Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Препятствия на пути социального интегрирования





В качестве одной из причин нередко называется культурный фактор. Особенно это актуально в отношении мусульманских иммигрантов. Ислам и светское государство несовместимы. Государство требует, чтобы религия не выходила из сферы частной жизни и не проявлялась в публичной, характеризующейся всеобщим равенством. Однако ислам - это больше чем религия, это образ жизни, он охватывает все области жизни верующего и, следовательно, не поддается изоляции в частной сфере. Это порождает практически неразрешимое противоречие. В любой стране можно найти "умеренных" мусульман, готовых до определенной степени к компромиссу; но там всегда найдутся и радикальные группировки, которые попытаются убедить выходцев из мусульманского мира в необходимости вести замкнутую жизнь в своей общине и не поступаться верой. Однако исследования Harris Opinion Poll, проведенные в Великобритании, показывают, что в то время как для 32% мусульман предпочтительным является проживание в исключительно мусульманском окружении, среди молодежи (16-20 лет) этот показатель равен только 18%. Среди пожилого населения (51 год и старше) он составляет 51%. 49% опрошенных выбрали бы страной проживания Великобританию, а не исламское государство; жить в таковом предпочли бы 35%14.

Исследования показывают, что далеко не все, традиционно считающиеся мусульманами, действительно являются приверженцами ислама. Профессор Джитт Клаусен опросила приблизительно 300 мусульман в Швеции, Дании, Нидерландах, Великобритании, Франции и Германии. Оказалось, что подавляющее большинство из них секулярны внешне и придерживаются основных либеральных ценностей15.

По данным французских опросов начала нынешнего десятилетия, 30% молодых людей - выходцев из исламских государств или потомков таковых (20-29 лет) заявляют, что они не религиозны. Как утверждает профессор Института политических исследований Экс-ан-Прованса Бруно Этьен, в Марселе практикующими мусульманами являются не более 17% лиц "мусульманского происхождения"16.

Иммигранты первого поколения не смогли бы даже при большом желании избавиться от культурных практик страны происхождения. Но их потомки во втором и третьем поколениях, родившиеся в Великобритании, Франции или другой западноевропейской стране, проходят социализацию не только под воздействием своих родителей и родственников. Они учатся в школах, колледжах, других учебных заведениях и через систему образования приобщаются к культуре, в широком смысле слова, страны проживания. Их культурный тип можно охарактеризовать как гибридный. Страну, принявшую когда-то их родителей, они считают своей родиной, а себя - полноправными гражданами. Однако их жизненный опыт показывает, что обществом они нередко воспринимаются как граждане второго сорта.

Причина - не столько в иммигрантском происхождении (хотя и это нельзя исключать), сколько в социально-экономическом статусе. Большинство иммигрантов первого поколения въехали в Западную Европу в качестве неквалифицированной рабочей силы, зачастую занимали наименее престижные и низкооплачиваемые должности. Пока рабочие приезжали с целью заработка, статус для них не имел особого значения. Однако, приняв решение навсегда остаться в принимающей стране, они становились элементом ее общества и оказывались в самом низу социальной пирамиды. Хотя западные общества обладают достаточно высокой социальной мобильностью, она везде имеет пределы. Низкий статус родителей, небольшой доход, проживание в одном из беднейших кварталов, где обычно живут иммигранты17 - все эти изначально неблагоприятные стартовые условия сужают возможности получения хорошего образования для детей иммигрантов, а, следовательно, резко уменьшают их шансы на социальную мобильность. Они либо занимают такие же непрестижные должности, как и их родители, либо вообще оказываются безработными.

По данным опроса, проведенного в декабре 2004 года французской службой изучения общественного мнения, 33% опрошенного населения считают, что при прочих равных условиях человеку магрибского происхождения устроиться на работу "немного труднее", 54% полагают, что "гораздо труднее". Шансы выходцев из "черной" Африки оценивают аналогичным образом соответственно 42 и 42%, вообще иностранцев - 44 и 35%18.

Не случайно равный доступ к социальным благам рассматривается большинством стран - членов ЕС как первичное условие для интеграции иммигрантов. Достаточный образовательный уровень и возможность получить работу являются наиважнейшими предпосылками для обеспечения успешной интеграции. Наличие этих факторов расценивается как основа материальной безопасности: лицо, перестающее зависеть от различных форм социальной помощи, полнее участвует в жизни общества19.

До 70-х годов западноевропейские страны принимали в основном трудовых мигрантов, стремившихся найти работу немедленно по прибытии. Впоследствии прием иммигрантов пошел по линии воссоединения семей и предоставления убежища. Многие из вновь прибывших в отличие от своих предшественников пытаются не столько найти работу, сколько жить на пособие. В результате увеличивается нагрузка на социальную систему принимающих государств, и не в последнюю очередь из-за этого возникает негативное отношение к иммигрантам как к иждивенцам.

Однако при этом мало кто вспоминает, что послевоенная миграция была объективным, взаимовыгодным процессом, что без иностранной рабочей силы Европа вряд ли смогла бы осуществить экономический подъем, что благодаря иммигрантам представители "титульной" нации освобождены от наиболее грязных, низкооплачиваемых видов деятельности. Сторонники депортации иммигрантов не задумываются, кто согласится занять их рабочие места.

Движения иммигрантов за культурное признание являются реакцией на дискриминацию и социально-экономическое неравенство. Это особенно актуально в отношении молодежи, поскольку она социализируется под влиянием как культуры страны пребывания, так и культурной традиции страны предков. Таким образом, говорить о консервации определенного культурного типа не приходится: он изменяется на протяжении поколений, даже если не происходит полной ассимиляции. Принадлежность последующих поколений к культуре страны предков является во многом символической.

В любом обществе, каким бы богатым оно ни было, нельзя избежать социального расслоения, и так исторически сложилось, что в современных западных обществах именно иммигранты занимают низшие ступени социальной лестницы. Они мигрировали из стран Третьего мира, но оказались здесь в роли "исключенных". Погромы во Франции, взбудоражившие мировую общественность осенью прошлого года, как раз проходили под социально-экономическими лозунгами. О защите исламской идентичности речи там не шло. Бунтовали в основном граждане Франции, которые, несмотря на мусульманские корни, полностью прониклись материалистической культурой Запада и нацелены на такие же жизненные стандарты, что и большинство "коренных" французов.

Западные исследователи отмечают, что социальная сегрегация, дискриминация и безработица среди французской молодежи магрибского происхождения, среди молодых турок, рожденных в Германии, среди пакистанцев в Британии, среди афро-американцев приводят к возникновению новой исламской идентичности в среде недовольной молодежи20. Хотя обычно представитель второго и третьего поколения иммигрантов не является истинным верующим, поскольку в большинстве своем потомки иммигрантов секуляризировались, "в условиях кризиса и опасности у мусульманина, который является таковым лишь в силу своих этнических корней, моментально просыпается чувство принадлежности к исламской вере, культуре, цивилизации. Ислам начинает доминировать в его сознании, готовом воспринимать любые идеи и концепции в исламском обличии, в том числе и самые радикальные21.

Но дело, как представляется, не только в осознании потомками иммигрантов своей исламской идентичности.

Хотя теоретически любой иммигрант и особенно его потомки могут ассимилироваться, многие из них остаются на низших ступенях общества не только вследствие образовательных и иных причин. Большинство иммигрантов отличаются от "коренной" нации внешне, например, более смуглым цветом кожи. И значительная часть общества западноевропейских стран, где имеет место наложение культурных различий на социальные, автоматически относит людей с иным цветом кожи вне зависимости от их социального статуса к низшим общественным группам. Некоторые выходцы из среды мусульманских иммигрантов, хотя и получают хорошее образование, находят работу, формально вливаются в средний класс и действительно стремятся ассимилироваться, все равно сталкиваются с дискриминацией даже на бытовом уровне. «Происхождение написано на их смуглом лице, о чем постоянно припоминают местные обыватели - еще генерал Деникин сетовал, как консьержка в его эмигрантском доме бурчала вслед "грязные русские". Тогда возникало желание гордо и всем назло нарядиться (тут уж кому что роднее) в форму русского офицера, либо в нечто мусульманское или просто хулиганское»22. Это еще больше обостряет формирующиеся противоречия. Обращение к исламу зачастую вызвано протестом, ответом на несостоявшуюся ассимиляцию, а создающиеся исламские политические движения - попыткой решения этих проблем радикальным образом.

Иными словами, проблему интеграции иммигрантов в принимающие общества во многом упирается в возможности западных стран обеспечить высокий жизненный уровень всем без исключения слоям общества, а также в сложившиеся в самом принимающем обществе взгляды и установки.

43. Эволюция концепции внешней политики России.

Концепция внешней политики Российской Федерации - система взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России. Настоящая Концепция дополняет и развивает положения Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г.

Концепции 1993г. (больше атлантизм, демократическая солидарность), 2000г. (прагматичный подход, диверсификация), 2008г. Атлантизм (ориентация на запад) и Евразийство (равномерная ориентация на запад и восток). Эволюция международных отношений в начале XXI века и укрепление России потребовали по-новому взглянуть на общую ситуацию вокруг нее, переосмыслить приоритеты российской внешней политики с учетом возросшей роли страны в международных делах, повышения ее ответственности за происходящее в мире и открывшихся в связи с этим возможностей участвовать не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании. В международной обстановке, наряду с позитивной тенденцией - укреплением позиций Российской Федерации на международной арене, проявились и негативные тенденции, которые необходимо учитывать при проведении внешнеполитического курса России на конкретных направлениях. В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности - защитой интересов личности, общества и государства - главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам РФ как одного из влиятельных центров современного мира и необходимых для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире;

воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной и координирующей роли ООН как основной организации,

регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью;

формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира;

поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры; всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой; поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.

 

46. Структурные изменения в мировом политическом процессе в 80-90-х гг. XX в. И демонтаж Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений.

Многие аналитики связывают кризис Ялтинско-Потдамской системы МО с советско-американским саммитом на острове Мальта в декабре 1989 г., когда, советское руководство подтвердило отсутствие у него намерений мешать странам ОВД самостоятельно решать вопрос о следовании или неследовании по пути социализма, другие с мадридской сессией НАТО в июле 1997 г. когда первые три страны, добивавшиеся принятия в альянс (Польша, Чехия и Венгрия), получили от стран НАТО приглашение к ним присоединиться.

Однако считать итоговым рубежом Ялтинско-Потсдамского порядка 1989 год — не точно, потому что в то время СССР еще оставался мощным международным субъектом и вел переговоры с США лишь о частичной ревизии послевоенного биполярного устройства. Сам порядок продолжал существовать, речь о его сломе не шла, а биполярность устраивала Москву и Вашингтон. Ялтинско-Потсдамский порядок перестал существовать лишь после распада Советского Союза в 1991 г., когда исчезла держава, бывшая наряду с США одним из двух главных гарантов этого порядка.

Первое десятилетие XXI века можно охарактеризовать как завершающую фазу переходного периода в эволюции международной системы. Речь идет о переходе от биполярности к постбиполярности. Его исходная точка – середина 1980-х годов, когда провозглашенная советским руководством перестройка внутри страны была дополнена «новым мышлением» в ее взаимоотношениях с внешним миром. Именно отсюда началось преодоление биполярной конфронтации как способа организации международных отношений, который на протяжении четырех десятилетий доминировал по линии Восток–Запад.

Сильнейший удар по биполярной системе был нанесен распадом «социалистического содружества», который произошел в феноменально краткие сроки. Его кульминацией стали «бархатные революции» 1989 г. в странах, бывших союзниками-сателлитами СССР. Самоликвидация последнего два года спустя подвела под биполярностью окончательную черту, поскольку означала исчезновение одного из двух ее субъектов.

Переходные процессы продолжились в 1990-х и 2000-х годах. Потребовалось время на демонтаж Ялтинско-Потсдамской системы. Последний не сводился к прекращению деятельности ОВД или СЭВ. В обширном сегменте международно-политического пространства, который составляли страны бывшего социалистического лагеря, стала создаваться новая инфраструктура взаимоотношений как между странами региона, так и с внешним миром.

На протяжении 1990-х и затем 2000-х годов постепенно формировались реалии, которые становились системообразующими. Выяснилось, что страны региона не хотели обрести нейтральный статус или превратиться в «мост» между Россией и Западом. Они стремились стать частью последнего, желая вступить в Западноевропейский союз (ЗЕС), НАТО, ЕС даже вопреки противодействию со стороны России.

На глобальном уровне важнейшей характеристикой переходного периода стал всплеск американской политики односторонних действий – «унилатерализма» – и выявление ее несостоятельности. Если первое было характерно для начала 2000-х годов, то их вторая половина прошла под знаком попыток республиканской администрации США преодолеть эксцессы своего собственного наступательного энтузиазма. В конце десятилетия возник вопрос о смене парадигмы внешнеполитического курса Вашингтона.

Сущностные характеристики периода, наступившего после биполярности, пока размыты и концептуально хаотичны. Чаще всего ее отождествляют с многополярностью – организацией международно-политической системы на началах полицентризма. Высказывается предположение о том, что на место «старой» биполярности придет новая, в которой роль «полюсов» сыграют, соответственно, США и Китай, или «страны золотого миллиарда» и «обездоленная часть человечества». В некоторых работах предлагается считать постбиполярность феноменом 1990-х годов, который подвел черту под распадом Ялтинско-Потсдамской международной системы. По этой логике, в 2000-х годах мир вступил в фазу нового, условно пост-постбиполярного развития.
На глобальном соотношении экономических и политических сил больше сказывается укрепление позиций Китая и Индии. Эта тенденция с большой вероятностью экстраполируется в будущее. Весом потенциал таких центров, как Европейский Союз и Япония. Интенсивно развивается ряд стран Азии и Латинской Америки. Заметнее присутствие на международно-политической арене исламского мира – хотя его коллективная дееспособность вызывает сомнения и в данном случае вряд ли можно говорить о «полюсе» или «центре силы». Немалыми возможностями, реальными и потенциальными, располагает Россия.

Констатируя полицентричность современной международной системы, необходимо иметь в виду важное обстоятельство: США, безусловно, занимают особое положение в этой системе и обладают огромными возможностями влияния на международную жизнь.

Роль этой державы в мировых экономике, финансах, торговле, науке, информатике уникальна и будет оставаться таковой в обозримой перспективе. По размерам и качеству военного потенциала эта страна не имеет равных в мире, если абстрагироваться от российского ресурса в области стратегических ядерных сил.

Фактором, усложняющим современный международно-политический ландшафт, становится появление новых государств, сопряженное с противоречивым процессом их внешнеполитической идентификации, поиском своего места в системе международных отношений.
Все страны, которые обрели самостоятельность в результате разрушения «железного занавеса», сделали выбор в пользу изменения внешнеполитического курса. В стратегическом плане это имело стабилизирующий эффект, но в краткосрочной перспективе послужило импульсом для разбалансировки международной системы – по крайней мере в части взаимоотношений соответствующих стран с Россией.

Одна из важнейших характеристик современного мирового развития – интенсивные процессы глобализации. В явлении глобализации есть глубокие противоречия. Высказываются опасения по поводу того, что глобализация делает сильных еще сильнее, обрекая слабых на полную и необратимую зависимость. Тем не менее противодействие глобализации не имеет смысла, поскольку сам процесс имеет глубокие объективные предпосылки. Глобализация делает мир более единым, увеличивая его способность эффективно реагировать на проблемы общего характера, которые в XXI веке продолжают становиться более важными для международно-политического развития.
Один из компонентов внутренней напряженности в международно-политической системе – коллизия между глобализацией и национальной самобытностью отдельных государств. Все они, равно как и международная система в целом, сталкиваются с постоянной необходимостью найти органическое сочетание этих двух начал, совместить их в интересах поддержания устойчивого развития и международной стабильности.

На глобальных характеристиках международной системы сказываются изменения в существе вызовов международной безопасности и стабильности, равно как и в их иерархии. Угроза мировой ядерной войны утратила абсолютный приоритет, хотя наличие крупных арсеналов оружия массового уничтожения (ОМУ) полностью не устранило возможность глобальной катастрофы. Наряду с этим более грозной становится опасность распространения ядерного оружия, других видов ОМУ, терроризм, загрязнение окр.среды и т.д.

 

49. ООН, ее устав, цели, задачи и место в современной системе международных отношений.

ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.
Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций. Устав ООН явился первым в истории международных отношений договором, который закрепил обязанность государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека.

Цели и принципы ООН

Устав ООН излагает ее цели, одобренные странами-членами при подписании:

- Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводит мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание и разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

- Развивать дружественные отношения м/у нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

- Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам ля всех, без различия расы, пола, языка и религии, и

- Быть центром для согласования действий наций и достижении этих общих целей.

Для достижения этих целей ООН и ее Члены действуют в соответствии со следующими принципами:

1. Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов;

2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации;

3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;

4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций;

5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

7. Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке Устава.

К настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН, которая включает в себя главные органы:

Генеральную Ассамблею ООН,

Совет безопасности ООН,

Экономический и Социальный Совет ООН,

Совет по Опеке ООН,

Международный Суд ООН, Секретариат ООН.

В систему также включаются и специализированные учреждения:

Международный валютный фонд,

Международный банк реконструкции и развития,

Международная финансовая корпорация,

Международная ассоциация развития,

Международная морская организация,

Международная организация гражданской авиации,

Международная организация труда,

Международный союз электросвязи,

Всемирный почтовый союз,

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры,

Всемирная организация здравоохранения,

Всемирная организация интеллектуальной собственности,

Организация Объединенных Наций по промышленному развитию,

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций,

Всемирная метеорологическая организация,

Международный фонд сельскохозяйственного развития,

Международное агентство по атомной энергии

Направления деятельности ООН определяются в большей мере профилем тех или иных органов и учреждений системы.

Генеральная ассамблея ООН - обладает широкими полномочиями. В соответствии с Уставом она может обсуждать любые вопросы или дела, в том числе относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в отношении этих принципов рекомендации.

Совет Безопасности ООН - главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) также является одним из главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН координирует экономическую и социальную деятельность ООН, специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН.

Совет по Опеке ООН действует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые властью, управляющей соответствующей территорией, принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые действия в соответствии с условиями соглашений об опеке.

Международный Суд ООН - это главный судебный орган ООН. Этим в основном и определяется сфера деятельности Международного Суда. Этот орган имеет множество специфических особенностей т.к. в отличии от других международных судов, сторонами рассматриваемых Судом делах могут быть только государства.

Секретариат ООН - это орган ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат ООН выполняет административно-технические функции ООН, в частности, готовит некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и другие документы и т.д.

ООН стала универсальной организацией, которая по сей день не имеет аналогов в мире. Она занимается политич., экономич., военными, соц., культурн. и многими другими вопросами. ООН носит всемирный характер – все страны имеют право голоса. ООН является центром решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Изо дня в день ООН и другие организации ее системы ведут работу по содействию соблюдению прав человека, охране окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов нищеты. ООН является инициатором международных кампаний по борьбе с оборотом наркотиков и терроризмом. Действуя во всех регионах мира, ООН и ее учреждения оказывают помощь беженцам, осуществляют программы разминирования, помогают увеличить объем производства продовольствия и играют ведущую роль в борьбе со СПИДом. Сейчас в ООН 192 государства.

Более чем за 60 лет своего существования ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. В ООН участвуют принадлежащие к различным социально-экономическим системам и регионам планеты государства, которые связывают с ее деятельностью решение волнующих их проблем. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения ООН. Сегодня ООН является центральным игроком в поиске решений многих международных конфликтов. Организация участвует и в «Квартете» по ближневосточному урегулированию, и в «шестерке» по северокорейской проблеме, в рамках ООН вырабатываются универсальные решения по международным проблемам.

Динамика развития международных отношений, появление новых угроз в конце 20 века подтверждает, что единственной жизнеспособной стратегией мира и всеобщего благополучия народов является система коллективной безопасности, и центральное место в ней занимает ООН.

 

52. Основные источники разногласий в отношениях России и США.

К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся:

• помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы,

• энергобезопасность,

• ситуация в Грузии, Украине и Палестине,

• развёртываемая Соединёнными Штатами в Европе система противоракетной обороны.

• Под предлогом развития демократии США финансируют некоторые российские неправительственные организации и политические партии.

США не устраивает «использование Россией своих минеральных ресурсов в качестве внешнеполитического оружия давления, нарушение в России прав человека и деструктивные действия России на международной арене». Отказ России от прекращения сотрудничества с Ираном,Сирией, КНДР, Белоруссией и другими государствами, «вызывающими тревогу» у США, приводит к постоянным российско-американским конфликтам в Совете Безопасности ООН.

В начале 2007 года между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение.

14 июля 2007 года президент России Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружениях в Европе и связанных с ним международных договоров». Наблюдатели полагают, что это решение стало первым шагом российского руководства в сторону коренного изменения военно-политической обстановки на европейском континенте, складывающейся с начала 1990-х годов не в пользу России.

В сопровождающей документ справке указывается, что данное решение было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, отнесены:

1. Превышение восточноевропейскими государствами — участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса;

2. Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ;

3. Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран;

4. Планируемое размещение военных баз США на территориях Болгарии и Румынии.

В августе 2008 года новый виток противостоянию России и США дало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Российские войска очистили территорию почти полностью захваченной непризнанной республики от грузинской армии и в течение нескольких дней продолжали бомбардировки военных объектов на всей территорииГрузии, после чего Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами.[18] Под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия-НАТО.

Вряд ли можно назвать американскую политику по отношению к России ответственной и осторожной, она безответственно агрессивна

В 2013 году как темы разногласий между РФ и США выделяются ситуация в Сирии и КНДР, противоракетная оборона, положение некоммерческих организаций в России, «Закон Магнитского» и «Закон Димы Яковлева»,ситуация на Украине. В ночь с 13 на 14 мая ФСБ при вербовке одного из сотрудников спецслужб России был задержан Райан Фогл сотрудник Центрального разведывательного управления, который работал в должности третьего секретаря политического отдела посольства США в России[25]. Предоставление Россией убежища Эдварду Сноудену в некоторых американских кругах было воспринято как открытая враждебная акция[. В специальном заявлении Белого дома об отмене визита Барака Обамы в сентябре 2013 года в Москву на встречу с Путиным отмечалось «отсутствие за последние 12 месяцев прогресса по таким вопросам, как противоракетная оборона и контроль над вооружениями, торгово-экономические отношения, проблемы глобальной безопасности, права человека и гражданское общество».

В первых числах марта 2014 года, с резким обострением отношений между двумя странами в связи с так называемым Крымским кризисом, госсекретарь Керри отметил в телеинтервью, что «перезагрузка» осталась в прошлом: «Мы вошли в другую фазу отношений с Россией».

55. Региональные организации в Африке и их деятельность.

Организации африканского единства (ОАЕ) - крупнейшее политическое объединение государств Африканского континента было создано в 1963 г. на основе принципов африканской солидарности и единства и с первых дней своей работы сконцентрировалась на борьбе за полное освобождение государств Африки от колониальной зависимости. Еще одним приоритетным направлением стала борьба за ликвидацию режима апартеида в Южной Африке и всех форм расовой дискриминации. При этом организация продемонстрировала удивительную твердость и решимость, сумев мобилизовать усилия всех государств континента и привлечь внимание мировой общественности к данным проблемам, что в конечном итоге обеспечило успех ее замыслов. Сочетание методов вооруженной борьбы и дипломатических акций привело к полному краху колониализма и апартеида на континенте в начале 1990-х гг. В настоящее время АС (преобразованная ОАЕ) играет видную роль в международных отношениях на Африканском континенте.

Если говорить об экономическом сотрудничестве африканских государств, то на протяжении многих лет оно строилось на принципах субрегиональной интеграции.

Появлению Организации Африканского Единства способствовали следующие причины: невозможность освободиться от колониального грета в одиночку; необходимость достижения равноправия в международных экономических отношениях; культурная, историческая и территориальная общность стран континента. Кроме того, к созданию подобной организации лидеров африканских государств подтолкнула общая обстановка, сложившаяся в мире. Исторический момент освобождения Африки совпал с периодом бурного развития интеграционных тенденций в рамках европейского капиталистического хозяйства (создание ЕЭС, ЕАСТ) и с периодом институционального оформления социалистического блока. Поэтому вполне естественно, что Африка тоже среагировала на это созданием своей общеконтинентальной организации.

Образование нового Африканского Союза

Объективными причинами создания АС, заменившего ОАЕ, стали кардинальные изменения в расстановке политических сил в мире за время ее существования (1963–2001) и достижение на рубеже нового тысячелетия части задач, поставленных перед ОАЕ в качестве первоочередных. Проблемы современного экономического развития государств Африки требуют поиска новых подходов и механизмов.

Решение о создании Африканского союза было принято на чрезвычайной встрече на высшем уровне ОАЕ в сентябре 1999 в г. Сирте (Ливия). Оно отражало стремление африканских лидеров к более высокому уровню единства, чем это было в рамках ОАЕ. Главы государств континента одобрили Учредительный акт Африканского союза на саммите ОАЕ в июле 2000 в г. Ломе (Того), тогда же было официально объявлено о создании АС. Первый саммит Африканского Союза состоялся 9-10 июля 2002 в г. Дурбане (ЮАР). Председателем АС был избран президент Южно-Африканской Республики Табо Мбеки. Оперативной экономической программой вновь созданной всеафриканской организации была названа программа НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки» - New Partnership for Africa's Development) – новая масштабная программа стратегии развития Африки, в которой определяется ее место в современном мире, содержится конкретный комплекс мер в сфере экономики государств континента, а также выражается надежда на партнерство глобального уровня в процессе ее реализации. В 2003 членами АС были все государства континента, кроме Королевства Марокко, которое прекратило свое участие в работе ОАЕ после принятия в ее члены Сахарской Арабской Демократической Республики. Штаб-квартира АС расположена в г. Аддис-Абебе (Эфиопия).

Основное отличие АС от ОАЕ состоит в том, что основным приоритетом деятельности новой организации провозглашается экономическая интеграция. ОАЕ же в качестве главной задачи для принятия коллективных мер по защите национальной независимости и территориальной целостности молодых африканских государств рассматривала политическую интеграцию. В мировой истории немало примеров интеграции, основанной на сближении экономических интересов, и такой путь представляется наиболее эффективным для решения многочисленных проблем африканской действительности. Принятое Союзом решение оказывать содействие развитию интеграционных процессов, опираясь на уже действующие политико-административные объединения юга и севера континента, Западной и Восточной Африки, свидетельствует о понимании главами государств проблем, с которыми придется столкнуться на длинном и нелегком пути и готовности к их преодолению.

Возрождение идеи африканского единства, которое реализовалась в форме создания Африканского союза, шло практически параллельно с разработкой концепции «Африканского ренессанса», провозглашенной президентом ЮАР Табо Мбеки. Задачами возрождения, помимо создания демократических политических систем, успешной борьбы против пандемии СПИДа; восстановления культур Африки, поощрение художественного творчества и доступ к передовой науке и технологии были объявлены также достижение устойчивого экономического развития.

Восточноафриканское сообщество (ВАС) — Межправительственная организация, включающая в себя пять восточноафриканских стран (Бурунди, Кения, Руанда, Танзания и Уганда). ВАС было основано в 1967 году, прекратило существование в 1977 году и было официально возрождено 7 июля 2000 года. В 2008 году после переговоров с Сообществом развития Юга Африки (САДК) и Экономическим сообществом стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), ВАС согласился расширить зону свободной торговли и включить государства-члены всех трех сообществ. ВАС является одним из столпов Африканского экономического сообщества. ВАС является потенциальным предшественником для создания Восточноафриканской Федерации. В 2010 году ВАС запустила свой собственный общий рынок товаров, труда и капитала в регионе, с целью единой валюты к 2014 году и полной политической федерации к 2015 году.

Сообщество развития Юга Африки ( САДК ) — торгово-экономический союз стран Юга Африки, создан в 1992 году на базе Конференции по координации развития Юга Африки, образованной 11 странами субрегиона в 1980 году. Главная цель САДК — либерализация торговых связей стран-членов. В настоящее время в САДК осуществлено значительное снижение таможенных пошлин и достигнут существенный прогресс в устранении нетарифных ограничений во взаимных торговых связях. Сообщество существенно продвинулось на пути создания зоны свободной торговли.

Члены: ЮАР, Ботсвана, Лесото, Свазиленд, Намибия, Зимбабве, Ангола, Мозамбик, Малави, Мадагаскар, Танзания, Замбия, Маврикий, Сейшельские острова — вышли из состава Сообщества в 2004 г., Демократическая республика Конго.

Лидерами государств, входящих в SADC было подписано соглашение о создании в Южной Африке зоны свободной торговли с целью повышения конкурентоспособности африканских товаров на мировом рынке. Соглашение предусматривает постепенное снятие таможенных барьеров в южной части африканского континента. Сроки создания зоны свободной торговли 2008 г., таможенного союза 2010 г. В 2015 г. должен быть создан общий рынок стран Союза.

Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС) — региональный союз стран Западной Африки. Блок имеет собственные коллективные вооруженные силы ECOMOG.

В состав ЭКОВАС входят 15 государств: Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кот-д’Ивуар, Кабо-Верде, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того.

ЭКОВАС было основано 28 мая 1975, когда 16 стран Западной Африки подписали Лагосское соглашение. Целью создания Сообщества является продвижение экономической интеграции стран региона. Фактически находятся на стадии формирования зоны свободной торговли.

Цели:

• борьба с бедностью;

• обеспечения мира и безопасности в «горячих точках» (Либерия, Гвинея-Бисау), борьба с преступностью и незаконным распространением легкого стрелкового оружия, разоружение, борьба с контрабандой.

 

Экономическое сообщество стран Центральной А́фрики (ЭКОЦАС) — торгово-экономический союз стран Центральной Африки.

Экономическое сообщество стран Центральной Африки было образовано в 1994 году на базе Таможенного и экономического союза Центральной Африки. Основная цель создания Сообщества — содействие региональной интеграции путем гармонизации экономической и валютной политики. Страны — члены союза: Ангола, Бурунди, Камерун, ЦАР, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Чад. Часть стран союза используют общую валюту.

Южноафриканский таможенный союз — торгово-экономический союз стран Южной Африки. Это один из старейших таможенных союзов в мире. Он был основан в 1910 г. по Соглашению о таможенном союзе между Южно-Африканским Союзом, Бечуаналендом, Басутолендом и Свазилендом. С установлением независимости этих территорий Соглашение было переутверждено 11 декабря 1969. Союз, заключённый между ЮАР, Ботсваной, Лесото и Свазилендом был назван Южноафриканским таможенным союзом. Соглашение официально вступило в силу 1 марта 1970. После установления независимости в Намибии в 1990, она стала 5-м членом Союза.

Союз государств реки Мано — межправительственное экономическое объединение Западной Африки созданное Либерией и Сьерра-Леоне в октябре 1973 года, в октябре 1980 года в состав объединения вошла Гвинея. Союз объединяет страны, разделяемые рекой Мано, берущей исток в Гвинее и протекающей по границе Либерии и Сьерра-Леоне. Историческими предпосылками создания объединения является этническая близость некоторых народов, проживающих по обе стороны границы Либерии и Сьерра-Леоне, таких как народов группы Кру и Менде, а также близость на основе общего для Либерии и Сьерра-Леоне государственного английского языка. Целями этого объединения являются создание таможенного союза и расширение торговых отношений посредством ликвидации всех имеющихся препятствий, создание благоприятных условий для расширения совместных производственных мощностей, сотрудничество в сфере создания новых производств и обеспечение справедливого распределения завоеваний экономического сотрудничества.

Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) — интеграционное объединение в форме зоны преференциальной торговли, предусматривающее поэтапное создание вначале зоны свободной торговли, а затем таможенного союза и общего рынка, учреждённое в 1993 году.

Членами КОМЕСА являются 19 государств: Бурунди, Демократическая Республика Конго, Джибути, Замбия,Зимбабве, Египет, Кения, КоморскиеОстрова, Ливия, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Руанда, Свазиленд, Сейшельские Острова, Судан, Уганда, Эритрея, Эфиопия.

Западноафриканский экономический и валютный союз (ЗАЭВС) — торгово-экономический союз стран Западной Африки.

Создан в 1994 году на базе Западноафриканского валютного союза. Основная цель Союза — координация экономической политики стран-участниц, создание в рамках союза условий для свободного перемещения товаров, капитала и трудовых ресурсов между странами-участницами, осуществление единой таможенной политики в отношении третьих стран, гармонизация законодательных норм. В рамках Союза используется общая валюта.

Участники: Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Сенегал, Того.

58. Механизмы принятия внешнеполитических решений в России.

I. Институт президента

Президент РФ занимает особое положение в системе федеральных органов. Президент стоит над всеми 3я ветвями власти.

àПрезидент – высший орган принятия внешнеполитических решений (86 статья Конституции)

Полномочия:

- Международная сфера

• поддерживает контакты с главами других гос-в и правительств;

• участвует в дипломатических форумах, переговорах;

• подписывает важные внешнеполитические решения, либо делегирует это право;

• подписывает ратификационные грамоты;

• принимает верительные/отзывные грамоты;

• ведёт телефонный обмен мнениями с ведущими деятелями других гос-в;

• осуществляет повседневное оперативное руководство;

• назначает или отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных гос-вах и организациях;

• предоставляет ранги выше чем посланник (только президент);

• присваивает генеральские чины (только президент).

- Оборонная сфера

• определяет основные направления оборонной политики;

• осуществляет руководство обороной;

• определяет место вооруженных сил в системе защиты территориальной целостности и суверенитета РФ;

• ведет переговоры, подписывает соглашения о совместном оборонном и военном сотрудничестве;

• объявляет военное положение в стране;

• утверждает планы дислокации вооруженных сил;

• утверждает военные доктрины РФ;

• является председателем Совета Безопасности РФ;

• решает вопросы гражданства (предоставляет гражданство, восстанавливает гражданство, разрешает иметь еще одно гражданство, предоставляет почетное гражданство, предоставляет политическое убежище).

II. Администрация президента

- орган, призванный помочь президенту, не является хозяйствующим субъектом. Повседневный руководитель – Глава администрации - Сергей Иванов (назначается президентом), общий руководитель – Президент. Появился в РСФСР.

Основные функции:

• организационное обеспечение деятельности президента;

• подготовка предложений, прогнзно-аналитические рекомендации;

• выработка предложений по законопроектам;

• обеспечение государственной кадровой политики;

• обеспечение президентского контроля за исполнительной властью;

• организация протокольных мероприятий, проводимых президентом;

• обеспечение работы Совета Безопасности.

Состав:

• Пресс-секретарь Президента;

• Руководитель протокола Президента;

• Помощники и советники Президента;

• Представители Президента в органах власти;

• Представители Президента в федеральных округах.

12 управлений + референтура + канцелярия Президента = 2 тыс. чел.

Управление Администрации президента по внешней политики. Основные задачи:

• содействие Президенту в определении основных направлений внешней политики;

• участие в разработке общей стратегии внешней политики (ВП);

• обеспечение реализации Президентом его полномочий по руководству ВП;

• обеспечение содержательной части ВП мероприятий с участием Президента;

• обеспечение взаимодействия Президента с гос органами иностранных гос-в и международных организаций;

• подготовка предложений Президенту по вопросам сециального международного сотрудничества (например, военно-технического).

Функции:

• проработка материалов по вопросам ВП государства и международных отношений;

участие в подготовке и согласовании проектов указов и распоряжений Президента;

• участие в подготовке проектов международно-правовых актов и решений по вопросам заключения или прекращения международных договоров;

• взаимодействие с МИД и другими федеральными органами по вопросам планирования и подготовки содержательной части визита Президента за рубеж;

• участие в подготовке предложений Президенту по кадровым вопросам;

• предоставление предложений по подписанию Президентом верительных/отпускных грамот;

• подготовка материалов для СМИ о ВП деятельности Президента.

III. Совет Безопасности (СБ)

- консультативно-совещательный орган, образован в 1992 г. указом президента (по образу Американского Совета Национальной Безопасности).

СБ формирует Президент, Президент – председатель СБ. Текущую работы выполняет Секретарь СБ(назначается Президентом).

Состав: постоянные (1) и непостоянные (2) члены.

(1) Президент, Секретарь, Министр иностранных дел, мин обороны, директор ФСБ, начальник Генштаба, Директор СВР, Глава Аппарата Президента.

(2) Мин юстиции, Генпрокурор, Мин по ЧП, Полномочные представители Президента в федеральных округах, Президент РАН).

Решения принимаются на заседаниях постоянных членов большинством голосов и одобряются Президентом. Непостоянные члены – совещательный орган.

Задачи:

• разрабатывает все концептуальные документы по ВП;

• обеспечивает условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по охране суверенитета, гос целостности и независимости;

• определяет жизненно-важные интересы личности, общества и гос-ва;

• выявляет внутренние и внешние угрозы;

• разрабатывает основные направления стратеги и развития гос-ва, обеспечения нац.безопасности и конкурентоспособности;

• готовит решения по нейтрализации внутренних и внешних угроз;

• готовит оперативные решения по предотвращению ЧП;

• готовит предложения Президенту о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;

• готовит предложения Президенту по координационной деятельности федеральных и региональных органов власти в области обеспечения нац.безопасности;

• готовит предложения по реформации или созданию новых органов обеспечения нац.безопасности.

IV. МИД

Создан в начале 1990г. – МИД РСФСР. Ф-ции были узкие, сводились к выдаче паспортов. В декабре 1991 г. ситуация изменилась. 8 декабря в связи с договором СНГ ф-ции МИД = полномочия МИД РСФСР + МИД СССР. К середине 1990гг. сформировалась правовая база. Общие док-ты, определяющие работу МИДа – конституция, стратегия и концепция нац.безопасности. МИД – министерство гражданского характера, напрямую подчиняется Президенту.

Задачи МИДа:

• выработка общей стратегии ВП и предложений для Президента;

• реализация ВП курса;

• координация международных связей субъектов РФ;

• защита суверенитета, территориальной целостности, безопасности экономич и прочих интересов РФ на международной арене;

• защита прав и интересов граждан и юридических лиц за рубежом;

• обеспечение дипломатич и консульских отношений РФ с иностранными гос-вами и международными организациями;

• координация деятельности и контроль над работой других органов исполнительной власти с целью проведения единой линии ВП.

Функции:

• разработка и предоставление Президенту т правительству предложений по вопросам отношений РФ с иностранными гос-вами и международными организац;

• подготовка проектов международных договоров и предложений о заключении, выполнении, приостановлении и прекращении международных обязательств;

• ведение переговоров с иностранными гос-вами и межд.организац;

• участие в подготовке предложений по приведении законодательства РФ в согласие с международными обязательствами;

• реализация дипломатич средствами усилий по обеспечению мира во всем мире, глобальной и региональной безопасности;

• обеспечение деятельности РФ в ООН, СНГ т.д.;

• организация на территории РФ и за границей консульской работы, содействие развитию связей с соотечественниками за рубежом;

• оказание содействия дипломатическим и консульским учреждениям иностранных гос-в на территории РФ.

Структура: МИД состоит из 39 департаментов: функциональные и территориальные. Загранаппарат МИД – 240 учреждений: посольства, постоянные представительства при международных организац, представительство в Палестине, 80 генконсульств и обычных консульств.

Коллегия МИД: Министр, его замы и директора департаментов, ректор МГИМО, руководитель Россотрудничества. Ф-ции: рассмотрение важных вопросов деятельности МИДа.

V. Парламент РФ

Согласно конституции парламентские функции исполняет Федеральное Собрание:

- Совет Федерации;

- Государственная Дума.

Международные ф-ции:

• утверждение гос бюджета (ГосДумаàСовет ФедерацииàПрезидент)

• ратификация международных соглашений;

• СовФед наделен ф-цией рассмотрения вопросов о использовании вооруженных сил РФ за пределами территории;

• СовФед: поиск путей урегулирования конфликтов (миротворческая деятельность);

• поддержание и развитие международных парламентских связей - организация и проведение международных форумов, семинаров, круглых столов с участием иностранных парламентов.

В ФедСобрании есть проф комитеты, отвечающие за:

- международные дела,

- дела СНГ,

- дела безопасности и обороны;

Ф-ции этих комитетов: осуществление оперативной работы в области МО.

Конституц полномочия Фед Собрания велики, но роль в межд сфере второстепенна.

Эффективность ВП механизма в РФ не очень. Насколько у нас все плохо можно понять по следующим отличительным чертам принятия внешнеполитич решений (ПВПР), которых у нас их нет:

1. коллегиальный характер выработки и принятия ВПР;

2. опора на глубокую аналитику и экспертизу;

3. механизм ПВПР имеет в основе стратегическое планирование;

4. прозрачность механизма ПВПР;

5. строгая исполнительность, дисциплина в выполнении ВП решений.

 

  (****** Современное устройство российского механизма принятия внешнеполитических решений несет на себе отпечаток трех основных факторов: институционального опыта СССР, уменьшение роли институтов и параллельное замещение их персональными сетями отношений, повышение значимости персональной роли руководства страны в процессе принятия решений.
    В России и СССР принятие решений всегда было «царским делом», то есть крайне закрытым и замкнутым на персоне руководителя. В отдельные периоды, правда, происходила известная децентрализация процесса: в брежневский период ПВР носил коллегиальный характер. В период Б.Н. Ельцина, несмотря на его очевидное стремление принимать решения лично, реально на решения оказывали влияние многие институты и персоны, не входившие в ближний круг президента (достаточно вспомнить ситуацию вокруг Косово в 1999 году).

Система управления внешней политикой В.В. Путина в целом сложилась к 2004 г. – к моменту ухода из состава руководства страны представителей прежней правящей элиты.
    Подготовка, принятие и реализация внешнеполитических решений в целом соответствует общепринятому в России процессу принятия важнейших решений, выстроенного с 2000 г. с учетом особенностей и стиля руководства нового президента и его команды. Наиболее яркой характеристикой механизма выработки и реализации важнейших государственных решений является ее преимущественная опора на систему личных связей. Как следствие, российский внешнеполитический процесс также строится под влиянием слабо институционализированных личных и корпоративных интересов, а также не вполне четко концептуализированных представлений о России как великой державе.
    Еще одна особенность принятия решений высшим политическим руководством – необходимость поддержания (аппаратного) равновесия между несколькими ведущими игроками, попытки главы государства найти согласованное, не конфликтогенное, решение. Кроме того, существенное, порой критическое, влияние оказывает ближайшее окружение главы государства, способное, в силу недоинституционализации ППР, склонить его к быстрым решениям.
    В области внешней политики есть еще одна специфическая черта – это личные отношения политического руководства России с лидерами других стран, прежде всего западных. Если при Б.Н. Ельцине этот фактор оказывал регулярное критическое воздействие на российскую внешнюю политику, то при В.В. Путине на текущем уровне он сохранился только в отношении отдельных лидеров. Тем не менее, зачастую личный фактор зарубежных лидеров продолжает играть определенную роль, правда скорее, эпизодическую.
    Кажется, что аппаратное равновесие поддерживается за счет сознательно допускаемого дублирования функций. Наиболее показателен пример аппаратного противостояния Минэкономразвития, Центрального банка и Министерства финансов по вопросам макроэкономического развития. Политическое руководство предпочитает сталкивать альтернативные концепции, создавая ситуацию межфракционной борьбы. Среди позитивных сторон дублирования следует выделить гарантию альтернативности каналов получения информации, что важно для высшего руководства, желающего минимизировать риски попадания в изоляцию от реальных процессов. Кроме того, в восприятии российского политического руководства дублирующие вертикали чиновников составляют расширенный пул кадровых ресурсов, который можно регулярно использовать в интересах управления.

Анализ структуры стандартных функций и отдельных поручений, ассоциируемых с отдельными персоналиями и институтами в рамках внешнеполитического процесса позволяет выделить несколько его уровней:
    – высший дивизион (стратегический уровень): принятие решений, наибольшее влияние на принятие решений;
    – средний дивизион (оперативный уровень): влияние на принятие решений по отдельным направлениям, подготовка и согласование решений,
    – исполнительный дивизион (тактический уровень): реализация решений;
    – обслуживающий дивизион (вспомогательный уровень): научно-экспертно-пропагандистское сопровождение внешней политики.
    Кроме того, следует выделить несколько принципиально важных для современного российского руководства институциональных кластеров управления внешней политикой:
    – государственно-бюрократический (политико-дипломатические, военные, специальные и экономические органы государственной власти и связанные с ними системы обеспечения);
    – корпоративный (государственные и крупнейшие частные российские корпорации);
    – неформальный (имеющие и не имеющие формально-юридически закрепленного статуса двусторонние комиссии, международные и мировые клубы и форумы с участием ведущих ЛПР и экспертов).
    В рамках настоящей статьи сделана попытка ограничить анализ выделением высшего (стратегического) уровня внешнеполитического процесса и отграничить его от остальных).

61. Интеграционные процессы в Латинской Америке и их особенности.

Необходимость отхода от однобокой аграрно-сырьевой специализации, диверсификации хозяйства и развития промышленности в Латинской Америке стала особенно ясна в результате глубокого кризиса в начале 50-х годов. Для улучшения платежного баланса большинство стран значительно повысили таможенные барьеры, особенно на ввоз потребительских товаров, и провозгласили политику импортозамещающего производства. Важным импульсом в развитии интеграции стало создание в 1948 году Экономической комиссии ООН для Латинской Америки (ЭКЛА). В работах, посвященных интеграции, эксперты ЭКЛА разрабатывали схемы латиноамериканского сотрудничества, которое должно укрепить хозяйственную самостоятельность региона.

Три периода в развитии интеграционных процессов в Латинской Америке.

Первый период - замкнутый, «чисто латиноамериканский», включает 50-е – 70-е годы. Разработанные экспертами ЭКЛА концепции касались непосредственно только латиноамериканского региона, а в конце периода - упор делался даже преимущественно на национальных предпринимателей или на объединения госкомпаний, например, в сфере энергетики и энергоресурсов. Своеобразным итогом данного этапа может служить появление Латиноамериканской экономической системы (ЛАЭС) - нового мозгового центра региона, включавшего и Кубу.

Второй «концептуальный» период, берущий начало с середины 70-х годов и охватывающий 80-е годы, связан с некоторым новым видением интеграции, так называемым «открытым регионализмом». Отныне ориентация на развитие «вовнутрь» сочетается с концепцией сотрудничества со странами других регионов и континентов и даже где-то оттесняется последней. Возникают различные проекты создания интеграционных структур более высокого уровня, нежели прежние, предполагающие проведение общей согласованной политики, нацеленной не только на достижение экономического роста, но и на укрепление демократии, мира в регионе и наиболее благоприятное включение Латинской Америки в международную систему.

Третий период - десятилетие 90-х годов, особенно его последний период - это время переосмыслений концепций «открытого регионализма» в Латинской Америке. Региональная интеграция стала во многом вновь приобретать черты «латиноамериканской направленности». Обозначилась тенденция к сотрудничеству различных блоков непосредственно или путем подключения к блокам отдельных стран. На новом этапе интеграции, с начала 90-х годов, меняются не только условия ее осуществления, но и концептуальные подходы к этому процессу, его стратегия и направленность. Если раньше интеграция была ориентирована «внутрь», на регион, то теперь она больше направлена на мировой рынок, на создание условий для повышения конкурентоспособности национальных экономик в мировом хозяйстве.

Первым практическим шагом реализации теоретических разработок ЭКЛА стало создание субрегиональной экономической группировки стран Центральной Америки. Экономическая группировка в составе Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Сальвадора, получившая название Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), начала функционировать с 1961 г., а в 1962 г. к ней присоединилась Коста-Рика, что и завершило организационное оформление группировки стран Центральной Америки.

ЛАСТ (ЛАИ)

В 1960 г. была создана самая крупная субрегиональная экономическая группировка - Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), участниками которой стали 11 государств - Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Чили, Эквадор и Уругвай. Эта субрегиональная группировка поставила перед собой задачу содействовать интеграции всех стран - участниц в сфере торговли, промышленности, расчетного и кредитного обслуживания. В 1980 г. ЛАСТ была упразднена, и вместо нее создалась новая организация - Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ). Причиной реорганизации ЛАСТ явилось

Date: 2016-07-18; view: 656; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию