Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приближение идеи бихевиоризма относительно психологии личности в трудах Э. Толмена





Исследователи, развивавшие идеи Джона Уотсона, предложили ввести в рассуждение еще одну инстанцию, обозначаемую обычно понятием «промежуточные пере­менные», имея в виду некоторые события в организме, на который воздействует стимул и которые, не являясь в строгом смысле реакцией (так как их нельзя объек­тивно зафиксировать), также определяют ответную ре­акцию. (Схема S-O-R). Согласно логике уотсоновского бихевиоризма, об этих переменных нельзя рассуждать в традиционной психологической терминологии. Тем не менее, необихевиористы, по сути, нарушили этот запрет, обсуждая проблемы цели, образа и т. п. Так, известный американский психолог Эдвард Чейс Толмен (1886—1959 гг.) экспериментально показал, что крысы, просто бегавшие по лабиринту, не получая подкрепления, в дальнейшем, быстрее научаются проходить его при условии подкрепления), нежели крысы, не имевшие предварительного «опыта бегания». Это, по мнению Толмена означает; что у крыс первой группы сформировался образ лабиринта, позволяющий ориентироваться в нем по типу R–S (Э.Толмен назвал это «когнитивными картами»). Толмен как бы олсуществил разработку приближения идеи Уотсона относительно психологии личности. Ведь он считал возможным сочетание бихевиоризма с глубинной психологией (З.Фрейд), гештальт-психологией (М.Вертгеймер) и другими направлениями в психологии. Формула Уотсона стимул —реакция является, по мнению Толмена, наивной и недостаточной для описания поведения человека.

Что касается понятий инстинкта и потребности, то при объяснении поведения они страдали одним существенным недостатком:. при их использовании не было необходимости в психологических когнитивных факторах, связанных с сознанием, с субъективными состояниями организма вообще. В силу данного обстоятельства вместо двух понятий скоро стали использовать только одно, данное К.Халлом новое понятие влечения —«драйва». Влечение предполагало стремление организма к какому-то конечному результату, субъективно представленное в виде некоторой цели, ожидания, намерения и сопровождающееся соответствующими переживаниями эмоционального характера. Отсюда, кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и влечений, в эти же годы (начало XX века) возникли еще два новых направления, стимулированные не только эволюционным учением Я. Дарвина, но также открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция мотива­ции развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории, объясняющей поведение личности. Среди представителей этого направления можно назвать К. Халла. Он, как представитель инженерной мысли, пытался детерминистически объяснить поведение в рамках исходной стимульно-реактивной схемы. Эта теория продолжает разрабатываться до сих пор почти в том же виде, в каком она была предложена еще в начале и середине века К. Халлом. В более современном ее варианте рассматриваемая концепция включает новейшие достижения в области физиологии организма, кибернетики и психологии поведения.

3.Реформа бихевиоризма и основные положения теории оперантного научения Б.Ф. Скиннера.

Беррес Фредерик Скиннер ( 1904–1990) родился. в маленьком городке в Пенсильвании (США). Увлекался механикой, фи­зикой, изобретательством (изобрел сигарету без никотина). Окончил Гамильтонский колледж. Хотел стать писателем, но из этого ничего не вышло. После нескольких лет бесплод­ных занятий литературой он поступил в Гарвардскую выс­шую школу на отделение психологии. Получив докторскую степень в 1936 г., в течение 9 лет преподавал психологию в Манчестерском университете. Б. Скиннера никогда не покидала мысль о закономерностях поведения человека. В 1938 г. он опубликовал книгу «Поведение организмов». По сути, мысли, изложенные в этой книге, явились основой всех его дальнейших исследований. В начале 40-х гг. XX в. Скиннер создал великолепную лабораторию и полностью посвятил себя изучению законов поведения человека. В этом одаренном человеке всегда жили одновременно и экспериментатор, и писатель, и ученый. В 1945 г. он, напри­мер, изобрел «воздушную колыбель», в которой ребенок мог вести себя естественным образом, не стесненный пеленками и распашонками. В 1949 г. написал роман «Уолден-2», где описал идеальное, по его мнению, общество. Среди известных монографий Скиннера можно отметить такие, как «Наука и человеческое поведение» (1953), «Собрание записей» (1959), «Технология обучения» (1968), «О бихевиоризме» (1974). Истоки идей Скиннера нужно искать прежде всего в дарвинизме. Он полагал, что человек в своем развитии и пове­дении подчиняется тем же законам, что и животные. Ученый был в числе тех, кто допускал наличие у высокоорганизованных представителей животного мира способности «мыслить и поступать разумно».

Одним из наиболее авторитетных предположений Скиннера касается того, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно: определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это хотя и не означает свободы поведения, но в рамках его подхода и обсуждается в виде проблемы «самопрограммирования» личности. В общем случае имеется в виду, что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были непри­ятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом.

Соответственно, можно управлять поведением, вознаграждая (то есть, положительно подкрепляя) определенные способы поведения и тем самым делая их более вероятными. На этом выводе основана, предложенная Б.Скиннером, идея программированного обучения, предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого шага.

Основные положения учения Скиннера. Поведение, как любой другой феномен, может быть исследовано естественнонаучными методами. Оно имеет свои закономерности, а потому пред­сказуемо и управляемо. Личность определяется Скиннером как сумма паттернов – реакций поведения. Каждая поведенческая реакция основана на предыдущем опыте и генетическом коде. По сути, Скиннер не признавал личность как изолированную самость. Но в отличие от буддизма, где на первый план выступают чувственные реакции, бихевиоризм рассматривает поведенческие реакции личности.

Обусловливание и подкрепление. Реактивное обусловливание — это рефлекторное поведение. Если Павлов изучал реакции на прямой и опосредованный (условный) раздражители, то Скиннера больше интересовал процесс оперативного обусловливания, следующий за реакцией. Это нечто большее, чем реакция, это один из механизмов поведения. «Опе ративное обусловливание, — писал Скиннер, — это не дергание за ниточки, чтобы человек танцевал, это определенное устройство мира, в котором человек будет делать нечто, что повлияет на мир, а это, в свою очередь, повлияет на самого человека». Оперативное обусловливание лежит в основе обучения. Поощряя или наказывая, можно сформировать определенный стереотип поведения. И не только у животных (дрессировка), но и у Людей.

Подкрепление — любой стимул, увеличивающий вероят­ность определенной (заранее запрограммированной) реак­ции. Это может быть кусочек сахара (пряник) или кнут. Дру­гими словами, подкрепление бывает как позитивным (пря­ник, деньги, похвала), так и негативным.

Скиннер считал, что позитивные и негативные стимулы формируют и регулируют поведение. Он утверждал, что «все поведение можно расценивать как обусловленное сочетание позитивных и негативных стимулов». Это особенно нагляд­но проявляется при дрессировке животных. У людей это бо­лее завуалировано, но суть остается той же. Деньги и пища — основные позитивные подкрепления. Боль, страх и голод — основные негативные подкрепления. У человека мощным стимулом подкрепления является еще и слово. Поэтому к базовым подкреплениям присоеди­няются, с одной стороны, власть, слава, а с другой — страх, унижение и т.п.

Объяснительные фикции. Когда не понимают истинных причин поведения, их объясняют ложными (фиктивными) механизмами. Наиболее распространенными фикциями яв­ляются: «автономный человек», «свобода», «достоинство», «творчество». Скиннер считал, что фикции оказывают лю­дям «медвежью услугу», так как маскируют истинные механизмы поведения.

Автономный человек — понятие, относящееся к внутренним факторам. Это второе Я, внутренний голос, види­мость спонтанности. На самом деле в наличии все та же опе-рантная обусловленность, но вытесненная в бессознательное. Свобода — тоже фикция. Точнее, замена истинных при­чин поведения фиктивными. Например, поведение в пост­гипнотическом состоянии. Человек, подвергшийся гипнозу, уверен, что исполняет внушенное ему поведение по собст­венной воле, а на самом деле выполняет волю гипнотизера.

Гипнабельный человек не помнит, а поэтому не осознает ме­ханизма внушения, зато гипнотизер знает цену этой «свободы действий». Скиннер справедливо считал, что чувство свободы — еще не есть свобода. Более того, репрессивные методы управле­ния поведением возможны как раз в тех случаях, когда они усиливаются «чувством свободы», другими словами, не кон­тролируются и не ограничиваются. Человек, по аналогии с постгипнотическим поведением, выполняет «чужую про­грамму действий», будучи уверен, что делает все осознанно и по собственной воле. Достоинство (репутация, мнение, похвала) — столь же тонкая фикция, что и свобода. Плохая и хорошая репутация — это еще не знание истинных механизмов поведения, а, скорее, их оценка. Но оценка часто очень условная. Мы отказываем в хорошей репутации кашлю, чиханию, рвоте, хотя они могут быть полезны. Мы поощряем благо­творительность, но если узнаем, что она — лишь средство уменьшения подоходного налога, отрицаем ее. Убийство само по себе отвратительно, но убийство врага или самооборона приемлемы. Самоубийство оценивается христианами отрицательно, но самопожертвование по альтруистическим мотивам — положительно.

Скиннер считал, что «нужно отказываться от оценок, от хулы или похвалы, а изучать механизмы поведения». Творчество — часть «внутреннего фактора». Скиннер отрицает спонтанность этого процесса. По его убеждению, творчество — не более чем метафизический ярлык. Оно все­гда социально обусловлено. Просто поэт не всегда осознает свою предысторию. «Творчество — продукт генетической истории и среды». В этом Скиннер созвучен с Самуэлем Батлером, который сказал однажды, что «поэт пишет стихотворения, как курица несет яйца, и оба чувствуют себя лучше после того, как сделали это». Многие политические и экономические деятели любят прикрывать свое поведение словами о «благе народа», «сво­боде совести» и т.п. Это часто крикуны, скрывающие истин­ные механизмы своего поведения, и ничего, кроме вреда, не приносящие окружающим их людям. Еще хуже, если такой лидер уверен, что он живет и действует «по совести», т.е. функционирует неосознанно, как в постгипнотическом состоянии. Цель ученого — изучить истинные механизмы по­ведения и дать им правильную оценку.

Управление поведением. Прогнозировать поведение — значит не предсказывать, а изучать его механизмы. Скиннер считал, что ключ к управлению поведением — в изучении и изменении среды.

Если мы научимся изменять среду, то научимся управ­лять поведением. Механизм управления поведением не так уж сложен: «поощрение — наказание», «хорошо — плохо». На современном этапе развития науки Скиннер рассмат­ривал организм человека как черный ящик. Известны вход (раздражитель) и выход (поведение). Что делается внутри ящика — во многом является загадкой. Он отдавал должное учению И.П. Павлова о процессах «возбуждения и торможения», о «застойных очагах» и т.п., но считал, что этого недостаточно для анализа поведения. Исследуя оперантное обусловливание, Скиннер пришел к следующим выводам. Обусловливание чаще всего происходит вне сфер сознания. Наше индивидуальное восприятие зависит от прошлыхвосприятий (культура, традиции), а также от опыта. Они наслаиваются друг на друга и создают базу для поведения, которую мы часто не осознаем. Обусловливание поддерживается вне сознания. Действительно, многие наши решения и обусловленные этим поведенческие реакции связаны с неосознанным восприятием. Например, если вы вырабатываете условный рефлекс на звонок и электроток, то палец будет реагировать на звонок (и учеловека, и у животных). Тело учится как бы само по себе, неподключая сознание. • Обусловливание наиболее эффективно (и выходит на • новый уровень) тогда, когда элементы неосознанного соединяются с сознательным (неосознанное осознается).

Социальные отношения. Большое внимание Скиннер уделял «вербальному общению». В социальных отношениях именно оно больше всего способствует обратной связи. Ваше поведение зависит не только от того, что вы сделали (сказали), но и от того, что сделали (сказали) в ответ.

Программированное обучение. Работы Скиннера заложили психологические и методологические основы современного программированного обучения. С помощью компьютера ученику предлагается определенное утверждение. Он активно реагирует на это утверждение и дает ответ. Тут же осуществляется обратная связь (машина дает правильный ответ). Иногда компьютер дает несколько ответов, различающихся по степени правильности. В таком случае обратная связь усложняется. Но один ответ всегда правильный. Скиннер широко использовал в обучении понятия дискретность и непрерывность. Каждая единица материала дискретна, но она обязательно входит в общий материал (фобия — навязчивый страх, но это симптом невроза; невроз — раздел пограничных состояний; невроз и психопатии — понятия со­пряженные и т.д.). Скиннер одним из первых, исходя из идей бихевиоризма, стал пропагандировать пользу программированного обуче­ния с помощью компьютеров. И имел для этого веские аргументы: каждый учащийся работает в своем темпе (холерик — быстро, флегматик — медленно); ученик переходит к более сложному материалу лишь тогда, когда усвоил более простой; благодаря имеющемуся правильному ответу «ученик всегда прав», у него нет чувства ущербности («садись, бездарь, двойка»); ученик постоянно активен и получает немедленное подтверждение своего успеха; вопрос всегда сформулирован квалифицированно и в такой форме, что ученик понимает его суть; ответы машины всегда имеют иерархию точности, дают возможность выбора, носят обучающий характер.

Date: 2016-07-18; view: 481; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию