Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 19. Основные этапы развития экономической мысли





Особенности экономических воззрений в традиционных обществах

(отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы. Вклад древнегреческих философов в историю экономической мысли. Экономические воззрения Аристотеля.

Меркантилизм как экономическое учение и экономическая политика. Ранний и поздний меркантилизм. Меркантилизм как основа современных идей протекционистской политики. Физиократы.

Классическая политическая экономия. Трудовая теория стоимости Адама Смита. Идея “невидимой руки” и государства в качестве «ночного сторожа». Давид Рикардо как последователь и продолжатель А. Смита. Развитие теории стоимости.

Марксизм. Методология К. Маркса. Учение о двойственной природе труда и продукта в условиях рыночной экономики. Учение о прибавочной стоимости и экономической эксплуатации. Постоянный и переменный капитал. Норма прибавочной стоимости. Заработная плата как превращённая форма стоимости и цены товара рабочая сила. Маркс о формах доходов в рыночной экономике Прибыль как превращенная форма прибавочной стоимости. Учение К. Маркса о торговой прибыли, предпринимательском доходе, ссудном проценте и земельной ренте. Маркс К. об исторической тенденции капиталистического накопления.

Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция (Менгер К., Визер Ф., Бём - Баверк Ё.), австрийская школа. Теория предельной полезности. Теория предельной производительности (Дж. Б. Кларк), неоклассическое направление (теория цены А. Маршалла; модель общего равновесия Л. Вальраса), кейнсианство, монетаризм (М. Фридмен), инстутционализм ( Т. Веблен) и его развитие.

Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России. Научный вклад М. И. Туган - Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н. Д. Кондратьева в понимание экономической динамики. Длинные волны Н. Д. Кондратьева.

Традиции экономико - математической школы в России и СССР (Дмитриев В.К., Слуцкий Е.Е., Фельдман Г.А., В.В. Новожилов, Л.В. Конторович).

 

Список литературы

Основная литература

1. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория: учебник / Е. Ф. Борисов. –

М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2005. – 544 с.

2. Курс экономической теории: учебник; под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2006. – 832 с.

3. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник; под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2007. – с. 688.

4. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник; под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. – М.: КНОРУС, 2006. – 624 с.

5. Макконнелл, К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 972 с.

 

Дополнительная литература

6. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серёгина; под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: Изд-во «Дело и сервис». – 2004. – 448 с.

7. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: учеб. пособие / В.З. Баликоев. – Новосибирск: Издательская компания «Лада», 1999. – 678 с.

8. Белокрылова, О.С. Теория переходной экономики: учебн. пособие / О.С. Белокрылова. – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2002. – 352 с.

9. Бузгалин, А.В. Теория социально-экономических трансформаций (Прошлое, настоящее и будущее экономик «реального социализма» в глобальном постиндустриальном мире): учебник для студентов экономических специальностей / А.В. Бузгалин, А.И. Колганов. – М.: ТЕИС, 2003. – 680 с.

10. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс: учебн. пособие / А. Г. Войтов. – М.: 2006. – 596 с.

11. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями: учебн. пособие; под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004. – 368 с.

12. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник для вузов; под общ. ред. Кушлина В.И., Н.А. Волгина. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. –735 с.

13. Гребнев, Л.С. Экономика. Курс основ: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по неэкономическим специальностям и направлениям / Л.С. Гребнев, Р.М. Нуреев. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 432 с.

14. Долан, Э.Дж. Микроэкономика / Э.Дж. Долан, Д. Линдсей; пер. с англ. В. Лукашевича и др.; под общ. ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. – СПб., 1994. – 448 с.

15. Долан, Э.Дж. Макроэкономика / Э. Дж. Долан, Д. Линдсей. – СПб., 1997. – 408 с.

16. Журавлева, Г. П. Экономика: учебник / Г. П. Журавлева. – М.: Экономистъ, 2006. – 574 с.

17. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика: учебник / С. Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2004. – 472 с.

18. Ивашковский, С. Н. Микроэкономика: учебник / С. Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2004. – 432 с.

19. Иохин, В.Я. Экономическая теория / В.Я. Иохин. – М.: Юристъ, 2003. – 862 с.

20. Камаев, В. Д. Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В. Д. Камаев, М. З. Ильчиков, Т. А. Борисовская. – М.: КНОРУС, 2007. – 384 с.

21. Киреев, А. П. Прикладная макроэкономика: учебник / А. П. Киреев. – М.: Междунар. отношения, 2006. – 456 с.

22. Красникова, Е. В. Экономика переходного периода: учебн. пособие / Е. В. Красникова. – М.: Омега-Л, 2005 – 296 с.

23. Куликов, Л. М. Экономическая теория: учебн. пособие / Л. М. Куликов. – М.: 2004. – 422 с.

24. Маркс, К. Капитал / К. Маркс. Т. 1. // Собр. соч. 2-е изд. – Т. 23. – М.: Политиздат, 1978. – 907 с.

25. Мэнкью, Н.Г. Принципы экономикс / Н.Г. Мэнкью. – 2-е изд. сокращ. – СПб.: Питер, 2000. – 496 с.

26. Носова С.С., Экономическая теория: учебник для студентов высш. учеб. заведений / С.С. Носова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 520 с.

27. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. / Р. М Нуреев. – М.: Норма, 2005. – 576 с.

28. Олейник, А.Н. Институциональная экономика: учебн. пособ. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 416 с.

29. Пиндайк, Р. Микроэкономика [сокр. пер. с англ.] / Р. Пиндайк, Д. Рубинфельд; научн. ред. В.Т. Борисович, В.М. Полтерович, В.И. Данилов и др. – М.: «Экономика», «Дело», 1992. – 510 с.

30. Сажина, М.А. Экономическая теория: учебник для вузов /М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 1998. – 456 с.

31. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон, В. Нордхаус. – Изд-е 15. – М.: “Изд-во БИНОМ”, 1997. – 800 с.

32. Селищев, А. С. Макроэкономика: учебник для вузов / А. С. Селищев – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.

33. Селищев, А. С. Микроэкономика: учебник для вузов / А. С. Селищев – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.

34. Современная экономика. Общедоступный учебный курс; под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов –н/Д., 1999. – 672 с.

35. Трансформационная экономика России: учеб. пособие; под ред. А. В. Бузгалина. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 616 с.

36. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика [пер. с англ. со 2-го изд.] / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи;– М.: “Дело ЛТД”., 1993. – 864 с.

37. Хайман Д. Современная микроэкономика: Анализ и применение Д. Хайман. – В 2 - х т. – М., 1992.

38. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учебн. пособие. для вузов / А.Ф. Шишкин. – 2-е изд. В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1996. – Кн. 1. – 352 с.

39. Экономика: учебник для экон. акад. вузов и факультетов; под ред. А.С. Булатова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2003. – 896 с.

40. Экономическая теория: учебник; под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА, 2002. – 714 с.

41. Экономическая теория: учеб. пособие; под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – М.: КНОРУС, 2007. – 464 с.

42. Экономическая теория: учебник для вузов; под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – СПб: Изд. СПбГУЭФ; Питер, 2006. – 544 с.

43. Экономическая теория: учебник для студентов высш. учеб. заведений; под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 640 с.

44. Экономическая теория; под общ. ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой. – М.: Юрайт – Издат, 2005. – 556 с.

45. Экономическая теория в XXI веке – 3 (10): Проблемы пореформенной экономики; под ред. Ю. М. Осипова, В. С. Сизова, Е. С. Зотовой. – М.: Экономистъ, 2005. – 384 с.

46. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика: учебн. пособие для вузов; под ред. И. П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 447 с.

47. Экономическая теория: учебн. пособие – Ч. 1. / Давыдова В.Н., Кусургашева Л.В., Логачёв В.А., Лубягина Л.У. и др. Кузбасс. гос. техн. ун-т. – Кемерово, 2002.

48. Экономическая теория. Ч. 2. Макроэкономика: учебн. пособие / В. А. Логачев [и др.]; ГОУ КузГТУ. – Кемерово, 2006. – 162 с.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ И КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

При изучении курса экономической теории используются следующие формы самостоятельной работы студентов: подготовка к семинарским занятиям по планам, предлагаемым ниже; подготовка рефератов и докладов, в том числе и к научным студенческим конференциям; консультации у преподавателей; подготовка и участие в олимпиадах по экономической теории; подготовка к экзаменам.

В процессе подготовки к семинарским занятиям студенты выполняют следующие виды работ:

– прорабатывают соответствующие главы в учебниках и учебных пособиях;

– изучают обозначенные в планах или указанные преподавателем первоисточники науки, в том числе постановления правительства РФ, Указы Президента;

– изучают дополнительную литературу: монографии, журнальные статьи, статистические сборники, газеты и т.д;

– решают задачи;

– отвечают на вопросы, перечень которых предлагается к каждой теме семинарского занятия;

– решают тестовые задания.

Кроме того, при подготовке к практическим занятиям студенты готовят рефераты и доклады по темам, предлагаемым в планах семинарских занятий или указанным преподавателем дополнительно. Темы рефератов и докладов раздаются студентам на первом организационном занятии. По итогам выступлений студентов с докладами на семинарских занятиях отбираются лучшие студенческие работы для участия в научной студенческой конференции.

На консультациях с преподавателем студент имеет возможность более детально обсудить любой вопрос. Успех консультации во многом зависит от предварительной самоподготовки студентов.

Ежегодно по экономической теории проводится олимпиада и научно-практическая конференция.

 

 

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ (4 часа)

 

Занятие 1.

1.Общественное производство как объект экономической теории.

2. Основные этапы развития экономической теории.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1. Гл. I; 2. Гл. 1, Гл. 2, п. 3, Гл. 3, п. 1, 2; 7. Гл. II; 38. Гл. II; 40. Гл. 1, Гл. 2, п. 1, 2]

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

К первому вопросу:

1. Что является объектом изучения экономической теории?

2. Что такое общественное производство? Как соотносятся понятия общественное производство и экономика?

3. Какие науки изучают общественное производство?

4. Какие аспекты общественного производства изучает экономическая теория?

5. Что такое материальное производство?

6. Почему экономическая теория является фундаментальной экономической наукой?

7. Что такое экономическое благо? Приведите примеры.

8. Что такое общественное благо?

7. Что такое материальные и духовные потребности?

 

Ко второму вопросу:

1. Почему экономическая теория – развивающаяся наука?

2. Каковы исторические предпосылки возникновения экономической теории?

3. В чём суть первых упоминаний об экономической теории?

4. Кто такие меркантилисты и физиократы? В чём виделся им источник материального богатства?

5. Назовите представителей классической школы. Каков их вклад в развитие экономической науки?

6. Назовите наиболее выдающихся представителей маржинализма и сформулируйте суть их теории.

7. Сформулируйте основной смысл современной неоклассической, кейнсианской и неокейнсианской теории. В чём состоят их главные различия?

 

Занятие 2.

1. Современная экономическая теория и её основные направления:

а) цели, задачи, предмет экономикс;

б) предмет политической экономии.

2. Основы метода экономической теории. Взаимодействие экономики и политики. Нормативная и позитивная экономика.

3. Экономическая система: понятие, основные элементы и этапы развития.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

[1. Гл. 2; 2. Гл. 2, п. 1, 2, Гл. 3, п. 4, 5; 4. Т. 1; 7. Гл. I; 27. Гл. I; 26. Гл. 1, 2; 38. Кн. 1, Гл. I; 40. Гл. 2, п. 4]

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

К первому вопросу:

1. Какие основные экономические школы объединяет такое современные направление экономической мысли как экономикс.

2. Назовите основные черты экономикс.

3. Какие основные задачи ставит и пытается решить экономикс?

4. Сформулируйте предмет экономикс.

5. Что экономикс понимает под экономическими ресурсами?

5. Что такое альтернативная стоимость?

6. Что такое трансакционные издержки?

7. Как выглядит кривая производственных возможностей и что она показывает?

8. Сформулируйте предмет политической экономии. Какое теоретическое направление экономической теории лежит в основе политической экономии.

9. Назовите основные черты политической экономии?

10. Сформулируйте основные задачи, которые ставит политическая экономия.

11. Назовите немарксистские теории, которые анализируют трансформацию современной экономической системы. В чём состоит суть этих теорий?

 

Ко второму вопросу:

1. Что такое научный метод?

2. Чем отличается метод экономической теории от методов естественных наук?

3. Назовите черты эмпирического метода?

4. Назовите и раскройте черты неопозитивистского метода?

5. Назовите и объясните суть субъективистского метода.

6. Назовите и раскройте основные черты диалектико-материалистического метода.

7. Что такое экономическая категория?

8. Что такое научная абстракция?

9. Что такое экономический закон?

10. В чём смысл позитивной и нормативной экономики?

11. В чём состоят практические функции экономической теории?

12. Как соотносятся между собой экономика, экономическая теория, экономическая политика?

 

К третьему вопросу:

1. Что такое факторы материального производства?

2. Что такое рабочая сила?

3. Что такое средства производства?

4. Что такое предмет труда?

5. Что такое средство труда?

6. Что такое труд?

7. Что такое способ соединения факторов производства?

8. Что такое общественное разделение труда?

9. Что такое характер соединения факторов производства?

10. Что такое производственные отношения?

11. Что такое производительные силы?

12. Что такое способ производства?

13. Дайте понятие экономической системы.

14. В чём состоит суть цивилизационного подхода к развиваемости экономической системы?

15. Назовите основные формационные критерии периодизации экономической системы.

16. В чём состоят различия цивилизационного и формационного подходов к развитию экономической системы?

17. Выделите основные этапы развития экономической системы с позиций цивилизационного и формационного подходов.

18. Сформулируйте основные черты доиндустриального (дорыночного) этапа развития экономической системы.

19. Выделите основные черты индустриального (рыночного) этапа развития экономической системы.

20. Охарактеризуйте суть постиндустриального этапа развития экономической системы.

 

Задания к теме 1.

Задание № 1

Термин «политэкономия» впервые ввёл:

А) А. Смит;

Б) К. Маркс;

В) Аристотель;

Г) А. Монкретьен.

 

Задание № 2

Какие из следующих характеристик не относятся к предмету экономикс?

А) Проблема экономического выбора;

Б) Как и с помощью каких технологий производить;

В) Возникновение, развитие, смена способов производства;

Г) Использование ограниченных ресурсов с целью удовлетворения безграничных потребностей.

 

Задание № 3

Предметом изучения политической экономии является:

А) Проблема экономического выбора;

Б) Использование ограниченных ресурсов с целью удовлетворения безграничных потребностей.

В) Возникновение, развитие, смена способов производства;

Г) Анализ кривой производственных возможностей.

 

Задание № 4

Определите соответствие между предметом:

А) Экономикс; А) Исследование законов, управляющих

производством на различных ступенях

развития общества;

Б) Политической экономии. Б) Исследование проблемы эффективного

использования ограниченных ресурсов;

В) Изучение экономического поведения

людей

с точки зрения выбора в условиях

ограниченности ресурсов;

Г) Изучение общественных отношений

людей, складывающихся в процессе

производства жизненных благ;

Задание № 5

К понятию «экономические ресурсы» не относятся:

А) Потребительские товары длительного пользования;

Б) Труд и предпринимательская способность;

В) Продукты питания;

Г) Инвестиционные товары;

Д) Земля и сырьевые ресурсы.

 

Задание № 6

Домохозяйства – это экономические субъекты, которые:

А) Покупают ресурсы с целью минимизации своей полезности;

Б) Владеют ресурсами и стремятся получить максимальное удовлетворение потребностей;

В) Покупают ресурсы с целью получения максимального дохода;

Г) Владеют ресурсами и стремятся получить максимальный доход.

 

Задание № 7

К общественным благам относят:

А) Топливно-энергетические ресурсы;

Б) Продукты питания;

В) Оборону;

Г) Предметы потребления длительного пользования.

 

Задание № 8

Первичные потребности человека…

А) Не могут быть взаимозаменяемыми;

Б) Зависят от доходов;

В) Могут быт взаимозаменяемыми;

Г) Являются эластичными.

 

Задание № 9

Кривая производственных возможностей сдвинется вправо и вверх, если в экономике…

А) Увеличится количество используемых производственных ресурсов;

Б) Уменьшится количество используемых производственных ресурсов;

В) Увеличится импорт товаров и услуг;

Г) Уменьшится добыча природных ископаемых.

 

Задание № 10

Альтернативная стоимость – это:

А) Количество затрат, вложенных в товар;

Б) То количество затрат, которыми нужно пожертвовать, чтобы произвести другой товар;

В) Количество денег, необходимых для производства товара;

Г) Себестоимость товара.

 

Задание № 11

Кривая производственных возможностей иллюстрирует:

А) Влияние дефицита и альтернативной стоимости на общество;

Б) Ограниченность ресурсов;

В) Изменение в цене различных продуктов;

Г) Эффективность экономики;

Д) Преимущества производства одного товара вместо другого.

 

Задание № 12

Экономический закон – это:

А) Закон естественного отбора;

Б) Государственный бюджет, принимаемый Государственной Думой РФ;

В) Постоянно-повторяющаяся противоречивая причинно-следственная связь в экономических явлениях;

Г) Закон, принимаемый высшими властями в области экономического развития той или иной страны.

 

Задание № 13

Метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части называется:

А) Синтезом;

Б) Дедукцией;

В) Анализом;

Г) Эмпирическим;

Д) Логическим.

 

Задание № 14

Восхождение от частного к общему называют методом:

А) Анализа;

Б) Дедукции;

В) Синтеза;

Г) Восхождения от абстрактного к конкретному;

Д) Индукции.

Задание № 15

Определите соответствие между экономическими понятиями процесса производства и их определениями:

А) Потребление А) Целесообразная деятельность

людей, направленная на создание

благ, удовлетворяющих какие-

либо потребности;

Б) Расширенное производство Б) Возобновление производства за

счёт привлечения дополнительных

факторов производства;

В) Производство В) Непрерывно возобновляющийся

процесс производства, обмена,

распределения и потребления;

Г) Воспроизводство Г) Конечный пункт производства,

его отрицание.
Д) Исследование проблем

общественного производства.

 

Задание № 16

Укажите соответствие основных методов решения проблем общества на I, II, III этапах развития экономической системы:

I этап А) Сочетание рыночных регуляторов и

II этап методов государственного регулирования;

Ш этап Б) Неэкономическое принуждение

человека к труду;

В) Свободное рыночное ценообразование;

Г) Всеобщее планирование.

 

Задание № 17

Рабочая сила – это:

А) Сам человек;

Б) Разнообразные человеческие способности;

В) Физические и умственные способности человека к труду;

Г) Труд человека.

 

Задание № 18

Средства труда – это:

А) То, на что направлен труд человека;

Б) Комплекс вещей, помещённый между человеком и предметом труда;

В) Человек с его способностями к труду;

Г) Способ производства.

 

Задание № 19

Какие отношения можно отнести к характеру соединения факторов производства:

А) Отношения присвоения;

Б) Организационные отношения;

В) Технологические отношения;

Г) Технико-экономические, организационные отношения.

 

Задание № 20

Производственные отношения исчерпываются:

А) Отношениями производства;

Б) Технико-экономическими отношениями;

В) Отношениями, складывающимися в процессе производства, обмена, распределения, потребления;

Г) Отношениями собственности;

Д) Отношениями человека к вещи;

Е) Организационными отношениями между людьми.

 

Задание № 21

Способ производства – это:

А) То, как производятся товары;

Б) Противоречивое единство производительных сил и производственных отношений;

В) Развитие производительных сил;

Г) Технология производства.

 

Задание № 22

Определите соответствие между типами экономических систем и формами собственности:

А) Традиционная; А) Господство частной собственности;

Б) Рыночная; Б) Господство государственной собственности;

В)Командно-администра-

тивная; В) Общинная собственность;

Г) Смешанная. Г) Личная собственность;

Д) Многообразие форм

собственности.

ТЕМА 2. СОБСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (2 часа)

 

Занятие 1.

1. Экономическое содержание собственности. Разграничение собственности как экономического и юридического отношения. Экономическая теория прав собственности.

2. Возникновение отношений частной собственности и её развитие.

3. Эволюция частной капиталистической собственности и современная структура собственности в промышленно развитых странах.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

[1. Гл. 3, п. 1, 2, 3; 2. Гл. 4, п. 2; 4. Т. 2, п. 2.2.1; 7. Гл. IV, п. 1, 2; 38. Кн. 1, Гл. IV, п. 1, 2; 40. Гл. 8, п. 2, 3]

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

К первому вопросу:

1. Назовите различные точки зрения на понимание отношений собственности.

2. Как Вы понимаете экономическое и юридическое содержание собственности? Что в них общего и каковы различия?

3. В чём состоит суть теории «прав собственности» Коуза?

4. Назовите объекты, субъекты, функции собственности и раскройте их.

5. Что такое присвоение и отчуждение? Как эти понятия соотносятся друг с другом?

6. Обозначьте место и роль собственности в системе экономических отношений.

7. В чём состоит суть теории прав собственности?

8. Что такое Трансакционные издержки?

9. В чём состоит смысл теоремы Коуза?

 

Ко второму вопросу:

1. Назовите исторические и экономические причины возникновения частной собственности.

2. Назовите и охарактеризуйте отношения собственности в условиях рабовладения и феодализма.

3. Назовите и раскройте черты частной трудовой собственности.

4. Назовите и раскройте черты частной капиталистической собственности.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

К первому вопросу:

1. Назовите и раскройте объективные предпосылки эволюции частной капиталистической собственности.

2. В чём состоит современная тенденция изменений в отношениях частной собственности?

3. Дайте определение смешанной экономики.

 

Ко второму вопросу:

1. Чем обусловлено многообразие форм собственности в экономической системе развитых стран?

2. Назовите основные черты государственной формы собственности.

3. Охарактеризуйте акционерную (корпоративную) форму собственности.

4. В чём смысл и каково значение развития рабочей акционерной собственности?

5. В чём состоят особенности коллективной формы собственности?

6. Охарактеризуйте кооперативную форму собственности.

 

Задания к теме 2.

Задание № 1

Собственность как экономическая категория представляет собой:

А) Отношение людей в процессе присвоения (отчуждения) средств производства и результатов труда;

Б) Отношение человека к вещи, закреплённое правом;

В) Ситуацию, когда один человек владеет каким-либо предприятием;

Г) Пользование капиталом.

 

Задание № 2

Собственность как экономическая категория выражает:

А) Владение, управление и контроль;

Б) Отношения между людьми по поводу присвоения (отчуждения) факторов производства;

В) Сложившиеся на деле имущественные связи, закреплённые в правовых нормах и законах;

Г) Отношение человека к вещи;

Д) Пользование, владение, распоряжение.

 

Задание № 3

Отношения собственности возникают:

А. С возникновением самого человека;

Б. С возникновением общественного разделения труда;

В. Как здоровый естественный эгоизм человека.

 

Задание № 4

Какие черты характеризуют отношения частной трудовой собственности:

А) Присвоение результатов своего труда;

Б) Единство собственника и производителя;

В) Обособленное ведение хозяйства и обособленное присвоение;

Г) Абсолютное отделение работника от средств производства.

Д) Все ответы правильные;

Е) Правильные только А, Б, В.

Ж) Правильные только Б, В, Г.

 

Задание № 5

Какие черты не характеризуют отношения частной капиталистической собственности:

А) Эксплуатация наёмных работников;

Б) Единство собственника и производителя;

В) Обособленное ведение хозяйства и обособленное присвоение;

Г) Присвоение посредством чужого труда;

Д) Абсолютное отделение работника от средств производства.

 

Задание № 6

Какие функции собственности раскрывают понятие присвоения:

А) Пользование;

Б) Владение;

В) Распоряжение;

Г) Все ответы правильные;

Д) Правильные – только Б и Г.

 

Задание № 7

Отношение собственности в системе экономических отношений:

А) Является основным производственным отношением;

Б) Определяет все другие отношения в обществе;

В) Сводится к юридическому отношению;

Г) Является производным от экономических отношений;

Д) Правильные – только А и Б;

Е) Правильные – только В и Г.

 

Задание № 8

Общественная собственность – это:

А) Общественное присвоение;

Б) Частное присвоение;

В) Противоречие частного и общественного присвоения;

Г) Принадлежность всех средств производства обществу.

 

Задание № 9

Какие формы собственности наиболее ярко отражают современную тенденцию развития собственности от частного к общественному присвоению:

А) Государственная собственность;

Б) Кооперативная собственность;

В) Акционерная (корпоративная собственность);

Г) Коллективная;

Д) Все ответы правильные.

 

ТЕМА 3. ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ (2 часа)

 

Занятие 1.

1. Товарное производство и его генезис.

2. Экономическая природа продукта и труда в условиях товарного производства.

3. Возникновение сущность, функции и эволюция денег.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

[1. Гл. 4, 5; 2. Гл. 5. п. 4; 7. Гл. V; 24. Т. 23, Гл. 1, п. 1, 2, 3, Гл. 2, Гл. 3. п. 1 - 3; 38. Гл. VII; 40. Гл. 7. п. 1, 2]

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

К первому вопросу:

1. Назовите исторические и экономические предпосылки возникновения товарного производства.

2. Дайте определение товарному производству.

3. Назовите черты натурального хозяйства.

4. Охарактеризуйте простое товарное производство.

5. Назовите черты капиталистического товарного производства. Чем оно отличается от простого товарного производства.

6. Назовите современную тенденцию в развитии товарного производства. В чём она проявляется?

 

Ко второму вопросу:

1. Как определяет товар марксистская политическая экономия?

2. Чем отличается товар от простого продукта труда?

3. Что такое потребительная стоимость товара?

4. Что такое общественная потребительная стоимость товара?

5. Что такое меновая стоимость товара?

6. Что, по мнению марксистов, маржиналистов, лежит в основе обмениваемости товаров?

7. Что такое стоимость товара?

8. Что такое предельная полезность?

9. Как соотносятся меновая стоимость и стоимость товара?

10. В чём состоит противоречие товара?

11. Почему в марксистско-ленинской теории товар анализируется как производственное отношение?

12. Что лежит в основе двойственности товара с точки зрения марксизма?

13. В чём состоит двойственная природа труда в условиях товарного производства с точки зрения марксизма?

14. Что такое конкретный труд?

15. Что такое труд вообще?

16. Что такое абстрактный труд? Чем он отличается от труда вообще?

17. Назовите основное противоречие товарного производства?

18. Чем отличаются индивидуальные и общественные затраты труда?

19. Какими затратами определяется величина стоимости по Марксу?

20. Что такое общественно-необходимое рабочее время?

21. Как влияют на величину стоимости производительность и интенсивность труда?

 

К третьему вопросу:

1. Как определяет деньги экономикс?

2. Как определяет деньги марксистская политическая экономия?

3. Каковы причины возникновения денег с позиций политической экономии?

4. Как вы понимаете: относительная и эквивалентная форма стоимости?

5. Охарактеризуйте формы стоимости: простую, или случайную; полную, или развёрнутую; всеобщую; денежную.

6. Объясните, почему марксистская политическая экономия выделяет пять функций денег, а экономикс только три?

7. Назовите функции денег и раскройте их?

8. Что такое цена?

9. Как можно теоретически определить количество денег в обращении?

10. Назовите объективные причины эволюции денег?

11. Чем был обусловлен кризис золотомонетного стандарта?

12. Что такое демонетизация?

13. В чём состоит сущность кредитных денег?

14. Какие виды современных денег Вы знаете? Какова их роль в рыночной экономике?

15. Как и почему в современных условиях меняется роль всеобщего эквивалента? Какие деньги всё более претендуют на эту роль?

Задания к теме 3.

Задание № 1

Товар – это:

А) Продукт труда;

Б) Полезная вещь;

В) Продукт труда, созданный для удовлетворения потребностей и обмена;

Г) Продукт труда, созданный для удовлетворения потребностей, предаваемый безвозмездно.

 

Задание № 2

Потребительная стоимость товара – это:

А) Полезность вещи для самого производителя;

Б) Способность удовлетворять потребность других; вещь, передаваемая безвозмездно;

В) Способность удовлетворять потребность других; вещь, передаваемая возмездно;

Г) Затраты труда на производство какой-либо вещи.

 

Задание № 3

Стоимость товара – это:

А) Цена вещи;

Б) Затраты индивидуального труда, воплощённого в товаре;

В) Затраты общественного труда, воплощённого в товаре;

Г) Пропорция, в которой можно обменять один товар на другой.

 

Задание № 4

Найдите соответствия характеристик товара их определениям в марксистском понимании:

А) Потребительная стоимость А) Затраты общественного абстрактного

труда;

Б) Меновая стоимость Б) Полезность вещи, способность

удовлетворять какие-либо потребности;

В) Стоимость В) Способность вещи обмениваться в

каких-либо пропорциях на любую другую;

Г) Продукт труда, способный

удовлетворить

какую-либо потребность, созданный для

обмена.

 

Задание № 5

В каком из перечисленных продуктов труда содержится абстрактный труд:

А) В собранной лесной ягоде для собственного потребления;

Б) В выращенной ягоде на грядке для собственного потребления;

В) В выращенной ягоде на грядке для угощения друзей и знакомых;

Г) В ягоде, выращенной для продажи.

 

Задание № 6

Конкретный труд создаёт:

А) Полезную вещь;

Б) Стоимость;

В) Потребительную стоимость;

Г) Все ответы правильные.

 

Задание № 7

Абстрактный труд существует:

А) На протяжении всей истории человечества;

Б) Только в условиях рыночной экономики;

В) В условиях неэкономического принуждения к труду.

Г) Все ответы правильные.

 

Задание № 8

Какая черта характерна для натурального хозяйства:

А) Вещественный и личный фактор ещё не отделены друг от друга;

Б) Собственник и производитель в одном лице;

В) Продукт производится для обмена;

Г) Присвоение происходит посредством своего труда.

Д) Товарность носит всеобщий характер.

 

Задание № 9

Какая черта относится к характеристике простого товарного производства:

А) Продукт производится для внутрихозяйственного потребления;

Б) Присвоение результатов труда происходит неэкономическими методами;

В) Производитель соединяется со средствами производства путём купли-продажи;

Г) Присвоение осуществляется посредством чужого труда;

Е) Единство производителя и собственника.

 

Задание № 10

Какая черта не относятся к характеристике капиталистического товарного производства:

А) Единство производителя и собственника.

Б) Продукт производится для обмена;

В) Производитель соединяется со средствами производства путём купли-продажи;

Г) Хозяйствование ведётся обособленно;

Д) Присвоение осуществляется посредством чужого труда;

Е) Товарность носит всеобщий характер.

 

Задание № 11

Имеются два товаропроизводителя, изготавливающих стулья. Один тратит на изготовление одного стула – 10 часов, другой – 20 ч. Чему будет равно общественно необходимое время, или рыночная цена равновесия:

А. 10 часов;

Б. 50 часов;

В. 15 часов;

Г. 13 часов.

 

Задание № 12

В современных условиях товарное производство характеризуется:

А) Всё большей либерализацией;

Б) Всё боле усиливающейся плановостью, сознательным регулированием;

В) Усилением частного присвоения;

Г). Усилением общественного присвоения;

Д) Все ответы правильные;

Е) Нет правильных ответов.

 

 

МИКРОЭКОНОМИКА

 

ТЕМА 4. РЫНОК: СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ, МЕХАНИЗМ, ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ В РОССИИ (4 часа)

 

Занятие 1.

1. Рынок: содержание, функции, структура. Причины формирования социального рынка.

2. Конкуренция, её основные формы и виды. Роль конкуренции в развитии экономики.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1. Гл. 6, п. 1, Гл. 7, п. 1; 2. Гл. 6, п. 1, Гл. 7, п. 1; 3. Т. 4, п. 2.3; 5.; 7. Гл. VI, VII, п. 1, 4, Гл. VIII; 26. Гл. 5; 37.; 40. Гл. 3, 4 ]

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

К первому вопросу:

1. Что такое рынок? Объясните разницу в определениях рынка, которые даёт экономикс и политическая экономия.

2. Назовите объективные условия возникновения рынка.

3. Назовите и раскройте функции рынка.

4. Охарактеризуйте хотя бы одну структуру рынка из множества её классификаций.

5. Назовите объективные причины развития рынка и формирования его социальных черт.

 

Ко второму вопросу:

1. Назовите и раскройте причины возникновения и существования конкуренции.

2. Дайте определение конкуренции.

3. Назовите и раскройте формы и виды конкуренции.

4. Почему конкуренцию называют основной движущей силой рыночной экономики? Ответ обоснуйте.

5. Как в современных условиях изменилась роль конкуренции?

 

Занятие 2.

1. Конкуренция и монополия. Производственно-организационные и рыночные формы монополии. Антимонопольные ограничения.

2. Рыночный механизм:

а) спрос и предложение, факторы их обусловливающие. Цена равновесия;

б) эластичность спроса, предложения по цене и доходу. Перекрёстная эластичность.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1. Гл. 6, 7; 2. Гл. 5; 4. Т. 4, Т. 10, п. 10.2; 5.; 7. Гл. VII, п. 2, 3; 13. Гл. IV, п. 1; 26. Гл. 4, 9; 37.]

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

К первому вопросу:

1. Назовите материальные предпосылки возникновения монополии.

2. Что такое монополия в экономическом смысле?

3. Объясните смысл производственных форм монополий таких, как картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат.

4. Раскройте смысл рыночных монополий: чистая монополия, монопсония; олигополия, олигопсония.

5. Назовите основные формы монополистической конкуренции.

 

Ко второму вопросу:

1. Что собой представляет рыночный механизм?

2. Что такое спрос? Какие факторы его определяют? Чем отличается спрос от количества спроса?

3. Что такое предложение? Какие факторы определяют предложение? Чем отличается предложение от количества предложения?

4. Что такое цена равновесия?

5. Как действует рыночный механизм в условиях совершенной конкуренции?

6. Как определяется эластичность спроса и предложения по цене, по доходу?

7. Что означает перекрёстная эластичность?

8. Как влияет изменение цен на товаропроизводителей, производящих высоко эластичные товары, и как на тех, кто занимается производством товаров с жёсткой эластичностью?

 

Задания к теме 4

 

Задание № 1

C точки зрения политэкономии рынок – это явление, которое:

А. Представляет собой место для купли-продажи товаров;

Б. Вечно, неизменно;

В. Возникает вместе с возникновением человечества;

Г. Возникает при условии общественного разделения труда и частной собственности.

 

Задание № 2

Классический рынок характеризуется:

А.Наличием монополий;

Б. Свободным механизмом ценообразования;

В. Наличием регуляторов со стороны государства;

Г. Ограничением стихийности;

Д. Государственным регулированием цен.

 

Задание № 3

Какие определения рынка характерны:

А) Для экономикс; А. Рынок - это купля - продажа;

Б) Для политической экономии: Б. Отношения между обособленными

товаропроизводителями, которые

проявляются в процессе купли-продажи;

В. Рынок – это отношение продавцов и

покупателей;

Г. Рынок – это форма разрешения

противоречий товарного производства.

 

Задание № 4

Если функция спроса на товар задана уравнением Qd=20-3P, а предложения Qs=2Р-10, то равновесная цена и равновесный объём продаж соответственно составят:

А) 8 и 4;

Б) 6 и 8;

В) 6 и 2;

Г) 2 и 8.

 

Задание № 5

Если функция спроса на товар задана уравнением Qd=20-3P, тогда дуговая эластичность спроса по цене при её снижении с 5 рублей до 4 рублей составит:

А) -2,08;

Б) -2;

В) 1,95;

Г) - 0,5.

 

Задание № 6

Спрос – это:

А) Потребность человека в той или иной вещи;

Б) Желание купить какой-либо товар;

В) Наличие у человека какой-либо суммы денег;

Г) Количество товаров и услуг, которое потребитель желает купить по определённой цене.

 

Задание № 7

Количество спроса увеличивается, если:

А. Цена товаров на рынке возрастёт;

Б. Цена уменьшится;

В. Цена не изменится;

Г. Доходы потребителя возрастут.

 

Задание № 8

Используя приведённый график, назовите причину, вызвавшую сдвиг кривой спроса (D) вправо и увеличение объёма продаж

 

  P1   P2
P  
 

А) Увеличение затрат на производство товара;

Б) Снижение цены данного товара;

В) Снижение цены товаров-заменителей;

Г) Рост числа потребителей.

 

Задание № 9

Предложение – это:

А) Количество продуктов и услуг, которое производитель может предложить или продать по определённым ценам;

Б) Планируемый производителем объём выпуска продукции;

В) Платёжеспособная потребность производителя в ресурсах;

Г) Материальные запасы производителей.

 

Задание № 10

Спрос и предложение на мороженное описываются уравнениями:

 

Qd = 24 – 3P

Qs = 3P

 

Цена равновесия равна:

А) 7;

Б) 5;

В) 4;

Г) 6;

Д) 12.

 

Задание № 11

Спрос и предложение на бананы описывается уравнениями:

 

Qd = 100 – 2P

Qs = 3P

 

Количество спроса равно:

А) 70;

Б) 80;

В) 60;

Г) 30;

Д) 45.

 

 

Задание № 12

Предложение товара описывается уравнением:

 

Qs = - 15 + 3P

 

Эластичность предложения при цене, равной 10, равна:

А) 3;

Б) 1,5;

В) 2,5;

Г) 4.

 

Задание № 13

Предложение будет падать, если:

А. Цена будет уменьшаться;

Б. Цена будет возрастать;

В. Спрос на продукцию будет возрастать;

Г. Цены останутся неизменными.

 

Задание № 14

Доходы фирмы будут возрастать, если:

А. При выпуске товаров с высоко эластичным спросом цены будут расти;

Б. При выпуске товаров с низкой эластичностью цены будут расти;

В. При понижении цен на товары с низкой эластичностью;

Г. При неизменных ценах на продукцию с высоко эластичным спросом.

 

Задание № 15

Перемещение по кривой спроса будет происходить в случае:

А) Снижения цены на взаимозаменяемый товар;

Б) Изменения предложения;

В) Изменения цены данного товара;

Г) Изменения ожиданий потребителей;

Д) Изменения размера косвенных налогов;

Е) Изменения моды.

 

Задание № 16

Спрос на товар описывается уравнением:

 

Qd = 86 – 2P

 

Эластичность спроса при цене, равной 10, составляет:

А) 6,6;

Б) 10;

В) 4,5;

Г) 8;

Д) 9,4.

 

Задание № 17

Одновременный рост предложения товара на 12% и спроса на 40% приведёт к:

А) Росту цены и увеличению количества товара;

Б) Установлению стабильной цены и увеличению товара;

В) Снижению цены и увеличению количества товара;

Г) Снижению цены и уменьшению количества товара;

Д) Установлению стабильного количества и снижению цены.

 

Задание № 18

Конкуренция – это:

А) Состязательность, борьба производителей за лучшие рынки сбыта и приложение капитала;

Б) Явление, характерное для человеческого общества во все исторические периоды;

В) Двигатель прогресса в любых социально-экономических условиях;

Г) Борьба за право быть первым.

 

Задание № 19

Производственная монополия – это:

А) Объединение предприятий различных отраслей;

Б) Объединение крупных предприятий одной отрасли;

В) Союз капиталистов, объединяющихся с целью получения монопольно высокой прибыли;

Г) Экономическая власть;

Д) Явление, которое устраняет конкуренцию.

 

ТЕМА 5. ФОРМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ И ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ (4 часа)

 

Занятие 1.

1. Основные формы распределения в рыночной экономике:

а) прибавочная стоимость и процесс её создания;

б) заработная плата как превращённая форма стоимости и цены товара рабочая сила;

в) предпринимательская и торговая прибыль;

г) ссудный процент и земельная рента.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1. Гл. 8, 10 - 12; 7. Гл. ХII, п. 1, Гл. ХVIII, XIX, п. 1, 2; 24. Т. 1, Гл. 4 - 8, 10, 16 - 19, 21 - 23, Т. 3, Гл. 37 - 40, 45; 26. Гл. 20; 31. С. 392 - 416; 34. Л. 17, п. 2, 5; 36. Гл. 20, п. 1 - 4, гл. 22; 38. Кн. 1, Гл. IХ, ХII, ХV, ХVII; 40. Гл. 16]

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

К первому вопросу:

1. Объясните, в чём суть различий в понимании капитала марксистской политической экономией и экономикс?

2. Что общего и каковы различия в движении денег как денег и денег как капитала?

3. Как Вы понимаете: капитал - самовозрастающая стоимость?

4. В чем состоит противоречие всеобщей формулы капитала, которую вывел К. Маркс?

5. Что является источником прироста капитала, или прибавочной стоимости?

6. При каких условиях рабочая сила становится товаром?

7. Как определяется стоимость товара рабочая сила, и какие факторы влияют на её величину?

8. В чём смысл потребительной стоимости товара рабочая сила?

9. Что такое прибавочная стоимость?

10. Что такое постоянный капитал?

11. Что такое переменный капитал?

12. Охарактеризуйте процесс создания прибавочной стоимости? Какую роль в этом процессе играет постоянный и переменный капитал?

13. Как определяется норма прибавочной стоимости и что она выражает?

14. Какие методы увеличения прибавочной стоимости Вы знаете?

15. Является ли теория прибавочной стоимости Маркса актуальной в современных условиях?

16. Как определяет заработную плату экономикс, а как политическая экономия?

17. Объясните, что означает: заработная плата как превращённая форма стоимости и цены товара рабочая сила?

18. Что такое повременная заработная плата?

19. Что такое сдельная, или поштучная заработная плата?

20. Охарактеризуйте современные формы и системы заработной платы.

21. Как определяется номинальная и реальная заработная плата?

22. Какие факторы влияют на понижение реальной заработной платы, а какие на её повышение.

23. Что в марксистской политической экономии подразумевается под издержками производства?

24. Как в марксистской политической экономии определяется прибыль?

25. В чём состоит превращение прибыли?

26. Как определить норму прибыли?

27. Что такое цена производства?

28. Что такое средняя норма прибыли и средняя прибыль?

29. При каких экономических условиях и как происходит образование средней нормы прибыли и цены производства?

30. Актуальна ли, по Вашему мнению, марксистская теория об образовании средней нормы прибыли и её тенденции к понижению в современных рыночных условиях?

31. Что такое промышленный капитал?

32. Что такое кругооборот и оборот капитала? Каковы различия кругооборота и оборота промышленного капитала?

33. Дайте определение основного и оборотного капитала.

34. Что такое амортизация и амортизационный фонд?

35. Назовите условия формирования торгового капитала. Что такое торговый капитал?

36. Что такое торговая прибыль? Объясните разницу в понимании торговой прибыли политической экономией и экономикс.

37. Каков механизм образования торговой прибыли?

38. Назовите виды торговых издержек. Каким образом они возмещаются?

39. Сформулируйте и раскройте основные тенденции развития торгового капитала в современных условиях.

40. Что такое ссудный капитал? В чём состоят различия в определениях этой категории с позиций экономикс и политической экономии?

41. Как определить норму судного процента?

42. Назовите факторы, влияющие на норму ссудного процента.

43. Назовите и раскройте особенности аграрных отношений в условиях рынка.

44. В чём состоит специфика земли как средства производства?

45. Почему земля не имеет стоимости?

46. Назовите главных субъектов сельского хозяйства в условиях рынка. Каковы отношения между ними?

47. Что такое земельная рента? В чём состоит суть дифференциальной ренты?

48. Что такое монополия на землю как объект хозяйствования?

49. Каковы условия образования дифференциальной земельной ренты I и II?

50. Что является источником дифференциальной земельной ренты?

51. В чём состоит механизм образования дифференциальной ренты?

52. Что такое абсолютная земельная рента и почему она образуется даже на худших землях?

53. Что такое монополия частной собственности на землю?

54. Каково условие образования абсолютной земельной ренты?

55. Что является источником образования абсолютной земельной ренты?

56. Каков механизм образования абсолютной земельной ренты?

57. Что такое арендная плата?

58. Чем земельная рента отличается от арендной платы?

59. Что такое цена земли и как она определяется?

60. Назовите основные современные формы хозяйствования в аграрной сфере.

61. Каковы причины становления многообразия хозяйственных форм в аграрной сфере?

62. Что такое АПК? Какие элементы он в себя включает?

63. Каковы закономерности развития современного АПК?

64. Каковы причины и в чём состоят изменения в современных рентных отношениях?

65. В чём состоит суть аграрных кризисов? Каковы их причины?

66. В чём проявляются аграрные кризисы?

67. Какова связь аграрных кризисов и глобальной продовольственной проблемы?

68. Чем обусловлена необходимость государственного регулирования аграрных отношений в рыночных условиях?

69. Назовите и раскройте основные направления аграрной политики, проводимой в высокоразвитых странах.

 

Занятие 2

1. Основы дифференциации доходов:

а) объективные основы социально-экономической дифференциации доходов и проблема социальной справедливости;

б) измерение дифференциации доходов. Кривая Лоренца.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1. Гл. 8, 10 - 12; 7. Гл. ХII, п. 1, Гл. ХVIII, XIX, п. 1, 2; 24. Т. 1, Гл. 4 - 8, 10, 16 - 19, 21 - 23, Т. 3, Гл. 37 - 40, 45; 26. Гл. 20; 31. С. 392 - 416; 34. Л. 17, п. 2, 5; 36. Гл. 20, п. 1 - 4, гл. 22; 38. Кн. 1, Гл. IХ, ХII, ХV, ХVII; 40. Гл. 16]

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

К первому вопросу:

1. Что такое социально-экономическая дифференциация доходов?

2. Раскройте причины социально-экономической дифференциации с позиций политической экономии и экономикс?

3. Возможно ли устранение социально-экономической дифференциации в принципе? Как отвечает на этот вопрос марксистская политическая экономия и экономикс?

4. Как трактуется в экономической теории понятие социальной справедливости?

5. Что такое персональное распределение?

6. Как в экономикс измеряется дифференциация доходов?

7. Как выглядит и что показывает кривая Лоренца?

8. В чём состоит смысл коэффициента Джини?

Задания к теме 5

Задание № 1

Стоимость товара рабочая сила – это:

А) Прибавочная стоимость;

Б) Стоимость жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и его семьи;

В) Цена труда работника;

Г) Заработная плата наёмного рабочего.

 

Задание № 2

Потребительная стоимость товара рабочая сила заключается:

А) В способности создавать разнообразные товары;

Б) В способности приводить в движение средства производства;

В) В способности создавать прибавочную стоимость.

Г) В способности потреблять определённое количество товаров и услуг.

 

Задание № 3

Прибавочную стоимость создаёт:

А) Переменный капитал;

Б) Постоянный капитал;

В) Основной капитал;

Г) Оборотный капитал.

Задание № 4

Прибавочная стоимость – это:

А) Надбавка к цене;

Б) Стоимость рабочей силы;

В) Разница между ценой товара и материальными затратами на него;

Г) Стоимость товара минус постоянный и переменный капитал.

Задание № 5

51. Прибавочная стоимость создаётся:

А) В сфере денежного обращения;

Б) В производстве;

В) В сфере торговли;

Г) На фондовых рынках.

 

Задание № 6

Постоянный капитал – это:

А) Часть капитала, затраченная на средства производства;

Б) Часть капитала, затраченная на покупку рабочей силы;

В) Капитал, который затрачен только на средства труда;

Г) Капитал, затраченный только на покупку предметов труда.

 

Задание № 7

Переменный капитал – это:

А) Часть капитала, затраченная на покупку средств производства;

Б) Часть капитала, затраченная на покупку рабочей силы;

В) Капитал, затраченный на покупку зданий, сооружений, машин, оборудования;

Г) Капитал, затраченный на покупку сырья, материалов, топлива и электроэнергии.

 

Задание № 8

Основной капитал – это:

А) Капитал, затраченный на покупку средств производства;

Б) Капитал, затраченный на покупку предметов труда;

В) Часть производительного капитала, которая в процессе использования переносит свою стоимость на готовый продукт по частям;

Г) Капитал, затраченный на покупку рабочей силы.

Задание № 9

Оборотный капитал – это:

А) Капитал, затраченный на покупку рабочей силы;

Б) Капитал, затраченный на покупку средств производства;

В) Капитал, который переносит свою стоимость на готовый продукт сразу и полностью;

Г) Капитал, затраченный на покупку зданий, сооружений, машин и оборудования.

 

Задание № 10

Какие из перечисленных элементов входят в состав:

А) Основного А. Электроэнергия;

Б) Оборотного: Б. Машины и оборудование;

В) Постоянного: В. Заработная плата промышленных рабочих;

Г) Переменного капитала: Г. Здания и сооружения;

Д. Топливо;

Е. Полуфабрикаты;

Ж. Сырьё;

З. Прибыль капиталистов-промышленников;

И. Земельная рента земельных собственников.

 

Задание № 11

Какая из перечисленных форм доходов не является формой прибавочной стоимости:

А) Ссудный процент;

Б) Торговая прибыль;

В) Заработная плата промышленных рабочих;

Г) Капиталистическая земельная рента;

Д) Промышленная прибыль;

 

Задание № 12

Если переменный капитал составляет 100 долл., а прибавочная стоимость – 300 долл., то норма прибавочной стоимости составит:

А) 100%;

Б) 200%;

В) 300%;

Г) 400%.

 

Задание № 13

Какие определения заработной платы относятся:

А) К политической экономии: А. Заработная плата – плата за труд;

Б) К экономикс: Б. Заработная плата – стоимость труда;

В. Заработная плата – превращённая

форма стоимости и цены товара

рабочая сила;

Г. Заработная плата – денежная форма

переменного капитала.

 

Задание № 14

С точки зрения политической экономии издержки производства – это:

А) Затраты на производство и реализацию продукции;

Б) Затраты на средства производства;

В) Затраты на рабочую силу;

Г) Затраты на постоянный и переменный капитал.

Задание № 15

Какие из определений прибыли относятся:

А) К политической экономии: А. Прибыль – это избыток над

стоимостью товара;

Б) К экономикс: Б. Прибыль – это разница между

ценой производства и издержками

производства;

В. Прибыль – это порождение издержек

производства;

Г. Прибыль – это превращённая форма

прибавочной стоимости;

Д. Прибыль – это разница между

продажной и покупной ценой;

Е. Прибыль – это реализованная

прибавочная стоимость.

Задание № 16

Какие определения процента можно отнести:

А) К политэкономии: А. Процент – это часть прибавочной стоимости,

которую выплачивают промышленные

и торговые капиталисты ссудным;

Б) К экономикс: Б. Процент – это плата за кредит;

В. Процент – это цена капитала;

Г. Процент – это банковская прибыль.

Задание № 17

Какие из определений Вы отнесёте:

А) К дифференциальной: А. Экономическая форма реализации

частной собственности;

Б) К абсолютной земельной ренте: Б. Часть прибавочной стоимости, сверх

средней прибыли, присваиваемая

земельными собственниками;

В. Разница между общественной и

индивидуальной ценой;

Г. Разница между общественной и

индивидуальной стоимостью.

ТЕМА 6. CПРОC И ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ (2 часа)

 

Занятие 1.

1. Потребительский выбор и потребительское поведение:

спрос и полезность; теории предельной полезности: от кардинализма к ординализму. Излишек потребителя.

2. Правило максимизации полезности.

3. Эффект дохода и эффект замещения. Бюджетные линии и кривые безразличия.

 

ЛИТЕРАТУРА

[2. Гл. 5; 4. Т. 5; 5.; 7. Гл. ХVII, п. 1 - 6; 13. Гл. V; 14. Гл. 5, п. 1 - 3, Приложение к гл. 5; 19. Гл. 9; 26. Гл. 10; 30. Гл. 3, п. 3; 31.; 34. Л. 7, п. 1 - 9; 36. Гл. 6, п. 2 - 6; 37.; 39. Гл. 5; 40. Гл. 10, 11; 43.; 44.]

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

К первому вопросу:

1. Чем характеризуется поведение потребителя?

2. Как при помощи кривой спроса описывается поведение потребителя на рынке?

3. Что такое полезность и предельная полезность?

4. В чём смысл закона убывающей предельной полезности?

5. В чём состоит суть кардинализма и ординализма? В чём заключаются различия в подходах к анализу потребительского поведения в названных теориях?

6. Что такое потребительский излишек?

 

Ко второму вопросу:

1. В чём состоит смысл правила максимизации потребителя?

2. Каков механизм достижения равновесия потребителя?

К третьему вопросу:

1. Что такое эффект дохода и эффект замещения?

2. В чём состоит смысл эффекта Гиффена?

3. Что отражают кривые безразличия?

4. Какова роль линий бюджетного ограничения в теории потребительского поведения?

5. Как при помощи кривых безразличия и линий бюджетного ограничения определить равновесие потребителя?

 

Date: 2016-07-18; view: 432; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию