилом (законом) Хейндриха об анализе и прогнозировании аварий, существует соотношение крупных аварий к средним и к мелким как 1:19:300, то есть вероятность аварий с крупным ущербом составляет 0,3%, со средним — 8,8% и с незначительным и — 90,9%. Исходя из известного количества погибших судов (табл. 3.9) или иных морских технических средств, можно оценить число аварий на море [13].

 

Таблица 3.9 – статистические данные по гибели судов мирового гражданского флота вместимостью 500 рег. т и более по периодам
Причина гибели Погибшие суда за период, ед./проценты Среднегодовое количество погибших судов, ед.
1991-1995 1996-2000 2001-2004
Непогода 197/28,6 107/23,3 167/45,1 30,3
Потеря остойчивости и непотопляемости 31/4,5 22/4,8
Посадка на грунт 48/7,0 56/12,2 70/18,9 12,4
Столкновения и навалы 76/11,0 68/14,8 55/14,8 14,2
Пожары и взрывы 141/20,4 64/13,9 65/17,5 19,3
Повреждение механизмов 30/4,3 21/4,6 12/3,2 4,5
Исчезновение без вести 6/0,9 6/1,3 2/0,5 20,7
Прочие и не уста-новленные причины 161/23,3 115/25,1
Всего 690/100,0 459/100,0 371/100,0 108,6

Примечание. После 2001 г. объединены причины гибели «непогода» и «потеря остойчивости и непотопляемости», «исчезновение без вести» и «прочие не установленные».

Ниже приведены данные для МНГК по 1936 авариям (в период с 1970 по 1980 г.) в зависимости от тяжести их последствий (гибель, ущерб значительный, незначительный и т.п., (табл. 3.10); и по 977 авариям в зависимости от режимов использования сооружений (табл. 3.11) [14].

На основе данных ОАО «ЦНИИМФ» и РМРС по авариям за период 1998-2007 гг. [12] построена табл. 3.10.

Таблица 3.10 - значение аварийности по типам судов
Степень аварийности Значение аварийности Типы судов
Низкая менее 0,015 пассажирские бескоечные (прогулочные), обеспечения плавучих буровых установок
Умеренная 0,015–0,020 контейнерные, рефрижераторные, грузопассажирские
Средняя 0,020–0,025 нефтеналивные, химовозы, пассажирские круизные
Высокая 0,025–0,030 для генерального груза, навалочные и нефтерудовозы
Очень высокая более 0,030 нефтеналивные смешанного (река-море) плавания и накатные грузовые
       

 

Другой источник информации по аварийности судов и МНГК – данные об их гибели. В соответствии с правилом (законом) Хейндриха об анализе и прогнозировании аварий, существует соотношение крупных аварий к средним и к мелким как 1:19:300, то есть вероятность аварий с крупным ущербом составляет 0,3%, со средним — 8,8% и с незначительным и — 90,9%. Исходя из известного количества погибших судов (табл. 3.9) или иных морских технических средств, можно оценить число аварий на море [12].

 

Таблица 3.11 – статистические данные по гибели судов мирового гражданского флота вместимостью 500 рег. т и более по периодам
Причина гибели Погибшие суда за период, ед./проценты Среднегодовое количество погибших судов, ед.
1991-1995 1996-2000 2001-2004
Непогода 197/28,6 107/23,3 167/45,1 30,3
Потеря остойчивости и непотопляемости 31/4,5 22/4,8
Посадка на грунт 48/7,0 56/12,2 70/18,9 12,4
Столкновения и навалы 76/11,0 68/14,8 55/14,8 14,2
Пожары и взрывы 141/20,4 64/13,9 65/17,5 19,3
Повреждение механизмов 30/4,3 21/4,6 12/3,2 4,5
Исчезновение без вести 6/0,9 6/1,3 2/0,5 20,7
Прочие и не уста-новленные причины 161/23,3 115/25,1
Всего 690/100,0 459/100,0 371/100,0 108,6

Примечание. После 2001 г. объединены причины гибели «непогода» и «потеря остойчивости и непотопляемости», «исчезновение без вести» и «прочие не установленные».

Ниже приведены данные для МНГК по 1936 авариям (в период с 1970 по 1980 г.) в зависимости от тяжести их последствий (гибель, ущерб значительный, незначительный и т.п., (табл. 3.10); и по 977 авариям в зависимости от режимов использования сооружений (табл. 3.11) [5], [13]. [15].

Таблица 3.12 - доля аварий МНГК в зависимости от тяжести их последствий с 1970 г. по 1980 г., проценты
Вид аварии Оценка ущерба от аварии всего  
гибель соору-жения значи-тель-ный незна-читель-ный без ущерба ущерб неиз-вестен  
Пожары и взрывы 1,60 8,42 5,32 3,93 0,67 19,84  
Навигационные 6,35 12,81 6,97 6,01 0,57 33,94  
Повреждения конструкций 1,03 4,08 4,75 0,31 0,05 10,95  
Падение груза, вертолета, элементов конструкции 0,31 2,12 1,91 1,19 0,10 5,63  
Аварии и отказы оборудования и механизмов 0,15 2,32 1,50 0,83 0,05 4,86  
Проблемы со скважиной 1,60 5,01 4,55 6,56 0,57 18,29  
Прочее 0,52 2,69 1,65 1,44 0.05 6,40  
Итого 11,57 39,31 26,65 20,35 2,12 100,00  
                 

 

Таблица 3.13 - доля аварий МНГК в зависимости от режимов их использования в 1970 - 1980 гг., проценты
Причины аварий Режимы использования Всего  
Буре-ние До-быча Снабжен-ческие опера-ции Транс-порти-ровка Про-стои Стро-итель-ство, ремонт Про-чие  
Пожары и взрывы 6,65 14,53 0,51 0,51 0,31 1,23 1,33 25.08  
Навигационные 7,88 7,47 1,33 1,43 1,43 2,35 4,81 26,71  
Повреждения конструкций 1,13 2,66 0,20 0,20 0,31 0,51 0,82 5,84  
Падение груза, вертолета, элементов конструкции 1,74 3,07 0,10 0,10 0,31 0,51 1,33 7,16  
Аварии и отказы оборудования и механизмов 1,33 2,46 0,20 0,20 0,31 0,41 0,41 5,32  
Проблемы со скважиной 9,93 10,24 0,10 0,10 0,31 0,31 1,43 22,42  
Прочее 1,94 3,90 - - 0,10 0,61 0,92 7,47  
Итого 30,60 44,32 2,46 2,56 3,07 5,94 11,05 100,00  
                     

 

По данным WOAD (Всемирный банк данных об авариях на буровых судах и платформах) за период 1970–2012 гг. произошло более 60 аварий, приведших к гибели морских стационарных платформ, причиной которых было открытое фонтанирование.

В таблицах 3.14 и 3.15 приведены данные по оценке вероятности выбросов, полученные на основе данных E&P Forum [11].

Таблица 3.14 – периодичность аварий по этапам бурения

Этап Периодичность, 1/год
Предварительное бурение (на каждую пробуренную скважину) 2,3×10-4
Заканчивание (на каждую заканчиваемую скважину) 7,0×10-4
Добыча (на скважину в год) 4,6×10-5
Ремонт и обслуживание (на каждую операцию) 4,0×10-4

 

Таблица 3.15 - причины аварийности на нефтегазодобывающих платформах

Воздействия Нерасчет- ные при-родные Ошибка персонала Внешние техноген-ные Неконтро-лируемый выброс нефти/газа Нарушение целостности опорных несущих конструкций
Доля раз-рушений, проценты 25 ± 2 23 ± 7 17 ± 5 14 ± 5 11 ± 5

 

Кроме того, по статистическим данным 1970 - 1980 гг. в табл. 3.16 приводятся сведения о количестве аварий плавучих буровых установок и морских добычных комплексов в зависимости от их типа.

Таблица 3.16 - количество аварий МНГК в зависимости от их типа (1970 - 1980 гг.)
Последствия аварии Количество аварий по типам сооружений (ед./доля, проценты) Всего
Мобильные Стационарные Прочие
Гибель Значительные Незначительные Без повреждений Ущерб неизвестен 69/5,4 299/23,4 177/13,8 136/10,6 11/0,9 21/1,6 138/10.8 111/8,7 147/11,5 14/1,1 19/1,5 61/4,8 41/3,2 30/2,3 5/0,4 109/8,5 498/38,9 329/25,7 313/24,4 30/2,3
Итого 692/54,1 431/33,7 156/12,2 1279/100

Статистические данные после 1980 г. не носят столь общего характера и не могут быть отнесены к основному массиву аварий МНГК (или, по крайней мере, большей) их части в мире.

 

Таблица 3.17 - распределение частотности аварий МНГК Великобритании по типам сооружений в 1980-2005 гг. [9], [11], [15]
Тип МНГК Частотность аварий (сооружение/год)
Разведочные средства, в том числе 1,8
Полупогружные 1,9
Самоподъемные 2,0
Буровые суда 1,6
Добычные комплексы, в том числе: 1,8
Свайные и гравитационные 1,6
FPSO и FPU 3,0
Полупогружные 2,5
TLP 6,0
Самоподъемные 1,5
     

 

Представляет определенный интерес аварийности береговых нефтяных и газовых сооружений и сравнение этих показателей с МНГК (таблицы 3.18 и 3.19 [16]).

Таблица 3.18 –   Причины аварий на береговых нефтегазодобычных объектах
Вид аварий Открытые фонтаны и выбросы Взрывы и пожары Падение буровых вышек, разрушение Падение талей в глубоком бурении и подземном ремонте скважин Прочие Всего
             
             
             
        -    
        -    
             
             
             
        -    
        -    
             
        -    
      -      
Итого, ед/проц. 72 32,3 66 29,6 31 13,9 15 6,7 39 17,5 223 100,0
               

 

Таблица 3.19 –   Сравнение аварийности на МНГК и береговых нефтегазодобычных объектах  
Причины аварий МНГК Береговые нефтегазодобычные объекты России, 1999-2011 гг.,
Весь мир, 1970-1980 гг. Англия, 1980-2005
Пожары и взрывы 25.1 5,7 29,6
Навигационные 26,7 9,9 -
Повреждения конструкций 5,8   13,9
Падение груза, вертолета, элементов конструкции 7,2 32,7 6,7
Аварии и отказы оборудования и механизмов 5,3 28,0 -
Проблемы со скважиной 22,4 20,8 32,3
Прочее 7,5 2,9 17,5
Итого 100,0 100,0 100,0
           

 

Анализ статистических данных аварийности по МНГК и по их отдельным видам показывает, что значение частотности аварий, как правило, составляет примерно 1,8 сооружение (единица)/год.

Приведенные выше данные говорят о достаточно напряженной ситуации по аварийным случаям, авариям, катастрофам при морской добыче нефти и разнообразии и частоте проявления промышленных угроз и опасностей, характерных как для нефтегазодобычи, так и для морского дела (судоходства, строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений).


<== предыдущая | следующая ==>
Казахское ханство при Абылай-хане. Основные направления его внутренней и внешней политики. | Качество, товарные характеристики и потребительские свойства

Date: 2016-07-18; view: 374; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию