Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Релятивная система обучения Фриды Либенштейн.





Фрида Лебенштейн выпустила Первоначальное фортепианное обучение в 1917 году.. Она долгое время вела курс методики в Берлинской высшей школе. Ученица Леонида Крейцера, окончившего в свое время Петербургскую консерваторию у А.Есиповой. Опирается на новые идеи педагогов-практиков. Школа состоит из двух тетрадей. Первая для ученика, вторая для педагога. Это метод обучения, предложенный Либенштейн был назван ‘Тоника ДО” и лег затем в основу системы З.Кодаи.

Дальнейшее распространение этих идей и методов воспитанияполучило огромное распространение в Европе. Были созданы многочисленные общества педагогов разных специальностей работающих по этой системе. Основная идея, лежащая в основе обучения, – внимание ученика не должно быть направлено на изолированный звук, а на его ладовую функциональность. Абсолютные названия звуков мешают этому и поэтому вводятся только после освоения учеником ладовых ступеней.

Для обозначения и сольмизации ладовых ступеней в Германии, Англии, Венгрии и других странах, в которых принято абсолютные названия тонов именовать буквами латинского алфавита – c,d,e,f,g,a,b,h были использованы слоги Гвидо д’ Ареццо с некоторыми изменениями, а именно do,re,mi,fa,so,la,ti, вместо си, чтоб каждый слог начинался с другой гласной. Выпускался звук L в sol, для удобства пения.

Следует подчеркнуть, что в отличие от нашей практики или практики в романских странах эти слоги не обозначают абсолютные звуки До-мажора, а указывают на ступени любого мажорного лада. Сольмизационные слоги, для сольфеджирования, записываются сокращенно одними первыми звуками – d,r,m,s,l,t. Если нужно поднять звук на октаву выше, то добавлялась цифра 1 сверху, если вниз, то снизу названия. Трудность состоит в том, что одна и та же клавиша получает множество наименований и как ладовая ступень и как абсолютный звук.

Обучение начинается с лесенки и с освоения звуков трезвучия, затем вводится септима, кварта и секунда, позже секста.

Обучение ритму идет от основного удара, ни в коем случае ни от счета. Исходный слог – ta. Для продления – taa. Для ритмического проговаривания – ta,ta,ta,a. Для ритмической записи – t,t,t,-.Для звуковой высоты –s,s,m,-. Звуковой символ восьмых tate, а в записи tt. Триолей – tateti, а в записи ttt. Для пауз – слог sa, обозначаемый в записи как 0.

Слоговые обозначения и названия ступеней лада используемые у нас в стране это Ё,ЛЕ,ВИ,НА,ЗО,РА,ТИ.

Создавая свою систему, Ф. Лебенштейн исходит из того, что слух основа фортепианного обучения и ученик не должен создавать звук определенной высоты, так как в его распоряжении готовый звук фортепиано. Добиться его раньше не всегда удавалось, прежде всего, потому, что ученик часто видел ноту, нажимал клавишу и слышал звук. Из поля зрения педагогов выпадала

20.

важная проблема – сопоставление звука с другими ступенями лада. Речь в данном случае идет о воспитания психологического единства между этими проблемами.

Практический путь работы исходит из трех общих положений. Единство изучения мелодии, ритма, гармонии, формы. Каждый звук осмыслен слухом. Последовательность изучения определяется фортепиано-технической трудностью. Первая ступень – элементарная, то есть донотный период обучения. Игра по слуху. Вторая – низшая, с использованием нотных знаков и перемещающегося ключа ДО. Третья ступень – переход к общепринятой системе записи в Школе почти не разрабатывается. Поскольку обучение нотам отпадает, значительно больше времени уделяется техническому продвижению ученика. По одной релятивной системе записи песенки играются во всех тональностях. Аккомпанемент подсказывается и сочиняется на уроках.

Автором разрабатывается определенная методическая схема для работы педагога в классе с произведением гомофонного плана и другая для работы над полифоническим произведением. Проигрывание педагогом и по слуху ученик должен проанализировать характер изложения – гомофония или полифония, ладовое наклонение, форму, ритм, построение мелодии, тип аккомпанемента. Если это гомофония, то девять заданий. Проговорить на релятивном языке, петь сольмизационным языком или на слог ЛЯ, со словами и всеми указанными способами наизусть. Играть мелодию на столе и петь. Играть на фортепиано во всех тональностях. Добавить аккомпанемент различного типа. Играть мелодию левой рукой, а правой аккомпанировать. Петь и играть. Исполнять мелодию, не глядя на клавиши. Самому вспомнить пьесу такой же формы.

Если же пьеса полифоническая, то задания иные. Их тринадцать. Проговорить ритм каждого голоса на тактовом языке. Показать ручными знаками системы Тоника ДО. Петь каждый голос на сольмизационные слоги или ЛЯ, наизусть. Петь мелодию с отстукиванием тактовых долей. Совместно с учителем петь. Совместно с учителем ручными знаками. Записать пьесу релятивными знаками в соответствии с ритмом, для такого рода пространственной записи выпускались специальные тетради. Простучать по этой записи ритм обоих голосов. По записи играть во всех тональностях. Исполнить пьесу наизусть двумя способами – один голос играть, другой петь и оба голоса играть. Играть один голос на столе, а другой петь, Играть один голос на столе, а другой мысленно петь.

Требования с малышами всегда идти по этим схемам, не всегда оправданы. Некоторые из упражнений полезны, другие слишком трудны. Вместо творческой радости, к которой стремится автор, всё это может вызвать отторжение ученика.

Мостом между релятивной системой и нормальной нотной записью служит специальный перемещающийся ключ ДО, который указывает на какой линейке или между какими линейками записан основной тон пьесы.

Многое теперь нам представляется искусственным, а репертуар слишком ограниченным. Но несправедливо проходить мимо полезного и рационального. Это, прежде всего, идея ладового воспитания слуха, беззвучной игры и т.д.

Метод Тоники ДО положил в основу своей венгерской Школы Зольтан Кодаи. Главное отличие её состоит в том, что она опирается на ладовое многообразиенародной музыки, а не на стандартные формы соотношения мажора и минора. Этому служатмногообразие ладов и полиритмов, опора на народную музыку. Прежде всего, это игра на черных клавишах, а значит освоение пентатоники. / См. венгерские школы./

 

Date: 2016-07-18; view: 699; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию