Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самосознание как отражение субъективной реальности. Структуре самосознания.





Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его голове в виде представлений, мыслей, идей и т.п. Эти духовные образы и формируют сознание. Однако прежде чем разобраться в сознании, рассмотрим такое понятие, как «отражение».

Отражение вообще, - это общая способность всех материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить в себе особенности друг друга или, каким- то образом, реагировать на внешние воздействия.

Простейшее отражение – это свойство любых объектов пассивно отзываться на внешние воздействия. Примеры: нагрев камня от солнечных лучей, отражение зеркалом каких-либо предметов и т.п.

Информационное отражение – это способность живых материальных систем активно реагировать на внешние воздействия:

- оно называется информационным, так как здесь внешнее

воздействие (от объекта) воспринимается отражающей

системой (субъектом) как информация;

- информация – это поток определённых сигналов (световых,

тепловых, звуковых и пр.), побуждающих субъекта к активности,

к какому-то действию.

Например: растение уже не просто пассивно «регистрирует» лучи солнца (подобно «равнодушному» камню), а тянется к ним, идёт в рост под их воздействием.

Высшей формой информационного отражения является сознание.

Сознание – это свойство высокоорганизованной «мыслящей» материи (человеческого мозга) отражать материальную действительность в духовных образах. Это субъективное отражение человеком объективного мира:

- сознание есть особое информационное отражение, возникающее и развивающееся только у людей на основе их практически-преобразовательной деятельности;

- оно существует как невидимый поток человеческих впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, идей, убеждений, ценностей, установок, норм, стереотипов и т.п., которые и составляют содержание сознания, его элементы;

- сознание всегда носит общественный характер, ибо вне общества оно не возникает.

Исходя из сказанного, можно определить следующие аспекты сознания.

Онтологический аспект (греч. Ontos – сущность, logos – учение). Сознание вторично по отношению к материи, производно от неё. Оно необходимо связано с материей, не может существовать без неё. Оно проявляется на особом уровне развития материи лишь у высокообразованных материальных образований, каким является человек.

Естественнонаучный аспект – он связан с раскрытием отношения сознания к мозгу. Как говорилось выше, сознание есть свойство высокоорганизованной материи – человеческого мозга. Однако оно не даётся человеку от природы вместе с мозгом. Мозг - лишь предпосылка сознания. Сознание – это функция общественного человека, а не функция мозга, как органа, данного человеку природой. Мозг и происходящие в нём процессы представляют собой основу человеческого сознания, материальное условие, без которого мыслительная деятельность невозможна. Но одного мозга для функционирования сознания недостатолчно. Необходимо воздействие на него окружающего мира.

Гносеологический аспект раскрывает соотношение сознания с внешним миром. Сознание в этом смысле есть высшая форма психического отражения объективной реальности, субъективный образ объективного мира.

Отражение действительности человеком осознанный процесс. Животные отражают внешнюю среду только соответственно своим биологическим потребностям, благодаря первой сигнальной системе, которая у животных единственная.

Сознание человека характеризуется абстрактным мышлением, которое обусловлено наличием у него второй сигнальной системы. Сущностью её является отвлечение от действительности, обобщение, а формами – понятия, суждения, умозаключения.

Социально-исторический аспект раскрывает связь сознания с развитием трудовой деятельности человека и членораздельной речи. Сознание человека – продукт исторического общественного развития. Решающим фактором становления и развития сознания является труд и появление, в связи с ним, членораздельной речи.

Благодаря речи, мысли не только формируются, но и передаются и воспринимаются. Существование языка и сознания изолированно друг от друга невозможно.

Необходимым компонентом индивидуального сознания (и даже его своеобразным центром) является самосознание.

Самосознание – это выделение человеком своего «я» из окружающего его мира, осознание им самого себя, своих мыслей и чувств, интересов и действий, своего положения в обществе и отношения к другим людям.

Существуют три формы (уровня) самосознания:

- самочувствие – элементарное осознание человеком своего тела, его состояния и места в мире окружающих вещей и людей;

- сомосознание на уровне «я один из…, то есть осознание себя в качестве человека, принадлежащего к той или иной социальной группе, культуре, к определённому сообществу и т.п.

- личностное самосознание – сознание своих особенностей и себя как личности, способной совершать свободные самостоятельные поступки, контролировать и оценивать их, нести за них ответственность.

Наряду с сознанием в психике человека существует ещё сфера бессознательного.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и неподдающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости. Сюда же относятся инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен.

Осознанное

 

Не осознанное

Мышление, внимание, Навыки, воля, эмоции

память, чувства

Интуиция

между ними

Таким образом сознательное и бессознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека; между ними довольно часты противоречия, порой конфликты, но они взаимосвязаны и способны достичь гармоничного единства.

Самосознание: понятие, структура, функции, развитие

Люди отличаются от всего остального, что создано на планете Земля, важнейшим свойством - самосознанием. Наличие самосознания является обязательным условием сформированной личности. К. Маркс справедливо заметил, что животное абсолютно тождественно со своей жизнедеятельностью, оно просто не отличает себя от своей жизнедеятельности, составляет с ней одно неразделимое целое. Животное, собственно, и есть эта жизнедеятельность, оно как бы живет «вместе с жизнью», не замечая ее: спит, ест, убегает от опасности. Здесь нет восприятия времени, возраста, чувства удовлетворенности. Всем этим движет лишь инстинкт выживания в среде.

Человек же подчиняет свою жизнедеятельность собственной воле и сознанию. Он сам выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, своих действий и поведения. Он субъективно переживает фактор времени, свое прошлое и настоящее, может представлять свое будущее.

В процессе развития психика достигает такого уровня, когда внешнее управление человеком, осуществляемое окружающей его социальной средой, дол-лаю «поделиться» значительной частью своих функций с управлением «изнутри» самого человека. Иными словами, «бразды правления» самим собой перекладываются на самоуправление. Но любое управление не может осуществляться без знания управляемого объекта. Нельзя управлять тем, чего не знаешь. Вот самоуправление и требует знания самого себя, т.е. самосознания (вопреки установившемуся понятию «самосознание», в данном аспекте личности было бы точнее употреблять понятие «самоосознание»). Понятие самосознание имеет свою структуру, функции и генезис.

Существует взгляд на развитие самосознания как на многоуровневый процесс. Так, иногда здесь выделяют четыре уровня (по Л. Столяренко):
- непосредственно-чувственный (уровень простейшего самопознания, обеспечивающего самоощущение процессов в организме, психических состояний);
- личностный (уровень переживаний о себе как личности, которой присущи сильные и слабые стороны);
- интеллектуально-аналитический (уровець осознания содержания собственных мыслительных процессов через самонаблюдение и самоанализ);
- целенаправленно-деятельный (симбиоз предыдущих уровней с выходом на мотивированное поведение чг рез самооценку, самоконтроль, самокритику, самовыражение).

В. Мерлин считает, что формирование самосознания осуществляется в четыре этапа:
- осознание индивидом отличия себя от остального мира;
- осознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
- осознание своих психических свойств;
- социально-нравственная самооценка, самоуважение.

При всем различии взглядов в динамике самосознания просматривается и общее - усиление роли социальной составляющей.

Структура самосознания представляет собой неоднородное архитектурное образование. Как устойчивая установка индивида по отношению к себе она включает в себя три взаимосвязанных компонента:
- когнитивный, отражающий самопознание индивида;
- эмоциональный, выражающий его еамоотиошение (самооценку);
- поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида.

К основным функциям самосознания можно отнести:
- формирование себя как неповторимой личности (приобретение собственного образа «Я»).
- самозащита своего образа «Я» как фактора устойчивости личности во всех условиях жизнедеятельности.

Самосознание динамично, находится в развитии. На это обращал внимание А. Леонтьев, когда подчеркивал, что следует различать «знание о себе и осознание себя»: «Знания о себе накапливаются уже в раннем детстве; в неосознанных чувственных формах они, по-видимому, существуют и у высших животных. Другое дело - самосознание, осознание своего «Я». Оно есть результат, продукт становления человека как личности». Что касается взглядов на механизмы генезиса самосознания, то здесь наблюдаются расхождения. Вот некоторые из них:
- самосознание первично для человека и обусловлено в значительной степени генетически. Ребенок постепенно узнает себя в самом себе, в окружающем его мире, отмечает свои отличия от других, приобретает способность самостоятельно поддерживать устойчивость своих личностных качеств, т.е. формирует сознание;
- самосознание не является самостоятельным процессом. Сознание и самосознание формируются одновременно, и их автономное существование невозможно. Осознание внешнего мира и себя - единый процесс, возникающий в результате синтеза самоощущений и ощущении элементов объективного мира. В развитии самосознания наблюдаются те же периоды, что ив развитии знаний человека об объективном мире: элементарные самоощущения - самовосприятие - самопредставления - мнения и понятия о себе. Далее этот процесс переходит на более высокий, рефлексивный путь развития самосознания, при котором место ощущений занимают процессы самоосмысления в понятийной форме. Становление самосознания обеспечивается общественно-культурным фактором, взаимодействием человека с другими людьми в сфере деловых и межличностных отношений.

 

Date: 2016-07-18; view: 1578; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию